Россия ускоряет темпы восстановления Военно-морского флота

43

Недавний пожар на корвете «Проворный», когда почти построенный боевой корабль сгорел прямо на «Северной верфи», стал одной из самых бесславных страниц в истории нашего военно-морского флота. В этом ЧП отразились все проблемы отечественного судостроения – чересчур растянутые сроки, недостаточный уровень техники безопасности при проведении работ и т.д. Однако, судя по всему, определенные выводы были сделаны, и ВМФ РФ теперь может открыть перед собой новую, куда более позитивную страницу.

Одной из острейших проблем российского военно-морского флота является острый дефицит крупных надводных кораблей, способных действовать в дальней морской и океанской зонах. Чтобы как-то залатать эту брешь, приходится направлять на глубокую модернизацию большие противолодочные корабли проекта 1155. Первым стал БПК «Маршал Шапошников», второй на очереди – «Адмирал Виноградов». На корабли еще советской постройки, которым в среднем исполнилось уже по 40 лет, ставят современные ракетные ударные и зенитные системы, а также противолодочные комплексы, превращая их не то во фрегаты, не то в эсминцы. Но возраст есть возраст, бесконечно продлевать ресурс бывших БПК не получится, потому флоту нужны новые корабли.



Сегодня главной опорой и надежей России в дальней морской зоне считается многоцелевой фрегат проекта 22350. При полном водоизмещении в 5400 тонн и максимальной скорости в 29,5 узла, эти боевые корабли будут иметь установки вертикального пуска, несущие по 32 ракеты «Оникс», «Калибр» или «Циркон», 32 УВП зенитного комплекса «Редут», артиллерийскую установку, противолодочное и минно-торпедное вооружение, а также 1 противолодочный вертолет Ка-27П или вертолет ДРЛОиУ Ка-31. Известно о заказе Минобороны РФ на 10 фрегатов данного типа.

Кроме того, планируется создать его версию 22350М с увеличенным до 8000 тонн полным водоизмещением. Максимальная скорость корабля вырастет до 30 узлов, боекомплект ударных ракет – до 48 штук, зенитных – до 64 ЗУР. Вместо 1 вертолета «суперфрегат» будет нести 2. Дальность плавания увеличится с 4500 миль до 6000, что сделает проект 22350М основной «рабочей лошадкой» ВМФ РФ в дальней морской зоне.

Вот только имелись у всех этих планов свои «узкие места». В частности, недоумение вызывало, почему все заказы на строительство фрегатов проектов 22350 и 22350М, а также параллельно с ними на часть корветов 20380 (20385) забрала себе «Северная верфь». Практика показала, что Амурский судостроительный завод, который взялся за вторую часть заказа Минобороны РФ на корветы, справляется с ним значительно лучше. До темпов, например, турецких верфей, конечно, очень далеко, но «дальневосточники» справляются в среднем в полтора раза быстрее, чем «питерцы».

Это само по себе довольно странно, если учесть, что «Северная верфь» находится в самом сердце развитого промышленного кластера России, а Амурский судостроительный – где-то там далеко, на отшибе. С учетом того, что «Северная верфь» не смогла уберечь корвет, который строила «по чайной ложке в день» в течение 8 лет, к ее руководству возникает масса вопросов.

Надо полагать, что возникли они не только у въедливых журналистов и наших проницательных читателей. С Дальнего Востока пришла весьма позитивная новость. Как сообщается, Амурский судостроительный завод получил заказ на строительство серии из 6 кораблей большого водоизмещения, а именно, фрегатов. Очевидно, что речь может идти именно о проекте 22350, но пока не уточняется, может ли это быть его версия 22350М. Первый заместитель генерального директора Амурского судостроительного завода Михаил Боровский пояснил, что предприятие готовится к подписанию заказа на 6 фрегатов, для чего потребуется модернизация эллингов завода.

Новость это действительно позитивная. Амурский завод уже на деле показал, что способен достаточно быстро строить военные корабли. Пожар на корвете «Проворный», обнаживший все проблемы отрасли, неизбежно привел к выводу о необходимости диверсификации строительства, распределении заказов на несколько верфей. Пока непонятно, забирают у перегруженной «Северной верфи» часть заказов на серию 22350, либо же речь идет о том, что на Дальнем Востоке сразу будут строить «суперфрегаты» проекта 22350М, о чем может свидетельствовать запланированная модернизация эллингов. Во втором случае это было бы очень разумным шагом. Работая параллельно, две верфи смогут быстрее восполнить острый дефицит крупных надводных судов в ВМФ РФ.

К слову, темпы восстановления российского военно-морского флота можно было бы ускорить еще больше, если бы к процессу подключили еще и калининградский «Янтарь». Как мы уже отмечали, с 2022 года его стапели высвобождаются, и на них можно будет заложить «суперфрегаты» проекта 22350М. Как вариант, на «Янтаре» возможно возродить производство БПК проекта 1155.1М, о чем мы подробно рассуждали ранее. В модернизированной версии этот улучшенный противолодочный корабль, оснащенный современной силовой установкой и вооружениями, фактически превращается в настоящий эсминец.

По своим тактико-техническим характеристикам прошедший «реновацию» бывший БПК значительно превзойдет и «Маршала Шапошникова», и «Адмирала Виноградова», став крепкой «рабочей лошадкой» ВМФ РФ в океанской зоне. Будучи построенным с нуля, новоявленный эсминец будет иметь большой потенциал для дальнейшей модернизации, когда на него можно будет поставить более совершенную систему ПВО морского базирования и современные противолодочные вертолеты «Минога».

Таким образом, грамотно распределив заказы по нескольким судостроительным заводам, Россия сможет реально значительно усилить свой надводный флот в течение 1-2 десятилетий.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    31 декабря 2021 14:47
    Чтобы окончательно не заехать в военно-мосркой тупик к 2025 году, необходимо заказывать корпуса тральщиков, фрегатов, сторожевиков, варшавянок дизелюх , универсальных транспортов снабжения и ГИСУ в КНР. Выйдет гораздо оперативнее, и что важно, дешевле.Хотя бы для КТОФ.
    1. -2
      31 декабря 2021 15:20
      Цитата: gunnerminer
      Чтобы окончательно не заехать в военно-мосркой тупик к 2025 году, необходимо заказывать корпуса тральщиков, фрегатов, сторожевиков, варшавянок дизелюх , универсальных транспортов снабжения и ГИСУ в КНР. Выйдет гораздо оперативнее, и что важно, дешевле.Хотя бы для КТОФ.

      Корабли обычно на воду спускают для достройки у стенки, к этому моменту это уже не пустой корпус, подводные лодки собирают в сухом доке до более полной готовности. Общая тенденция сборка по модульному принципу, сборка в тёплом закрытом цеху модулей до высокой готовности и сборка в сухом доке до почти полной готовности. Для подводных лодок тоже стремятся к этому, что то пока реализовано очень плохо но общее направление такое.
      Не понятно как в это впишется строительство корпусов в КНР в виде пустых консервных банок, потом разборка / разрезание что бы перенести в цеха где всё это будет дооснащаться наполнением. Сомнительно что это что то ускорит, если вообще не замедлит.
      1. -9
        31 декабря 2021 16:30
        Секции корпуса надводного корабля и готовые секции, морально устаревшей дизелюхи , можно погрузить на heavy lift , и доставить на российские верфи.Немало таких примеров в мире. ГИСУ, транспорты, тральщики, ГС можно строить с полным циклом в КНР.
        1. 123
          +5
          31 декабря 2021 18:13
          можно строить с полным циклом в КНР

          Строить вооружение за рубежом редкостная глупость. История с Мистралями в вашу "оперативку" не помещается?
          1. -7
            31 декабря 2021 18:38
            КНР не состоит в НАТО.И в 2014 обстановка с корабельным составом была не такая критичная.Были надежды на решительные меры руководством ОСК.А сейчас КТОФ и КСФ превращаются в щитосборные отряды кораблей.Без гарантированной ПВО и ПМО.
            1. 123
              +2
              31 декабря 2021 19:46
              КНР не состоит в НАТО.

              При чем тут НАТО? Строить вооружение за рубежом вообще не дальновидно.

              И в 2014 обстановка с корабельным составом была не такая критичная.

              И что с тех пор стало хуже? Что послужило поводом для вашей истерики?

              Были надежды на решительные меры руководством ОСК.

              Они вас разочаровали? Это звучит как комплимент в их адрес ибо фантазии у вас довольно специфические.

              А сейчас КТОФ и КСФ превращаются в щитосборные отряды кораблей.Без гарантированной ПВО и ПМО.

              Это просто обострение вашей истерики.
              1. -7
                1 января 2022 23:07
                Читайте новости ОСК, выступления главы ОСК.Он откровенно высказывается о провале очередной кораблестроительной программы.Без иностранных подрядчиков , ОСК не оойтись.Даже кораблестроители СССР не могли обойтись без иностранных верфей.
                1. +1
                  2 января 2022 11:25
                  чтобы потом закрыть АСЗ через 10 лет?а может лучше развивать компетенцию у себя?
                  1. -6
                    2 января 2022 16:22
                    Ситуация с корабельным составом в ВМФ критическая.Никто не запрещает начинать готовить сеть учебных заведений для рабочих корабелов.
                    1. 0
                      14 января 2022 16:44
                      вы видимо не в курсе как китайцы ведут бизнес,если заказать у них корабли,то на АСЗ НЕЧЕГО будет потом строить,так как предприятие будет закрыто
            2. 0
              28 января 2022 21:54
              Цитата: gunnerminer
              КНР не состоит в НАТО.И в 2014 обстановка с корабельным составом была не такая критичная.Были надежды на решительные меры руководством ОСК.А сейчас КТОФ и КСФ превращаются в щитосборные отряды кораблей.Без гарантированной ПВО и ПМО.

              Пример приведите хоть один "щитосборного отряда кораблей без гарантированной ПВО и ПМО ".
          2. -1
            31 декабря 2021 23:43
            Кузю быстро модернизировали! Думаю головные крейсера ещё быстрее!
        2. +3
          31 декабря 2021 18:20
          Цитата: gunnerminer
          Секции корпуса надводного корабля и готовые секции, морально устаревшей дизелюхи , можно погрузить на heavy lift , и доставить на российские верфи.Немало таких примеров в мире. ГИСУ, транспорты, тральщики, ГС можно строить с полным циклом в КНР.

          Китай привлекают к судостроению, они участвовали в строительстве сухого дока для НАШЕЙ судоверфи. На нашей судоверфи будут строить наш флот, вот наверное правильное решение по привлечению Китая.
          1. -5
            31 декабря 2021 18:43
            Наши верфи строят в неприемлемо длительные сроки для заказчика.Цена заказа в результате значительно увеличивается.Не соблюдаются меры противопожарной безопасности (ТАВКР Кузнецов, корвет Проворный, БПК Керчь).СССР привлекал для ремонта кораблей и судов ВМФ верфи Болгарии, Югославии, Туниса, Греции, Финляндии, Польши.Для строительства кораблей и судов верфи Польши, Финляндии.Одними российскими верфями кораблестроительную программу не выполнить.
        3. +1
          31 декабря 2021 21:38
          Слышал отзывы украинских корабелов на тему раздельной постройки турецких корветов типа "Ada" для ВМС Украины. Суть в следующем - корпуса корветов строят на турецком судостроительном заводе, затем корпуса буксируют в Николаев и уже там корветы достраивают....Отзывы приводить не стану, сплошная ненормативная лексика.....
          1. -1
            1 января 2022 09:09
            В чем конкретно состоят их претензии?
            1. +1
              1 января 2022 14:01
              О технической стороне их претензий говорить не буду, так как я не технарь, а юрист, но, на мой взгляд, в основе претензий лежат злость на власть, допустившую развал николаевских ССЗ и обида кораблестроителей за свою ненужность, невостребованность в ситуации с постройкой турецких корветов....
              1. -1
                1 января 2022 17:10
                Понятно, коллега. Я без подколок спрашивал, мне правда было интересно. Кое-что уже писал про турецкие корветы и фрегаты.
    2. +1
      1 января 2022 11:09
      Гуня,а в Главном командовании ВМФ об этом знают?
      1. -5
        1 января 2022 22:58
        Мало того, рассматривается вопрос заказа судов для ОВС и ГА , и на турецких верфях.Чтобы дешевле, оперативнее, строили.СССР сам не потянул ОВС и ГА, разведкорабли, ПМ.
      2. -5
        2 января 2022 11:21
        Туркам Росморпорт уже заказал ледоколы.Им же заказан плавдок.И военные заказы потянутся.
  2. 0
    31 декабря 2021 14:52
    ...С учётом того, что "Северная верфь" не смогла уберечь корвет, который строился по чайной ложке в день в течение 8 лет, к её руководству возникает масса вопросов.

    В связи с этим, возникает масса вопросов и к руководству РФ, в том числе к правительству.
  3. -6
    31 декабря 2021 14:57
    Однако, судя по всему, определенные выводы были сделаны, и ВМФ РФ теперь может открыть перед собой новую, куда более позитивную страницу.

    Пожаров было достаточно для правильных выводов. А текущие выводы прямо таки моментальные.

    Пока непонятно, забирают у перегруженной «Северной верфи» часть заказов на серию 23500, либо же речь идет о том, что на Дальнем Востоке сразу будут строить «суперфрегаты» проекта 23500М, о чем может свидетельствовать запланированная модернизация эллингов.

    Амурский завод едва вытуживает корветы.Рогозин, Шойгу, Борисов десантировались туда регулярно.Завод пактически может работать только в ручном жестком режиме.Рогозин даже предлагал видео камеры в цехах устанавливать для круглосуточного контроля.

    К слову, темпы восстановления российского военно-морского флота можно было бы ускорить еще больше, если бы к процессу подключили еще и калининградский «Янтарь».

    «Янтарь» даже те заказы , что имеет сейчас , едва тянет.

    Таким образом, грамотно распределив заказы по нескольким судостроительным заводам, Россия сможет реально значительно усилить свой надводный флот в течение 1-2 десятилетий.

    Проблема в том, что к 2025 году флот потеряет немало перволинейных кораблей.Без революционной модернизации российских кораблестроительных и судоремнтных предприятий, без подготовки десятков тысяч квалифицированных рабочих , ждать переданных в приемлемые сроки новостроев бесполезно.На первое время разместить заказы в КНР.
    1. -1
      31 декабря 2021 16:26
      У амурчан несколько кораблей сейчас в высокой стадии готовности
      1. -5
        31 декабря 2021 16:32
        Требуются гораздо более высокие темпы строительства, и большая номенклатура классов кораблей.Кадров некомплект, устаревшее на 50 лет оборудование.
        1. 0
          2 января 2022 11:27
          так дайте денег на модернизацию,Пропишите интенсификацию в договоре и проведите реструктуризацию долгов с ликвидацией узких мест в строительстве кораблей и будет вас счастье,А не мертвые корабельные заводы через 10 лет
          1. -6
            2 января 2022 16:24
            Когда стану возглавлять ОСК, дам. laughing
  4. 123
    +3
    31 декабря 2021 18:10
    Недавний пожар на корвете «Проворный», когда почти построенный боевой корабль сгорел прямо на «Северной верфи», стал одной из самых бесславных страниц в истории нашего военно-морского флота.

    Корвет флоту не передавался, а судостроительная промышленность и флот это не одно и то же. А вы ему придумываете "бесславные страницы".
    Пусть ваша фантазия в новом году работает в правильном направлении drinks
    1. -5
      31 декабря 2021 18:48
      От того, что корвет не передавали заказчику, результат конечный отрицательный не изменился. Флот не получил боевую единицу .Требования к противопожарной безопасности везде одинаковые.ММоя фантазия не поджигает корабли новострои , и отремонтированные корабли.С Новым Годом!Крепкого здоровья!
      1. 123
        +1
        31 декабря 2021 19:52
        От того, что корвет не передавали заказчику, результат конечный отрицательный не изменился. Флот не получил боевую единицу .Требования к противопожарной безопасности везде одинаковые

        Вот только сам флот тут совершено не при чем request

        Моя фантазия не поджигает корабли новострои , и отремонтированные корабли.

        Не все фантазии сбываются и это замечательно.
        И вас с наступающим!
    2. -1
      1 января 2022 09:00
      Флот, судостроение и судоремонт - органически взаимосвязанные явления.
  5. Амурский завод када то отличные атомные подлодки строил! Не пора ли вернуть ему это производство?
    1. -3
      31 декабря 2021 18:50
      Давно пора.Хотя бы восстановили строительство многоцелевых атомных.
      1. Да весь завод надо восстановить во всем блеске и мощи! Ведь Северопьянск насквозь пробивается трансгендерами из Финляндии и Норвегии!
        1. -5
          2 января 2022 20:01
          Прежде всего следует восстанавливать производство и ремонт атомных подводных лодок на Дальнем Востоке.В данный момент КТОФ легко лишить атомоходов. Северодвинск единственный поставщик атомных подводных лодок новостроев.Впрочем, и ТАРКРы на Дальнем Востоке ремонтировать уже не могут.
  6. 1_2
    +2
    31 декабря 2021 19:55
    размещать контейнеры с Цирконами можно и на гражданских судах )) если надо будет боевой флот увеличится в разы))
  7. +3
    31 декабря 2021 22:51
    Во всей статье опечатка 23500, т.е. 22350. С Новым годом!)
    1. -1
      1 января 2022 08:58
      Да, пардон, новогоднее настроение дало о себе знать drinks Исправим
      Вначале верно индекс написал, потом понесло куда-то не туда feel
  8. 0
    2 января 2022 05:03
    Пора подключать николаевские судоверфи. Они для России нужнее.
  9. На фига нам пароходы? С берега, С БЕРЕГА топить всех будем! Вот, скажем, зачем нам Черноморский и Балтийский флота? Оба моря насквозь простреливаются береговыми батареями Бастион и Бал, и зачем еще куда то плыть?! Адмиралов плодить?
  10. +1
    2 января 2022 13:03
    Я не сторонник строительства параллельно с 22350М ещё и 1155.1. Хотя я понимаю, что важна каждая единица, но в таком случае встаёт вопрос создания двух разных проектов со схожими задачами. Надо будет наладить производство кораблей, узлов и агрегатов к двум разным проектам. С точки зрения скорости и простоты производства следует ограничиться чем-то одним. И мне кажется, что у "М-ки" больший модернизационный потенциал.
    К тому же, если окажется, что есть достаточно места для параллельного строительства двух проектов, не лучше ли будет строить одновременно два корабля одного проекта. А рассматривая 22350М как развитие 22350, то наладить серийное производство этих фрегатов выглядит несколько проще, чем восстанавливать производство 1155.1.
    1. 0
      2 января 2022 16:22
      Цитата: Алексей Строков
      К тому же, если окажется, что есть достаточно места для параллельного строительства двух проектов, не лучше ли будет строить одновременно два корабля одного проекта. А рассматривая 22350М как развитие 22350, то наладить серийное производство этих фрегатов выглядит несколько проще, чем восстанавливать производство 1155.1.

      Звучит разумно. Но в пользу 1155.1 звучит то, что 1) по агрегатам силовой установки и вооружениям его можно унифицировать с фрегатами, 2) с этого года вроде как освобождаются стапеля "Янтаря", где БПК раньше и производились, 3) а также то, что уже отработаны и опробованы проекты модернизации старых противолодочников 1155 с интеграцией на них современных вооружений и систем. Опыт дорогого стоит.
      Впрочем, решения принимают совсем другие люди hi
      А так, да, М нужно начинать строить, не откладывая дело в долгий ящик. Если амурчане возьмут сразу за него, это было бы хорошей новостью. Как вариант, серию М мог бы взять, наверное, и Янтарь, если 1155.1 не пригодится. Тогда действительно можно относительно быстро восстановить и укрепить надводный флот.
  11. -1
    2 января 2022 16:26
    Цитата: Робот BoBot - Свободная Мыслящая машина
    На фига нам пароходы? С берега, С БЕРЕГА топить всех будем! Вот, скажем, зачем нам Черноморский и Балтийский флота? Оба моря насквозь простреливаются береговыми батареями Бастион и Бал, и зачем еще куда то плыть?! Адмиралов плодить?

    В Сирии как задачи боевые решать будем без флота?