La Verdad: затонувшее судно «Урса Майор» перевозило ядерные реакторы для КНДР

29 047 48

Российское грузовое судно «Урса Майор», затонувшее в Средиземном море в конце 2024 года неподалёку от испанского побережья, перевозило два ядерных реактора, которые, предположительно, предназначались для Северной Кореи. Об этом сообщило испанское издание La Verdad, ссылаясь на детали официального расследования.

Согласно публикации, следователи рассматривают версию внешней атаки. В материалах расследования говорится, что пробоина на правом борту судна по своим размерам и характеристикам соответствует повреждениям, нанесённым суперкавитационной торпедой с диаметром боеголовки 500 мм. Подобные боеприпасы стоят на вооружении России, Китая, а также ряда стран НАТО.



Издание отмечает, что «Урса Майор» относилась к так называемому «теневому флоту» – судам, которые используются для обхода международных санкций и не всегда отражают реальное назначение своих рейсов.

Особое внимание испанских властей привлекли два синих контейнера, размещённые на корме судна. Они не соответствовали заявленному описанию груза, которое предоставил капитан «Урса Майор» Игорь Анисимов. Следователи предполагают, что в контейнерах находились два ядерных реактора типа ВМ-4СГ для подводных лодок.

По данным расследования, изначальный план предполагал доставку оборудования из Санкт-Петербурга в северокорейский порт Расон. Географически он расположен всего в нескольких километрах от Владивостока – формального пункта назначения судна, указанного в документах. Однако реальная цель рейса, как считают следователи, могла быть скрыта.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    29 декабря 2025 20:51
    А чего он не поплыл по Северному морскому пути (СМП) ? Во первых ближе в два раза, во вторых безопаснее. Я уж думаю персональным ледоколом снабдили бы. Сейчас китайские контейнеровозы начали ходить по СМП.
    1. +6
      29 декабря 2025 21:02
      Вопрос, если это контейнеры с реакторами, почему тупо не отгрузили ж/д?
      Ответ - Если.
    2. +12
      29 декабря 2025 21:03
      Как человек некомпетентный, хочу спросить: разве ядерный реактор нельзя доставить напрямую(!) сухопутным путем?
      1. +2
        29 декабря 2025 21:30
        Как правило реактор не умещается на ж/д транспорт. Не каждое судно потянет. А судно которое потопили как раз для перевозки крупногабарита.
        1. +1
          29 декабря 2025 21:36
          Спасибо!
          Поисковик:

          Перевозка ядерного реактора по шоссе — это сложнейшая логистическая операция, требующая специализированного транспорта (многоосные платформы), временного строительства или реконструкции дорог, мостов (укрепление, разбор коммуникаций), полного перекрытия движения и масштабного сопровождения ГИБДД и спецслужб для обеспечения безопасности, контроля габаритов, массы и соблюдения графика, как это было при доставке корпуса реактора в Россию
        2. +5
          29 декабря 2025 22:22
          Ядерный реактор для АЭС на жд платформу не влазит, а вот для АПЛ габариты меньше, должен влезть.
        3. +2
          29 декабря 2025 22:29
          Может быть ошибаюсь, но думаю - реакторы для ПЛ вполне убрались бы на жд платформу, хотя... - возможно кто-то хотел и мог на этом навалиться.
        4. +1
          30 декабря 2025 06:57
          В самой статье указано что в контейнерах везли. Контейнер по железной дороге можно увезти без проблем.
          Всё таки реактор для подлодки а не электростанции
      2. -2
        30 декабря 2025 13:27
        Нельзя. Вес. Точно я не знаю, сколько именно этот тип весит, но порядок такой - 150-200 тонн.
        По автодороге в принципе можно, но у нас не везде 1 категория, т.е. просто расплющит полотно, и нет авто моста с КНДР. Только строится и не факт, что столько можно по нему возить будет.
        По железке. Тоже вес. Банально.
        Авиа - максимум 100 тонн возят, опять вес.
        Так что только море - акеян. А вот почему не пошли через СМП - загадка. Возможно все еще не верили, что цивилизованные партнеры давно стали террористами и легко бабахают корабли, газопроводы и самолеты? Когда им это надо. Но теперь шишки набили. Это большое счастье, что у нас есть СМП. Независимая связь с не западным миром. Дорогого стоит!
        1. +1
          30 декабря 2025 18:28
          А вот почему не пошли через СМП - загадка?

          Загадка в том, что если реакторы изготовили в Петербурге – как, и главное зачем, они оказались (в ловушке!) в ...Средиземном море?!
  2. HJP
    +7
    29 декабря 2025 21:20
    Доставка из Санкт-Петербурга в КНДР через Средиземное море?
    Если авария у берегов Испании, то через Гибралтар.
    Они бы хоть на глобус посмотрели, неумные люди.
    1. 0
      30 декабря 2025 07:04
      Через Суэцкий канал. Туда только из Средиземного моря.
  3. +11
    29 декабря 2025 21:21
    Сплошное враньё. Реакторы для лодок по габаритам не очень большие поэтому вполне перевозятся ЖД. Судно обследовано . Там было по уверению экипажа несколько взрывов в районе машинного отделения. Характер пробоин говорит , что это не торпеды. Так что сплошное враньё для нагнетания обстановки. Да наверно уже нашим военным точно известно кто , что и как. По этому принят ряд мер , в том числе и по нахождению в акваториях наших портов и у причалов портов иностранных судов , со швартовкой вблизи или рядом с нашими судами. Ещё начал выполнятся ряд мероприятий противодиверсионный во всех портах силами морских спецподразделений. А так же приняты какие то технические специальные меры для подобных судов , если предполагается их заход в иностранные порты.
    1. -2
      29 декабря 2025 21:51
      Реакторы для лодок по габаритам не очень большие поэтому вполне перевозятся ЖД.

      Дело не в габаритах, а в массе. Для перевозки реактора нужна специализированная платформа. Это первое. Второе: несложно догадаться, что переправка реактора в КНДР – это операция повышенной секретности. А на ж/д никакой секретности нет.

      1. +2
        29 декабря 2025 22:26
        А на ж/д никакой секретности нет.

        Да, уж! По жд всё перевозится, включая секретные грузы.
        1. -2
          29 декабря 2025 22:27
          Посмотрите на фото, что я прикрепил к предыдущему комментарию. Где здесь секретность? Это вам не 40 футовый контейнер, внутри которого может быть всё что угодно.
          1. 0
            29 декабря 2025 22:45
            Смысла прятать корпус ядерного реактора на жд нет. Они всё равно известны доподлинно. Если даже в Корею, то успешно доехали бы на жд. Сам реактор не очень большой, а если со всей обвязкой, то на жд возможно и не влез бы.
            1. -2
              29 декабря 2025 22:46
              Это экспорт ядерных оборонных технологий. Запрещено ДНЯО. Потому по ж/д не вариант.
  4. +3
    29 декабря 2025 21:28
    Это, что за бред, два контейнера с таким грузом можно было по ж/д доставить без рисков.
    1. 0
      29 декабря 2025 21:30
      Написал не читая комментарии, извините за повторение.
    2. -4
      29 декабря 2025 21:51
      Вы упускаете фактор скрытности, который был необходим. Что везет судно, узнать непросто, а специализированную платформу для перевозки реактора видно даже со спутника. Особенно становится интересно, если она пересекает государственную границу...
      1. +3
        29 декабря 2025 23:34
        Да и именно поэтому, самым неуязвимым ракетным комплексом СССР был — «боевой ракетный железнодорожный комплекс», и именно поэтому, сейчас считают размещение ракетных систем в транспортных контейнерах — самым перспективным способом для скрытного нанесения ударов. Отследи сотни миллионов контейнеров, попробуй поиграть в эти «наперстки».
        1. 0
          30 декабря 2025 11:03
          Еще раз для тугодумов. Реактор АПЛ в обычном контейнере не перевезти. Для этого существуют специализированные платформы. Используя их, ни о какой скрытности уже речи быть не может. Потому по морю – как раз более предпочтительный вариант.
          1. +2
            30 декабря 2025 11:19
            В чем предмет спора? В статье указаны контейнеры! Зачем додумывать.
            1. 0
              30 декабря 2025 11:27
              Что за синие "контейнеры" там были, хорошо известно. Они попали на снимки до крушения судна (ближе к корме). Совершенно очевидно, что на жд-платформы они бы не встали. Габариты даже близко не те.
              1. +1
                30 декабря 2025 11:40
                И где вы увидели габариты? Там стоят, если это вообще контейнеры (смущают круглые углы), по несколько контейнеров в группе, а вполне (если исходить из закругленных углов), это вообще накрытые тентом, как писалось — крышки реакторов, но тогда, это не для лодок — диаметр под 10 метров.
                1. 0
                  30 декабря 2025 11:46
                  ...если это вообще контейнеры

                  Я не пойму, кто вам вообще сказал, что это были именно стандартные контейнеры? Об этом нигде сказано не было. Контейнер – понятие широкое.

                  Там стоят... по несколько контейнеров в группе

                  Откуда такая информация?
                  1. 0
                    30 декабря 2025 21:42
                    В сфере логистики контейнер не являться широким понятием, это абсолютно конкретные 5 футов, 10 футов, 20 футов и 40 футов длины, две высоты и одна ширина изделия, предназначенные для транспортировки на стандартных транспортных средствах в стандартных дорожных и морских условиях. Все остальное от лукавого и никто не будет оперировать этим термином описывая сферу перевозки — в данном конкретном случае просто сообщат о транспортируемых единицах — два крана, две крышки
                    1. 0
                      30 декабря 2025 22:43
                      Статью не логисты писали, а журналисты La Verdad.
                  2. 0
                    31 декабря 2025 00:27
                    Вся информация с найденного и размещенном вами здесь фото, спасибо — оно хорошо демонстрирует не соответствие доводов в статье про контейнеры, а склоняет в пользу перевозки крышек (или других изделий круглой формы), только прошу не начинайте, что крышки бывают и не круглые.
          2. 0
            2 января 2026 16:10
            Реактор для лодок похож на цистерну и такой же по габаритам. Перевозится как технологическое оборудование для химической промышленности. Да и вполне перевозится по ЖД, там нет ограничений , он же без начинки , обычная железка . Под разные договоры не подпадает от слова совсем. Да и секретно его перевезти по ЖД не проблема . НО их на судне не было. Просто ищут хоть какое то оправдание его потоплению и тут надо спрашивать с украинцев и англичан.
            1. 0
              2 января 2026 16:19
              Я на эту чушь даже отвечать не стану. Время пожалею.
              1. 0
                2 января 2026 16:30
                Жалей не жалей время нот это не является передачей ядерных технологий ядерной стране. Там нет ядерных материалов и нет технологии производства самого реактора . Это входит в перечень энергетического оборудования, которое возможно к продажам. Но просто вы не купите то , что без ядерных материалов не будет работать. А сборки для заправки этих реакторов мы не продавали. Тем более что реакторы которые работают на подводных лодках (и ледоколах) сейчас , после разных модернизаций ,начинают идти в гражданский сектор для малых АЭС. Так что Россия по поставкам ядерных технологий ничего не нарушала. Вы бы тему более тщательно бы проработали и побывали бы на специализированных сайтах. Да и сами соглашения по расрпостранению всякой гадости , более внимательно бы изучили. Ну и ещё в тему - южно-корейцы тоже приступили к строительству своей атомной ПЛ. Это как?
      2. +1
        30 декабря 2025 06:30
        а на судно как доставляли контейнеры? под землей?
        1. 0
          30 декабря 2025 11:05
          На судно и в КНДР – принципиально разные вещи.
  5. +1
    29 декабря 2025 22:37
    Кто принял решение перевозить реакторы столь безумным путём, вот в чем вопрос. Надеюсь он уже отстранён от должности и в отношении него проводится служебное/уголовное расследование
    1. 362
      0
      30 декабря 2025 16:07
      Да,уже 58-8 статью врагам готовят.Подобные грузы предпочтительно возят морским транспортом.Это " негабарит" ,для перевозок сплошной геморой....
    2. 0
      2 января 2026 16:13
      К вам и приедут что чушь разную пишите. Ну не было на судне реакторов. И не надо далее разгонять эту ложь .
  6. +5
    29 декабря 2025 23:42
    Похоже, испанцы разгоняют сенсацию для раздувания ажиотажа. "Следователи предполагают, что в контейнерах находились два ядерных реактора типа ВМ-4СГ для подводных лодок", что весьма сомнительно. Ведь это старые реакторы, второго поколения, последние из которых вводились в эксплуатацию больще тридцати лет назад. Везде пишется, что грузом были две крышки для реакторов строящегося ледокола и два мобильных портовых крана. Пунктом назначения указывался Владивосток.
    1. 0
      30 декабря 2025 09:07
      Вот это ближе к истине. Не было там ни каких реакторов и КНДР не при чем.
    2. 0
      2 января 2026 16:14
      Вот это правда про краны и крышки.
  7. +3
    29 декабря 2025 23:52
    Не будучи специалистом в этом деле, все же удивляешься: как перевоз такого секретного материала мог стать известным врагу? Спутниковая разведка? Которая есть у врага, но нет у нас? Возможно. Тогда зачем делать все это так глупо-видимо? Кроты в контрразведке? Возможно, и тогда это серьёзно. Враньё запада? Возможно, но это покажет будущее. А вообще звучит всё это как очередная приличная лажа.
    1. 362
      0
      30 декабря 2025 16:12
      Весь мир занят подобными перевозками ( секретится очень многое),только ,похоже мира в мире для Штатов и Англии давно не существует.Нам бы, как- нибудь ответить бы ,желательно по Британии
  8. +1
    30 декабря 2025 06:57
    И до сих пор ни одно наглосакское корыто не потопло при невыясненных обстоятельствах .
  9. Oao
    0
    31 декабря 2025 04:52
    Хроника возгонки
    Крышки трюмов для ледоколов-контуры реакторов-сами реакторы
  10. 0
    2 января 2026 12:06
    Эти журналюги неумные люди,зачем топтаться вкруговую ,когда можно напрямую их привезти
  11. 0
    3 января 2026 12:31
    Надо быть идиотом чтобы через средиземье продолжать переть. Прыгать по граблям - наше всё.
  12. 0
    3 января 2026 14:15
    пустышка для натовского читателя...но видно здесь клюют тоже.
    wassat