Конфликт с Норвегией за акваторию Баренцева моря требует усиления Северного флота
Как мы и предполагали, Баренцево море превращается в новую точку напряженности между Российской Федерацией и блоком НАТО. Вернее будет сказать, что наша страна идет к территориальному конфликту с Норвегией, являющейся членом Североатлантического альянса, который по факту инспирировал сам Осло транспортной блокадой Шпицбергена. Как на это следует отреагировать командованию ВМФ РФ?
Накануне спикер Государственной думы РФ Вячеслав Володин поручил профильному комитету по международным делам нижней палаты нашего рарламента рассмотреть вопрос о возможности приостановления действия договора между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море:
Давайте попросим Леонида Эдуардовича разобраться в этом вопросе и затем проинформировать депутатов.
О целесообразности данного шага заявил депутат Госдумы РФ от Компартии Михаил Матвеев:
175 тысяч квадратных километров Баренцева моря мы уступили Норвегии.
Отметим, что данный подход полностью находится в рамках нашего собственного предложения, высказанного в статье от 30 июня 2022 года под названием «Блокада Шпицбергена может стоить Норвегии акватории Баренцева моря». Реальные политики предпочли реальные решения вместо смехотворных идей наподобие подвергнуть Осло ядерной бомбардировке, исходящих от некоторых не в меру раздухарившихся горе-«экспертов». Что ж, удивляться тут нечему, ибо верное прогнозирование может строиться только на настоящей адекватной аналитике.
Но вернемся к делам нашим насущным, которые складываются вокруг транспортной блокады Норвегией Шпицбергена для России и возможной денонсации «похабного» договора о несправедливом разделе акватории Баренцева моря, подписанного Москвой с Осло во времена «либерального шабаша» при президенте Дмитрии Медведеве. Естественно, Королевство Норвегия не будет спокойно смотреть, как у него обратно забирают то, что оно уже считает своим по праву. Что нужно России, чтобы физически вернуть и удерживать под своим контролем морскую акваторию, равную по площади двум Московским областям?
В Баренцевом море потомков викингов интересуют прежде всего обнаруженные там недавно богатейшие запасы нефти и газа, а также рыбный промысел. Поскольку так просто они от добычи данных ценных ресурсов не откажутся, их придется к этому как-то понудить. Давайте сразу возьмем за скобки очередные безумные предложения нанести ядерный удар по Осло, если какой-нибудь норвежский сейнер зайдет в серую зону. После этого окажется, что России нужен достаточно многочисленный и боеспособный военный флот, для того чтобы фактически, а не только юридически контролировать акваторию, на которую претендует.
За Баренцево море и Арктику в целом у нас отвечает Краснознаменный ордена Ушакова Северный флот. Он по праву считается самым сильным в составе ВМФ РФ. Однако, если разобраться, то окажется, что основная его ударная мощь сосредоточена в подводной компоненте. Для стратегического ядерного сдерживания или охоты на военные конвои США в Европу этого достаточно, но как насчет того, чтобы на регулярной основе гонять норвежские траулеры и отбивать российские у патрульных кораблей Норвегии? Не атомными же подводными лодками эти задачи выполнять, а значит, нужен соответствующий надводный флот. И вот тут начинается самое интересное.
Флагман Северного флота РФ ТАВКР «Адмирал Кузнецов» находится на долгосрочном ремонте. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» – также на ремонте, его собрат по проекту «Петр Великий» нуждается в глубокой модернизации и ротации. В строю имеются ракетный крейсер «Маршал Устинов» (собрат погибшей на Черном море «Москвы»), старый эсминец проекта 956 «»Адмирал Ушаков», 3 возрастных больших противолодочных корабля (БПК) проекта 1155 («Адмирал Чабаненко» находится на модернизации по проекту 1155.1М) и 2 современных фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов». Это то, что достойно упоминания из крупных надводных кораблей. Также на Северном флоте есть малые ракетные и противолодочные корабли, большие десантные корабли и десантные катера, тральщики и один артиллерийский катер.
Очевидно, что основной их задачей является обеспечение безопасности морской составляющей нашей «ядерной триады». Гоняться за норвежскими сейнерами и прочими судами, вести разборки с патрульными кораблями королевства – это вообще не их профиль и вредное отвлечение от основного предназначения. Получается, что после того, как часть акватории Баренцева моря станет спорной, состав Северного флота РФ придется как-то пересмотреть. В связи с этим, не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы высказать пару предложений.
Во-первых, необходимо вывести с Балтийского моря все имеющиеся там корветы и сторожевые корабли, разделив их между Северным и Тихоокеанским флотами. После того как Финляндия и Швеция вступят в блок НАТО, для Североатлантического альянса Балтика объективно превратится во «внутреннее море», насквозь простреливаемое авиацией и противокорабельными ракетами потенциального противника. Для кораблей 2-го ранга там просто нет уже никаких реальных задач, о чем мы подробно рассказывали ранее. Оставить в составе ДКБФ можно малые ракетные корабли как носители «Калибров» и эскорт для торговых судов, а также тральщики.
Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», а также пару корветов проекта 20380 было бы целесообразно перевести в состав Северного флота, а другие два балтийских корвета и «Неустрашимый» после его выхода из ремонта – на Тихий океан, где от них реально будет польза. В Баренцевом море эти сторожевики и смогли бы гонять «викингов» из спорных вод.
Во-вторых, туда же, на Баренцево море с Черного, вероятно, стоит перевести все патрульные корабли проекта 22160. Опыт противостояния с ВСУ за остров Змеиный показал, что эти «голуби мира», созданные для борьбы с некими «пиратами», абсолютно бесполезны на реальной войне. Воевать с Норвегией мы пока не собираемся, но контроль над спорной акваторией Баренцева моря, задержание норвежских рыбаков и прочее в том же духе – это то, что им реально может быть по силам.
Пусть хоть какая-то польза будет от этих бесполезных в военном отношении кораблей.
Информация