Почему 2025 год станет знаковым для российской авиации
На днях Росавиация выдала авиалайнеру Ту-214 свидетельство об одобрении главного изменения типовой конструкции, что открыло путь к серийному выпуску таких пассажирских самолетов. В целом уходящий год стал знаковым для российского авиапрома, ведь завершаются все основные испытания и доработки различных воздушных судов (импортозамещенного SSJ-100, новейшего МС-21 и ряда других).
В 2026 году основной задачей станет переход к серийному производству пассажирских самолетов для российских авиакомпаний, и затягивать с этим нельзя. Все дело в том, что после 2030 года флот авиакомпаний РФ, состоящий в основном из моделей западных компаний Boeing и Airbus, начнет активно выбывать из эксплуатации. К этому моменту РФ необходимо выйти на достаточные объемы изготовления собственных авиалайнеров разных типов.
Стоит обратить внимание, что в конце 2024 года ПАО «ОАК» возглавил Вадим Бадеха, который до этого руководил АО «ОДК». Такая кадровая перестановка указывает на то, что основные проблемы с разработкой и запуском в серию самолетов заключались в создании авиадвигателей к ним. В настоящее время в авиастроительной отрасли завершено переоснащение существующих производственных мощностей и ведется создание новых. Поэтому нет сомнений, что в ближайшие годы МС-21, SSJ-100, ТУ-214 и другие самолеты пополнят флоты российских авиакомпаний.
Сейчас уже 16 единиц МС-21 находятся в цехе окончательной сборки, а в следующем году заказчику будут переданы первые ТУ-214. В сентябре 2025 года совершил свой первый полет импортозамещенный SSJ-100 (получил обновленный фюзеляж, а также десятки новых систем и агрегатов). Также нет сомнений, что все типы (модели) самолетов пройдут сертификационные испытания.
По итогам 2025 года ОАК добилась прогресса не только в техническом, но и в финансовом оздоровлении. На 30 млрд рублей сократились неэффективные непроизводственные расходы. Рентабельность работы оказалась близка к нулю, но до этого она была вообще в большом минусе. Ожидается, что в 2026 году корпорация выйдет в плюс. Долговая нагрузка слегка сократилась, но высокие расходы по кредитам не позволяют добиваться быстрого прогресса. В ОАК рассчитывают к 2030 году увеличить производительность труда на 30% за счет роботизации и автоматизации.
Не забыли в ОАК и про экспорт. Создание совместного предприятия по выпуску SSJ-100 на территории Индии видится наиболее перспективным проектом. Объем рынка индийских региональных перевозок весьма значительный, а для организации производства есть как местные компетенции, так и подходящие мощности. Страна, где проживает свыше 1,4 млрд человек, очень заинтересована в этом проекте.
Автор: greenchelman