Стройка века: что случилось с производством ракеты-носителя «Ангара»
Носитель с далеко не безупречной репутацией столкнулся с новыми вызовами. Впрочем, это едва ли поставит на нем крест.
Общее положение в российской ракетно-космической индустрии в очередной раз описывать смысла нет. Ситуация откровенно плачевная, хотя, совершено очевидно, что отказываться от освоения космоса страна не бросит ни сейчас, ни в обозримом будущем. Самое главное, о чем, пожалуй, стоит говорить в этой связи: после назначения на пост главы космического ведомства Рогозина был взят курс на «утилитарный» космос. Если быть еще точней, то индустрию поставили на службу армии и политики, в целом. Об этом хорошо свидетельствует долгая эпопея с запуском модуля «Наука», старт которого к МКС был запланирован еще на 2007 год. Еще более туманно выглядят планы по освоению Луны и, тем более – Марса.
Далекий космос вообще невозможен в нынешних экономико-политических реалиях. Как уже сказано выше, индустрия будет запускать спутники в интересах госкомпаний, и выводить на орбиту аппараты в интересах Минобороны страны, однако научных прорывов здесь, мягко говоря, ждать не следует.
Для существующих «приземленных» задач Россия на самом деле имеет и будет иметь в будущем все инструменты.
– заявил ранее руководитель Дмитрий Рогозин.
Последнюю от привычной «Ангары-А5» будет отличать наличие дополнительной кислородно-водородной ступени: правда в рамках существующей официальной классификации ракета будет относиться к тяжелому классу, а не к «супертяжелому», как сказала глава Роскосмоса.
Вне зависимости от судьбы самой мощной «Ангары», даже трех названных выше носителей хватит для достижения всех реальных целей, стоящих перед военно-политическим руководством. Здесь уже никто не будет считать, насколько «Ангара-А5» дороже «Протона-М» или Falcon-9: решив свернуть производство «Протонов» Россия добровольно вышла из конкурентной борьбы за мировой рынок космических запусков, объективно уступив его SpaceX.
Можно, конечно, поспорить относительно правильности этого решения, однако едва ли что-то уже можно изменить. И не стоит сильно переживать из-за «Протона»: рано или поздно этот носитель все равно кто-то потеснил бы. В том числе, в силу его опасного топлива в лице несимметричного диметилгидразина или говоря просто гептила.
Казалось бы, концепция понятна, а планы вполне реализуемы, однако, видимо, даже эта «программа минимум», скорее всего, не будет выполнена в срок. Самый яркий пример – опять же, «Ангара». С момента разработки у ракеты «Ангара-А5» первый и пока что единственный запуск – 23 декабря 2014 года. Вместо реальной полезной нагрузки тогда использовали габаритно-весовой макет космического аппарата.
Как стало известно сейчас, производящее носители этого семейства предприятие «Полет», которое входит в состав Центра имени Хруничева, сорвало сроки выполнения заказа. Имеется в виду работы в рамках одного носителя тяжелого и одного носителя легкого классов семейства «Ангара». Ранее их планировали построить в этом году, однако теперь этого, очевидно, ждать не следует, ведь отставание от намеченного срока может достигнуть года. Примечательно и то, что руководство «Полета» не стало долго выбирать формулировки и само признало ситуацию «критической».
– говорится в приказе предприятия «Полет», подписанным его руководителем Виктором Шулико.
При этом возникает несколько противоречивая ситуация, ведь поскольку отставание сугубо внутреннее, то это якобы не играет решающей роли, если говорить о сроках поставках готовых ракет.
– заявил руководитель «Полета».
Так что же происходит с «Ангарой»? И может ли ситуация на «Полете» отразиться на дальнейших запусках? На самом деле, ответить на эти вопросы очень тяжело, однако ситуацию можно рассмотреть с еще одной стороны. Дело в том, что сильно смещать сроки запусков ракет де-факто уже некуда: ранее их и так уже не раз переносили, а от аналога ракеты в лице тяжелого «Протон-М», как уже выше отмечалось, решили отказаться совсем. Согласно заявлению самого Рогозина, уже к 2025 году «Ангара» должна полностью вытеснить «Протон», а производство советской ракеты остановят в 2020-2021 году. По состоянию на 2018 год действующий контракт подразумевал постройку еще 20 этих носителей.
Теперь инженерам предстоит подготовить «Анагару-А5» к следующему испытательному запуску, который намечен на 2020 год. Затем последуют еще два старта в рамках летно-конструкторских испытаний и лишь потом, во второй половине 2020-х годов можно будет ожидать ввода ракеты-носителя в полноценную эксплуатацию. Сложно себе вообразить, где именно к тому моменту будет находиться мировое ракетостроение, и какие ракеты уже введут в эксплуатацию Европа и США. Однако в нашем случае, опять же, это не будет играть существенной роли: «Ангара» – продукт для «внутреннего» пользования. Завоевать с ее помощью международный рынок не выйдет ни при каких обстоятельствах.
В общем и целом, почти нет сомнений, что носители семейства «Ангара» будут производить и дальше: вопрос лишь в том, как именно эти задачи будут выполнять. Давно не секрет, что Центр Хруничева – самое проблемное предприятие всей российской ракетно-космической индустрии. Ранее сообщалось, что его долг составил более 100 миллиардов рублей, хотя за последнее время его частично погасили. Конечно, данная сумма не казалась бы столь пугающей, показывай другие предприятия космической отрасли хорошие результаты. Однако в условиях фактической политической изоляции и стремительного развития конкурентов делать этого с каждым годом все более сложно, а нанесенный за период с 2010-2018 годы из-за космических аварий финансовый ущерб для российского бюджета превысил 35 миллиардов рублей, из которых на непокрытые убытки приходится свыше 10 миллиардов. То есть, поводов для радости мало. По крайней мере, пока.
…останутся наши следы
Общее положение в российской ракетно-космической индустрии в очередной раз описывать смысла нет. Ситуация откровенно плачевная, хотя, совершено очевидно, что отказываться от освоения космоса страна не бросит ни сейчас, ни в обозримом будущем. Самое главное, о чем, пожалуй, стоит говорить в этой связи: после назначения на пост главы космического ведомства Рогозина был взят курс на «утилитарный» космос. Если быть еще точней, то индустрию поставили на службу армии и политики, в целом. Об этом хорошо свидетельствует долгая эпопея с запуском модуля «Наука», старт которого к МКС был запланирован еще на 2007 год. Еще более туманно выглядят планы по освоению Луны и, тем более – Марса.
Далекий космос вообще невозможен в нынешних экономико-политических реалиях. Как уже сказано выше, индустрия будет запускать спутники в интересах госкомпаний, и выводить на орбиту аппараты в интересах Минобороны страны, однако научных прорывов здесь, мягко говоря, ждать не следует.
Для существующих «приземленных» задач Россия на самом деле имеет и будет иметь в будущем все инструменты.
У нас в легком классе единичка – «Ангара», средний класс – «Союз-5», в тяжелом – «Ангара-А5», в супертяжелом классе – «Ангара-А5В»,
– заявил ранее руководитель Дмитрий Рогозин.
Последнюю от привычной «Ангары-А5» будет отличать наличие дополнительной кислородно-водородной ступени: правда в рамках существующей официальной классификации ракета будет относиться к тяжелому классу, а не к «супертяжелому», как сказала глава Роскосмоса.
Вне зависимости от судьбы самой мощной «Ангары», даже трех названных выше носителей хватит для достижения всех реальных целей, стоящих перед военно-политическим руководством. Здесь уже никто не будет считать, насколько «Ангара-А5» дороже «Протона-М» или Falcon-9: решив свернуть производство «Протонов» Россия добровольно вышла из конкурентной борьбы за мировой рынок космических запусков, объективно уступив его SpaceX.
Можно, конечно, поспорить относительно правильности этого решения, однако едва ли что-то уже можно изменить. И не стоит сильно переживать из-за «Протона»: рано или поздно этот носитель все равно кто-то потеснил бы. В том числе, в силу его опасного топлива в лице несимметричного диметилгидразина или говоря просто гептила.
Мы строили, строили
Казалось бы, концепция понятна, а планы вполне реализуемы, однако, видимо, даже эта «программа минимум», скорее всего, не будет выполнена в срок. Самый яркий пример – опять же, «Ангара». С момента разработки у ракеты «Ангара-А5» первый и пока что единственный запуск – 23 декабря 2014 года. Вместо реальной полезной нагрузки тогда использовали габаритно-весовой макет космического аппарата.
Как стало известно сейчас, производящее носители этого семейства предприятие «Полет», которое входит в состав Центра имени Хруничева, сорвало сроки выполнения заказа. Имеется в виду работы в рамках одного носителя тяжелого и одного носителя легкого классов семейства «Ангара». Ранее их планировали построить в этом году, однако теперь этого, очевидно, ждать не следует, ведь отставание от намеченного срока может достигнуть года. Примечательно и то, что руководство «Полета» не стало долго выбирать формулировки и само признало ситуацию «критической».
«Причинами, послужившими возникновению такой критической ситуации, явились: слабая организация труда на рабочих местах, несвоевременное решение вопросов конструкторской службой (КБ «Салют») и технологическими службами (отдел главного технолога), несвоевременное обеспечение производства (отдел главного технолога, инструментальное производство, вспомогательное производство, служба снабжения), срыв сроков поставки комплектующих (Ракетный космический завод, Воронежский механический завод)»,
– говорится в приказе предприятия «Полет», подписанным его руководителем Виктором Шулико.
При этом возникает несколько противоречивая ситуация, ведь поскольку отставание сугубо внутреннее, то это якобы не играет решающей роли, если говорить о сроках поставках готовых ракет.
«Отставания от установленных сроков изготовления ракет нет, мы нацелены на поставку изделий вовремя»,
– заявил руководитель «Полета».
Так что же происходит с «Ангарой»? И может ли ситуация на «Полете» отразиться на дальнейших запусках? На самом деле, ответить на эти вопросы очень тяжело, однако ситуацию можно рассмотреть с еще одной стороны. Дело в том, что сильно смещать сроки запусков ракет де-факто уже некуда: ранее их и так уже не раз переносили, а от аналога ракеты в лице тяжелого «Протон-М», как уже выше отмечалось, решили отказаться совсем. Согласно заявлению самого Рогозина, уже к 2025 году «Ангара» должна полностью вытеснить «Протон», а производство советской ракеты остановят в 2020-2021 году. По состоянию на 2018 год действующий контракт подразумевал постройку еще 20 этих носителей.
Теперь инженерам предстоит подготовить «Анагару-А5» к следующему испытательному запуску, который намечен на 2020 год. Затем последуют еще два старта в рамках летно-конструкторских испытаний и лишь потом, во второй половине 2020-х годов можно будет ожидать ввода ракеты-носителя в полноценную эксплуатацию. Сложно себе вообразить, где именно к тому моменту будет находиться мировое ракетостроение, и какие ракеты уже введут в эксплуатацию Европа и США. Однако в нашем случае, опять же, это не будет играть существенной роли: «Ангара» – продукт для «внутреннего» пользования. Завоевать с ее помощью международный рынок не выйдет ни при каких обстоятельствах.
Проблемы роста
В общем и целом, почти нет сомнений, что носители семейства «Ангара» будут производить и дальше: вопрос лишь в том, как именно эти задачи будут выполнять. Давно не секрет, что Центр Хруничева – самое проблемное предприятие всей российской ракетно-космической индустрии. Ранее сообщалось, что его долг составил более 100 миллиардов рублей, хотя за последнее время его частично погасили. Конечно, данная сумма не казалась бы столь пугающей, показывай другие предприятия космической отрасли хорошие результаты. Однако в условиях фактической политической изоляции и стремительного развития конкурентов делать этого с каждым годом все более сложно, а нанесенный за период с 2010-2018 годы из-за космических аварий финансовый ущерб для российского бюджета превысил 35 миллиардов рублей, из которых на непокрытые убытки приходится свыше 10 миллиардов. То есть, поводов для радости мало. По крайней мере, пока.
Информация