Не агрессия, а оборона: Почему современный авианосец – это универсальное оружие
В данной публикации мы продолжим развенчивать ряд опасных заблуждений, касающихся современных подходов к строительству военно-морского флота. Один из самых распространенных и глупых мифов звучит так: «авианосец – это оружие агрессии», и, увы, он в корне неверен. На самом деле, авианосец может быть и сугубо оборонительным видом вооружений.
В предыдущей статье, посвященной тому, зачем России, величайшей сухопутной державе мира, свои авианосцы, мы постарались объяснить, что главная угроза нашей стране может исходить из морских глубин, где скрываются стратегические подводные лодки с межконтинентальными ядерными ракетами ВМС США и Великобритании. (К слову, у Соединенного Королевства имеется 5 таких АПЛ с американскими МБР Trident-2 на борту). Противолодочная борьба является важнейшей составляющей национальной безопасности России, и, к сожалению, с этим пока все обстоит не супер. Противолодочная авиация у нас малочисленная и устаревшая, одними корветами ПЛО не обойтись. ВМФ РФ необходимо иметь возможность выйти и свободно действовать в дальней морской зоне (ДМЗ), но, как мы уже подробно рассказывали, это может оказаться большой проблемой в случае начала некоего вооруженного конфликта. Военно-морские учения в районе Гавайев – это демонстрация для мирного времени, но в случае реальных боевых действий против АУГ ВМС США наш Тихоокеанский флот без разведки и воздушного прикрытия собственного авианосца не устоит. Без возможности получать данные целеуказания с палубного самолета ДРЛОиУ гиперзвуковые «Цирконы» и крылатые ракеты «Калибры» не смогут полностью раскрыть свой разрушительный потенциал.
Итак, мы можем сделать промежуточный вывод, что авианосец – это не только «агрессор против папуасов», но и главный разведчик в ДМЗ и наводчик ракетного оружия и воздушных ударов, а также «телохранитель» для корабельной группировки, которую прикрывает его палубная авиация. Но что дает нам основания считать его оборонительным оружием? Да то, что авианесущий корабль – это наилучшая платформа для борьбы против подводных лодок противника. Давайте посмотрим опыт наших конкурентов и путь, который уже прошел ВМФ СССР.
США
Все наслышаны об авианосных ударных группах (АУГ) ВМС США, которые Пентагон отправляет по всему миру для «распространения демократии». Однако не все знают о такой их разновидности, как противолодочные поисково-ударные группы. Из названия уже понятно, что их целью являются не удары по берегу, а поиск и уничтожение (наших) субмарин, оснащенных ракетным оружием. Их ядром служит противолодочный авианосец. Что это за штуковина такая?
Да все тот же авианосец, на котором просто сменился состав авиагруппы. В шестидесятые годы прошлого века в связи с развитием советского подводного флота США были вынуждены переквалифицировать в противолодочные 21 авианосец типа CV-9 «Эссекс» и авианосец CV-6 «Энтерпрайз» типа «Йорктаун». Вместо истребителей и штурмовиков на них разместили от 20 до 40 противолодочных самолетов S-2 «Трекер», от 16 до 20 противолодочных вертолетов SH-3 «Си Кинг» или HSS-1N «Сибэт», от 4 до 5 самолетов ДРЛО и транспортный самолет. Соответственно, изменился и состав группы сопровождения. Если в формате АУГ к авианосцу прилагается ракетный крейсер, несколько эсминцев и фрегатов УРО, а также АПЛ, то поисково-ударная группа формировалась из 6-8 противолодочных эскадренных миноносцев.
Как видим, авианосец – это чрезвычайно удобная платформа для морской палубной авиации, которая может использоваться для различных целей, как «агрессивных», так и строго оборонительных. Но США в этом вопросе стоят особняком. Давайте глянем, как эту задачу решают их союзники из стран победнее.
Блок НАТО
Великобритания, Италия и Франция пошли по пути строительства крейсеров-вертолетоносцев и их последующей эволюции.
Можно вспомнить, например, вертолетоносец «Жанна д’Арк», который использовал корпус крейсера ПВО «Кольбер». В семидесятые годы французы разрабатывали проект универсального крейсера-вертолетоносца PH 75, который должен был в зависимости от авиагруппы использоваться для противолодочной борьбы либо как десантный корабль. Помимо палубных вертолетов предполагалось базирование самолетов вертикального взлета и посадки(СВВП). В итоге в Париже пришли к выводу о необходимости строительства полноценного авианосца с самолетами горизонтального взлета и посадки «Шарль де Голль». В настоящее время во Франции прорабатывается проект более крупного и мощного атомного авианосца ему на замену.
ВМС Италии также начинали с переоборудования своих ракетных эсминцев, которые превратились в крейсера-вертолетоносцы типа «Андреа Дориа». Затем был построен более крупный корабль «Витторио Венето», способный нести большее количество вертолетов. Наконец, в Риме приняли решение построить легкий авианосец «Джузеппе Гарибальди», несущий 18 вертолетов или 16 СВВП «Харриер». Классифицируется он как авианесущий крейсер. Флагманом итальянского флота сегодня является авианосец «Кавур» с полным водоизмещением в 35 тысяч тонн, который также может перевозить десант и значительное количество бронетехники.
Еще интереснее выглядит трансформация авианесущего флота Соединенного Королевства. В семидесятые годы прошлого века англичане построили серию сразу из трех противолодочных авианосцев типа «Инвинсибл». Изначально они проектировались как крейсера-вертолетоносцы, но с появлением СВВР «Харриер» на палубе было решено разместить и самолеты. Предполагалось, что эти корабли будут использоваться для противолодочной борьбы (против советских подлодок), однако Лондон был вынужден активно задействовать их в Фолклендской войне. Необходимость ведения боевых действий в другой части света привела британское командование к решению о замене устаревшего типа «Инвинсибл» на тип «Королева Елизавета». Возможности крыла палубной авиации двух новых больших авианосцев значительно возросли, но все еще уступают американским из-за отсутствия возможности взлета истребителей при помощи катапульты.
СССР
Необходимость борьбы с атомными субмаринами Североатлантического альянса вынудила советское командование разработать первый противолодочный крейсер-вертолетоносец проекта 1123. Было построено два «Кондора», несущих на борту по 14 противолодочных вертолетов Ка-25, и они вполне успешно выполняли свои задачи по всему миру. На них даже отрабатывалась эксплуатация первых отечественных СВВП Як-36. Однако эти корабли имели ряд конструктивных недостатков, потому на замену «Кондорам» появился проект 1134 «Кречет». Всего было построено 4 крейсера данного проекта («Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку»), способных нести не только ракетное вооружение, но и до 35 летательных аппаратов - противолодочные вертолеты Ка-25 и СВВП Як-38. Их уже вполне можно считать первыми советскими авианосцами, которые могли выполнять самый широкий круг задач: воздушное прикрытие, поиск и уничтожение вражеских подводных лодок, поддержка морского десанта и т.д.
Наш последний ТАВРК в составе ВМФ РФ, «Адмирал Кузнецов», является дальнейшей модернизацией данного проекта под индексом 1143.5. Проданный китайцам «Варяг» - проект 1143.6. Высшей точкой в эволюции отечественного авианесущего флота должен был стать тяжелый атомный авианесущий крейсер «Ульяновск» (проект 1143.7), которых в СССР собирались построить 4 штуки.
Выводы
Что же мы видим? Все ведущие державы строили и продолжают строить авианосцы. В своем генезисе корабли этого класса прошли от узкой противолодочной специализации до максимальной универсальности, от использования вертолетов и СВВП до палубной авиации самой широкой номенклатуры. В зависимости от поставленной задачи, может изменяться состав авиакрыла, и из «оружия агрессии против папуасов» современный авианосец превращается в один из важнейших рубежей противоракетной обороны и его морской оплот. Хочется надеяться, что впредь безосновательный тезис об «агрессивности» и «ненужности» этого класса кораблей огульно более использоваться не будет. В дальнейшем мы поговорим о том, каким путем может и должна пойти наша страна в строительстве своего военно-морского флота, чтобы он имел шансы против АУГ потенциального противника.
Информация