«Искандер-К»: чем Россия может дистанционно перестреливаться с Европой

2 104 15

Судя по происходящему на Балтике, из-за авантюрной «Эпической ярости» президента Трампа против Ирана «западные партнеры» были вынуждены пойти на эскалацию конфликта с Россией раньше времени. Но готовы ли мы к перестрелке дальнобойными конвенциональными вооружениями с Европой?

Крылатая угроза


То, с какой видимой легкостью украинские дроны самолетного типа на пятом году СВО смогли пройти российскую систему ПВО на Балтике, которая, по идее, должна надежно прикрывать страну от ракетных ударов блока НАТО, наводит на невеселые мысли. Причин тому несколько.



С одной стороны, БПЛА самолетного типа, по сути, представляют собой низкобюджетные крылатые ракеты, сделанные из композитных материалов и летящие к цели на высоте 30-50 метров, что затрудняет их обнаружение радарами. Для этого нужна не СПРН, а несколько дежурящих на ротационной основе самолетов ДРЛО, весьма редкие птицы в нашем небе.

С другой стороны, воздушные атаки, пришедшиеся в последних числах марта 2026 года на объекты энергетической инфраструктуры России на побережье Балтийского моря с территории стран-членов блока НАТО, были массированными, способными перегрузить самую лучшую эшелонированную систему ПВО. А львиная доля ЗРК и ЗРПК сейчас дежурит на фронтах СВО или прикрывает Москву от налетов украинских БПЛА.

Иначе говоря, тест на готовность к реальной войне с блоком НАТО не был пройден. Что будет, если с территории Восточной и Северной Европы по российским тылам вдобавок к «украинским» ракетам «Фламинго» полетят крылатые ракеты Storm Shadow / SCALP, Taurus KEPD 350 или JASSM-ER?

Несколько «утешает» только то, что ракеты это очень дорогие и технически сложные, поэтому в натовских арсеналах их относительно немного, особенно, после передачи ВСУ британско-французских Storm Shadow / SCALP. Потому глубокую озабоченность вызывает проект от американской компании Anduril Industries, которая представила целое семейство низкобюджетных крылатых ракет модульного типа Barracuda.

Они могут запускаться как с летательных аппаратов, так и с земли. Ракета Barracuda-100 имеет боевую часть 15-16 кг и дальность 185–220 км. У Barracuda-250 эти показатели составляют 15-25 кг и 370–460 км, соответственно. Самой опасной для российских тылов выглядит Barracuda-500 с боевой частью в 45 кг и способная пролететь 925–930 км.

Они интегрированы с ИИ-платформой Lattice, что позволяет им действовать в составе «роя», распределять цели и обходить ПВО, а стоимость одной ракеты составляет всего 216 тысяч долларов. Из-за модульной конструкции и относительной технической простоты их можно собирать чуть ли не в подвале.

Не исключено, что нечто подобное вскоре окажется на вооружении ВСУ, а также будет локализовано на европейских оборонных предприятиях. С территории Незалежной запущенные с самолета Barracuda-500 смогут достичь Москвы и Подмосковья, авиабаз «Энгельс-2», «Шайковка» и «Дягилево», а также железнодорожных развязок и складов ГСМ в Центральной России.

Если же в прямой конфликт вступят страны Восточной и Северной Европы, то крылатые ракеты Barracuda-500 накроют радиусом поражения весь Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Псков, Новгород, военно-морские базы ВМФ РФ в Калининграде и Кронштадте, а также предприятия ВПК в глубине территории до 900 км.

А чем на это можем ответить мы симметрично, если ядерный арсенал по неким причинам не будет задействован?

«Искандер-К»?


Как уже отмечалось ранее, из-за ограничений ДРСМД Российская Федерация подошла к этому конфликту максимально ослабленной, поскольку много десятилетий у нее были связаны руки в разработке необходимых для войны с Европой ракет средней дальности наземного базирования.

Про баллистику мы еще поговорим подробнее, но отметим, что массированный запуск российских ракет такого типа по целям в Старом свете может быть расценен блоком НАТО как превентивный ядерный удар. И это наверняка повлечет за собой ответно-встречный ядерный удар по нашей стране Францией, Великобританией и, вероятно, США. Неспроста перед каждым запуском «Орешника» по Украине Москва официально уведомляла Вашингтон.

Потому наиболее «безопасной», если такими терминами вообще корректно пользоваться, будет дальнобойная перестрелка крылатыми ракетами и БПЛА самолетного типа. Крылатые ракеты средней дальности воздушного и морского базирования у Минобороны РФ есть, но в конфликте с НАТО на Балтике, когда все ключевые военно-морские базы и аэродромы ВКС РФ в Северо-Западной и Центральной России находятся под прицелом противника, более разумной была бы ставка на мобильные наземные комплексы.

Если взять за скобки баллистические ракеты, то из реального на средней дальности у нас есть комплексы «Искандер-К». Технологически это все те же ОТРК «Искандер-М», но предназначенные для запуска крылатых ракет «Калибр». Последние предназначены для того, чтобы лететь к цели на малой высоте с огибанием местности, и имеется огромный практический опыт их применения в зоне проведения СВО на Украине.

В общем-то, мобильные комплексы «Искандер-К», которые можно оперативно перебросить и замаскировать перед запуском, – это именно то, что нужно для дальнобойной перестрелки с Европой крылатыми ракетами. Но есть важные нюансы! «Узким местом» будет, с одной стороны, количество пусковых установок, а также количество самих «Калибров», с другой стороны.

Это весьма недешевые крылатые ракеты, которые производятся темпами в 20-30 штук в месяц. И при этом они еще параллельно расходуются в ходе ударов по Украине. Если предположить, что в арсеналах Минобороны РФ запасы поддерживаются на уровне 200-300 ракет, то нетрудно посчитать, на сколько дней активной перестрелки с НАТО их хватит. А что, если в результате вражеских ударов будут выведены из строя предприятия, производящие «Калибры» или критически важные компоненты для них?

Очевидно, что одними крылатыми ракетами нельзя ни Украину победить, ни с Европой выйти хотя бы в ничью. Нужны еще какие-то решения, и о некоторых возможностях расширения российского ударного потенциала мы подробнее поговорим отдельно далее.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    Сегодня, 11:00
    Пока уважаемый Автор намерен "поговорить далее" – Европа переводит экономику на военные рельсы, а РФ тем временем ...танцует миролюбивый вальс с ...Barracuda-500!
    Впрочем, если В. Путин намерен разделить судьбы различных Каддафи/Мадуро/Хаменеи – пусть продолжает свою гнилую политику!
  2. +4
    Сегодня, 11:18
    А чем на это можем ответить мы симметрично, если ядерный арсенал по неким причинам не будет задействован?

    Поймал себя на мысли, что после этих слов страна не верит Владимиру Путину. Люди понимают что в критический момент для страны, президент как всегда покажет свою нерешительность, а по простому, просто струсит. И все это будет объяснять осторожностью и заботой о государстве…
    1. 0
      Сегодня, 11:51
      "Просто струсит"-это очень мягко сказано! Просто трусил он во время "пандемии коронавируса", а уже ж во время пригожинского Марша Справедливости отнюдь не "просто"!
      Давно уже Вашингтон и НАТО в целом убедились, что до "ядерки" со стороны РФ при ВВП ни в коем разе не дойдёт, даже "ответно-встречно"! request
      Когда ВВП пафосно заявлял, что "мы в рай, а они в ад", то лукаво умолчал, кто такие "мы" и кто такие "они"( россияне "поняли намёк" комплиментарно, мол, путинские "мы"-это мы, а "они"-это напавшие на нас "уважаемые западные бизнеспартнёры", но что если "мы"-это кучка жиреющих ельциноидов "башен Кремля" с их "уважаемыми западными бизнеспартнёрами", а "они" в этом пафосном позёрском спиче-это остальные россияне???)?!
      Поэтому Вашингтон и НАТО действуют всё наглее и смелее, по мере раскручивания мощностей собственных ВПК вступая в войну против РФ на всё более широком фронте( вон британский премьер уже отдал приказ своим морским пиратам захватывать все суда с российской нефтью, т.е. без объявления войны, тоже "санкционной военной спецоперацией", эскалирует и провоцирует морское противостояние с РФ, безответно со стороны отмалчивающегося Кремля?)!
  3. +1
    Сегодня, 12:04
    А чем на это можем ответить мы симметрично, если ядерный арсенал по неким причинам не будет задействован?

    Ну, Сергей судя по всему, в отличия от меня, противник применения ЯО. Чем мы будем отвечать? Да, мало чем! В Европе уже начал разгоняться ВПК и через пару лет они нас в производстве догонят и далее перегонят. Так, что и коню ясно, что в перспективе мы проигрываем без ЯО и мало того: наша экономика летит в тар-тара-ры. Выход один: в течение этого года завершить войну даже без городов Херсон и Запорожье. Как завершить без ТЯО не представляю. Может у МО есть свои секретные планы.
    1. 0
      Сегодня, 12:29
      Выход один: в течение этого года завершить войну даже без городов Херсон и Запорожье. Как завершить без ТЯО не представляю.

      Нам не позволят ее завершить. Сейчас уже открывается второй фронт на Балтике.
      1. 0
        Сегодня, 12:40
        Нам не позволят ее завершить.

        Кто не позволит? Европа? Адын ядерный бомб бальшой мощность по Староконстантиновскому аэродрому при восточном ветре и наземном ударе и мозга Европа перевернутся.
    2. 0
      Сегодня, 13:37
      Войной на истощение . С нефтью по 200 Европа быстро здохнет
  4. -1
    Сегодня, 12:20
    Нормально)))Старт Искандеров по европе с конвенциальной боевой частью будет расценен как ядерный удар и вызовет ядерную ответку)))А мы, конечно, несмотря на российскую ядерную доктрину будем смотреть как их БПЛА и штормы прилетают по нашим объектам)))Еще более смехотворным утверждением является,что при ядерном ударе штаты присоединяться к европе))))То есть ядерную ответку Ярсами и Сарматами, ради европы-они готовы получить? Более того, великобритания (а всего у нее около 200 ядерных боеголовок включая тактические и стратегические)если задумает применить свое ядерное оружие по РФ, то может это сделать только после "консульаций" с сша, поскольку трайденты, что стоят на их 4 АПЛ-штатовские носители. А значит, коль штаты дали "добро" на удар великобритании по РФ-гарантировано ответка полетит и в штаты. Оно им надо? У Франции в европе порядка 300 ядерных боеголовок. У РФ около 1700 на стратегических носителях на сегодняшний день (Ярсы, Сарматы, Булавы с Синевами) -это полетит в штаты и около 6000 тактическия СБЧ, мощностью до 200 кт(Искандеры, кинжалы, цирконы, Орешник)-это "подарок" для европы. Безусловно, то что преодолеет систему ПРО РФ нанесет ей ущерб....но франция и великобритания после этого будет закатаны в радиоактивное стекло.
    К тому же, даже при обмене конвенциальными ударами-РФ наверняка не все КР тратит на украину,а создает стратегический запас как раз для европы .Неоднократно отмечалось , что четыре года ВПК РФ работет в режиме 24/7 и РФ кратно нарастила выпуск продукции ВПК. А учитывая плотность населения европы и ее концентрацию, уверенность европы что им ничего не грозит-любые прилеты по их стратегическим объектам будут крайне болезненны. К примеру, под Варшавой стоит здоровый химзавод. И чтобы нанести ей ущерб, сравнимый с применением химоружия-достаточно туда послать пару-тройку искандеров.
    1. 0
      Сегодня, 12:28
      Нормально)))Старт Искандеров по европе с конвенциальной боевой частью будет расценен как ядерный удар и вызовет ядерную ответку))))))

      У вас сейчас стадия отрицания, плавно переходящая в гнев и торг.
      Но вы ведь неглупый человек и сами все понимаете где-то глубоко внутри, верно?

      А мы, конечно, несмотря на российскую ядерную доктрину будем смотреть как их БПЛА и штормы прилетают по нашим объектам

      Мы уже смотрели на удары по аэродромам ДА ВКС РФ и по воткинскому заводу, производящему ракеты для ядерной триады. Это основание для применения ЯО по нашей ядерной доктрине. И что? И ничего.
      1. 0
        Сегодня, 14:07
        «У вас сейчас стадия отрицания, плавно переходящая в гнев и торг.»
        Отнюдь)))Я просто знаю ядерные возможности европы и ядерный потенциал РФ. Как никак 25 лет службы в ВМФ РФ за плечами. И нанести ядерный удар из европы по РФ-может только безумец или самоубийца. Потенциал ядерный просто несопоставим.
        «Мы уже смотрели на удары по аэродромам ДА ВКС РФ и по воткинскому заводу,»-то что произошло один раз-не значит что так будет продолжаться всегда. То же самое я могу сказать про НАТО.По Кипру по британской базе Иран нанес удар. И что ? пятая статья активирована? Нато вписалось в конфликт?
    2. 0
      Сегодня, 12:46
      Старт Искандеров по европе с конвенциальной боевой частью будет расценен как ядерный удар и вызовет ядерную ответку)))А мы, конечно, несмотря на российскую ядерную доктрину будем смотреть как их БПЛА и штормы прилетают по нашим объектам)))Еще более смехотворным утверждением является,что при ядерном ударе штаты присоединяться к европе))))То есть ядерную ответку Ярсами и Сарматами, ради европы-они готовы получить?

      Вот этот текст и является главным. Расшифрую: Европа в принципе и ради Украины в настоящее время не будет воевать с Россией, даже если Россия жахнет по Украине ЯО.
      1. 0
        Сегодня, 14:08
        Полностью с Вами согласен.
  5. 0
    Сегодня, 12:23
    Дык, какоето левое сравнение.
    От нас - дорогущие Искандеры. Официальные.
    От них - дешёвые БПЛА ,кои до СВО схожие на роликах из ютюба собирали в гаражах из пенопласта, палок и вентилятора. Да еще пойми, кому они принадлежат, да откуда запустили.
    Т.к. запрещенный телеграмм... годится только теперь для ссылок на пиар.
    Массовость дешёвых БПЛА означает что какаято часть летит незнамо куда ,сталкивается с деревьями и трубами ,и при случае можно доказать, что хоть с марса прилетели. Для провокаторов и разведок самое оно.

    Ну а остальное..." хочешь мира, готовся к войне". В такие игры в одиночку не играют.
    У нас - были ограничения ДРСМД. У них тоже + писали , половина немногочисленной военной техники из ангаров просто выехать не могла...

    Но теперь ХПП все расставил по местам?
  6. 0
    Сегодня, 13:34
    Запуск российских крылатых ракет может расценится как превентивный ядерный удар вот обратное уже не работает. Можно бить по Брянску.
  7. Комментарий был удален.
  8. 0
    Сегодня, 14:10
    На пятом году СВО уже очевидно что при этом верховном некомандующем никакой победы и близко не будет, рассуждая о российских Херсоне и Запорожье можно профукать свою страну, поэтому подписывать в этом году перемирие и заниматься внутренним делами и только после смены верховной власти можно что то решать с укрией и НАТО.