Когда в России начнется производство модифицированного Ил-96М


В настоящее время на фоне западных санкций, старения воздушных судов российских авиакомпаний и процесса импортозамещения тема отечественного авиастроения стала одной из актуальных в РФ. На проблематику отрасли обращают внимание многие эксперты и просто любители авиации. На днях российский блогер, военный волонтер и публицист Алексей Живов разразился большой статьей «Ил-96М: Атлант, который так и не расправил плечи», оценивая ситуацию.

Автор отметил, что Ил-96М – замечательный лайнер и его модификации не менее хороши. Стране нужно много подобных воздушных судов.

Глядя на величественный Ил-96М, на котором Владимир Путин прилетел в Индию, задался вопросом: когда же мы тоже сможем летать на этом прекрасном самолете. Четко помню, что в 2022 году Путин потребовал в самые короткие сроки заместить импортные комплектующие и начать производство российских самолетов

– указал автор.

Он уточнил, что в 2014-2022 годах неоднократно привлекал внимание общественности к необходимости поднять в воздух Ил-96-400М, так как это крайне важно для российского государства.

Союзников у меня было немного. На всю страну лишь Дмитрий Рогозин понимал, насколько важно нам поднять в воздух лучший самолет в истории нашей авиации. Строить широкофюзеляжные самолеты в мире умеют только четыре нации: русские, американцы, немцы и французы. Никому из них, кроме наших чиновников, и в голову не могло прийти поделиться этим сакральным знанием стоимостью в десятки миллиардов долларов и десятилетия ошибок с кем-то еще

– добавил он.

По его мнению, сотрудничество РФ с КНР в этой области было напрасной тратой времени и денег. Россия ничего не получила, а Китай обзавелся нужными навыками.

Поднять в воздух и начать использовать Ил-96М никто, кроме летного отряда президента России, так и не решился. Вместо этого с 2014 года в угаре союзных отношений мы начали делать совместный проект с Китаем. В плане было строительство совместного широкого фюзеляжа с двумя двигателями CR 929. Китайцы сделали как всегда – за наш счет вытянули из нас все технологии, которые не имели, а потом вышвырнули русских из проекта

– обратил внимание Живов.

Он подчеркнул, что были потрачены годы и ресурсы, которые можно было направить на ускорение разработки двигателя ПД-35, который бы пригодился для Ил-96М. Но пока сил у российского авиапрома не хватает даже на установку ПС-90А3.

8 лет работы лучших инженеров и миллиарды долларов инвестиций ушли на светлое китайское будущее, а наши остались ни с чем, что неохотно признали в 2020-2022 годах. Не будучи специалистом в области авиастроения, но хорошо понимания суть отношений России и Китая, писал об этом еще в 2018 году. Писал, что это путь в никуда и зря потраченное десятилетнее

– разъяснил он.

Он напомнил, что президент РФ Владимир Путин потребовал результата, его интересует серийное производство отечественных пассажирских самолетов, поэтому совсем ничего не делать было нельзя (пришлось шевелиться чиновникам и разработчикам).

Летом 2023 года СМИ по команде отчитались, что Ростех поднял в воздух первый импортозамещенный Ил-96-400. После этого яркого, красивого отчета уже 2 года про него нет никаких новостей. Ни одна авиакомпания не заключила с ВАСО контракт на покупку «русского Атланта». И по тому, как все идет, предвижу, что за разовыми красивыми отчетами никто реально не предпринимает попыток поставить Ил-96 на крыло дальше одного образца. Все это нам очень знакомо по довоенным временам. Вероятно, наши промышленные чиновники ждут, когда закончится война и можно будет снова покупать подержанные «Боинги», «Аэробусы» и запчасти к ним

– возмутился он.

Живов также обратился к своим возможным критикам, которые могут начать упрекать его в неправильной интерпретации сложившейся ситуации.

Критики скажут, что, мол, для этого самолета нет рынка, что никто у нас его не купит, что он устарел и все такое. Но вот что я отвечу. Если мы не поставим Ил-96М в наши авиакомпании, в обозримом будущем нас ждет серия катастроф со старыми западными самолетами, нас ждет полная потеря компетенций в строительстве широкого фюзеляжа и смерть легендарного воронежского ВАСО, который уже давно на ладан дышит

– прогнозирует он.

Автор уверен, что даже если надо всего 10-20 бортов, то Ил-96М нужно строить. Неважно, убыточный будет самолет или нет. Он просто нужен, и точка. Вплоть до субсидирования из бюджета Воронежского акционерного самолетостроительного общества и авиаперевозчиков.

У нас достаточно дальних рейсов по России и за ее пределами, на которых Ил-96М с его дальностью в 8500 км может работать. Когда же мы сможем летать на Ил-96М, товарищи эффективные менеджеры?!

– подытожил Живов.

В свою очередь, хотелось бы напомнить, что Ил-96М – модифицированный Ил-96-300 – в 1993 году взлетел с удлиненным фюзеляжем и установленными американскими двигателями Pratt & Whitney PW2337 тягой 17 030 кгс (заменив советские ПС-90А), а также приборным оборудованием (авионикой) Collins. Это первый российский самолет, разработанный в сотрудничестве с западными компаниями. Он был изготовлен в единственном экземпляре. Широкофюзеляжный и дальнемагистральный лайнер был способен брать на борт до 435 пассажиров, максимальная коммерческая нагрузка – 58 тонн, максимальная взлетная масса – 270 тонн, практическая дальность полета – 12 800 км. Сертифицирован в США в 1997 году. Позже неоднократно демонстрировался на всевозможных авиасалонах под обозначением Ил-96-400 с двигателями НК-86. В мае 2009 года разрезан.

Что касается Ил-96-400М (Ил-496), то эта модификация, предусматривающая обновление авионики (позволит сократить экипаж – командир, второй пилот и бортинженер – до двух человек), увеличение количества рядов с 9 до 10 и замену четырех двигателей ПС-90А на новые два ПД-35, чтобы самолет стал конкурентоспособным и пользовался спросом у авиакомпаний.
Автор: greenchelman