Почему Минфин РФ ставит крест на российской авиации

19
Россия – страна гигантских расстояний. Для построения современной и конкурентоспособной экономики она должна быть обеспечена надежной и доступной транспортной связностью. Помимо сети автомобильных и железных дорог, государству необходима развитая авиация. Некоторые российские регионы и вовсе практически невозможно посетить, кроме как по воздуху. Несмотря на непростое экономическое положение, за последние десять лет количество пассажиров, воспользовавшихся внутренними авиаперевозками, выросло с 57 миллионов до 116,2.





Основными «рабочими лошадками» отечественных перевозчиков являются самолеты американского и европейского производства. Власти озвучили задачу перехода на российские лайнеры: заменить импортные должны были «Суперджеты» и МС-21. В результате такого импортозамещения могло произойти постепенное возрождение авиастроительной отрасли России. К сожалению, путь был выбран не самый оптимальный: «Суперджет» преследует целая череда скандалов, которую увенчала недавняя трагедия в Шереметьево с многочисленными жертвами, о чем мы рассказывали ранее. Остается надежда на перспективный МС-21, но и его будущее встало под вопросом из-за недавних предложений российского правительства.

Дело в том, что отечественные авиаперевозчики терпят серьезные убытки из-за резко возросших цен на топливо. Ведущая компания на рынке «Аэрофлот» пожаловалась, что ее чистая прибыль упала с 28,4 миллиардов в 2017-м до 2,8 миллиардов в прошлом году, то есть, в десять раз. Общие убытки всех перевозчиков в стране были оценены в 50 миллиардов рублей. Скачок цен на керосин был во многом вызван политикой Центробанка РФ и Минфина РФ, приведшей к девальвации национальной валюты. Это же привело к удорожанию стоимости покупки и обслуживания иностранных лайнеров.

Министерство транспорта предложило помочь перевозчикам компенсациями из бюджета в размере 22,5 миллиарда рублей. Однако в Минфине энтузиазма не проявили и вышли со встречными предложениями по «оптимизации». В чем же они заключаются?

Во-первых, авиаперевозчикам предложили сократить свой парк самолетов и унифицировать его, чтобы сократить операционные издержки.

Во-вторых, авиакомпаниям рекомендовано создать резервные фонды в валюте.

В-третьих
, «оптимизировать маршрутную сеть» с целью снижения конкуренции и прекращения демпинга цен на билеты.

Ну и, наконец, Минтрансу и Росавиации порекомендовано почаще проверять компании-перевозчиков на размер долгов и остатков на счетах.

К чему же все это в итоге приведет? Более четверти себестоимости билета для пассажира, а именно, 26%, составляют расходы на керосин. Эту проблему Минфин цинично выносит за скобки, не решая. Рецепт чиновников относительно «оптимизации маршрутной сети» вызывает еще больше вопросов. Это сразу приведет к росту цен на билеты, и по сути является картельным сговором.

Но самые большие вопросы вызывает предложения по сокращению и унификации авиапарков. Этот рынок устроен так, что на плаву всегда остаются крупные компании, поскольку, чем больше у них самолетов, тем меньше расходы на их обслуживание. Именно поэтому первыми разоряются малые и средние перевозчики. Реализация предложений Минфина РФ приведет к зачистке рынка и его большей монополизации, а также к росту стоимости авиаперелетов.

Опять же, насчет унификации. Едва ли она будет в наших реалиях сводиться к переходу на «Суперджеты» и МС-21, скорее, предпочтение будет отдано иностранным лайнерам, а чиновники будут многозначительно кивать на катастрофу «Суперджета». По факту, все это будет означать сворачивание идущего при всех его проблемах с грехом пополам возрождения отечественного авиастроения, на что были выброшены огромные бюджетные средства.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 мая 2019 14:41
    Пока журналюги строчат о прорывах, Минфин и МВФ довольно потирают руки....
  2. 0
    12 мая 2019 16:03
    Не все Центробанки и Минфины одинаково полезны. Вредительство чистой воды!
  3. 0
    12 мая 2019 16:50
    министра Минфина пора менять. А самого Антошку послать копать картошку. Там будет меньше вреда от него
    1. +1
      12 мая 2019 22:09
      Цитата: владден
      министра Минфина пора менять. В самого Антошку послать копать картошку.Там будет меньше вреда от него

      А КТО этого минфина назначает ? Опять царь прекрасный, а бояре плохие...
  4. 0
    12 мая 2019 16:59
    Автор талантливо сотворил из разнородных проблем транспортной отрасли заманчивый, но малосъедобный винегрет, где и мухи, и котлеты, и....
    Нельзя Минфин во всём винить - он выполняет свои функции, но его мнение далеко не всегда решающее. Любой нормальный бухгалтер будет выступать против роста расходов - иначе его надо гнать, пока до банкротства не довёл.
    Свои самолёты строить надо, но дело это непростое и затратное. Учитывая поддержку этого в российском обществе можно попробовать выпустить облигации целевого займа на развитие авиации - скинемся всем миром. Только делать это надо не по шаблону, а грамотно, с привлечением авторитетных специалистов в число организаторов.
    Впрочем, в авиастроении не так всё и плохо, а внимание общества позволяет вовремя выявлять новые проблемы и находить решения. У нас всё получится!
  5. +4
    12 мая 2019 17:20
    Операция "Табуреткин" продолжается.

  6. 0
    12 мая 2019 19:34
    Если все развивать, то и украсть будет нечего...
  7. 0
    13 мая 2019 07:13
    Сергей Маржецкий, и ведь дело не только в том, что вы сказали тут. Ведь основными проблемами являются - постоянный рост цен на энергоносители (это добывающим компаниям выгодно - частные, получастные...), сразу за взлётом цен на энергоносители начинают взлетать цены и на всё остальное - на продукты, на стоимость ЛЮБОГО произведённого товара (в том числе и на производство собственных самолётов), на услуги, на билет в транспорте...потом дело доходит до того, что нужно поднимать МРОТ...А вот тут добывающие и перерабатывающие компании видят такое дело начинают вопить, что они теряют доходы (вернее сверхдоходы). И начинается НОВЫЙ ВИТОК инфляции.
    Другой проблемой является образ мышления частника - ОН НИКОГДА НЕ БУДЕТ ДУМАТЬ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ!!! Он всегда будет думать о том, как бы набить свой карман потуже! И чхал он на государство - если надо, то он готов ограбить его или не платить налоги ВООБЩЕ!
    1. 0
      13 мая 2019 16:25
      A.Lex, Вы так глубоко проникли в проблемы бюрократии! Вот только излишне их драматизируете, поскольку они были, есть и будут всегда и везде и борьба с ними также ведётся постоянно. Но, главное: В просто вскрикнули, как спросонок, но никакого конструктива не предложили. Так стоит ли сограждан возбуждать, ежели предложить нечего?! А то воспринимается как паникёрство и кликушество - не по-мужски это.
      1. +1
        13 мая 2019 22:01
        Виктор, вы говорите предлагать? Ну хорошо - предлагаю заморозить цены на энергоносители и прекратить повышение цен (тогда и зарплаты не зачем будет повышать)...И что - вам от этого стало лучше? Ведь то, что я предложил, никто из руководства государством принимать во внимание не будет. Ведь так? Тем более либеральная общественность взвоет - "Руки прочь от рынка!". А ведь рынок не предусматривает заботу о населении. Он, всего лишь, предусматривает заботу о набивании кармана небольшому проценту населения - кто успел, тот и съел, а остальные (как там сказал один "деятель"?) "не вписались в рынок"! Т.е. - могут со спокойной совестью подохнуть.
        1. +1
          15 мая 2019 09:59
          Есть такая экономическая категория - "общественные блага", используемая обществом со времён древних шумеров. Включает предоставление государством населению некоего комплекса благ в возможном объёме. Шумеры обеспечивали доступ к воде, римляне - к зрелищам. Это основа социального государства, что помогает смягчать негативные эффекты рынка.
          Регулировать рынки очень сложно, по энергоносителям хорошо видно. В России борьба с ценами на бензин пока идёт, но это ненадолго - правительство вынуждено будет отступить. И лучше с этим не затягивать.
          Что касается нас, обывателей, то ничего иного, как заботу о себе, человечество не придумало. Надеяться на помощь со стороны - смертельно опасно, потому недопустимо. Ни в чём! Особенно в старости, к которой нужно готовиться всю жизнь. При этом универсальной методички нет, всяк изобретает сам ( я, после назначения пенсии, стал инвалидом, но работы не потерял - востребован ещё).
          Рынок от нас не зависит, а мы от него - да. Посему надо успевать хоть что-то съесть.
          1. 0
            16 мая 2019 15:35
            Виктор, т.е. вы предлагаете - как можно больше и (пока есть силы) как можно быстрее обмануть гос-во и нажиться на нём, которому мы, по большому счёту, нужны ТОЛЬКО как источник налогов на всё и вся...скоро уже за воду из СОБСТВЕННОЙ скважины требовать налог начнут...
            1. +1
              17 мая 2019 15:16
              A.Lex, у Вас очень своеобразное представление о себе и государстве. Ищите кому вы нужны ближе к себе. Не дай Вам Бог никого не найти! Останется только кошку завести. Сомневаюсь, что в любой стране государственные чиновники заботятся об отдельных персонах. В исключительных случаях используются дома для престарелых и подобные социальные заведения.
              За "собственные скважины" в отдельных регионах уже наказывают, поскольку вода есть ОБЩЕЕ достояние.
              Со времён Древнего Рима гражданами становятся те, кому НУЖНО государство и кто принимает на себя обязательства по его поддержке, в том числе по уплате налогов на содержание государства и его институтов. В наше время обсуждаются предложения по признанию гражданами только тех, кто готов защищать государство и отслужил в войсках - в этом есть резон.
    2. +2
      13 мая 2019 22:41
      Во многом согласен - частники, получастники, но Минфин и Центробанк для чего и чьи? Они прибыли частных компаний защищают или интересы государства?
      Государство должно ставить бизнесу условия работы, бизнес эти условия должен выполнять, а Минфин и Цетробанк делать так, чтобы это выполнение бизнесом условий государства было наиболее успешным. А у нас эти организации почему-то следят, вроде как, чтобы кому-то было выгоднее, бизнес планы авиаперевозчикам по факту составляют итп... они на кого работают в таком случае???
  8. -1
    13 мая 2019 11:23
    Как сказал водопроводчик - "тут вся система прогнила"
  9. 0
    13 мая 2019 19:35
    Сердюков править балом будет так, что всей авиации России камплык. Пентагон еще одну победу записал на свой счет.
    1. 0
      15 мая 2019 09:28
      Сердюков - прекрасный специалист, особенно ему удаётся обижать зажравшихся генералов.
      Навести порядок в авиастроении, где не всё хорошо, он сможет.
  10. 0
    14 мая 2019 20:52
    жел дор развивать надо ..это и надежно и хребет экономики России
  11. -1
    15 мая 2019 13:59
    Это не на авиапроме надо ставить крест, а на либерастическом Минфине.