Санкциям вопреки: почему немцы вкладывают миллиарды в Россию?
Режим антироссийских санкций произвел парадоксальный эффект. Китай, на чью помощь в 2014 году наивно уповали в Кремле, снизил свои инвестиции в нашу страну до минимума. Германия, ведущая держава Европейского союза, напротив, их увеличила. В прошлом 2018 году размер германских инвестиций в российскую экономику вырос, поставив рекорд за последнее десятилетие. С чем же это может быть связано?
Когда речь идет о российско-германском деловом сотрудничестве, принято в первую очередь вспоминать газопровод «Северный поток-2». Данный проект позволит «Газпрому» прокачивать через трубопровод, проложенный по дну Балтийского моря, 55 миллиардов кубометров газа в год. Экономика ФРГ нуждается в поставках «голубого топлива» из России, поскольку активно модернизирует свою энергетику, последовательно отказываясь от экологически вредного угля и опасных АЭС, страх перед которыми вырос после аварии на японской «Фукусиме».
Американцы, которые хотят поставлять свой СПГ в Европу, и их союзники среди европейских бюрократов активно вставляют палки в колеса «Северному потоку-2», стремясь затянуть стройку и сделать его нерентабельным. Однако Берлин проявляет непривычную для него жесткость по отношению к выпадам Вашингтона, отстаивая газопровод.
Немецкий прагматизм проявляется не только в отношении к «Северному потоку-2». По данным российско-германской торговой палаты, в 2018 году в нашу экономику было вложено 3,2 миллиарда евро. С учетом того, что в 2017 году размер инвестиций составлял 2,8 миллиарда, прирост равняется 18%. И это все на фоне антироссийских санкций. В Палате отмечают, что возможности российского рынка привлекают также немецкий малый и средний немецкий бизнес.
Причин тому две:
Во-первых, снижение курса рубля сделало для зарубежного бизнеса в России все более доступным. Таков обратный эффект антироссийских санкций, сделавший нашу страну в этом отношении более привлекательной для инвестиций.
Во-вторых, Москва начала проводить более протекционистскую экономическую политику. В частности, серьезно повысились требования к иностранным автопроизводителям по степени локализации:
Кто-то, как Ford, не выдержал конкуренции и ушел с российского рынка. Зато Volkswagen вложил полмиллиарда евро в свои производства. Также произошло знаковое событие: в Россию пришел Mercedes-Benz, открыв сборочный завод в Подмосковье. Немецкий автогигант не пожелал остаться не у дел из-за новых нормативов по госзакупкам автомобилей, требующих от участников наличия собственного производства в нашей стране.
Как результат, несмотря на западные санкции, товарооборот с Германией достиг 61,9 миллиарда евро, увеличившись за прошлый год на 8,4%.
Когда речь идет о российско-германском деловом сотрудничестве, принято в первую очередь вспоминать газопровод «Северный поток-2». Данный проект позволит «Газпрому» прокачивать через трубопровод, проложенный по дну Балтийского моря, 55 миллиардов кубометров газа в год. Экономика ФРГ нуждается в поставках «голубого топлива» из России, поскольку активно модернизирует свою энергетику, последовательно отказываясь от экологически вредного угля и опасных АЭС, страх перед которыми вырос после аварии на японской «Фукусиме».
Американцы, которые хотят поставлять свой СПГ в Европу, и их союзники среди европейских бюрократов активно вставляют палки в колеса «Северному потоку-2», стремясь затянуть стройку и сделать его нерентабельным. Однако Берлин проявляет непривычную для него жесткость по отношению к выпадам Вашингтона, отстаивая газопровод.
Немецкий прагматизм проявляется не только в отношении к «Северному потоку-2». По данным российско-германской торговой палаты, в 2018 году в нашу экономику было вложено 3,2 миллиарда евро. С учетом того, что в 2017 году размер инвестиций составлял 2,8 миллиарда, прирост равняется 18%. И это все на фоне антироссийских санкций. В Палате отмечают, что возможности российского рынка привлекают также немецкий малый и средний немецкий бизнес.
Причин тому две:
Во-первых, снижение курса рубля сделало для зарубежного бизнеса в России все более доступным. Таков обратный эффект антироссийских санкций, сделавший нашу страну в этом отношении более привлекательной для инвестиций.
Во-вторых, Москва начала проводить более протекционистскую экономическую политику. В частности, серьезно повысились требования к иностранным автопроизводителям по степени локализации:
После 2012 года производители должны были наращивать мощности до 300 тыс. в год и брать на себя обязательства по производству до 60% компонентов в России. Крупные производители автомобилей, такие как Volkswagen, Ford, Renault, Kia, Hyundai или Toyota, последовали требованию и инвестировали миллиарды.
Кто-то, как Ford, не выдержал конкуренции и ушел с российского рынка. Зато Volkswagen вложил полмиллиарда евро в свои производства. Также произошло знаковое событие: в Россию пришел Mercedes-Benz, открыв сборочный завод в Подмосковье. Немецкий автогигант не пожелал остаться не у дел из-за новых нормативов по госзакупкам автомобилей, требующих от участников наличия собственного производства в нашей стране.
Как результат, несмотря на западные санкции, товарооборот с Германией достиг 61,9 миллиарда евро, увеличившись за прошлый год на 8,4%.
Информация