Кому Россия обязана возрождением своего боевого флота


Продолжаю серию статей, посвященных состоянию дел в нашем Военно-Морском флоте (в частности в его надводной составляющей). В первой части мы разобрали претензии военморспециалистов к прорывному проекту ЦМКБ «Алмаз» – перспективному многоцелевому ударному корвету УРО дальней морской зоны проекта 20386.


Здесь подведем итоги и попытаемся защитить Высшее военно-морское руководство от незаслуженных нападок, а также обсудим еще некоторые интересные проблемы.

Проблемы ПЛО, модернизации и прочие глобальные проблемы


Закончили прошлую часть мы на проблемах ПЛО (противолодочной обороны), с нее и начнем. Мои оппоненты в качестве упрека Высшему военно-морскому командованию выдвигали претензии, что критикуемый ими проект 20386 продвигается в ущерб старому проекту 20380, который мог бы решить имеющиеся на всех 4-х наших флотах застарелые проблемы с ПЛО, вызванные исчерпанием ресурса стоящего в строю парка МПК (малых противолодочных кораблей), а это не делается в угоду чьим-то корыстным интересам (чьим именно, я скажу ниже), и это есть, если не преступление, то ошибка.

Отвечаю, проблемы ПЛО никто не забывал, и серия 20380 будет продолжена с учетом всех необходимых модернизаций и доведена с учетом проекта 20385 до 20 единиц, что закроет потребности ПЛО в районах дислокации наших АПЛ. Никто не сбрасывает со счетов старение парка МПК проекта 1124М, отвечающих за прикрытие районов боевого дежурства подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), которые являются критически важным компонентом Сил Ядерного Сдерживания (СЯС), причём в случае пропущенного ядерного удара со стороны США (что нельзя исключать), эти подлодки будут единственным средством удара возмездия по США, так как прочие компоненты СЯС массированный ракетный удар противника рискуют не пережить.

Экспертам, выставляющим претензии Высшему военно-морскому командованию, видимо, с их капитанских мостиков не видно всех проблем, стоящих перед ВМФ. Они, видимо, забывают, что мы до сих пор пожинаем плоды 90-х годов прошлого века, когда мы своими руками угробили и утилизировали даже до окончания сроков эксплуатации 55% нашего надводного флота, сохранив только подплав (и то частично). Военно-морские КБ и военная судостроительная отрасль выжили лишь чудом, исключительно благодаря китайским, индийским, вьетнамским и алжирским контрактам. Поддавшись на обаяние и лживые обещания Запада и испытывая недостаток в средствах на содержание флота (а флот удовольствие очень дорогое!), мы сами себя поставили в положение, когда всякая мелочь пузатая стала разговаривать с нами через губу, поставив свой грязный башмак нам на горло и с помощью политики канонерок начала диктовать нам свои условия. Приход к власти Путина не сразу, но радикально изменил данную ситуацию. Башмак с горла убрали, но все еще не могут поверить, что мы не шутим. Россия имеет просто циклопические трудности в воссоздании своего надводного флота (с подплавом, слава Богу, не все так плохо). Разваливать было легко, спасибо Борису Николаевичу Ельцину, восстанавливать неимоверно трудно. Денег на все катастрофически не хватает. Поэтому мы и начали с корветов и МРК, потому что даже фрегаты в большом количестве строить нам не по карману. Но дойдет очередь и до них, а также и до эсминцев и тяжелых крейсеров. Не сразу, конечно (за Китаем в этом вопросе нам не угнаться).

Поэтому и строим наши корабли с учетом их возможной последующей модернизации. Это видно уже на серии корветов проектов 20380/20385/20386. Модульный принцип их архитектуры позволяет при строительстве новых и модернизации уже существующих кораблей устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения, что снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение минимального 30-летнего жизненного цикла корабля (который после капремонта продлевается). Этот принцип был реализован уже на проекте 20380, когда, начиная со второго корпуса (первого серийного и последующих), в проект были внесены изменения. Так, ЗРАК «Кортик-М» был заменен на новый ЗРК «Редут» средней дальности с установками вертикального пуска (12 ячеек – 3 модуля по 4 ячейки), а с восьмого корпуса будет проведена замена противокорабельного комплекса 3С24 «Уран» – на «Оникс» или «Калибр» также с УВП – УКСК 3С14. Начиная с девятого корпуса, на кораблях проекта 20380 устанавливается новая фок-мачта, конструктивно схожая с устанавливаемой на кораблях проекта 20385. На поверхности такой конструкции будут располагаться три антенных полотна комплекса ЗРК. Проект 20385 относительно восьмого корпуса проекта 20380 тоже претерпел изменения, усилившие его вооруженность, помимо УКСК 3С14 с его семейством ракет разного назначения («Калибр-НК», «Оникс», «Циркон»), он получил и дополнительный модуль на 4 ячейки ЗРК «Редут», теперь у него их 16 (4 х 4 вместо 3 х 4 на проекте 20380). В результате корветы этого семейства получились самыми инновационными и технически продвинутыми кораблями наших ВМС. Модульный принцип превратил их в своеобразные корабли-трансформеры, когда каждый последующий корабль может отличаться от предыдущего, зависимо от задач, которые стоят перед ним.

Краткий итог


Если суммировать претензии экспертов-военморов к злосчастному проекту 20386, который они характеризуют как сосредоточение множества нелепостей с приставками «пере-», «недо-» и «чрезмерно-», то они сводятся к следующему: 1) переразмеренность (3400 тонн полн.); 2) недовооруженность (штатный противокорабельный ракетный комплекс – «Уран», слабая гидроакустика); 3) «перегруз» драгоценного непроницаемого объема корпуса подпалубным вертолетным ангаром; 4) переусложненность главной энергетической установки («с частичным электродвижением»); 5) чрезмерная стоимость постройки (близкая к стоимости фрегата пр. 22350); 6) чрезмерная стоимость и сложность эксплуатации (связанной с содержанием дополнительных модулей с обслуживающим персоналом); 7) чрезвычайная уродливость внешнего вида; 8) перегруженность инновациями, процент которых делает запуск проекта в серию до завершения всесторонних испытаний и опытной эксплуатации головного корабля авантюрой чистой воды.

Я постарался частично ответить на все эти вопросы и закрыть часть претензий. Относительно же уродства проекта 20386, то это, знаете ли, на любителя (по мне так и американский новый эсминец «Zumwalt» красавец). Остальные претензии закроет эксплуатация и служебно-боевая деятельность опытового образца, который сейчас только готовится к спуску на воду (намечен на май 2021), а войти в состав СФ сможет лишь к концу 2022 года (если все хорошо пойдет, передача заказчику запланирована на декабрь). То, что мое личное частное мнение совпадает с мнением Высшего руководства ВМФ РФ, прямым текстом подтвердил Начальник управления кораблестроения, вооружения и эксплуатации ВМФ контр-адмирал Владимир Тряпичников, который еще в мае 2019-го на церемонии спуска на воду тральщика «Владимир Емельянов» проекта 12700 (шифр «Александрит») официально заявил, что корветы проекта 20386 смогут в полном объеме заменить фрегаты проекта 11356 в составе ВМФ РФ.

Большинство же экспертов-военморов, критикующих Высшее военно-морское руководство, повторяют известную ошибку комбата, критикующего командующего фронтом за его ошибочные и даже преступные, с точки зрения комбата, действия, ибо с их капитанских мостиков не видно всей картины сражения. С их точки зрения командующий флотом или эскадрой совершает ошибку, но они совершенно не владеют общей ситуацией не то что во всем Мировом геополитическом океане, но даже и в одной отдельно взятой акватории, на одном единственном театре военных действий (не всегда из окопа на передке видно то, что видно с КП командующего фронтом). Ниже мы поговорим о театре, том самом – военных действий и разберем «ошибки» Главнокомандующего.

Возрождение отечественного флота


Как я уже говорил выше, в 90-е наш Военно-морской флот (особенно надводная его часть) медленно умирал. Корабли отправлялись в утиль, даже не дожидаясь окончания сроков эксплуатации, некоторые заложенные корпуса резали на металл прямо на стапелях. Мы пожинали плоды правления незабвенного Бориса Николаевича и его заигрывания с Западом. Тогда большинство военно-морских КБ ввиду отсутствия гос. финансирования и государственных заказов, чтобы не умереть с голоду, вынуждены были переориентироваться на зарубежный рынок и благодаря иностранным заказам смогли выжить и сохранить главное – конструкторское ядро своих трудовых коллективов. Поэтому именно в то время и появилось много проектов кораблей и катеров, специально предназначенных для поставки за пределы РФ (в основном это были корабли 2-го, 3-го и даже 4-го ранга).

Именно эти перспективные наработки и послужили базой для создания проекта корвета, или тогда он назывался малый сторожевой корабль БМЗ (ближней морской зоны), тендер на который объявило Министерство обороны для нужд ВМФ. Это стало точкой возрождения наших надводных Военно-морских сил (стратегический подплав во времена ЕБН мы все-таки кое-как поддерживали). Шел 1999 год, кто пришел к власти в Кремле, вы помните.

В конкурсе приняли участие ведущие проектно-конструкторские бюро России. В результате конкурсного рассмотрения работ победителем тендера было признано ЦМКБ «Алмаз» (гендиректор/генконструктор А. А. Шляхтенко), предложившее на рассмотрение комиссии сразу 7 вариантов решения поставленной задачи. Так в 2001 году появился наш первый надводный корабль для нужд ВМФ российской разработки. Это был тот самый корвет проекта 20380. Первый корабль, специально разработанный и спроектированный для решения новых задач, поставленных перед ВМФ РФ новым политическим руководством страны, пришедшим на смену уставшему Ельцину. С этого момента, как считают специалисты, фактически и началось возрождение флота России, а корвет стал первым кораблем морской зоны 4-го поколения. Сейчас это уже серия кораблей из 29 единиц, из которых 8 уже в строю, 5 строятся и еще 16 законтрактованы к постройке на ближайшие годы Министерством обороны РФ. В результате к 2028 году корветы проекта 20380 и его логического продолжения проекта 20385 станут самыми массовыми российскими боевыми надводными кораблями, становым хребтом, вокруг которого и будут строиться наши ВМС.

Конструкторские войны за доступ к распилу бюджета


Поэтому, когда в 2013 году встала задача проектирования нового многоцелевого ударного корвета дальней морской зоны для нужд флота, то Минобороны РФ даже не объявляло открытый конкурс, а сразу отдало решение этого вопроса ЦМКБ «Алмаз» в целях экономии средств и унификации изделия с ранее уже созданными корветами проектов 20380/20385 (чего «Алмазу» и не могут простить его конкуренты). Речь идет, как вы поняли, о злосчастном проекте 20386, о который столько копий уже сломлено.

Но и требования к изделию Заказчик предъявил по максимуму. Боевые функции, возлагаемые на него, впечатляют даже прожженных мореманов. Согласно прописанному ТЗ, корвет должен был успешно противостоять противнику на ближних и дальних подступах к морским рубежам нашей страны, выполнять ударные, эскортные, военно-полицейские и патрульные функции, решать задачи ПВО и ПЛО, а также осуществлять огневое прикрытие десанта при десантировании. Можно говорить о том, что перед конструкторами была поставлена задача вместить в один проект возможности, присущие кораблям разных классов, а именно: 1) защита морских коммуникаций в пределах 200-мильной экономической зоны; 2) противодействие кораблям вероятного противника на любом удалении от мест базирования флота; 3) обеспечение устойчивой ПВО соединений кораблей от ударов средствами воздушного нападения; 4) поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок в заданном районе; 5) обеспечение ПВО и огневой поддержки десантным операциям.

Стояла задача создать боевой корабль, обладающий высокой ударной мощью и одновременно способный выполнять патрульные и военно-полицейские функции. Разработчики задачу выполнили и даже перевыполнили (подробнее здесь). Если до последнего времени в российском ВМФ сохранялась традиция строить разнотипные корабли, призванные решать схожие задачи, то конструкторы ЦМКБ «Алмаз» в этот раз пошли от обратного – они создали универсальный корабль, могущий на единой платформе решать разноплановые задачи. Выйдет ли он за пределы малой серии, покажет время.

А что предложили обиженные конкуренты? А конкуренты, опоздавшие к раздаче государственных заказов, но не смирившиеся с подобным положением вещей, продолжали заваливать Минобороны своими предложениями, обреченно понимая, что если решение уже принято и пальма первенства уже отдана ЦМКБ «Алмаз», то, следуя принципам унификации производства выпускаемых изделий, им, скорее всего, откажут. Но, кто не рискует, тот не пьет шампанское! Тем более что инициатива не наказуема.

Что именно предложили конкуренты, и чем это все для них закончилось, вы уже узнаете из следующей части. Не пропустите. Не прощаюсь.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Termit1309 Офлайн Termit1309
    Termit1309 (Александр) 11 апреля 2021 11:03
    -1
    Если суммировать претензии экспертов-военморов к злосчастному проекту 20386, который они характеризуют как сосредоточение множества нелепостей с приставками «пере-», «недо-» и «чрезмерно-»,
    Ну хоть от проекта 22160 отстали. Другую кость бросили... laughing
  2. Сергей Латышев (Серж) 11 апреля 2021 17:35
    +1
    Все ничего, время покажет.
    Но что автор всю статью учит жить капитанов, читается смешно....
    "ибо с их капитанских мостиков не видно всей картины сражения"....
    1. Волконский Офлайн Волконский
      Волконский (Владимир) 11 апреля 2021 20:16
      -3
      а как еще называть вещи, когда каптри спорит с вице-адмиралом и говорит, что вице-адмирал не прав? (надеюсь, понятно, что я не про себя говорю). Когда майор учит жизни генерал-полковника, закрадывается сомнение, что с его капитанского мостика видно лучше, чем с мостика Главного Штаба ВМФ
      1. Sapsan136 Офлайн Sapsan136
        Sapsan136 (Sapsan136) 11 апреля 2021 22:32
        +2
        Адмиралы разные бывают. Тот же Рожественский отличился только писанием пасквилей на своего командира,взяточничеством,лизанием задниц при дворе царя и хамством в общении с подчиненными. Пришли к власти большевики им стал задницы лизать...
        1. Волконский Офлайн Волконский
          Волконский (Владимир) 11 апреля 2021 23:20
          -2
          это тот, который Цусиму проиграл? ну ты вспомнил!
          1. Sapsan136 Офлайн Sapsan136
            Sapsan136 (Sapsan136) 11 апреля 2021 23:43
            +3
            Он самый. Да он вообще не был боевым офицером,зато адмиралом стал и это не единственный пример того,когда начальником числится бездарность и охамевшее ничтожество


            Кстати твое корыто 20386 спустили на воду,чтобы стапеля не занимало. Моторов для него нет,редукторов нет,сам проект отстой и не факт,что его станут достраивать. Чтобы поставить на него моторы нужно задержать ввод в строй фрегата 22350,а они куда более ценные и приоритетные единицы,чем 20386
            1. Волконский Офлайн Волконский
              Волконский (Владимир) 11 апреля 2021 23:49
              -2
              сапсан, не позорься!
              Еще один двигатель М90ФР (КГА – МА3), по данным Mil.Press FlotProm, изготавливают на «Сатурне» для головного корвета «Дерзкий», (проект 20386, водоизмещение 3 400 т), который строится там же на «Северной верфи» (Санкт-Петербург). Однако испытания российских ГТД на боевых кораблях начнутся не раньше 2020-2022 годов. Пока идут стендовые испытания М90ФР. Если все пойдет по плану, то третий и четвертый фрегаты проекта 22350, «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков», передадут флоту в 2021 и 2022 году соответственно. Корвет «Дерзкий» планируется передать на рубеже 2021-22 гг (заложен 28 сентября 2016 г).

              Для тех, кто не в курсе, я напомню ГЭУ корабля представляет собой комбинированную газотурбинную установку с частичным электродвижением в составе двух газотурбинных двигателей М90ФР мощностью 27500 л.с. (пр-ва НПО «ОДК-Сатурн») и двух электродвигателей АДР-1600В мощностью 2200 л.с. (пр-ва АО «Силовые машины»), которые через редукторный агрегат 6РП и межредукторную передачу (пр-ва ПАО «Звезда») передают крутящий момент на два вала и два винта регулируемого шага (ВРШ).

              Почему-то наши эксперты не отметили тот факт, что на проекте 20386 установлены винты регулируемого шага (ВРШ), в то время как на проектах 20380/20385 стояли винты фиксированного шага (ВФШ). Знающие люди поймут, что это дает кораблю. И какой выбор был у конструкторов? Габариты и водоизмещение корабля возросли, масса тоже, и старые коломенские дизеля, стоящие на предыдущих проектах 20380/20385, уже не справлялись с возросшими требованиями для поддержания необходимой скорости движения корабля, эксперты предлагали их форсировать. Но для проекта 20385 коломенский дизель и так был уже форсирован. Его возможности на этом исчерпаны, коломчанам тогда нужно было создавать новый более мощный дизель. Для этого тоже нужно время. Разработчики пошли другим путем – они поставили на корабль газовую турбину рыбинского производства М90ФР, которую «ОДК-Сатурн» разработал для тяжелых фрегатов проекта 22350 (специально для вновь строящегося «Меркурия» проекта 20386 сдвинули вправо всех «адмиралов» проекта 22350, кроме «Адмирала Головко», который свои ГТД рыбинского пр-ва получил в первую очередь – в декабре 2020 года). Чем плохое решение? И почему бы его не опробовать на опытовом образце, прежде чем пускать в серию?

              Специально для тебя выделил жирным!
              1. Комментарий был удален.
              2. Sapsan136 Офлайн Sapsan136
                Sapsan136 (Sapsan136) 12 апреля 2021 11:37
                +3
                Сегодня в РФ могут изготовить только один машинокомплект в единицу времени (турбины+редукторы) и любо это будет движок+редукторы для фрегата 22350,либо для недоразумения 20386,которое никуда не годиться...Винты можно поставить и на 20385,незачем из за этого огороды городить...В Коломне сделали ДДА-12000,он уже не горит,как на головном и достаточно надежен...Зато на 20385 на постоянной основе есть вертолет,а с 20386 его придется снимать,ради установки некоторых модулей,например под 4 ракеты Калибр,а без вертолета это корыто годится только для пьянки с девками,но не для военных...Если нужно пилить деньги,то патрульники типа Быков и 20386 самое оно,но для оснащения флота они не подходят.
                1. Волконский Офлайн Волконский
                  Волконский (Владимир) 12 апреля 2021 13:18
                  -2
                  Я открою тебе большой секрет агрегату ДДА-12000 уже больше 20 лет, а насчет вертолета, кто тебе сказал, что его там не будет? Климов 2534, но он то судит токо по рисункам, в глаза живьем 20386 не видел
                  1. Sapsan136 Офлайн Sapsan136
                    Sapsan136 (Sapsan136) 12 апреля 2021 15:56
                    +2
                    Меньше пиши и больше читай,тогда будешь знать,что модули на твое любимое корыто 20386 можно принять только через вертолетный подпалубный ангар,а разместить их можно или вместо вертолета,или на площадке необходимой для взлета вертушки. А без вертушки на этом корыте только девок из дома терпимости катать,на большее не потянет. Да и ДДА-12000 создали не так уж и давно,на головном 20380 стоит несколько иная дизельная установка,менее совершенная,от того там и пожары были ...А живьем 20386 нет в природе,следовательно его никто не видел,но есть схемы,по которым он строится и там понятно,что и как...
      2. Сергей Латышев (Серж) 11 апреля 2021 23:26
        +1
        Дэвэл в деталях, как говорят.
        Можно ориентироваться на каких то далеких майоров.
        А можно скопом учить капитанов плавать по морям....
        1. Волконский Офлайн Волконский
          Волконский (Владимир) 11 апреля 2021 23:42
          -2
          тов. сухопутный моряк, у вас по существу есть, что возразить? кто тут кого учит плавать? тем более, что морям ходят! плавает известная субстанция в проруби!
  3. Духоскрепный (Вася) 11 апреля 2021 20:09
    +3
    От Камрани и от Лурдеса отказались уже при ученике ЕБН -Путине.Помнится Нач.Генштаба Квашнин заявлял,что сейчас все разведданные можно получать со спутников и надобность в развед.центре Лурдес на Кубе отпала .Сейчас там Китай,который так видимо не считает .Если повспоминать,то при Путине армии и флоту тоже "досталось".Это начало доходить только после войны 2008г.Да,ещё Табуреткин порезвился
    1. Волконский Офлайн Волконский
      Волконский (Владимир) 11 апреля 2021 23:18
      -1
      Китай на Лурдесе? может у него нет низкоорбитальной группировки спутников-шпиёнов?
      1. Духоскрепный (Вася) 13 апреля 2021 17:46
        +1
        Ага.У Китая ещё не было Эльцина и нет Путина.На Кубе сейчас китайский разведцентр
  4. gorenina91 Офлайн gorenina91
    gorenina91 (Ирина) 11 апреля 2021 20:34
    -1
    Кому Россия обязана возрождением своего боевого флота

    - Странно ; а что ... - российский боевой флот (впрочем как и гражданский грузовой флот) уже возрождён ??? - Осталось только найти того , кто провёл это "возрождение" и поблагодарить его за это...
    1. Комментарий был удален.
  5. unholyknight Офлайн unholyknight
    unholyknight (UnhloyKnight) 11 апреля 2021 22:14
    -2
    И боюсь сейчас придёт "торпеда" и у него опять взорвётся под стулом. Вот зачем вы так, автор?
    1. Волконский Офлайн Волконский
      Волконский (Владимир) 11 апреля 2021 23:17
      -2
      торпед бояться - в море не ходить (про волков и лес вы тоже знаете, а я Волк!)
      1. Комментарий был удален.
  6. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 12 апреля 2021 13:04
    0
    Кому Россия обязана возрождением ?

    В.В.Путину.
  7. updidi Офлайн updidi
    updidi (Александр Казаков) 12 апреля 2021 18:36
    +1
    О каком возрождении российского флота может идти,если боевые корабли строятся и вводятся в эксплуатацию иногда по 12 лет.И как известно речь идёт далеко не о авианосцах