Российская транспортная авиация «задыхается» без собственного двигателя
Российская Федерация вступила в эпоху нового противостояния с коллективным Западом. Наши военные присутствуют в Сирии, Африке, Венесуэле. Одним их важнейших способов снабжения на удаленных театрах боевых действий является военно-транспортная авиация (ВТА). Основными «рабочими лошадками» Минобороны РФ являются самолеты Ан-26, Ан-22, Ан-124 и Ан-12ПП, также Ил-76МД.
Из-за разрыва по линии военного сотрудничества с Украиной большие проблемы возникли у ВТА с обслуживанием продукции под логотипом предприятия «Антонов». О непростых попытках заместить Ан-22 и Ан-26 отечественным Ил-112В мы подробно рассказывали ранее. Настало время поговорить о проблемах с транспортниками «калибром покрупнее».
Главным «тяжеловозом» российской ВТА является Ан-124 «Руслан». Самолет, намного опередивший свое время, прекрасный по своим характеристикам. Он превосходит основного конкурента из США Lockheed C-5 Galaxy, будучи способным взять на борт 120 тонн груза против 118, и его дальность полета с полной нагрузкой составляет 4800 километров против 4000. Уступает он лишь в скорости, но для транспортника этот показатель не является основным.
Однако время идет, и «империя нанесла ответный удар». В США в 2014 году появился новый «тяжеловоз» С5М Super Galaxy с грузоподъемностью в 122,5 тонны. И особо ответить Минобороны РФ тут нечем. В составе ВТА ВВС США сегодня находится 58 тяжелых транспортников, из которых 31 – эта новинка. Авиапарк ВТА ВКС РФ составляет всего 24 аналогичных машины, при этом половина из них не летает, а используется как доноры запчастей для других самолетов. Причина – украинские санкции.
Тенденция, в целом, негативная. Есть какие-то пути разрешения проблемы?
В прошлом году активно обсуждалась идея возрождения украинского самолета под российским брендом. Действительно. В его разработке участвовал весь СССР, а Российская Федерация является его правопреемницей. Тем более, значительная часть «Русланов» была произведена именно у нас, в городе Ульяновске.
Обновленный «Руслан» мог быть доработан под современную технику и электронику и начаться выпускаться под российским товарным знаком. Но потом эта тема сошла на нет. Высказывались предположения, что для масштабного производства нет достаточного рынка сбыта и т.п. Однако реальная и менее благовидная причина состояла в том, что в России банально нет двигателя для самолета такого класса. На «Русланах» стоят по 4 турбореактивных двигателя Д-18Т производства Запорожского «Мотор-Сич». Импортозамещение такой силовой установки – задача крайне нетривиальная.
Предполагается, что через несколько лет в нашей стране появится собственные сверхмощных авиационный двигатель, который получит название ПД-35. Они будут устанавливаться на российско–китайский широкофюзеляжный гражданский лайнер, а также могут быть востребованы и в ВТА. Но пока его нет, и все планы по возрождению «Русланов» остаются лишь прожектами на бумаге.
Расскажем и про иные проекты в сфере ВТА, которые сейчас пылятся на полке, как это было и с ИЛ-112В.
КБ «Илюшина» начало разработку тяжелого транспортника в начале 90-х годов. Его дальность полета составляет 5000 километров, грузоподъемность – до 100 тонн. Летные испытания были запланированы на 1997 год. Под него же велась разработка двигателя НК-93 с тягой в 18000 кгс. Конструкторы допускали по примеру американских Б-52 устанавливать на самолет до 8 силовых установок для увеличения тяги.
Но затем проект заморозили, вместе с ним остановлены работы над собственным реактивным двигателем. В 2015-2017 году КБ «Ильюшина» делало заявления о возобновлении проекта.
В 2013 году все тот же «Ильюшин» попытался реанимировать забытый проект тяжелого транспортника Ил-106, но под новым брендом «Ермак». Ключевым отличием были надежды на использование двигателя ПД-35. Большая его мощность давала грузоподъемность свыше 100 тонн. К разработке конструкторы готовы были приступить еще в 2016 году, но без силовой установки это сделать проблематично.
В 2016 году знаменитый ЦАГИ получил заказ Минпромторга РФ на разработку перспективного тяжелого транспортника. Его заявленные характеристики могут вывести самолет в мировые лидеры: грузоподъемность от 150 до 180 тонн и от 7000 до 8000 километров дальности полета при скорости в 850 километров в час.
Отметим, что заказчиком является гражданское ведомство, но покупателем может стать и Минобороны. Однако и в данном случае «Слон» упирается в отсутствие отечественного мощного двигателя. Летающий великан рассчитан на использование 4 ПД-35. Которых пока что нет.
Из-за разрыва по линии военного сотрудничества с Украиной большие проблемы возникли у ВТА с обслуживанием продукции под логотипом предприятия «Антонов». О непростых попытках заместить Ан-22 и Ан-26 отечественным Ил-112В мы подробно рассказывали ранее. Настало время поговорить о проблемах с транспортниками «калибром покрупнее».
Главным «тяжеловозом» российской ВТА является Ан-124 «Руслан». Самолет, намного опередивший свое время, прекрасный по своим характеристикам. Он превосходит основного конкурента из США Lockheed C-5 Galaxy, будучи способным взять на борт 120 тонн груза против 118, и его дальность полета с полной нагрузкой составляет 4800 километров против 4000. Уступает он лишь в скорости, но для транспортника этот показатель не является основным.
Однако время идет, и «империя нанесла ответный удар». В США в 2014 году появился новый «тяжеловоз» С5М Super Galaxy с грузоподъемностью в 122,5 тонны. И особо ответить Минобороны РФ тут нечем. В составе ВТА ВВС США сегодня находится 58 тяжелых транспортников, из которых 31 – эта новинка. Авиапарк ВТА ВКС РФ составляет всего 24 аналогичных машины, при этом половина из них не летает, а используется как доноры запчастей для других самолетов. Причина – украинские санкции.
Тенденция, в целом, негативная. Есть какие-то пути разрешения проблемы?
Перерождение Ан-124 «Руслан»?
В прошлом году активно обсуждалась идея возрождения украинского самолета под российским брендом. Действительно. В его разработке участвовал весь СССР, а Российская Федерация является его правопреемницей. Тем более, значительная часть «Русланов» была произведена именно у нас, в городе Ульяновске.
Обновленный «Руслан» мог быть доработан под современную технику и электронику и начаться выпускаться под российским товарным знаком. Но потом эта тема сошла на нет. Высказывались предположения, что для масштабного производства нет достаточного рынка сбыта и т.п. Однако реальная и менее благовидная причина состояла в том, что в России банально нет двигателя для самолета такого класса. На «Русланах» стоят по 4 турбореактивных двигателя Д-18Т производства Запорожского «Мотор-Сич». Импортозамещение такой силовой установки – задача крайне нетривиальная.
Предполагается, что через несколько лет в нашей стране появится собственные сверхмощных авиационный двигатель, который получит название ПД-35. Они будут устанавливаться на российско–китайский широкофюзеляжный гражданский лайнер, а также могут быть востребованы и в ВТА. Но пока его нет, и все планы по возрождению «Русланов» остаются лишь прожектами на бумаге.
Расскажем и про иные проекты в сфере ВТА, которые сейчас пылятся на полке, как это было и с ИЛ-112В.
Ил-106
КБ «Илюшина» начало разработку тяжелого транспортника в начале 90-х годов. Его дальность полета составляет 5000 километров, грузоподъемность – до 100 тонн. Летные испытания были запланированы на 1997 год. Под него же велась разработка двигателя НК-93 с тягой в 18000 кгс. Конструкторы допускали по примеру американских Б-52 устанавливать на самолет до 8 силовых установок для увеличения тяги.
Но затем проект заморозили, вместе с ним остановлены работы над собственным реактивным двигателем. В 2015-2017 году КБ «Ильюшина» делало заявления о возобновлении проекта.
«Ермак»
В 2013 году все тот же «Ильюшин» попытался реанимировать забытый проект тяжелого транспортника Ил-106, но под новым брендом «Ермак». Ключевым отличием были надежды на использование двигателя ПД-35. Большая его мощность давала грузоподъемность свыше 100 тонн. К разработке конструкторы готовы были приступить еще в 2016 году, но без силовой установки это сделать проблематично.
«Слон»
В 2016 году знаменитый ЦАГИ получил заказ Минпромторга РФ на разработку перспективного тяжелого транспортника. Его заявленные характеристики могут вывести самолет в мировые лидеры: грузоподъемность от 150 до 180 тонн и от 7000 до 8000 километров дальности полета при скорости в 850 километров в час.
Отметим, что заказчиком является гражданское ведомство, но покупателем может стать и Минобороны. Однако и в данном случае «Слон» упирается в отсутствие отечественного мощного двигателя. Летающий великан рассчитан на использование 4 ПД-35. Которых пока что нет.
Информация