Страсти по F-35: нужны ли России тайны сверхсекретного «утопленника»?
Скоро минует уже месяц с момента катастрофы, постигшей над водами Тихого океана принадлежавший ВВС Японии истребитель F-35, а об успехах масштабнейшей поисковой операции, направленной на извлечение со дна морского его обломков, пока – ни слуху, ни духу. Впрочем, фиаско в обнаружении «сверхсекретных» фрагментов «самого современного в мире боевого самолета» – далеко не самый худший вариант для американцев и их союзников. Гораздо больше там боятся того, что утонувший F-35 все-таки найдут – но только русские или китайцы! Впрочем, большой вопрос – а нужны ли нам подмоченные тайны этого сверхдорогого «утопленника»?
Поиски ведутся в тихоокеанской акватории примерно в 135 километрах от японской префектуры Аомори, где были обнаружены фрагменты фюзеляжа злополучной машины. Проблемой является то, что, скорее всего, истребитель, превратившийся, похоже, еще и в могилу для своего пилота, лег на дно на глубине в полтора километра или более. Для «обычных» подлодок эта глубина является непосильной – тут нужны суда специализированные, «заточенные» под действия в самых больших толщах воды. А их в мире не так-то и много. Военные – во всяком случае, японские и американские, подобной техники в распоряжении не имеют.
Изначально к операции по просьбе министерства обороны Японии были привлечены специалисты японского агентства морских геологических наук и технологий, и принадлежащее этой организации исследовательское судно «Каймэй», оснащенное всей необходимой для глубоководного поиска аппаратурой. Что самое главное – имеющее на борту беспилотную подводную лодку, способную погружаться даже на целых три километра. В свою очередь, США для поиска особо ценного произведения собственного ВПК зафрахтовали частное судно «Ван Гог», тоже, вроде бы, способное доставать на трехкилометровую глубину – правда, всего лишь кранами…
Судя по отсутствию победных реляций от поисковой команды, дела у нее идут ни шатко, ни валко. Удивительно, как до сих пор еще не раздается истошное: «Караул, украли!» Ведь тревогу по поводу возможного российского или китайского вмешательства в ход поисковых работ в США забили едва ли не в день их начала. Бывший член сенатского комитета по международным отношениям, а ныне – «эксперт по России и проблемам распространения оружия» Том Мур немедленно выступил с заявлением о том, что «Россия и Китай не постоят за ценой, чтобы достать со дна морского пропавший истребитель». А дальше понеслось: подключились СМИ, причем, не последнего разряда, а такие издания, как, International Business Times, Financial Times, Business Insider, тут же вылезли со своими мнениями прочие разнообразные «эксперты» – и тема, что называется, пошла в массы.
«Русские со своими подводными лодками уже наверняка рыщут по всему тихоокеанскому дну, собирая мельчайшие осколки ценнейшего продукта научно-технической мысли США!» «Находка китайцами или русскими фрагментов F-35 будет означать, что великое будущее американской авиации закончится, еще не начавшись!» «Утрата секретов новейшего истребителя станет ударом в самое сердце Америки!» И так далее, и тому подобное… Мнения, впрочем, разделились – к примеру, отставной генерал-лейтенант ВВС США Дэвид Дептула уверен, что, получив обломки самолета, русские или китайцы (последние – так точно!), наверняка сумеют его воссоздать путем «обратного инжиниринга», или, попросту говоря, копирования. И тогда – шандец мечте о «полном превосходстве в воздухе», которое «ВВС США рассчитывали удерживать на протяжении ближайшего десятилетия».
В свою очередь, подвизающийся в Королевском Объединенном исследовательском институте Великобритании в качестве эксперта по боевой авиации Джастин Бронк считает, что максимум, на что можно рассчитывать при поиске в качестве «секретных материалов» это, допустим, части радара истребителя, фрагменты некоторых его электронных датчиков или образцы композитных материалов, которыми покрыто сопло двигателя. Но все это, по мнению британца, мало даст потенциальным «охотникам за секретами», поскольку все основные «чувствительные системы и узлы самолета» спроектированы и запрограммированы таким образом, чтобы их нельзя было так уж запросто «взломать». Особенно же это относится к боевым машинам, идущим на экспорт, а именно такой образец и лежит на тихоокеанском дне.
Пока эксперты и прочие «большие специалисты» ломают копья вокруг проблемы: смогут ли русские или китайцы расшифровать размазанные ударом о поверхность океана и изъеденные морской водой ошметки «самой главной американской тайны», стоит задаться несколько другим вопросом. А именно: «Чего на самом деле боятся представители породившей F-35 Lockheed Martin и Пентагона?» Уж не того ли, что военные специалисты других стран, получив в свое распоряжение более или менее значимые его фрагменты, окончательно утвердятся в уверенности относительно того, что это «супероружие» является ничем иным, как абсолютным блефом с баснословной стоимостью? Очень уж многие моменты, совершенно не относящиеся к катастрофе на Тихом океане подтверждают именно такую догадку.
Буквально на днях президент Турции Реджеп Эрдоган в очередной раз заявил о категорическом нежелании отказываться от русских С-400 в пользу американского «чудо-истребителя». Более того, он заявил, что без участия его страны программа создания F-35 вообще «обречена на полный провал». Да и пес с ней! Турецкий лидер совершенно не выразил сожалений по этому поводу, подчеркнув, что уж лучше Анкара вложит деньги в создание собственного истребителя. Вот убейте меня, но непохоже это на обычный восточный «базар»! Складывается ощущение, что Эрдоган попросту знает по поводу «самого современного боевого самолета» нечто такое, что в его глазах сводит ценность F-35 к полному нулю…
Не менее тревожные для Соединенных Штатов новости по данному вопросу поступают и из Германии. Там тоже решили отказаться от приобретения этих самолетов! Руководство Lockheed Martin в лице вице-президента-разработчика компании Джонатана Хойла обильно рвет на себе волосы и стенает о том, что Берлин «делает шаг назад» и отныне «не сможет поддерживать свой оборонный потенциал на уровне, достойном члена НАТО». Их далеко не благородную ярость понять легко – из-под носа уплывает страна с самым «жирным» военным бюджетом в Европе! Но что поделать – решившие было сменить на «чудо-истребители» свои старенькие Tornado, тевтоны уперлись намертво. В Германии еще не определились – сделать ли выбор в пользу европейских Eurofighters, или же предпочесть им боинговские F-18. Но F-35 за безумные деньги там покупать не будут точно! Прижимистость немцев, конечно, хорошо известно, но, с другой стороны, уж в оружии-то они толк знают. Наверняка отказ от навязываемого всеми силами Вашингтоном своим союзникам истребителя обусловлен не только вопросом его цены.
Россия, конечно, могла бы направить в Тихий океан свои подводные лодки, до которых американцам и японцам еще расти и расти. На худой конец – каких-нибудь военизированных китов с видеокамерами, что ли… Но вот стоит ли? Проводить дорогостоящие и рискованные подводные поисковые операции для раскрытия «секретов Полишинеля»? И без того уже ясно, что «выдающиеся» и «неповторимые» качества F-35, мягко говоря, сильно преувеличены. С другой стороны, таки не найдя обломков погибшей машины, опростоволосившиеся американцы всегда смогут заявить: «Это русские с китайцами сперли!» И ввести какие-нибудь новые санкции. Что-то подсказывает, что именно так оно в итоге и будет…
Поиски ведутся в тихоокеанской акватории примерно в 135 километрах от японской префектуры Аомори, где были обнаружены фрагменты фюзеляжа злополучной машины. Проблемой является то, что, скорее всего, истребитель, превратившийся, похоже, еще и в могилу для своего пилота, лег на дно на глубине в полтора километра или более. Для «обычных» подлодок эта глубина является непосильной – тут нужны суда специализированные, «заточенные» под действия в самых больших толщах воды. А их в мире не так-то и много. Военные – во всяком случае, японские и американские, подобной техники в распоряжении не имеют.
Изначально к операции по просьбе министерства обороны Японии были привлечены специалисты японского агентства морских геологических наук и технологий, и принадлежащее этой организации исследовательское судно «Каймэй», оснащенное всей необходимой для глубоководного поиска аппаратурой. Что самое главное – имеющее на борту беспилотную подводную лодку, способную погружаться даже на целых три километра. В свою очередь, США для поиска особо ценного произведения собственного ВПК зафрахтовали частное судно «Ван Гог», тоже, вроде бы, способное доставать на трехкилометровую глубину – правда, всего лишь кранами…
Судя по отсутствию победных реляций от поисковой команды, дела у нее идут ни шатко, ни валко. Удивительно, как до сих пор еще не раздается истошное: «Караул, украли!» Ведь тревогу по поводу возможного российского или китайского вмешательства в ход поисковых работ в США забили едва ли не в день их начала. Бывший член сенатского комитета по международным отношениям, а ныне – «эксперт по России и проблемам распространения оружия» Том Мур немедленно выступил с заявлением о том, что «Россия и Китай не постоят за ценой, чтобы достать со дна морского пропавший истребитель». А дальше понеслось: подключились СМИ, причем, не последнего разряда, а такие издания, как, International Business Times, Financial Times, Business Insider, тут же вылезли со своими мнениями прочие разнообразные «эксперты» – и тема, что называется, пошла в массы.
«Русские со своими подводными лодками уже наверняка рыщут по всему тихоокеанскому дну, собирая мельчайшие осколки ценнейшего продукта научно-технической мысли США!» «Находка китайцами или русскими фрагментов F-35 будет означать, что великое будущее американской авиации закончится, еще не начавшись!» «Утрата секретов новейшего истребителя станет ударом в самое сердце Америки!» И так далее, и тому подобное… Мнения, впрочем, разделились – к примеру, отставной генерал-лейтенант ВВС США Дэвид Дептула уверен, что, получив обломки самолета, русские или китайцы (последние – так точно!), наверняка сумеют его воссоздать путем «обратного инжиниринга», или, попросту говоря, копирования. И тогда – шандец мечте о «полном превосходстве в воздухе», которое «ВВС США рассчитывали удерживать на протяжении ближайшего десятилетия».
В свою очередь, подвизающийся в Королевском Объединенном исследовательском институте Великобритании в качестве эксперта по боевой авиации Джастин Бронк считает, что максимум, на что можно рассчитывать при поиске в качестве «секретных материалов» это, допустим, части радара истребителя, фрагменты некоторых его электронных датчиков или образцы композитных материалов, которыми покрыто сопло двигателя. Но все это, по мнению британца, мало даст потенциальным «охотникам за секретами», поскольку все основные «чувствительные системы и узлы самолета» спроектированы и запрограммированы таким образом, чтобы их нельзя было так уж запросто «взломать». Особенно же это относится к боевым машинам, идущим на экспорт, а именно такой образец и лежит на тихоокеанском дне.
Пока эксперты и прочие «большие специалисты» ломают копья вокруг проблемы: смогут ли русские или китайцы расшифровать размазанные ударом о поверхность океана и изъеденные морской водой ошметки «самой главной американской тайны», стоит задаться несколько другим вопросом. А именно: «Чего на самом деле боятся представители породившей F-35 Lockheed Martin и Пентагона?» Уж не того ли, что военные специалисты других стран, получив в свое распоряжение более или менее значимые его фрагменты, окончательно утвердятся в уверенности относительно того, что это «супероружие» является ничем иным, как абсолютным блефом с баснословной стоимостью? Очень уж многие моменты, совершенно не относящиеся к катастрофе на Тихом океане подтверждают именно такую догадку.
Буквально на днях президент Турции Реджеп Эрдоган в очередной раз заявил о категорическом нежелании отказываться от русских С-400 в пользу американского «чудо-истребителя». Более того, он заявил, что без участия его страны программа создания F-35 вообще «обречена на полный провал». Да и пес с ней! Турецкий лидер совершенно не выразил сожалений по этому поводу, подчеркнув, что уж лучше Анкара вложит деньги в создание собственного истребителя. Вот убейте меня, но непохоже это на обычный восточный «базар»! Складывается ощущение, что Эрдоган попросту знает по поводу «самого современного боевого самолета» нечто такое, что в его глазах сводит ценность F-35 к полному нулю…
Не менее тревожные для Соединенных Штатов новости по данному вопросу поступают и из Германии. Там тоже решили отказаться от приобретения этих самолетов! Руководство Lockheed Martin в лице вице-президента-разработчика компании Джонатана Хойла обильно рвет на себе волосы и стенает о том, что Берлин «делает шаг назад» и отныне «не сможет поддерживать свой оборонный потенциал на уровне, достойном члена НАТО». Их далеко не благородную ярость понять легко – из-под носа уплывает страна с самым «жирным» военным бюджетом в Европе! Но что поделать – решившие было сменить на «чудо-истребители» свои старенькие Tornado, тевтоны уперлись намертво. В Германии еще не определились – сделать ли выбор в пользу европейских Eurofighters, или же предпочесть им боинговские F-18. Но F-35 за безумные деньги там покупать не будут точно! Прижимистость немцев, конечно, хорошо известно, но, с другой стороны, уж в оружии-то они толк знают. Наверняка отказ от навязываемого всеми силами Вашингтоном своим союзникам истребителя обусловлен не только вопросом его цены.
Россия, конечно, могла бы направить в Тихий океан свои подводные лодки, до которых американцам и японцам еще расти и расти. На худой конец – каких-нибудь военизированных китов с видеокамерами, что ли… Но вот стоит ли? Проводить дорогостоящие и рискованные подводные поисковые операции для раскрытия «секретов Полишинеля»? И без того уже ясно, что «выдающиеся» и «неповторимые» качества F-35, мягко говоря, сильно преувеличены. С другой стороны, таки не найдя обломков погибшей машины, опростоволосившиеся американцы всегда смогут заявить: «Это русские с китайцами сперли!» И ввести какие-нибудь новые санкции. Что-то подсказывает, что именно так оно в итоге и будет…
Информация