Возможна ли связка легкого штурмовика с ударным БПЛА как «верным ведомым»

5

В продолжение темы о возможных направлениях дальнейшего развития российской авиации по урокам специальной военной операции на Украине. Несколько дней назад на «Репортере» вышла публикация, в которой мы рассуждали о том, есть ли место на воздушном поле боя сегодня легкому штурмовику наподобие бразильского Embraer EMB-314 Super Tucano. Полученные отзывы наших всеведающих читателей заставляют раскрыть данный вопрос более глубоко.

Желаемое и действительное


Прежде всего, хотелось бы ответить на комментарии в духе «есть же у нас хорошие ударные БПЛА, так зачем плодить новые сущности». Дорогие друзья, проблема заключается в том, что наша страна сейчас только вступила в гонку по производству дронов и находится в ней на позиции догоняющего, о чем мы подробно рассказывали ранее. Отечественные разведывательные БПЛА «Орлан-10», например, полностью собираются из иностранных гражданских компонентов ввиду отсутствия собственной компонентной базы. Разведывательно-ударный «Альтиус-У» только в 2021 году завершил испытания, и Минобороны РФ подписало договор о начале его серийного производства. Когда он реально поступит в войска, не известно. Сверхтяжелый ударный БПЛА С-70 «Охотник» обещаются начать поставлять не ранее 2023 года. Серийное производство разведывательно-ударных беспилотников «Орион» на заводе компании «Кронштадт», построенном в прошлом году, еще только начинается.



К чему мы обо всем этом напоминаем? К тому, что говорить «через губу» о том, что «у нас есть хорошие БПЛА» стоит лишь тогда, когда они реально будут стоять на вооружении в войсках десятками, а лучше сотнями единиц. А пока что беспилотники как вид массового вооружения у ВС РФ как бы есть, но как бы и нет.

Война дронов


Между тем, у нашего противника в лице ВСУ, за которыми стоит коллективный Запад с его технологической мощью и монструозным ВПК, с беспилотной авиацией полный порядок. Это и турецкие ударные БПЛА «Байрактар», и американские дроны-«камикадзе» Switchblade, и вскоре должны поступить разведывательно-ударные БПЛА MQ-1C Grey Eagle. Потом непременно еще что-нибудь Киеву подкинут, чтобы посмотреть, как российская армия может противостоять атаке дронов. Проблема это нешуточная.

Ударные дроны прекрасно показали себя сперва в Сирии, а потом в Ливии, затем в Нагорном Карабахе. Турецкие «Байрактары» жгли безнаказанно бронетехнику и уничтожали даже ЗРПК «Панцирь», который, по идее, должен им эффективно противостоять. Да, турки и азербайджанцы подлавливали технику на марше, в небоевом состоянии, пользовались конструктивными недостатками ЗРПК и слабой обученностью расчетов. Когда «Панцири» обороняли российскую авиабазу Хмеймим от воздушных атак БПЛА, выпущенных террористами, они показали себя хорошо. Падают «Байрактары» сегодня и на Украине, из-за чего очень переживают в Турции, что им портят репутацию. Однако это противостояние дронов и зенитных систем высветило массу серьезных проблем последних.

Российская армия располагает комплексами 3PK «Top-M1» и «Top-2Э», «Бук-М2Э» и «Бук-МЗ», «Витязь» и ЗРПК «Панцирь-С1». Они способны сбивать беспилотники, но и у них есть свои «узкие места», которые проявились еще в Сирии. Это, во-первых, высокая стоимость выстрела, во-вторых, сложность с обнаружением малоразмерных БПЛА. Малые БПЛА – это те, которые имеют массу до 25 килограммов, высоту полета до 3 километров и радиус действия до 40 километров. В случае применения их большим «роем», они способны перегрузить даже лучшую зенитно-ракетную систему.

Наибольший вред для нас в небе над Украиной исходит от малоразмерных БПЛА-корректировщиков, которые ВСУ используют для наведения своей артиллерии на цель. Также большие проблемы ВС РФ светят после получения противником дронов-«камикадзе» американского производства Switchblade. Эти барражирующие боеприпасы, имеющие массу 23 кг, дальность полета 40 км, продолжительность полета 40 минут и максимальную скорость 185 км/ч, представляют смертельную угрозу для российской бронетехники. Атака таких одноразовых беспилотников «роем» способна натворить больших бед. Какой из сказанного можно сделать вывод?

Такой, что профилактика болезни намного дешевле и эффективнее, чем ее дорогостоящее лечение. Очевидно, что БПЛА теперь на поле боя будет все больше и больше, а сами они станут все компактнее и умнее. Всех надежным зонтиком ПВО прикрыть не получится, поэтому лучше сбивать беспилотники еще в воздухе, на дальнем рубеже, а для этого нужна авиация. Но какая?

Использовать против относительно тихоходных «Байрактаров» или дронов-«камикадзе» Switchblade реактивные истребители конечно можно, но есть и более рациональные решения. Как мы отмечали ранее, в качестве «истребителя дронов» вполне можно было бы приспособить легкий штурмовик на базе учебного самолета Як-52Б. Этот отечественный аналог Embraer EMB-314 Super Tucano будет иметь исключительно низкую стоимость полетного часа и максимально допустимую при пилотировании скорость в 360 км/ч. У бразильского самолета это 590 км/ч - максимальная и крейсерская - 520 км/ч. Даже при таких более скромных ТТХ от российского легкого штурмовика не сможет уйти ни один из применяющихся на Украине БПЛА. Напомним, что у «Байрактара» максимальная скорость полета составляет 222 км/ч, крейсерская - 130 км/ч, у барражирующего боеприпаса Switchblade максимальная скорость - 185 км/ч.

Простой, легкий в управлении и дешевый в обслуживании самолет сможет вести воздушное патрулирование и обеспечивать ПВО, превентивно сбивая беспилотники противника пулеметно-пушечным огнем либо ракетами класса «воздух-воздух». В перспективе можно рассмотреть и иное применение легкого штурмовика. Имея экипаж из двух человек, он может вести разведку и управление другими беспилотниками, осуществляя наведение на цель тех же «Орионов». Действуя в связке, «истребитель дронов» и ударные дроны как его «верные ведомые» способны расчистить небо от БПЛА противника и обеспечить доминирование в воздухе российской беспилотной авиации.

Идея создать дрон-истребитель, способный вести воздушный бой самостоятельно, безусловно, интересная, но она упрется в массу технических проблем с компонентной базой и сложными алгоритмами разработки искусственного интеллекта. Простой и недорогой самолет на базе учебного может реально решить множество задач.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    4 июня 2022 15:57
    + Хорошая идея, при отсутствии вражеской авиации и ПВО.
    1. 0
      18 июля 2022 18:54
      Робототехнику, в том числе дроны и прочие квадрокоптеры, нужно побеждать ТОЛКО более мощной робототехникой (дронами). Никакого противостояния дрон -человеек не должно быть , ибо победять дроны, даже по более низкой себестоимости... По сему на лицо состязание на продвинутость средств робототехники...
  2. 0
    4 июня 2022 17:25
    Ага, ракетами класса воздух-воздух будет особенно "дешево", даже самыми дешёвыми. Гонятся на скорости 300 км/ч за маленькими квадрокоптерами летающими на скоростях до 100 км/ч и пулять в них из пушки тоже как-то не очень. Максимальное время дежурства в воздухе для этого самолёта будет часа три-четыре, надо откуда то взлететь и прилететь к месту выполнения задачи. Для вражеских пзрк такой то ли штурмовик то ли перехватчик дронов будет крайне уязвимым.
    Тогда уж лучше Орион с магазином мини-дронов-камикадзе на борту. Эти мини-дроны (вес до 1 кг) могли бы атаковать другие дроны кинетическим ударом и/или малым фугасом или зажигалкой.
  3. 0
    4 июня 2022 22:35
    На самом деле. в отличии от прошлых идей ,это реальная идея.
    И скорости ближе ,и стоимость, и функионал.

    Проблема, что существующие БПЛ все равно летают медленно, а существующий ЛШ Як 130 - достаточно быстро. (Охотник и подобное - исключение , но они единичны)
    Они или не угонятся, или прийдется тормозить Яку искусственно.

    Легких винтовых ЛШ у нас просто нет , да и остальных мало - их продают, писали, почти единично, из законсервированных старых часто, для патрулирования и противостояния бедным повстанцам.
    А повстанцы побогаче его быстро кокнут.
  4. 0
    5 июня 2022 10:01
    нашему МО стоит перенаправить финансы с бронетехники на БПЛА всех видов, чтобы их было в достаточном количестве для ведения разведки и нанесения точечных ударов .......