Решение принято: «хребтом» российского флота станут фрегаты и корветы
Заканчиваю серию статей, посвященных состоянию дел в нашем надводном флоте. В первом материале я рассказал о странной продаже ВМС Алжира двух наших новых корветов проекта 20380, строящихся с 2015 года на ПАО ССЗ «Северная верфь» для ВМФ РФ, и объяснил, в чем отличие этого проекта от проекта 20385. Во второй части речь шла о прорывном тяжелом корвете проекта 20386, который должен будет заменить устаревшие легкие фрегаты дальней морской зоны проекта 11356Р.
В данной заключительной части речь пойдет о сериях подобных кораблей, порассуждаем, в каком направлении будет развиваться отечественный надводный флот, и поставим наконец точку в алжирской истории. Точнее многоточие... Итак, продолжаю.
Серия
Давеча я сетовал, что Минобороны и Главный штаб ВМФ РФ не могут между собой договориться о концепте развития флота, разрываясь между большими и малыми вымпелами, не зная, кому отдать предпочтение, тяжелым надводным кораблям (БНК) 1-2 ранга с большим водоизмещением или малым ракетным катерам (МРК) 3-го ранга с огневой мощью, равной большим вымпелам. Так вот решение уже принято, и не вчера, и даже не позавчера. Предпочтение отдано большим вымпелам, не крейсерам и эсминцам, конечно, но фрегатам 1-го и 2-го ранга океанской зоны и корветам 2-го ранга ближней и дальней морской зоны. МРК мы, конечно, тоже будем строить, но их удел ближняя морская зона, и, слава Богу, что даже оттуда мы можем грозить шведу. Но согласитесь демонстрировать флаг и подкреплять фактом своего присутствия политику государства кораблю без гюйса как-то глупо (да и не по рангу в прямом смысле этого слова). Этим займутся тяжелые фрегаты проекта 22350/22350М и корветы проектов 20385/20386.
С легкими же фрегатами проекта 11356Р мы скорей всего попрощаемся. Мы их строили от безысходности. Нам нечем было грозить шведу, точнее янки. Вооружение морского базирования, достойное лучшего применения (ЗРК «Полимент-Редут» и УВП 3С14, не считая ПТЗ «Пакет-НК» и ПЛР «Калибр») у нас было, а размещать его было негде. Свой надводный флот мы в 90-ые бросили на произвол судьбы (в должном состоянии из-за безденежья поддерживали только подплав), новых БНК не проектировали, поэтому и пришлось запускать серию морально устаревших, но дешевых и проверенных временем фрегатов проекта 11356Р и ДЭПЛ «Варшавянка» проекта 636.3, когда после Мюнхена 2007 года (и знаменитой речи ВВП) ситуация в мире изменилась и слова надо было подкреплять аргументами (политику канонерок в 21 веке никто не отменял). Но тут вмешалась Украина и отказом от поставок своих силовых установок затормозила развитие нашего надводного флота минимум на 10 лет. Сейчас спустя 7 лет ситуация изменилась, у нас появились новые проекты БНК (22350/22350М и 20385/20386), укомплектованные отечественными силовыми установками, и надобность в строительстве морально устаревших кораблей отпала. На смену легкому фрегату проекта 11356Р идет тяжелый корвет проекта 20386, но не исключаю, что пока опытовый образец головного корвета «Меркурий» этой серии будут испытывать и тестировать, к проекту 11356Р еще могут вернуться и «Адмирал Корнилов», замерзающий сейчас на верфях ССЗ «Янтарь», пополнит не индийский, а российский флот (но пока в планах командования этого нет, упор сделан на корветы и тяжелые фрегаты).
Для удешевления их строительства нужна серия. Большая серия! Серийные корабли удешевляют производство. Малая серия обходится дороже. А у нас до сих пор все шло малыми сериями. Но сейчас решение принято. Мы запускаем серии тяжелых надводных кораблей. В качестве основы флота, только не удивляйтесь, выбраны корветы, а не фрегаты. Тупо в целях экономии. На всё и сразу просто не хватает средств, да и стапеля у нас не резиновые. Поэтому тяжелых фрегатов адмиральской серии проекта 22350 пока запланировано всего 10 (строить будет ПАО ССЗ «Северная верфь»). Из них 2 уже в строю («Горшков» и «Касатонов»). Третий – «Адмирал Головко» спущен на воду, получил ярославские двигатели, готовится к швартовым испытаниям. Четвертый – «Адмирал Исаков» в этом году готовится к спуску на воду. Еще 4 «адмирала» строятся – «Амелько», «Чичагов», «Юмашев» и «Спиридонов». И еще два законтрактованы, заводские номера уже выданы, если все пойдет по плану, то закладка произойдет в этом году (фамилии адмиралов, а соответственно и названия будущих кораблей пока не известны). Еще более мощный фрегат модернизированного проекта 22350М (водоизмещением 8000 тонн) пока в стадии ОКР.
С корветами дела у нас обстоят лучше. Запланирована серия из 29 единиц. Из них 8 уже в строю. Еще 5 строятся на ПАО ССЗ «Северная верфь» и ПАО «Амурский ССЗ». И еще 16 законтрактованы Министерством обороны. В большинстве своем это изделия проектов 20380 и 20385 (28 единиц), корабли ближней морской зоны, легкие корветы водоизмещением 2250 и 2430 тонн соответственно. Еще один корвет «Меркурий» проекта 20386, строящийся на «Северной верфи», рассматривается как опытовый образец. По результатам его испытаний и будет принято решение о продолжении серии. Но это особый корвет – тяжелый, дальней морской зоны, полным водоизмещением 3400 тонн, рассматривается как замена устаревшим легким фрегатам 2-го ранга проекта 11356Р.
А что там у врагов?
Соревноваться с нашими врагами в этой компоненте нам сложно. Но на их пример посмотреть стоит. Самым крупносерийным кораблем в составе ВМС США является эскадренный миноносец УРО 4-го поколения типа «Арли Бёрк». С 1988 года они их наклепали уже 68 штук. Первый из них вошел в состав флота в 1991, последний в сентябре прошлого года. На данный момент в строительстве находятся еще 6 штук и запланировано еще 15. Итого будет 89, но я думаю, американцы на этом не остановятся. Строят их всего два завода, но они работают как часы, спускают со стапелей по 2-3 эсминца в год. Это очень грозный корабль с управляемым ракетным оружием (УРО), способный нести от 56 до 96 тех самых крылатых ракет «Томагавк» дальностью полета 2,5 тыс. км, которые могут нести и ядерный боезаряд. За это время он уже прошел три модернизации (I, II и IIА серии), каждая тяжелее предыдущей по водоизмещению (8448 тонн, 9073 тонны и 9648 тонны соответственно) и более совершенная по вооружению. С 2016 года начато производство новой улучшенной четвертой модификации – серии III, по которой будет заложено еще 24 корабля. При этом американцы на этом не останавливаются, проектируют на будущее новые корабли, еще более совершенные, но и настолько же и более дорогие.
Так логическим продолжением эсминцев УРО 4-го поколения типа «Арли Бёрк» стали эсминцы УРО типа «Зумволт», это эсминцы 5-го поколения, заточенные для уничтожения береговых и наземных целей, и оснащенные все теми же «Томагавками» (80 шт). При водоизмещении 14797 тонн экипаж его вдвое меньше, чем на «Арли Бёрке» (148 чел против 380 чел на эсминцах серии IIА). При этом цена головного эсминца перевалила за 4,4 млрд. долл. («Бёрки» идут в 2 раза дешевле – по 1,7 млрд. долл. серийные и 2,2 млрд. долл. головные в серии), поэтому Конгресс подрезал аппетиты военного ведомства, и вместо запланированных 32 штук было построено всего 3 (точнее два, третий строится), а 29 отменили. И хотя Пентагон настаивал, обращая внимание, что на новых эсминцах он отрабатывает новые технологии и вооружения, и «Зумволт» является полигоном для них, но Конгресс был непреклонен – денег нет, бюджет не резиновый (и это у американцев!). И аргумент выкатили железобетонный – старые подлодки класса «Огайо» при более высокой скрытности могут нести в 2 раза больше ракет (154 против 80) и их переоборудование под эти цели стоит в 2 раза дешевле. Поэтому хваленный «Зумволт» накрылся медным тазом, и Пентагону ничего не оставалось, как продлять сроки эксплуатации старых эсминцев 4-го поколения, которые и так до 2035 года будут составлять основу ВМС США (до начала массового вывода из состава флота эсминцев II серии). Но эсминцы, надо сказать, очень хороши, обкатанная технология, перспективная платформа, позволяющая все время модернизировать проект. В свое время, в конце 80-х, они с ним опередили время, построили корабль будущего.
Там у них в составе ВМС болтаются еще 22 крейсера УРО типа «Тикондерога», головной из которых, давший название серии, был заложен еще в 1980 году (утилизирован в 2004), а последний, построенный в 1994, будет списан лишь в 2045 (в почтенном возрасте 51 год!). Тоже страшное оружие водоизмещением 9800 тонн, несущее до 122 «Томагавков». Правда, больше чего-то они их не строят, только продляют ресурс оставшимся. Тоже карманы не бездонные. И это американцы! Морские разбойники. Как нам с ними соревноваться в количестве кораблей? Только в качестве. Будем топить их эсминцы с наших «надувных матрацев». Но со сверхзвуковыми «Ониксами» и гиперзвуковыми «Цирконами». И первые «матрацы» уже в составе флота. Дешевые и очень сердитые. И даже с возможностями модернизации. Об этом ниже.
Корабли-трансформеры
Модульный принцип архитектуры проектов 20380/20385/20386 позволяет при строительстве новых и модернизации уже существующих кораблей устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения, что снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение минимального 30-летнего жизненного цикла корабля (который после капремонта продлевается). Этот принцип был реализован уже на проекте 20380, когда, начиная со второго корпуса (первого серийного и последующих), в проект были внесены изменения. Так, ЗРАК «Кортик-М» был заменен на новый ЗРК «Редут» средней дальности с установками вертикального пуска (12 ячеек – 3 модуля по 4 ячейки), а с восьмого корпуса будет проведена замена противокорабельного комплекса 3С24 «Уран» – на «Оникс» или «Калибр» также с УВП (универсальным корабельным стрелковым комплексом УКСК 3С14). Начиная с девятого корпуса, на кораблях проекта 20380 устанавливается новая фок-мачта, конструктивно схожая с устанавливаемой на кораблях проекта 20385. На поверхности такой конструкции будут располагаться три антенных полотна комплекса ЗРК.
Проект 20385 относительно восьмого корпуса проекта 20380 тоже претерпел изменения, усилившие его вооруженность, помимо УКСК 3С14 с его семейством ракет разного назначения («Калибр-НК», «Оникс», «Циркон»), он получил и дополнительный модуль на 4 ячейки ЗРК «Редут», теперь у него их 16 (4 х 4 вместо 3 х 4 на проекте 20380).
В результате корветы этого семейства получились самыми инновационными и технически продвинутыми кораблями наших ВМС. Модульный принцип превратил их в своеобразные корабли-трансформеры, когда каждый последующий корабль может отличаться от предыдущего, зависимо от задач, которые стоят перед ним. Так, корветы, несущие службу на Балтике и оснащенные мощнейшими на данный момент комплексами ПВО морского базирования ЗРК «Редут» (это морская версия знаменитого С-400), стали самым грозным оружием в регионе, на голову превзойдя по этой компоненте всех имеющихся там противников (всяких там шведов, датчан, норвежцев, голландцев и прочих разных поляков). Превратившись в плавающие крепости ПВО, они помножили на ноль все претензии этих величайших карликовых государств к РФ в нашей 200-мильной экономической зоне. По огневой эффективности с ними могут конкурировать только крейсера ПВО, выделенные в НАТО в отдельный класс кораблей, которыми ни шведы, ни датчане, ни норвежцы, ни голландцы, не говоря уже про поляков, не располагают.
Корветы же, несущие службу на Тихом океане, вынуждены выполнять задачи не только дозорной и охранной службы в пределах 200-мильной прибрежной зоны, но и выходить в дальнюю морскую зону для одиночного патрулирования, для чего они снабжены ударными функциями за счет замены ПКР «Уран» на УКСК 3С14 с возможностью применения КР «Калибр-НК», ПКР «Оникс», а в перспективе и ГР «Циркон», что превращает их в универсальные многоцелевые ударные корветы УРО. В планах командования было оснастить ими все четыре наших флота, по шесть корветов на каждый (всего – 24). Но уже сейчас, судя по законтрактованным к производству судам, мы превышаем эти планы (на данный момент серия составляет уже 29 единиц). А учитывая тот факт, что платформа у них одинаковая, это позволяет нам наращивать серию этих кораблей по мере необходимости, снижая себестоимость единицы продукции и издержки производства. Какие корветы пойдут на СФ и ЧФ, увидим. Но судя по алжирскому контракту, на ЧФ точно не пойдут корветы проекта 20380.
Тайна алжирского проекта
Чтобы закрыть уже вопрос с Алжиром, могу только сказать, что, по всей видимости, командование решило пожертвовать двумя корпусами (7-ым и 8-ым), изначально предназначенными для ЧФ, в пользу ВМС Алжира по каким-то объективным причинам, нам не известным. Скорее всего, это связано с установленным на них вооружением. Ведь с 8-го корпуса предусмотрена замена устанавливаемого на корвете противокорабельного комплекса 3С24 «Уран», укомплектованного дозвуковыми ПКР Х-35У, на УКСК 3С14, рассчитанного на сверхзвуковые «Ониксы» и крылатые «Калибры-НК». Именно такие и должны были получить алжирцы (и пусть вас не смущает название «Яхонт» – это те же «Ониксы» только в экспортном исполнении). Правда в качестве ПВО защиты алжирцам достанется устаревший ЗРАК «Кортик-М» (в экспортном исполнении именуемый, как «Каштан-М»). Этим комплексом ПВО комплектовался только головной корвет этой серии, все последующие были вооружены уже оморяченной версией С-400 – ЗРК «Редут».
С алжирским проектом вообще больше вопросов, чем ответов. Из алжирской прессы стало ясно, что они ждут от двух до шести кораблей (половина в версии ПВО, половина в версии ПЛО). «Тигр», который они выбрали, будет на 300 тонн тяжелее своих российских собратьев и на 10 метров выше (по последнему пункту у меня вопросы, может за счет фок-мачты?). В качестве ГЭУ будет использована проверенная временем немецкая дизель-дизельная установка, состоящая из двух дизелей MTU 16V1163TB93 и одного редуктора RENK на каждый из двух агрегатов, входящих в нее. По вооружению, кроме ЗРАК «Каштан-М», они просят установить еще и ЗРК «Штиль-1» (не вопрос – любой каприз за ваши деньги), и по ракете класса «земля-земля» большой дальности на каждый из кораблей. Пишу, как указано в прессе, может неточности перевода, но какая «земля-земля» на корабле? Может «поверхность-поверхность»? Про ударное ракетное вооружение я уже сказал, им достанутся «Ониксы» и «Калибры» в экспортном исполнении – 1 х ракетная система «Калибр-НКЭ» (8 ракет) или комплекс «Яхонт» (8 ПКР). Какой они выберут вертолет, не знаю, возможны варианты – 1 противолодочный вертолет Ка-28 или вертолет радиолокационного дозора Ка-31 или вертолет типа Super Lynx ангарного хранения. Все остальное, как и на наших кораблях, только в экспортном исполнении. Из того, что опубликовано на сайте ЦМКБ «Алмаз», очень недурственные им кораблики достанутся, не хуже, а даже в чем-то лучше наших.
Почему прокинули ЧФ, сию тайну я так и не разгадал, она остается покрытая мраком. Может на ЧФ пойдут корабли проекта 20385, все-таки им работать в Сирии, а это вам далеко не ближняя морская зона, под которую заточен проект 20380. До нее еще доплыть надо, а у нас проблемы с коломенскими дизелями. В открытой прессе об этом ни гу-гу, но в пабликах комментаторы, посвященные в подробности эксплуатации данных уникальных (в прямом смысле этого слова) аппаратов, говорят, что они постоянные клиенты ремонтных заводов, и им далеко от них отплывать нельзя. Может наши мореманы ждут результатов работы новой газотурбинной установки на базе ярославских ГТД М90ФР, установленной на головной корвет проекта 20386 «Меркурий», но он еще даже не спущен на воду (про ходовые испытания даже не заикаюсь).
Лично меня удивляет только один факт, 7-й и 8-й корпуса были заложены на ССЗ «Северная верфь» под названиями «Ретивый» и «Строгий» 20.02.2015 (заводские номера 1007 и 1008), в результате они еще не построены (7-й корпус спущен на воду, готовится к швартовым испытаниям, 8-й корпус только готовится к спуску на воду в мае этого года). В то же время на «Амурском ССЗ» на полгода позже 22.07.2015 был заложен 9-й корпус, получивший название «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» (заводской номер 2103) – он уже в строю, несет службу на Тихом океане. Он строился 5 лет, а «Ретивому» и «Строгому» и 6 лет не хватило. При этом на «Северной верфи» это дело поставлено на поток, а для амурцев это был только третий корабль этого проекта. Ясно, что дело не в производителях. А в чем дело никто не знает. Я тоже.
Гремя огнем, сверкая блеском стали…
Подвожу краткие итоги. Если ВМС Алжира получили самые вооруженные в своем классе корабли и рады этому, становясь самой грозной военно-морской державой в Африке, то для России стоят совсем другие задачи. Не забываем, что Алжиру достались корветы проекта 20380, а это корабли ближней морской зоны. Для Алжира в самый раз – им и плавать-то особенно некуда. Нам же нужно малым вымпелом донести свое веское слово далеко за пределами морей, омывающих по периметру нашу державу, нам нужны корабли океанической зоны. Но карманы Родины не бездонные. Поэтому поставленную задачу мы собрались решать насыщением огнем кораблей 2-го ранга, но способных работать автономно в дальней морской и океанической зонах. Как вы уже догадались, речь идет о корветах.
Корветы. В Советском Союзе даже класса таких судов не существовало. Это все дань новомодным западным штучкам. Согласно классификации НАТО у них есть и корветы, и фрегаты, и эсминцы, и крейсера, и даже авианосцы. У нас были МПК (малые противолодочные корабли) и БПК (большие противолодочные корабли) для противолодочной обороны; СКР 3-го ранга (малые сторожевые корабли ближней морской зоны) и СКР 2-го ранга (сторожевые корабли дальней морской зоны) для несения дозорной службы, эскорта, решения задач ПВО, ПЛО, участия в десантных операциях; были у нас, конечно, и крейсера, и эсминцы, и десантные корабли, не было только авианосцев, у нас они назывались авианесущие крейсера (сейчас остался только один – флагман ВМФ и СФ ТАВКР «Адмирал Кузнецов»). Теперь жизнь нас заставляет строить вместо стареющих и выбывающих на списание советских крейсеров и эсминцев фрегаты и корветы, насыщая их огневой мощью более тяжелых по водоизмещению судов, и заставляя их выполнять их функции, до этого им несвойственные. И по крейсированию и рейдерству (в автономном одиночном плавании); и по боевому охранению и сопровождению группы судов (в составе соединений кораблей); и по демонстрации флага и мощи российского флота в разных точках Мирового океана (я сейчас только про надводный флот говорю, с подводным у нас, слава Богу, не все так плохо, есть еще, чем грозить шведу, точнее янки). Так у нас появились вместо сторожевиков ближней и дальней морской зоны корветы и фрегаты, но с расширенными функциями и задачами применения.
Можно сказать, что мы наконец-то определились и выбрали стратегический вектор развития надводной составляющей нашего ВМФ. В ближайшие годы мы делаем ставку на насыщение огнем кораблей 2-го ранга и увеличение радиуса их действия. Мы создаем тяжелый корвет океанической зоны (можете его назвать легким фрегатом или даже легким эсминцем) и запускаем его в серию. Параллельно работаем над улучшением силовой установки газотурбинного типа. БНК 1-го ранга у нас тоже будут присутствовать, но о больших сериях говорить не приходится. На ближайшие 30-40 лет основой российского флота станет корвет.
Кстати, наши враги тоже идут по этому пути и не спешат штамповать новые эсминцы и крейсера, сосредотачиваясь на многоцелевых универсальных ударных фрегатах. Стоимость нашего корвета проекта 20380 колеблется в районе 17-18 млрд. руб. Проект 20386 обойдется нам почти в 2 раза дороже – 29 млрд. руб. Но это головной корвет, серийный будет дешевле, в районе 24-25 млрд. руб. И с ним мы и будем грозить шведу, точнее янки. Готовьтесь, тов. империалисты! Есть сотня способов выгнать медведя из берлоги, но не существует ни одного способа, как загнать его обратно. Если американцы хотят проверить на себе это утверждение, то тогда добро пожаловать в ад!
На этом у меня всё. Извините, если кого утомил.
Информация