Взлет и падение российской авиации: Мы разучились строить самолеты

Режим западных санкций обнажил многие проблемы российского авиастроения. Выяснилось, что все «отечественные новинки» – это или конструкторы, собираемые из импортных комплектующих, или «хорошо проржавевшее старое», что разработчики пытаются заставить летать. Есть ли какие-то шансы на возрождение некогда мощной авиастроительной отрасли, бывшей гордостью СССР?





Поговорим о тех проектах, что сейчас на слуху.

«Сухой Суперджет»

Что в нем «супер», правда, непонятно (да и вообще, название из области комиксов). Однако на ближнемагистральный лайнер возлагались большие надежды. В его создание были вложены большие государственные деньги. Считалось «очень умным» разрабатывать его с помощью специалистов из корпорации «Боинг», которые точно «дурного не посоветуют», а также широко использовать западные комплектующие, чтобы легко пройти международную сертификацию.

В итоге получился лайнер, на три четверти состоящий из материалов, созданных в странах, являющихся нашими прямыми противниками: США, Канаде, Великобритании, Франции. Полный крах подобной политики «международной кооперации» был продемонстрирован, когда Минфин США запретил России продавать «Суперджеты» в Иран. «Российский» самолет оказался состоящим из американских компонентов на 22%.

Но на этом неприятности не закончились. Недостаточно создать и даже продать лайнер, его необходимо еще и регулярно обслуживать. «Боинг» и «Эйрбас» имеют разветвленную инфраструктуру, которая позволяет оперативно доставлять комплектующие для ремонта своих лайнеров компаниям-перевозчикам. «Гражданские самолета Сухого» (ГСС) созданием собственной сети заблаговременно не удосужились.

Результат оказался закономерным и плачевным. Мексиканская компания InterJet, которая закупила несколько десятков «Суперджетов», была вынуждена разобрать четыре самолета на запчасти для ремонта остальных. В итоге ГСС согласились отремонтировать свою продукцию бесплатно под обещание мексиканцев выплатить долг, если лайнеры начнут приносить прибыль.

МС-21

Этот перспективный лайнер, к сожалению, идет по тому же пути, что и «Суперджет». Доля комплектующих западного производства в нем составляет 40%. Самолет изначально проектировался под американский двигатель. США запретили поставлять композитные материалы для производства крыльев МС-21, о чем мы также уже рассказывали.


Технические проблемы лайнера решаемые, но все вновь может упереться в отсутствие заранее подготовленной сервисной сети российской новинки. Олег Смирнов, экс-замглавы министра гражданской авиации, поясняет:

«Боинг» и «Эйрбас» предоставляют несравненно лучшие условия из-за дороговизны и сложности с получением запасных частей для российского лайнера. Это грустно, но таков результат 25-летней политики российских властей в сфере авиационной индустрии.


Ил-112В

Этот самолет относится к военно-транспортной авиации (ВТА). Мы уже рассказывали, что появиться он должен был два с лишним десятилетия назад. Однако в девяностые годы на него не было денег, а в двухтысячные перед «эффективными топ-менеджерами» стояли уже иные задачи. В частности, Анатолий Сердюков, бывший в те годы министром обороны, отдал предпочтение украинскому аналогу для ВТА Минобороны РФ. В итоге, пропылившись на полке двадцать лет, Ил-112В получился слишком тяжелым и с плохой балансировкой. Главный конструктор «Ил» скромно пояснил, что молодое поколение разработчиков слегка «подразучилось».


Кстати, про Сердюкова. Если кто не в курсе, что этого «опытного управленца», которого годами «обманывала» Васильева, назначили директором по развитию в госкорпорации «Ростех», в частности, в его обязанности последние годы входит развитие авиационного кластера. Так вот, Анатолий Сердюков обрушился на авиаконструкторов с обвинениями в том, что те тратят безумные деньги на апгрейд самолетов полувековой давности, вместо того, чтобы разрабатывать новые технологии:

Сумасшедшие издержки ложатся на небольшой объем продукции, который мы выпускаем. Я про качество даже не говорю, потому что отработать качественно на маленьких объемах практически невозможно.


В общем, возрождение авиастроения в России – дело непростое и небыстрое.
Использованы фотографии: https://fishki.net
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

13 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Сергей Латышев (Серж ) 11 апреля 2019 16:15
    0
    • 0
    • 0
    Ничего, в 2008 год на это был дан знак, покупкой Боингов в ЮСА.
    А Сердюков и друзья опять на коне...
  2. av58 Офлайн
    av58 (Андрей) 11 апреля 2019 16:19
    +4
    • 4
    • 0
    SSJ это детище безумных 90-х, и ждать он него чего-то чрезвычайного просто смешно, хотя самолёт получился очень неплохим, во всяком случае с позиции пассажира. МС-21 проектировался НЕ под иностранный двигатель; не надо путать надежды на выход на внешний рынок с его заточенностью под хорошо знакомые американские двигатели, и намеренный отказ от российских моторов, иначе как объяснить разработку ПД-14 и всего семейства? Кроме того, машина пошла в проектирование в другой период, когда у нас с Западом была может и не любовь взасос, но существовали вполне себе адекватные коммерческие отношения. Да, вмешалась политика, но к ошибкам в проектировании это никакого отношения не имеет, тем более, что никаких ошибок пока никто не назвал, а запреты поставок тех же композитов начали парировать собственными разработками. Нужно ли вносить изменения в конструкцию Ил-112, сказать сложно, но даже если это так, то позволю себе напомнить историю с Су-27: машина была не просто в железе, она пошла на государственные испытания, когда стало ясно, что новый самолёт по всем показателям уступает даже современным ей американским самолётам, и Симонов своим волевым решением зачеркнул проект, и отправил его в работу конструкторам С НУЛЯ, а ведь это были советские времена! Так что не надо кивать на молодых конструкторов, которые "слегка подразучились конструировать самолёты", они, по факту, ещё ничего и не умели.
  3. Маржецкий Офлайн
    Маржецкий (Сергей) 11 апреля 2019 18:23
    +2
    • 2
    • 0
    Цитата: av58
    Так что не надо кивать на молодых конструкторов, которые "слегка подразучились конструировать самолёты", они, по факту, ещё ничего и не умели.

    Вопрос в том, почему они ничего не умеют?
    1. Люда Офлайн
      Люда (Люда) 15 апреля 2019 16:48
      +2
      • 2
      • 0
      Молодые конструкторы? А умели ли они? Ведь с 90-х происходило разрушение, как предприятий, так и технических вузов. Формально они есть, а по факту какие-то бытовые специальности, особенно СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.
  4. Олег РБ Онлайн
    Олег РБ (Олег) 12 апреля 2019 09:27
    -1
    • 0
    • 1
    Шанс есть. Надо договариваться с Боингом и Аэрбасом об обучении российских инженеров на их базе. Но сначала прогнившую систему сменить надо, а это нереально пока.
    1. виктор н Офлайн
      виктор н (Виктор н) 12 апреля 2019 13:11
      0
      • 0
      • 0
      В сознании околонаучных кругов общепринятый аналог термина "система" - НЕЧТО. И вот это "нечто" во всех дипломных работах и диссертациях успешно лечат. Хватит ещё многим поколениям работы. Но наиболее честные и добросовестные исследователи уже сошли с ума. Присоединимся?
    2. gorbunov.vladisl Офлайн
      gorbunov.vladisl (Влад Дудник) 13 апреля 2019 03:33
      +1
      • 1
      • 0
      ...об обучении российских инженеров...

      Ага. crying
      И "начинать" надо с тех, которые помогали создавать Boeing 787 Dreamliner, Boeing 737 и Boeing 777.
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing#Boeing_в_России
      В России достаточно квалифицированных кадров для создания современных самолётов. Вопрос только в своевременном и полноценном финансировании, и умелом управлении этими кадрами.
  5. Портвейн Офлайн
    Портвейн 12 апреля 2019 10:29
    +1
    • 1
    • 0
    Цитата: Олег РБ
    Шанс есть. Надо договариваться с боингом, аирбасом об обучении российских инженеров на их базе. Но сначала прогнившую систему сменить надо, а это нереально пока

    Надо чистить все эшелоны власти и управления от продажных прозападных советчиков, и особенно от скрытых и явных врагов из РБ и Б/У.
  6. Маржецкий Офлайн
    Маржецкий (Сергей) 12 апреля 2019 11:46
    +1
    • 1
    • 0
    Цитата: Олег РБ
    Шанс есть. Надо договариваться с боингом, аирбасом об обучении российских инженеров на их базе. Но сначала прогнившую систему сменить надо, а это нереально пока

    Боинг кстати и выкачал всех российских специалистов, кто что-то умел. А потом их спецы "советовали", как Суперджет делать lol
    1. Олег РБ Онлайн
      Олег РБ (Олег) 12 апреля 2019 12:21
      0
      • 0
      • 0
      А это всё потому, что прогнившая система ничего хорошего не может предложить в противовес
  7. Маржецкий Офлайн
    Маржецкий (Сергей) 12 апреля 2019 12:34
    0
    • 0
    • 0
    Цитата: Олег РБ
    А это всё потому, что прогнившая система ничего хорошего не может предложить в противовес

    https://www.rbc.ru/society/29/05/2013/5704095d9a7947fcbd4497aa
    В 2013 году Медведев весьма спокойно комментировал утечку мозгов.
    1. Олег РБ Онлайн
      Олег РБ (Олег) 12 апреля 2019 13:44
      0
      • 0
      • 0
      Ну так и я о том же - прогнил Димон.
  8. Маржецкий Офлайн
    Маржецкий (Сергей) 12 апреля 2019 12:36
    +1
    • 1
    • 0
    Цитата: av58
    SSJ это детище безумных 90-х, и ждать он него чего-то чрезвычайного просто смешно, хотя самолёт получился очень неплохим, во всяком случае с позиции пассажира.

    Суперджет - это детище тучных двухтысячных https://ru.wikipedia.org/wiki/Sukhoi_Superjet_100