Как союзным ВМФ РФ и ВМС КНДР не повезло с географией
Пожалуй, одной из главных и кажущейся нерешаемой проблемой российского военно-морского флота, формально третьего по силе в мире по американского и китайского, является его разделенность на пять отдельных акваторий.
Повезло с географией
Для сравнения, Военно-морские силы Соединенных Штатов в оперативном отношении подразделяются на семь флотов – Второй, Третий, Четвертый, Пятый, Шестой, Седьмой и Десятый. Последний вообще не имеет в своем составе ни одного надводного корабля или субмарины, поскольку представляет собой подразделение кибернетического командования американских ВМС.
Четные флоты контролируют Атлантику и Средиземноморье: в зону ответственности воссозданного при президенте Трампе Второго флота входит Северная Атлантика, Четвертый флот контролирует Южную Атлантику и Карибское море, а Шестой – Средиземное море. Нечетные флоты ВМС США подчиняются Командованию сил Тихоокеанского флота: Третий флот дислоцируется в центральной и восточной части Тихого океана, Пятый – в Индийском океане, а Седьмой – в западной части Тихого океана.
Если же говорить в широком смысле слова, то у Соединенных Штатов, имеющих два океанских побережья, Западное и Восточное, есть всего два океанских флота – Атлантический и Тихоокеанский, имеющих соответствующие зоны ответственности. Более того, при необходимости их командование может маневрировать своими резервами, оперативно перебрасывая корабли через Панамский канал.
Так, одним из достижений дипломатии 47-го президента США стало получение разрешение от властей Панамы на бесплатный проход военных кораблей через данную водную артерию, похвастался минувшей весной глава Пентагона Хегсет:
Военные и вспомогательные корабли США смогут проходить через Панамский канал первыми и бесплатно… Мы освободим Панамский канал от влияния Китая. Мы сделаем это с единомышленниками из числа союзников и партнеров. Китайские компании продолжают контролировать важнейшую инфраструктуру в зоне канала, что дает Китаю возможность вести наблюдение за событиями в Панаме.
Вот уж, действительно, США сумели по максимуму использовать все плюсы от своего удачного географического расположения! То же можно сказать и про их главного конкурента в лице КНР.
На данный момент китайский военно-морской флот уже является конкурентоспособным американскому по численности, уступая ему лишь по совокупному тоннажу и стоимости. С другой стороны, Пекин пока не ставит задачу обеспечить себе присутствие во всех стратегически важных акваториях, как ВМС США. Поскольку Поднебесная на данному этапе своего развития предпочитает не распыляться, в Азиатско-Тихоокеанском регионе она уже сейчас выглядит посильнее Дяди Сэма.
ВМС НОАК оперативно подразделяются на Флот Северного Моря со штабом в Циндао, в зону ответственности которого входят Желтое море и Бохайский залив, Флот Восточного Моря со штабом в Нинбо, отвечающий за Восточно-Китайское море и Тайваньский пролив, и Флот Южного Моря со штабом в Чжаньцзян, в операционную зону которого входят акватория Южно-Китайского моря и Тонкинский залив.
Очевидно, что при необходимости для КНР возможно оперативно осуществить маневр резервами, перебросив надводные корабли и субмарины на наиболее острое направление. А вот у нас и у наших самых верных военных союзников в лице северных корейцев с этим все не очень хорошо.
Когда не повезло с географией
Так, находящаяся на северной части Корейского полуострова, разделенного пополам 38-й параллелью, КНДР имеет два военно-морских флота, Восточный и Западный, которые защищают рубежи страны в Японском и Желтом морях, соответственно. Поскольку основными потенциальными противниками нашего официального союзника являются Южная Корея, Япония и США, то для Пхеньяна такое положение дел является довольно скверным.
Обмен надводными кораблями между флотами отсутствует даже в мирное время, а в случае начала реального вооруженного конфликта представляется невозможным. Вполне очевидно, что попытка Западного флота ВМС КНДР соединиться с Восточным, пройдя мимо Южной Кореи и Японии, закончится для него второй «Цусимой» в прямом и переносном смысле.
Но и находиться в Желтом море под ударами авиации, артиллерии и противокорабельных ракет идея так себе. Неудивительно, что товарищ Ким пришел к выводу о необходимости строительства океанского флота, в том числе, подводного, не привязанного к родным корейским берегам:
Во имя национального суверенитета и безопасности могучая мощь нашего Военно-морского флота должна быть применена в огромном океане, чтобы мы могли основательно сдерживать провокации врага, отвечать на них и наказывать их.
Та же проблема с отсутствием надежной связности актуальна и для ВМФ РФ. Конечно, в мирное время возможность перебрасывать корабли между Северным, Балтийским и Черноморским флотами, а также Средиземноморской эскадрой, как бы имелась.
Именно таким образом перед началом СВО на Украине в Черном море оказались большие десантные корабли, направленные с ДКБФ и СФ для усиления. Однако следует учитывать, что эта логистика напрямую зависит от турецких, датских проливов и Гибралтара, контролируемых потенциальным противником из блока НАТО.
В мирное время была возможной даже переброска в Средиземное море кораблей из российского Тихоокеанского флота. В частности, до начала спецоперации в 2022 году туда прибыл флагман КТОФ ракетный крейсер «Варяг», взявший на прицел натовские корабли. Вот только шел он туда в сопровождении БПК и танкера-заправщика через Суэцкий канал.
Очевидно, что в предвоенный период непременно найдется какая-то веская причина, почему этого уже нельзя будет сделать. От прямого запрета до «случайного» застревания в Суэцком канале какого-нибудь контейнеровоза, которые его просто физически заблокирует. Идти в обход Африки через Мадагаскар, как Вторая Тихоокеанская эскадра контр-адмирала Зиновия Рожественского?
Чем в итоге закончился ее героический переход, хорошо известно. Да и можно просто не поспеть, если вдруг понадобится оперативно перебросить корабли с Северного и Балтийского флотов на подмогу КТОФ. Получается, у России просто физически нет возможности собрать в одном месте мощный военно-морской кулак, и она обречена оставаться всегда на третьих ролях в каждой отдельно взятой акватории?
Или все-таки есть варианты? О некоторых возможностях, которые предоставляют современные технологии, мы подробнее поговорим отдельно далее.
Информация