Россия ускоряет темпы восстановления Военно-морского флота
Недавний пожар на корвете «Проворный», когда почти построенный боевой корабль сгорел прямо на «Северной верфи», стал одной из самых бесславных страниц в истории нашего военно-морского флота. В этом ЧП отразились все проблемы отечественного судостроения – чересчур растянутые сроки, недостаточный уровень техники безопасности при проведении работ и т.д. Однако, судя по всему, определенные выводы были сделаны, и ВМФ РФ теперь может открыть перед собой новую, куда более позитивную страницу.
Одной из острейших проблем российского военно-морского флота является острый дефицит крупных надводных кораблей, способных действовать в дальней морской и океанской зонах. Чтобы как-то залатать эту брешь, приходится направлять на глубокую модернизацию большие противолодочные корабли проекта 1155. Первым стал БПК «Маршал Шапошников», второй на очереди – «Адмирал Виноградов». На корабли еще советской постройки, которым в среднем исполнилось уже по 40 лет, ставят современные ракетные ударные и зенитные системы, а также противолодочные комплексы, превращая их не то во фрегаты, не то в эсминцы. Но возраст есть возраст, бесконечно продлевать ресурс бывших БПК не получится, потому флоту нужны новые корабли.
Сегодня главной опорой и надежей России в дальней морской зоне считается многоцелевой фрегат проекта 22350. При полном водоизмещении в 5400 тонн и максимальной скорости в 29,5 узла, эти боевые корабли будут иметь установки вертикального пуска, несущие по 32 ракеты «Оникс», «Калибр» или «Циркон», 32 УВП зенитного комплекса «Редут», артиллерийскую установку, противолодочное и минно-торпедное вооружение, а также 1 противолодочный вертолет Ка-27П или вертолет ДРЛОиУ Ка-31. Известно о заказе Минобороны РФ на 10 фрегатов данного типа.
Кроме того, планируется создать его версию 22350М с увеличенным до 8000 тонн полным водоизмещением. Максимальная скорость корабля вырастет до 30 узлов, боекомплект ударных ракет – до 48 штук, зенитных – до 64 ЗУР. Вместо 1 вертолета «суперфрегат» будет нести 2. Дальность плавания увеличится с 4500 миль до 6000, что сделает проект 22350М основной «рабочей лошадкой» ВМФ РФ в дальней морской зоне.
Вот только имелись у всех этих планов свои «узкие места». В частности, недоумение вызывало, почему все заказы на строительство фрегатов проектов 22350 и 22350М, а также параллельно с ними на часть корветов 20380 (20385) забрала себе «Северная верфь». Практика показала, что Амурский судостроительный завод, который взялся за вторую часть заказа Минобороны РФ на корветы, справляется с ним значительно лучше. До темпов, например, турецких верфей, конечно, очень далеко, но «дальневосточники» справляются в среднем в полтора раза быстрее, чем «питерцы».
Это само по себе довольно странно, если учесть, что «Северная верфь» находится в самом сердце развитого промышленного кластера России, а Амурский судостроительный – где-то там далеко, на отшибе. С учетом того, что «Северная верфь» не смогла уберечь корвет, который строила «по чайной ложке в день» в течение 8 лет, к ее руководству возникает масса вопросов.
Надо полагать, что возникли они не только у въедливых журналистов и наших проницательных читателей. С Дальнего Востока пришла весьма позитивная новость. Как сообщается, Амурский судостроительный завод получил заказ на строительство серии из 6 кораблей большого водоизмещения, а именно, фрегатов. Очевидно, что речь может идти именно о проекте 22350, но пока не уточняется, может ли это быть его версия 22350М. Первый заместитель генерального директора Амурского судостроительного завода Михаил Боровский пояснил, что предприятие готовится к подписанию заказа на 6 фрегатов, для чего потребуется модернизация эллингов завода.
Новость это действительно позитивная. Амурский завод уже на деле показал, что способен достаточно быстро строить военные корабли. Пожар на корвете «Проворный», обнаживший все проблемы отрасли, неизбежно привел к выводу о необходимости диверсификации строительства, распределении заказов на несколько верфей. Пока непонятно, забирают у перегруженной «Северной верфи» часть заказов на серию 22350, либо же речь идет о том, что на Дальнем Востоке сразу будут строить «суперфрегаты» проекта 22350М, о чем может свидетельствовать запланированная модернизация эллингов. Во втором случае это было бы очень разумным шагом. Работая параллельно, две верфи смогут быстрее восполнить острый дефицит крупных надводных судов в ВМФ РФ.
К слову, темпы восстановления российского военно-морского флота можно было бы ускорить еще больше, если бы к процессу подключили еще и калининградский «Янтарь». Как мы уже отмечали, с 2022 года его стапели высвобождаются, и на них можно будет заложить «суперфрегаты» проекта 22350М. Как вариант, на «Янтаре» возможно возродить производство БПК проекта 1155.1М, о чем мы подробно рассуждали ранее. В модернизированной версии этот улучшенный противолодочный корабль, оснащенный современной силовой установкой и вооружениями, фактически превращается в настоящий эсминец.
По своим тактико-техническим характеристикам прошедший «реновацию» бывший БПК значительно превзойдет и «Маршала Шапошникова», и «Адмирала Виноградова», став крепкой «рабочей лошадкой» ВМФ РФ в океанской зоне. Будучи построенным с нуля, новоявленный эсминец будет иметь большой потенциал для дальнейшей модернизации, когда на него можно будет поставить более совершенную систему ПВО морского базирования и современные противолодочные вертолеты «Минога».
Таким образом, грамотно распределив заказы по нескольким судостроительным заводам, Россия сможет реально значительно усилить свой надводный флот в течение 1-2 десятилетий.
Информация