Накопляй и властвуй: первая гигафабрика готовится к открытию в России

13 289 37

В 2022 году в Калининградской области (городе Неман) стартовало строительство первой в России гигафабрики, специализацией которой станет производство литийионных аккумуляторов для электромобилей. В настоящее время новое предприятие готовится к запуску, а инвестиции в реализацию данного проекта оцениваются в 51 миллиард рублей (данные на 2023 год). Учитывая инновационный характер будущей фабрики, мы считаем необходимым более подробно рассказать о том, как будет функционировать новое производство.

Отметим, что место для строительства гигафабрики было выбрано неслучайно, ведь неподалеку располагается автосборочное предприятие «Автотор», которое с недавних пор занимается производством электромобилей. Ключевым инвестором проекта стала государственная корпорация «Росатом» (ООО «Рэнера»). Кроме того, сообщалось, что часть денежных средств в строительство предприятия вложит другая компания, имя которой не разглашалось. Еще 5 миллиардов рублей должна была выделить Калининградская область. Предполагалось, что итоговый объем инвестиций может достичь отметки в 26 миллиардов рублей (данные на 2022 год). Уже тогда глава «Росатома» Алексей Лихачев подчеркивал, что в ближайшее время в нашей стране должен вырасти спрос на системы накопления энергии, поэтому новая гигафабрика без труда сможет встроиться в меняющуюся конъюнктуру рынка. Технологическим партнером проекта стала южнокорейская Enertech International Inc. Для этих целей ООО «Рэнера» в 2021-м приобрело 49% акций данной компании.



Еще одним немаловажным аспектом является тот факт, что предприятие будет располагаться рядом с Балтийской АЭС, ведь производство аккумуляторов носит довольно энергозатратный характер. Вполне возможно, что часть электричества фабрика будет получать именно с атомной станции.

2022 год во многом стал поворотным для отечественной экономики, отразилось это и на финансовых параметрах нашего проекта. К 2023-му его стоимость выросла до 51 миллиарда рублей. Покрыть увеличившиеся расходы госкорпорация планировала с помощью заемных средств (21 миллиард рублей). Уже тогда стало заметно, что объем инвестиций в реализацию проекта значительно превышает затраты на строительство подобного рода гигафабрик в Европе и США. Объяснялось это тем, что завод строится с нуля и не имеет аналогов в России.

Теперь перейдем к техническим параметрам проекта. Мощность гигафабрики составит 4ГВт*ч. Ее производственные возможности позволят обеспечить литийионными батареями до 50 тысяч электромобилей. Если повышение спроса на данную продукцию, о котором мы говорили выше, и правда произойдет, то условия проекта предполагают строительство второй и третей очередей. Это позволит увеличить суммарную мощность производства до 14ГВт*ч. На базе предприятия будут изготавливаться аккумуляторы с катодом на основе NMC (никель – марганец – кобальт). Применение данной технологии особенно актуально для нашей страны, так как батареи такого типа обладают высокой энергоемкостью. Учитывая нехватку зарядных станций и расстояния, которые вынуждены преодолевать владельцы электромобилей, чтобы добраться до необходимой инфраструктуры, такой вариант выглядит оптимальным.

Кроме того, уточним, что первая отечественная гигафабрика будет производить аккумуляторы не только для легковых автомобилей, но и для электробусов, трамваев и речных электросудов. В обозримом будущем это позволит отказаться от импорта батарей и сэкономить на обслуживании городского электротранспорта.

Электромобили довольно часто критикуются, причем не всегда заслуженно. Например, многие ставят им в укор то, что на данный момент так и не удалось полноценно решить проблемы, связанные с утилизацией использованных аккумуляторов. Однако есть подозрение, что и эту проблему «Росатому» удалось решить. Так, в настоящее время в Дзержинске (Нижегородская область) строится первый в стране комплекс по переработке литийионных аккумуляторов мощностью до 25 тысяч батарей в год. Инвестиции в реализацию данного проекта оцениваются в 5 миллиардов рублей (данные на 2021 год). Из выработавших свой срок аккумуляторов будут извлекаться алюминий, медь, магнитные фракции, содержащий литий концентрат и другие полезные химические соединения, которые в дальнейшем можно будет снова использовать для промышленных нужд.

Нельзя забывать и о социальной значимости данного проекта. На новом производстве будет создано 1,5 тысячи рабочих мест (включая сопутствующие мощности), занять которые смогут жители Калининградской области. Кроме того, в перспективе предприятие станет одним из крупнейших налогоплательщиков региона. Совсем недавно эту информацию подтверждал и глава области – Алексей Беспрозванных. Губернатор заявил, что строительство гигафабрики представляет собой один из крупнейших инвестиционных проектов в регионе за последние годы.

Также добавим, что это не единственный подобный проект, который в настоящее время реализуется на территории Российской Федерации. Так, активными темпами ведется строительство предприятия по производству батарей для электротранспорта в Новой Москве (Красная Пахра), о котором мы уже рассказывали нашим читателям. Его ключевым инвестором также является государственная корпорация «Росатом». Планируемый ввод в эксплуатацию – 2026 год.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что отечественная электромобильная отрасль находится на начальной стадии бурного роста. Так, продажи новых электромобилей в 2024-м в РФ выросли на 26–31% по сравнению с 2023-м. Однако одним из главных препятствий для ее развития является отсутствие массового производства необходимых компонентов, например тех же накопительных аккумуляторов. В настоящее время «Росатом» пытается решить эту проблему, реализуя два крупных проекта. Отказ от иностранных батарей положительно скажется на достижении нашей страной технологической независимости в данной отрасли. В перспективе это положительно скажется как на стоимости электромобилей для личного использования, так и на развитии городских транспортных систем. Если все сложится удачно, то доля электрокаров в отечественном автопарке продолжит возрастать.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    8 декабря 2025 11:59
    Вы сначала обычные-то научитесь производить, да по нормальной цене...
    1. Voo
      0
      9 декабря 2025 14:45
      Вся история советско-рф автомобилестроения это тупое копирование или скупленное технологическое подражание. Вот и эти батарейки, кто их будет покупать по ценам выше китайских? Очередной слив бабла для поддержки "умнога" осваивателя этих денег. Если в СССР могли из передовых западных разработок, что то свое предложить, то в наше прогрессивное время ничего, кроме сборки китайских автоконструкторов на построенных Западом заводах на ум ничего не приходит.
  2. +2
    8 декабря 2025 12:27
    Интересно узнать бы параметры аккумулятора включая цену применительно к габаритам автомобильных с ДВС.
    1. +2
      8 декабря 2025 12:58
      Ну вы наивный! кто ж сам себе антирекламу будет делать?! :)
  3. Ron
    -1
    8 декабря 2025 13:01
    Цивилизация постепенно приходит и в россию
  4. +4
    8 декабря 2025 13:44
    Решили с КНР конкурировать. Почему фабрика на периферии? Можно и в Тульской обл. построить. Стоимость акк. и его технические характеристики? Повтор китайских или что-то новое.
    1. +3
      8 декабря 2025 16:51
      Почему фабрика на периферии?

      Почему на периферии? Просто Калининград вроде бы особая экономическая зона. Т.е. налоги там маленькие и бизнесмены больше положат в карман.
      1. +4
        8 декабря 2025 18:00
        Согласен, барыги наживутся. Аккумуляторы привезут, например в Тулу. Везти будут на судне из Калининграда в С.Петербург, затем перегруз на ЖД. Какая выгода, если на перевозке вся экономия коту под хвост. Экономисты, блин, до своего кармана.
  5. +5
    8 декабря 2025 13:45
    Нормальненько так.
    Стоимость проекта за год Еще Тогда возрасла в 2 раза. в последние 2 года данные о стоимости не приводят ,чтоб не смущать ,видно ,умы граждан.

    Вещали же недавно, вещали, что электромобили - это отстой и зло...

    И вот Миллиарды...да еще в Калиининграде, на стороне....
    Круто.
  6. +5
    8 декабря 2025 15:15
    нью васюки. Но деньги будут освоены
  7. +3
    8 декабря 2025 17:25
    Какая связь между обычным заводом и близостью АЭС? Они же там не центрифуги по обогащению урана под землей запитывают...
  8. +2
    8 декабря 2025 17:38
    Так АЭС там нет . Там газовые станции сейчас работают . А строительство действительно заканчивают, а может уже и закончили и выпуск начат ( для военных нужд) . Для разных роботизированных устройств пока и БПЛА . Зависимостей от заграницы по данным устройствам у нас быть не должно.
  9. +1
    8 декабря 2025 22:40
    Вот начерта нам дорогущие электромобили на которых никто не хочет ездить в наших холодах?! Простые то русские авто, стоящие теперь как крыло от самолёта, а качество ниже плинтуса, берут "с ножом у горла", а уж электрички то тем более! Стоят дороже, никогда эта разница не окупится, аккумулятора реально хватает ненамного, далеко не уедешь. Да ещё каждые 5 лет надо менять аккумулятор, который стоит больше пол машины! А старый аккумулятор неизвестно куда девать и ещё придется платить за его утилизацию!
    1. -1
      9 декабря 2025 13:54
      А может аккумуляторы пойдут не на чистые ,,электрички,, а на гибриды, которые лучше подходят для средней полосы , да и севернее. Да и вообще а почему вы считаете что этот завод будет производить их только для автомобилей ? Типоразмеры и области применения достаточно широки.
      1. 0
        10 декабря 2025 20:32
        Может быть, надеюсь, что вы правы. Но пока заикались только про автоаккумуляторы. Гибриды согласен, лучше, а для нас тем более, но что-то в мире они затухают, на фоне китайских и тесловских электромобилей. А мы же придерживаемся мировых тенденций и стандартов, как обезьяны! И вообще, не слышал, чтобы кто-то у нас хотя бы планировал делать гибриды Это же ещё дороже, чем электрички, ДВС+электромоторы и аккумуляторы!
  10. G N
    +1
    9 декабря 2025 01:57
    С чего бы ни начали — все время получается автомат Калашникова
  11. 0
    9 декабря 2025 06:36
    Строить в анклаве такие дорогие проэкты - как то опасно.
    1. -3
      9 декабря 2025 09:21
      Калининградская область это полуэксклав, а не анклав. Учите матчасть и не вводите людей в заблуждение.
      1. 0
        10 декабря 2025 05:47
        Не придирайтесь! Нюансы в обсуждаемом вопросе не решают ничего ровным счетом. Напомнили анек про пионера с кепочкой. Как вы живете в окружении людей, которые каждый второй коммент с ошибками пишут. Что то ваших выводящих из заблуждения речей не видать и не слыхать.
        1. 0
          10 декабря 2025 09:35
          Ну, если для Вас понятийный аппарат это нюансы, то добавить больше нечего.
          1. 0
            13 декабря 2025 06:28
            Ну, если для вас картинка важнее сути обсуждаемого вопроса, то стоит только выразить сожаление, что за деревьями вы не видите леса.
            1. -1
              14 декабря 2025 16:09
              Причем тут "картинка важнее"? Вы понятийный аппарат не уважаете, о чем с Вами разговаривать вообще?
              1. +1
                15 декабря 2025 05:42
                Раз вы поняли о чем был мой коммент, но вы докопались до приставок в спорном слове. Предполагаю, что вы - занудствуете, но избирательно. Раз вы не обращаете внимания на ошибки остальных комментаторов, значит, вы эти ошибки не различаете. Соответственно, ваш словарный запас ограничен только знанием этого политико-географического понятия. Вас не смущает, что в период обострения холодной войны федералы впихивают деньги в анклав (полуэксклав, по вашенски) весьма безбоязненно, значит вопросы политэкономии и конфликтологии также побоку. Ну, что еще можно сказать. Отстаньте!
                1. 0
                  16 декабря 2025 10:23
                  Во-первых, это не спорное слово, а четкий географический термин.
                  Во-вторых, переводить беседу в русло "а посмотрите сколько ошибок у других", это вообще детский сад.
                  1. 0
                    17 декабря 2025 00:28
                    Вот принесло же упертого понятийщика. Странно, что вас задело только это понятие. Продолжу про других - на вопросы комментаторов не отвечаете, которые достаточно интересные, зато ко мне прицепились. Очень странный подход. Тоже получается детский сад. Понятия эксклав, анклав, а также с приставками полу- жонглируются по усмотрению политиков. Мною было использовано наиболее медийно чаще используемое выражение. Прикапываться в коротких комментах к точности "понятийного аппарата", не в научном труде по международному праву - это какой-то кринж, трэш, хрень, короче.
                    1. 0
                      17 декабря 2025 22:39
                      То есть Вы мне серьезно продолжаете предъявлять за то, что благодаря мне Вы получили новые знания и стали умнее?
                      1. 0
                        19 декабря 2025 01:53
                        А вы продолжаете упорно игнорировать остальных комментаторов?! Странное упорство. А на основной вопрос о необходимости строить в таком странном месте (уговорили, не буду называть) не изволили прояснить ситуацию.
      2. -1
        12 декабря 2025 18:37
        В каком месте он "полу"?

        Цитата: Виктор Ануфриев
        Учите матчасть и не вводите людей в заблуждение.

        Тот случай, когда сам себе))
        1. -1
          14 декабря 2025 16:08
          Выход к морю имеет, учите матчасть.
          1. +2
            16 декабря 2025 15:03
            И что из этого? Вам ЭТО как-то реально поможет?)) Тот случай когда "знание" вами реальной матчасти дает абсолютное непонимание реального положения вещей)) географический полуэксклав по щелчку пальца превращается в абсолютно недоступный анклав))
            1. -1
              17 декабря 2025 22:38
              У Вас как с географией? Для того, чтобы Калининградская область стала анклавом, Балтийское море должно пропасть, а Польша и Литва должны стать единым государством. Такое по щелчку пальца происходит?
              1. 0
                23 декабря 2025 00:33
                У меня с географией полный ОК, а у вас с лоГикой развод и девичья фамилия.
  12. -1
    12 декабря 2025 15:26
    Давно пора заполонить города электробусами, а тесные вонючки-пазики ликвидировать вместе с заезженными жигами.
  13. 0
    12 декабря 2025 18:29
    Хорошая фабрика, так и хочется толкнуть лозунг: "Скоро во всей натовской технике")))
  14. +1
    13 декабря 2025 13:36
    Это что бы Европе было куда недалеко стрелять? Что бы списать деньги? 300 миллиардов подарили и теперь под обстрелы и терракты завод построили. Там кроме ядерного оружия и минных полей ничего не может быть.
  15. 0
    13 декабря 2025 14:54
    А вот сколько нужно Калининграду и области аккумуляторов для электромобилей в год? 1 тыс., две, пять? Так может мне кто-то внятно ответить, да и многим здесь, на кой эта супер-пупер фабрика построена "островной", а не на "материковой" части РФ, где издержки были бы меньше? Я вот не понимаю от слова совсем...
  16. -1
    14 декабря 2025 01:36
    если бы, практически все отметившиеся в комментариях... разом исчезли отсюда - переехали... в их лучший мир...
    этот то им не подходит - ведь, судя по комментариям - исходят на желчь.. от присутствия в нём ...
    хотел бы знать... как там у них дела ... в том... их Мире...