Успехи моторостроителей: В чем плюсы и минусы наших корабельных газотурбин

23

В предыдущих статьях я рассказывал о состоянии дел в нашем Военно-морском флоте, в частности о проблемах, которые возникли у нас при постройке тяжелых и легких фрегатов проектов 22350 и 11356Р соответственно. Они должны были стать основой нашего надводного флота, заменив стареющий и выбывающий на списание корабельный парк советской еще постройки (к 2030 году мы рисковали вообще остаться без БНК 1-го и 2-го ранга).

Проблемы с тяжелыми фрегатами были вызваны трудностями, возникшими при доводке головного корабля этой серии «Адмирала Горшкова» и принятием его флотом (это затянулось почти на 8 лет), что вызвало к жизни реанимацию экспортного варианта легкого фрегата, которого мы в свое время наклепали изрядное количество (6 шт) для ВМС Индии, но там уже подножку нам подставила украинская сторона, отказавшаяся поставлять силовые установки для них. Мы и тут нашли выход. Какой? Об этом ниже.



МРК «Каракурт»


Когда в 2014 году стало ясно, что украинских турбин, а соответственно и новых фрегатов проектов 11356 и 22350, флот в ближайшее время не получит, было принято решение строить 19 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», которые за счет более высоких мореходных характеристик должны были усилить флот ракетных кораблей «Буян-М» (тех самых отличившихся ударами «Калибров-НК» по Сирии). Хотя все понимали, что это корабли береговой зоны и полноценно заменить фрегаты они не в состоянии. Но и простаивать нашим судостроительным мощностям, спокойно наблюдая за старением корабельного парка ВМФ РФ, мы тоже не могли позволить. Поэтому экстренно запустился проект 22800, который стал крупным успехом отечественных корабелов.

Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (разработчик) и Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (частный завод, выигравший тендер на производство) доказали, что создать боевой корабль можно быстро и недорого. От принятия решения о начале постройки до выхода корабля на испытания прошло всего три года. В нашей последней истории боевой корабль так быстро никогда не строился. Корабль примечателен тем, что при его создании не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача – использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть уже существующие образцы, которые было нужно только принять военным. Поэтому в такие сжатые сроки всё и получилось. Одна из изюминок проекта – практически полное импортозамещение. Всё серьёзное оборудование – отечественное.

Другой изюминкой проекта стало привлечение частников для его выполнения. Программа строительства модернизированных ракетных кораблей «Каракурт» была подготовлена еще при прежнем замминистра обороны РФ Юрии Борисове (ныне он вице-премьер РФ). Особенность программы в том, что ее полностью разобрали частные корабелы, утащившие заказы прямо из-под носа государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Первый контракт Минобороны РФ на семь кораблей выиграла ленинградская «Пелла», второй на шесть МРК достался Зеленодольскому заводу им. Горького, который привлек для этого еще и керченский судостроительный завод «Залив». А 22 августа 2018 года в рамках деловой программы форума «Армия-2018» были заключены контракты на постройку еще шести «Каракуртов» уже на Дальнем Востоке для нужд Тихоокеанского флота (четыре на Амурском судостроительном заводе и два на «Восточной верфи»).

Однако беда пришла откуда не ждали. Петербургский двигателестроительный завод «Звезда», чьим дизельным двигателем М507 и генератором ДГАС-315о оснащаются корабли для ближней береговой охраны ВМФ РФ, официально уведомил своих получателей о невозможности их поставки в этом году. Срыв вызван тем, что у завода «Звезда» возник большой объем заказов на поставку судовых двигателей, дизель-генераторов и редукторов для ВМФ РФ. «Звезда» была не готова к их наплыву ни технически, ни материально. Конвейер просто не справлялся с обрушившимися на них военными заказами. В результате сроки сдачи «Каракуртов» сдвинулись на 2019-21 гг. От этого пострадали и корветы проекта 20385, сроки сдачи которых тоже переместились вправо.

Рассматривались даже варианты замены корабельной силовой установки «Каракуртов» на газотурбинный двигатель М70ФРУ-Р от «ОДК-Сатурн» и на дизель CHD622V20 пр-ва Henan Diesel Engine Industry Limited (КНР). От обоих вариантов отказались. От ГТД по причине отсутствия полноценного (десятки двигателей в год) серийного производства, а также из-за того, что первыми эти двигатели должны получить фрегаты проекта 11356. А от китайских дизелей отказались из-за их плохого качества (4 случая выхода из строя на действующих кораблях ВМФ РФ и Погранслужбы ФСБ РФ) и невозможности выдержать ТТХ корабля – они не в состоянии были обеспечить заданную скорость, которая падала вдвое. В результате вернулись к дизелям от «Звезды». Проверенное качество. Дизели серии М507 – это разработка более чем полувековой давности, они до сих пор имеют уникальные удельные показатели, пусть и при весьма сложной эксплуатации. Правда, с ними придется подождать (сейчас в приоритете дальний флот, а корабли береговой зоны могут подождать).

Плюсы и минусы новой силовой установки


Но не бывает худа без добра. В результате подляны, кинутой нам украинской стороной, мы встали перед необходимостью в кратчайшие сроки наладить выпуск подобной продукции на отечественной производственной базе. А с другой стороны, что еще от небратьев можно было ожидать? Надо было раньше думать, когда мы создавали свое оружие возмездия с локализацией 87%, оставив производство сердца корабля – его силовой установки – соседям по глобусу, которые нам еще Мазепу с Бандерой и Петлюрой не простили. Только вдумайтесь, что произошло, отказом от поставок нам своих силовых установок они фактически затормозили развитие нашего Военно-морского флота на 10 лет. Именно столько времени нам понадобится, чтобы заместить недостающие комплектующие продукцией собственного производства. 7 лет уже прошло, фрегатов, как не было, так и нет. А они должны были стать основой нашего надводного флота. Становым хребтом, вокруг которого могли формироваться наши Военно-морские силы.

У нас катастрофически не хватает кораблей 1-го и 2-го ранга, нам нечем подкреплять свои амбиции не то что в Мировом океане, а даже в ближайших морях, окружающих РФ по периметру. Для сравнения, у нашего главного противника только эсминцев УРО 4-го поколения типа «Арли Бёрк» 67 шт в строю, еще 7 строятся и еще 10 запланировано. Это корабли водоизмещением 7-9 тыс. тонн, несущие управляемое ракетное оружие (от 56 до 96 тех самых КР «Томагавк» с радиусом действия до 2,5 тыс. км, способных нести ядерные заряды). И это всего лишь эскадренные миноносцы 4-го поколения, при этом я уже ничего не говорю про их ракетные крейсеры УРО типа «Тикондерога» в количестве 22 шт, несущие по 122 ракеты каждый, и про 11 авианосных ударных групп, куда, помимо самих авианосцев, входят еще по десятку-полтора кораблей эскорта и сопровождения (те самые крейсера УРО, эсминцы УРО, фрегаты, корветы и атомные подводные лодки). Силы явно не равны. А силовая установка, прежде чем она войдет в серию, должна отработать десятки тысяч моточасов на стенде, не считая обязательных ходовых испытаний в море. У нас нет таких установок. А у украинцев есть. Проверенные годами работы в море («Зоря-Машпроект» гонит свою продукцию с 1978 года, а мы пока гнали только порожняк!). Самое время пожалеть, что мы в 2014 году не забрали себе еще и Николаев, с его Черноморским судостроительным заводом, строившим в советское время ракетные и авианесущие крейсера (там же осталась и уникальная «Нитка» – взлетно-посадочная полоса для испытаний палубной авиации, про «Зорю-Машпроект» вы и так уже все знаете).

Поэтому, чтобы не попадать в подобную ситуацию и впредь не зависеть от поставок двигателей для новых кораблей, строящихся для российского флота, командованием ВМФ России была разработана и принята «Концепция создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей». В результате оной ответственность за производство и поставку газотурбинных двигателей была возложена на рыбинское «ОДК-Сатурн». Да, собственно говоря, и выбор-то был невелик. ПАО «ОДК-Сатурн» (бывшее ОАО «Рыбинские Моторы») – двигателестроительная компания (входит в АО ОДК под крышей госкорпорации Ростех), основной специализацией которой является разработка и производство газотурбинных двигателей для авиации, судов, морских и приморских промышленных объектов, а также для энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. Кто еще, если не они?

И рыбинские моторостроители не подвели (о чем даже Путин не преминул упомянуть!). Они перевернулись через голову и в кратчайшие сроки создали силовую установку МА4 на базе четырех скомпонованных по схеме 2+2 газотурбинных двигателей М70ФРУ собственного производства, не имеющих украинских аналогов (мощностью 14 тыс. л.с), и благодаря использованию сплавов на основе кобальта довели ее КПД до 36%, против 32% у украинского аналога. Аналогичных показателей КПД они добились и на более мощном ГТД М90ФР собственного производства (у николаевского аналога ДТ59 этот показатель еще ниже – всего 30%). И это при том, что установки подобного типа, вообще, не дают КПД больше 40%, тут за каждый процент идет война. И это несомненный плюс.

Среди минусов можно отметить, что в оригинальном украинском проекте агрегат М7Н1 состоял из двух газотурбинных установок (ГТУ) – одной, мощностью 8 450 л.с. для экономичного хода, и второй, «форсажной», мощностью 22 000 л.с. для полного хода. Таким образом, учитывая, что на корабле таких агрегатов устанавливалось два, на двух «экономичных» турбинах фрегат развивал мощность 16 900 л.с., а полная мощность составляла 60 900 л.с. Теперь же на корабли планируется установка двух газотурбинных агрегатов, на каждом из которых по два ГТД М70ФРУ (итого 4 ГТД по схеме 2+2 мощностью 14 000 л.с. каждый). Таким образом, экономичный ход будет осуществляться при мощности турбин 28 000 л.с., а полный ход – при 56 000 л.с. Вроде бы хорошо? Максимальная скорость фрегатов сильно не упала, а вот скорость экономичного хода выросла. Казалось бы, задача решена? Однако, как посмотреть. Ведь от этого падает дальность автономного плавания, ввиду большего расхода топлива из-за увеличения мощности ГТУ. В этой ситуации хорошо бы до Сирии дотянуть. Так что тут палка получилась о двух концах. Выиграли в скорости экономичного хода, проиграли в дальности плавания из-за перерасхода топлива. Поэтому не стоит удивляться, что порт приписки у уже построенных фрегатов – Севастополь, а не Балтийск (иначе за каждым из них придется танкер гонять).

Но это не снижает задач, стоящих перед рыбинскими моторостроителями. Согласно «Концепции создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей», принятой командованием ВМФ РФ, российскими ГТД планируется оснастить ракетные крейсеры проекта 1164, большие противолодочные корабли проекта 1155, фрегаты проекта 22350 и 22350М, сторожевые корабли (легкие фрегаты) проекта 11356, корветы проекта 20386, малые ракетные корабли проекта 22800, ракетные катера проекта 1241, а также десантные корабли на воздушной подушке проектов 12322 (шифр «Зубр») и проекта 12061 (шифр «Мурена»).

Выводы


На этом краткий обзор проблем флота закончен. Так, благодаря нашим проблемам с Украиной прирастает мощью индийский, алжирский и египетский флоты. Украина тут тоже не пасет задних, прикупив по случаю у Штатов два списанных патрульных катера 30-летней давности класса «Island» без вооружения, заплатив за них как за новые (9 млн. долл. с доставкой и обучением экипажей). Янки за такие деньги обещали аборигенам еще и запчастей подбросить (оно и понятно, корабли-то помнят еще Рейгана и мадам Тетчер, их чинить не перечинить!). В их борьбе с ненавистным агрессором самое то будет! Заметьте, если мы торгуем новейшими кораблями, то американцы продают исключительно плавающий металлолом, по навару уступая лишь своим предкам, купившим за бусы, пуговицы и еще какую-то фигню у аборигенов остров Манхэттен. А недавно от щедрот своих они своим подопечным еще и 84 резиновых лодки подкинули. И я тут совсем не шучу! Уже сейчас вижу как небратья, выстроившись свиньей, пойдут на них на штурм Севастополя или возьмут на абордаж ракетный крейсер «Москва». Но не будем о грустном.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    15 марта 2021 11:24
    Ещё лет 10 ждать ,пока этих ГТД наклепают нужное количество
  2. +6
    15 марта 2021 18:16
    не забрали себе еще и Николаев, с его Черноморским судостроительным заводом, строившим в советское время ракетные и авианесущие крейсера (там же осталась и уникальная «Нитка» – взлетно-посадочная полоса для испытаний палубной авиации,

    Насколько я знаю "Нитка" всегда находилась и находится в Крыму.
    1. +2
      15 марта 2021 20:50
      В статье кроме этого хватает не точностей.
      1. 0
        15 марта 2021 22:28
        каких? буду рад исправить
    2. +2
      15 марта 2021 22:25
      извините, Афиноген, ошибся, действительно под саками, республика Крым, РФ
    3. +1
      2 апреля 2021 16:08
      Я тоже удивился, когда прочёл про это. Ещё во времена Апакидзе читал, что "Нитка" в Крыму. Вот и верь остальному материалу таких писателей.
  3. Этсааа... господа военморы, поясните мне, зачем нам строить пароходы, которые возят гиперзвуковые ракеты? Это - идиотизм в кубе!
    1. +1
      15 марта 2021 22:28
      посмотрите на радиус действия наших Калибров - 2,5...3 тыс км, а потом посмотрите на карту - где находятся Центры принятия решений наших врагов? Гиперзвуковые Цирконы еще никто не возит
  4. 0
    16 марта 2021 00:40
    Я совсем никакой специалист в двигателях, особенно корабельных, и не могу понять, почему силовую установку мощностью 28000л.с нельзя эксплуатировать (для экономии горючего) на мощности 22000л.с.?
    Автору не плохо было бы узнать насколько больше топлива расходуется в украинском и российском двигателе при одинаковой развиваемой мощности (если это по мнению автора является "ахиллесовой пятой" российского двигателя.
    1. 0
      16 марта 2021 02:37
      там есть такое понятие как КПД двигателя, и что вы сравниваете белое с пушистым? 22 000 лошадей - это мощность одной украинской форсажной ГТУ, а при форсаже работают две. 28 000 лошадей у нас это мощность эконом хода и там нет реле, позволяющего регулировать мощность. Хосподи, зачем вам высшая математика, займитесь пением, математика точно не ваш конек
      1. 0
        16 марта 2021 10:41
        Так можно и на одной турбине ходить ЭХ, а не на двух ГТД М70ФРУ. Или дело в редукторе?
        1. +2
          16 марта 2021 16:39
          Изначально на фрегаты проекта 11356 штатно устанавливалась украинская ГТУ (газотурбинная установка) М7Н.1Э пр-ва николаевского ГП НПКГ «Зоря-Машпроект», состоящая из четырех газовых турбин и пяти редукторов, расположенных в двух машинных отделениях. В маршевом отделении размещались две турбины экономического хода ДС-71 (мощностью по 8,45 тыс. л.с.) с двумя редукторами РО63 и вспомогательным редуктором Р1063, позволяющим каждой турбине работать сразу на оба винта. В форсажном отделении размещались две турбины полного хода ДТ-59.1 (мощностью по 22 тыс. л.с.) и два односкоростных редуктора РО58. Вся силовая установка при этом работала по схеме COGOG (с раздельной работой форсажных и маршевых двигателей) через сложные редукторы на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ). Общая мощность ГЭУ (главной энергетической установки) при этом составляла 2 х 30,45 тыс. л.с. (60,9 тыс. л.с.).
          На одной турбине это как? В агрегат входят две турбины. Одну выключить?
      2. +1
        17 марта 2021 20:34
        Для уменьшения мощности не нужно реле-мощность ГТД регулируется подачей топлива. На фрегатах пр.11356р на полном ходу работают 4 турбины, по 2 на каждый вал, на экономическом ходу ЭС обеспечивается одним двигателем, работающим на один вал,второй свободно вращается. На всех трех фрегатах стоят украинские турбины, наши планируются только на строящиеся. У "Тальваров" установка как вы описали ниже, там каждая из ГТУ экономхода может работать на оба вала одновременно, т.е одна работает,другая заглушена,это дает выигрыш пропульсивного КПД за счет исключения потерь на свободно вращающийся винт...но есть и минус "экономы" и "форсажи" работают раздельно-либо те, либо другие, т.е.мощность не суммируется, потому требуются более мощные форсажные ГТУ.
    2. 0
      2 апреля 2021 16:14
      Да, действительно. В одном из абзацев автор говорил. что теперь за нашими кораблями надо возить танкер с горючим. А что, сейчас не так? Ведь санитарный кордон для России работает и не в каждый порт по пути нас пустят на заправку. И кроме непонятных сравнений в заметке ничего не говорится о том, насколько больше топлива расходуется в украинском и российском двигателе при одинаковой развиваемой мощности. А ведь ныне бандеровские заводы клепают движки аж с 1978 года, когда наш Флот (да и авиация) не особенно экономили на топливе.
  5. 123
    +4
    16 марта 2021 10:41
    Внесу свою ложку дегтя в бочку меда нашего вероятного противника. Так сказать для объективности.
    "Арли Берк" и "Тикандерога" это аналог того, что у нас называют "советским наследием".
    Что характерно малозаетность давно превратившаяся у американцев в фетиш к этим кораблям не имеет ни какого отношения. "Арли Берк" по прежнему выпускаются, если не ошибаюсь по 2 шт. в год. Насколько понимаю на это темп выходит Россия при производстве фрегатов. Водоизмещение у американцев конечно больше, но это производство отработанное десятилетиями, а у нас новый проект. Так что в сравнении темп строительства как то не сильно впечатляет. А имеющиеся неизбежно стареют, им требуется ремонт, модернизация. Производство новых эсминцев это скорее замещение выбывающих по возрасту старых

    "Тикандерога" давно не строится, последний в списке "Порт-Роял" 1994 года рождения. Их планировали списать до 2029 года все до одного.
    https://fas.org/man/dod-101/sys/ship/cg-47.htm

    Если отстают от графика, то это не от хорошей жизни, а по тому что замены им нет. Что американцы построили нового за эти годы? 3 "Зумвалта", полагаю про эту "удачную" программу рассказывать не надо. 10 или 11 корветов (литоральные корабли) 4 из них идут под списание, остальные для учебных целей или на рыбалку сгонять. Они ни на что не годны. 1 авинаосец, который до сих пор не могут довести до ума.
    Это я к тому, что в кораблестроении у них не так все гладко. И похоже перспектива не радужная. Рассматривают сокращение числа авианосцев, денег на все не хватает даже у них. Да и верфи просто не справляются с плановым ремонтом имеющейся армады. Половина и даже больше авианосцев стоят в очереди на ремонт.
    В общем адекватной замены "Арли Берк" и "Тикандерога" у них не предвидится, рассматривают адаптацию под свои нужды и производство в США европейского фрегата, да да именно фрегата. Налицо тенденция к снижению водоизмещения. Пока мы переживаем что у нас нет кораблей 1-2 ранга, они собираются преходить на те же фрегаты.
    Их возможности конечно несравненно больше наших, но ведь их верфи и производители двигателей в Мексику не уходили, да и своя "перестройка" у них похоже впереди. Нам стоит посматривать не только в их сторону, но и иногда оглядываться на китайских товарищей.
    Ну и в заключение.... так уходят корабли...Началась подготовка к утилизации десантного корабля USS Bonhomme Richard.
    Граждане соблюдайте правила пожарной безопасности.

    1. 0
      2 апреля 2021 16:19
      Я не мореман. Но думаю, что в нынешней войне всех кораблей мира ждёт погибель в течение одной, может, чуть больше, недели. Имея в виду развитие всяких калибров и прочих суперракет.
      1. 123
        +1
        2 апреля 2021 16:33
        Я не мореман. Но думаю, что в нынешней войне всех кораблей мира ждёт погибель в течение одной, может, чуть больше, недели. Имея в виду развитие всяких калибров и прочих суперракет.

        Я тоже не мореман request Все корабли в штыковую атаку никто не бросит. Многие будут стоять в относительно безопасных местах, примерно как линкоры у немцев в ВОВ. А в бою полагаю им действительно будет не весело.
  6. +1
    19 марта 2021 12:15
    Наши либералы были глубоко убеждены (да и сейчас так считают), что всю свою промышленность можно полностью разрушать, а если что вдруг потребуется, то продадим газ или нефть и всё купим. Только в действительности не очень-то получается.
    1. +1
      2 апреля 2021 16:23
      Скорее всего, они вешали нам лапшу на уши, имея перспективу развалить всё, придя к власти. Так оно и получилось. Пока россияне 15-20 лет привыкали быть только обществом потребления Запад это устраивало. Да и гайдариков-шмайдариков со всякими ельцыными тоже. А только стоило нам очнуться, вот тут-то они нам и показали (типа кузькиную мать).
  7. +2
    8 апреля 2021 22:21
    Цитата: Волконский
    У нашего главного противника только эсминцев УРО 4-го поколения типа «Арли Бёрк» 67 шт в строю, еще 7 строятся и еще 10 запланировано.

    Чтобы вы понимали: 67 американских эсминцев раскиданы по всему земному шару. На сдерживание России остаётся штук 15. Ещё 15-20 - на сдерживание Китая. А ведь есть ещё Иран, Индия и многие другие страны, которые не являются союзниками США. Отсюда надо исходить. То есть России конкурировать по количеству вымпелов с США нет никакого смысла. Кроме того, новые эсминцы строятся, а старые списываются. В итоге США будут иметь не более 70 эсминцев в ближайшие годы.

    Цитата: Волконский
    Это корабли, несущие управляемое ракетное оружие (от 56 до 96 тех самых КР «Томагавк» с радиусом действия до 2,5 тыс. км). При этом я уже ничего не говорю про их ракетные крейсеры УРО типа «Тикондерога» в количестве 22 шт, несущие по 122 ракеты каждый, и про 11 авианосных ударных групп... Силы явно не равны.

    При наличии хороших ракет, способных потопить вражеский флот издалека, значимость количества вымпелов снижается. Современная Россия идёт именно по такому пути. Дальность действия наших противокорабельных "Калибров", "Ониксов" и "Цирконов" превышает дальность действия американских ПКР "Гарпун" или равняется зенитным SM-6 и дозвуковым противокорабельным "Томагавкам", которыми пока не оснащены корабли. В общем, наши ракеты лучше. Кроме того, КР "Томагавк" с дальностью 2,5 км - это ракеты сугубо для ударов по ЗЕМЛЕ, т.е. надводному флоту, выведенному в море, они не угрожают. Что же касается 11 авианосцев, то боеготовыми никогда не бывают все числящиеся в строю. Половина авианосцев находится в простое по различным причинам (ремонт, ожидание тех. обслуживания после похода, и прочее). Ну и даже половину авианосцев США не бросит на одну Россию, т.к. со стратегической и тактической точки зрения нельзя оголять другие направления и точки в мировом океане, где сдерживаются другие страны.
  8. +1
    13 апреля 2021 23:47
    Россия - континентальная держава. Нам нужен флот в тех объёмах, чтобы кроме нанесения ракетно-ядерного улара по США обеспечить фланги, выходящие к морю. Нам крайне важно господство на Чёрном море, так как Крым - это единственный плацдарм, который могут использовать штаты для полевой войны с нами. Европа без США - не противник. Ну не из Антверптена же устраивать логистику на подвоз предметов армейского снабжения. В ВОВ немцы навозились. Всё-таки 2 500 км. А господство над Чёрным морем базируется на Крыме и Тартусе. Вот Вам и расклад. Т.е. кроме АПЛ, которые готовы снести с лица Земли Нью-Йорк, нам необходим флот, обеспечивающий целостность передовых рубежей в Средиземном море. Крым тыловая база, Тартус - передовая. Вот сколько и каких кораблей, желательно чтобы хватило, ну а всё остальное- от Бога. Лишнее тоже не к чему.
  9. 0
    5 мая 2021 19:53
    Автор пишет то, что в действительности отсутствует по определению.

    Проблемы внедрения турбин в судостроении две: отсутствие производства редукторов на заявленную мощность и пятикратное увеличение расхода топлива по отношению к дизелю.
    Двигатель М507 - анахроизм даже с выдающейся для него мощностью, завод Звезда находился и находится в плачевном состоянии. Ресурс мотора по нынешним делам 5000 (пускай в перспективе хоть 10000 моточасов) до капремонта ничтожный. Пока корабль из России доплывет до Индии, ему уже там нужен капремонт делать, и нахрена это говно и дальше клепать.
  10. 0
    14 мая 2021 22:20
    Для меня всегда была тайной, почему Россия осталась без собственных ГТД? Вот ссылаются на Зорю-Машпроект. В советское время она входила в список заводов, производивших двигатели для всего Союза. Значит, вся документация (копии), помимо той, что на самом предприятии, должна была находиться в каком-то учреждении в Москве или каком-то другом городе. Типа заархивировано. На случай, если производство на Украине будет внезапно захвачено врагом, или уничтожено. Сколько было аналогичных этому постов, в которых говорилось, что нашей стране с нуля пришлось создавать/разрабатывать корабельные газотурбинные двигатели. Но я не могу этим оптимистичным заметкам верить, зная что из себя представляют наши чиновники. Готовые навешать вышестоящим чинам тонну лапши, что не получить по шапке за неуспех в деле.