Why the United States is returning to the use of military balloons


Despite the fact that the 21st century is already in the yard with its artificial intelligence and hypersonic speeds, which seemed hopelessly outdated Technology of the last century have now received a second youth. The United States is again turning to the subject of lighter-than-air aircraft to form its defensive lines. How will Russia respond to this?


Air defense / missile defense


A few days ago, the American publication Politico, citing its own sources in the military-industrial complex, reported that the Pentagon is again relying on high-altitude balloons as part of a missile defense system against Russian and, in the future, Chinese hypersonic weapons:

The new plan should allow to surpass competitors: Russia and China. High-altitude inflatable aircraft capable of moving at an altitude of 18 to 27 km can become part of a wide surveillance network and, in the future, can be used to track hypersonic weapons.

Tom Karako, head of missile defense programs at the International Center for Strategic and International Studies, spoke about the advantages of high-altitude balloons as a means of long-range radar reconnaissance and monitoring:

High-altitude or ultra-high-altitude systems have many advantages due to stability, maneuverability and the ability to carry multiple types of payloads at once.

Indeed, balloons and their variety - airships - have a lot of advantages, which we will discuss in detail told previously. Recall that we proposed to create specialized AWACS airships, manned and unmanned, which would allow the Ministry of Defense of the Russian Federation to continuously monitor everything that happens on the other side of the border with Ukraine, radically increasing the effectiveness of combat operations against the Armed Forces of Ukraine. The idea is quite sound, especially since Russia has a certain technological backlog.

Thus, the Dolgoprudny Design Bureau of Automation (DKBA) has already developed a multifunctional airship DP-3 with a carrying capacity of 3 tons, designed for two crew members. In addition, Russia has its own developments on the airship, which visually resembles a UFO "flying saucer". There would be a desire, and then to build an aircraft lighter than air, equipping it with reconnaissance equipment, possibly quite quickly. To make it clear what amounts we can talk about, let's look at the budget allocated by the Pentagon for strengthening missile defense with the help of high-altitude balloons. That's a "fantastic" $27,1 million! Not a billion!

Marine airships


And now let's move on to the question of the possibility of using airships for the needs of the Russian Navy. Surprisingly, but article with reasoning on this topic, received mostly negative comments from some of our readers, who, of course, know better. However, the issue is so serious that we will not allow it to be turned into a uniform farce by “trolling”. One of the complaints expressed was that if airships in the navy are so useful, then why is no one else doing them - neither the Americans, nor the Chinese, nor the Japanese. To answer this question, we must turn to history.

Airships were widely used during both world wars. In World War I, when manned aviation was at the very beginning of its development, these aircraft were used for long-range night bombardment of cities, as well as in reconnaissance and patrolling at sea. In World War II, airships were mainly used to escort sea convoys and guard against enemy submarines. Let us give a few figures: in the Atlantic Ocean, American naval airships escorted 71 ships; in the Pacific Ocean, 500 ships. Obviously, these low-speed aircraft could no longer be used as bombers over megacities, but over the vast expanses of the oceans they, with their huge flight range and the ability to hover in the air, are the place. In 11, the Pobeda naval airship was built in the USSR, which was actively used in the Black Sea as a minesweeper to search for and clear mines.

At one time, the Americans were especially able to appreciate these qualities of controlled balloons, who needed to be able to continuously control two oceans at once, the Atlantic and the Pacific. For the needs of the US Navy in the 20s of the last century, two sea airships ZR-1 and ZR-2 were built. Together with the Germans in 1923, the Goodear-Zeppelin Corporation was created, which developed the design of an airship-aircraft carrier. In all seriousness, the possibility was considered to replace conventional aircraft carriers with aircraft carriers carrying 3-6 aircraft each, which were supposed to protect them, conduct reconnaissance and combat operations. And, what is most interesting, they were actually built and operated!

These extraordinary aircraft were created as part of the "Project-60". Together with German engineers, the Americans were able to build two aircraft carriers - Akron and Macon, which could launch and receive several airborne aircraft on a special trapeze. And they really flew! There is a known case when a pilot took off from the deck of the aircraft carrier "Saratoga" and safely "landed" on the trapeze of the aircraft carrier.

So, what are the obvious advantages of a sea airship? This is a huge radius of action, a large carrying capacity, the ability to hover in the air, as well as a speed of movement that is several times higher than the speed of the ship. Also, as we see, airships can really be used as carriers of other aircraft.

Minuses? It is customary to attribute to them that relatively slow-moving airships are easy to shoot down, but there is some cunning in this counterargument. Problems arise only if explosive hydrogen is used instead of helium. At the same time, the design of the airship consists of many segments, and damage to the hull does not mean that it will burst like a balloon and collapse. On the contrary, the decline will occur gradually. Real disadvantages include dependence on dedicated infrastructure for service and weather. The loss of several American naval airships in the 20-30s of the last century occurred just because of falling into a strong storm. However, in the 21st century, weather control is not as critical a problem as it used to be.

Let us return to the question of the possibility of using airships for the needs of the Russian Navy. What are the real challenges they face?

Obviously, this should be reconnaissance, patrolling the sea borders, searching for and detecting potential enemy submarines, as well as air trawling of the water area, since Russia no longer has minesweeper helicopters. Technology has come a long way in the past century. Aircraft can be both manned and unmanned, both gigantic and relatively compact. Some of our readers were deliberately horrified by the idea of ​​placing a reconnaissance airship on the UDC project 23900, for some reason referring to the dimensions of the DP-3, which is 70 meters long. But did someone say that the deck version of the reconnaissance airship should be gigantic in size and must be manned?

Not at all. On the contrary, such aircraft should be unmanned, compact, assembled directly on the deck and refueled in the air through a special mooring mast. The UDC of project 23900, if its project is adapted accordingly, can be such a “mother ship” that controls a vast territory by sending several unmanned airships, AWACS and patrol, anti-submarine airships in different directions. There is no particular technological complexity in this, there would be a desire.

Theoretically, it is even possible to develop the American idea of ​​​​an aircraft carrier by replacing aircraft with UAVs. Such a huge rigid airship will be able to stay in the air for a long time, quickly move over vast distances, conduct long-range radar reconnaissance, send out reconnaissance and reconnaissance-strike drones, and act as a mobile command post. At sea, he could interact with UDC or other supply ships, refueling directly in the air.

So why are neither the Americans nor the Chinese involved in sea airships now? Because the US Navy has 12 carrier strike groups in all oceans except the Arctic, equipped with carrier-based AWACS aircraft, and the Pentagon also has a giant satellite constellation. China has created its own carrier-based AWACS aircraft and is building its fourth aircraft carrier. And what do Russia and the Russian Navy have to talk through their lips about maritime reconnaissance and patrol airships?
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Sergey Latyshev Offline Sergey Latyshev
    Sergey Latyshev (Serge) 8 July 2022 13: 17
    +1
    "27,1 million dollars!" - for such hefty balloons, but with equipment - this is almost nothing. You just need to look at the dimensions in the photo.
    IMHO, just decided to explore the topic

    And the rest of the ideas would have been used long ago if they could. After all, it was earlier, in the 1st World War ... and then came to naught.
    What, meticulous Japanese or ambitious Chinese, poor Argentines would abandon the idea of ​​​​combat airships in the Navy, if it brought benefits? IMHO no.
    And since they don’t use it, it means that “pitfalls” do not allow. Of those that are in sight: a large surface is very vulnerable to an aggressive marine environment, strong winds, waves, low mobility and security, there is no specialized carrier, it takes up a large amount of storage space, and there are not even samples for testing, and even in the land version (ie. e. there is completely no development school for the sea, use experience, related equipment, and possibly production capacities), and money in terms of the development of the Navy ..

    There are pluses too. Long flight time - which could be useful for full-fledged squadrons. (which, as it were, also does not exist) or drive bearded men without full-fledged air defense.
    1. Marzhecki Offline Marzhecki
      Marzhecki (Sergei) 14 July 2022 12: 03
      0
      "27,1 million dollars!" - for such hefty balloons, but with equipment - this is almost nothing. You just need to look at the dimensions in the photo.
      IMHO, just decided to explore the topic

      Photo of what exactly? Airships are different. You can build any for any task.

      What, meticulous Japanese or ambitious Chinese, poor Argentines would abandon the idea of ​​​​combat airships in the Navy, if it brought benefits? IMHO no.

      The Japanese and Chinese are building "unnecessary aircraft carriers."

      And since they don’t use it, it means that “pitfalls” do not allow. Of those that are in sight: a large surface is very vulnerable to an aggressive marine environment, strong winds, waves, low mobility and security, there is no specialized carrier, it takes up a large amount of storage space, and there are not even samples for testing, and even in the land version (ie. e. there is absolutely no development school for the sea, experience of use, related equipment, and possibly production capacities)

      They fly high above the water, the safety is higher than that of an airplane in case of an accident and a fall. Their mobility is very high, with modern engines they can fly almost like an airplane with a piston engine. Strong winds and waves also interfere with conventional aviation, so the argument is not entirely correct. The storage place is an ordinary large hangar, a separate long runway is not needed, unlike an aircraft.
      Now airships are actively starting to be made all over the world again. What are the special capacities for production? The design is extremely simple. The rigid frame is filled with helium, and a gondola with engines is suspended under it. With a semi-rigid design, everything is much simpler.
  2. greenchelman Offline greenchelman
    greenchelman (Grigory Tarasenko) 8 July 2022 14: 14
    +1
    The 1933 crash of the airship-carrier USS Akron ("Ekron" - ZRS-4) marked the beginning of the end of the era of rigid airships in the service of the Navy, especially since their main supporter, Rear Admiral William A. Moffett, died along with 72 other crew members . President Roosevelt said at the time: “The loss of the Akron, with its crew of brave men and officers, is a national disaster. I mourn with the nation, and especially with the wives and families of the dead men. New airships can be built, but the nation cannot afford to lose men like Rear Admiral William A. Moffett and his comrades. They died, but to the end they were faithful to the best traditions of the United States Navy.
    In 1935, the USS Macon ("Macon" - ZRS-5), the second rigid airship-carrier of the US Navy, crashed. He was returning to the airfield Moffett, but was overtaken by a storm at Cape Point Sur (California). A strong gust of wind tore off the upper keel, fragments of metal damaged the stern balloonet, and the airship began to fall with a trim to the stern. The commander ordered to drop the ballast, after which the airship rose to a height of 1500 m, and then began to fall into the water again. The airship gently sank to the surface of the water. The crew members survived thanks to life jackets and lifeboats that were not on the Akron. Two crew members died in the crash (a radio operator who jumped into the water from a falling airship, and another person who wished to return to pick up things), the remaining 81 were safely rescued. The investigation of the commission showed that the reason for the death of the "Macon" is the administration of the US Navy, which was postponing the repair of the tail section of the ship.
    1. Marzhecki Offline Marzhecki
      Marzhecki (Sergei) 14 July 2022 11: 57
      0
      Reasons for the crash:
      1) Weather
      2) Technical failure caused by negligence.
      For objectivity, there would also be statistics on aircraft crashes, military and civilian, from the same reasons.
      And then the comment looks too "profound". laughing

Почему США возвращаются к использованию военных аэростатов


Несмотря на то что на дворе уже 21-й век с его искусственным интеллектом и гиперзвуковыми скоростями, казавшиеся безнадежно устаревшими технологии прошлого века получили теперь вторую молодость. США вновь обращаются к тематике летательных аппаратов легче воздуха для формирования своих оборонительных рубежей. Чем ответит на это Россия?


ПВО/ПРО


Несколько дней назад американское издание Politico со ссылкой на собственные источники в ВПК сообщило, что Пентагон опять делает ставку на высотные аэростаты как часть системы противоракетной обороны против российского и в перспективе китайского гиперзвукового оружия:

Новый план должен позволить превзойти конкурентов: Россию и Китай. Высотные надувные летательные аппараты, способные перемещаться на высоте от 18 до 27 км, могут стать составной частью широкой сети наблюдения и в перспективе могут быть использованы для отслеживания гиперзвукового оружия.

О преимуществах высотных аэростатов как средства дальней радиолокационной разведки и мониторинга рассказал и руководитель программ по противоракетной обороне международного Центра стратегических и международных исследований Том Карако:

Высотные или сверхвысотные системы имеют множество преимуществ благодаря устойчивости, маневренности и способности нести сразу несколько видов полезной нагрузки.

Действительно, аэростаты и их разновидность – дирижабли – имеют массу достоинств, о которых мы подробно рассказывали ранее. Напомним, мы предлагали создать специализированные дирижабли ДРЛОиУ, пилотируемые и беспилотные, которые позволили бы Минобороны РФ непрерывно контролировать все происходящее по ту стороны границы с Украиной, кардинально повысив эффективность ведения боевых действий против ВСУ. Идея вполне здравая, тем паче что в России имеется определенный технологический задел.

Так, в Долгопрудненском конструкторским бюро автоматики (ДКБА) уже разработан многофункциональный дирижабль ДП-3 грузоподъемностью 3 тонны, рассчитанный на двух членов экипажа. Кроме того, в России есть свои наработки и по дирижаблю, визуально напоминающему «летающую тарелку» НЛО. Было бы желание, и тогда соорудить летательный аппарат легче воздуха, оснастив его разведывательной аппаратурой, возможно довольно быстро. Чтобы было понятно, о каких суммах может идти речь, приведем бюджет, выделяемый Пентагоном на усиление противоракетной обороны при помощи высотных аэростатов. Это «фантастические» 27,1 миллиона долларов! Не миллиарда!

Морские дирижабли


А теперь перейдем к вопросу о возможности использования дирижаблей для нужд ВМФ РФ. Удивительно, но статья с рассуждениями на эту тему получила преимущественно негативные комментарии от некоторых наших читателей, которым, естественно, виднее. Однако вопрос настолько серьезный, что превращать его в форменный балаган, «затролливая», мы не позволим. Одна из высказанных претензий сводилась к тому, что если дирижабли на флоте так полезны, то что ж ими никто другой не занимается – ни американцы, ни китайцы, ни японцы. Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории.

Дирижабли широко использовались в ходе обеих мировых войн. В Первой мировой, когда пилотируемая авиация находилась в самом начале своего развития, эти летательные аппараты применялись при дальней ночной бомбардировке городов, а также в разведке и патрулировании на море. Во Второй мировой войне дирижабли в основном использовались для сопровождения морских конвоев и охраны от подводных лодок противника. Приведем несколько цифр: на Атлантическом океане американские морские дирижабли проконвоировали 71 500 кораблей, на Тихом океане — 11 500 кораблей. Очевидно, что как бомбардировщики над мегаполисами эти тихоходные летательные аппараты уже применяться не могли, но вот над необъятными просторами океанов им с их огромной дальностью полета и возможностью зависать в воздухе самое место. В 1945 году в СССР был построен морской дирижабль «Победа», который активно использовался на Черном море как тральщик для поиска и обезвреживания мин.

Особенно сумели оценить в свое время эти качества управляемых аэростатов американцы, которым нужно было иметь возможность непрерывно контролировать сразу два океана, Атлантический и Тихий. Для нужд ВМС США в 20-е годы прошлого века были построены два морских дирижабля ZR-1 и ZR-2. Совместно с немцами в 1923 году была создана корпорация «Гудеар-Цеппелин», которая разработала проект дирижабля-авианосца. На полном серьезе рассматривалась возможность заменить обычные авианесущие корабли воздушными авианосцами, несущими по 3-6 самолетов, которые должны были их охранять, вести разведку и боевые действия. И, что самое интересное, они реально были построены и эксплуатировались!

Эти необычайные летательные аппараты были созданы в рамках «Проекта-60». Совместно с немецкими инженерами американцы смогли построить два воздушных авианосца – «Акрон» и «Мейкон», которые могли запускать и принимать на специальную трапецию несколько бортовых самолетов. И они реально летали! Известен случай, когда летчик взлетел с палубы корабля-авианосца «Саратога» и благополучно «приземлился» на трапецию воздушного авианосца.

Итак, каковы очевидные преимущества морского дирижабля? Это огромный радиус действия, большая грузоподъемность, возможность зависать в воздухе, а также скорость движения, в несколько раз превышающая скорость корабля. Также, как видим, дирижабли реально могут применяться как носители других летательных аппаратов.

Минусы? К ним принято относить то, что относительно тихоходные дирижабли легко сбить, однако в этом контраргументе есть некоторое лукавство. Проблемы появляются, если только вместо гелия использовать взрывоопасный водород. При этом конструкция дирижабля состоит из множества сегментов, и повреждения в корпусе не означают, что он лопнет, как воздушный шарик, и рухнет. Напротив, снижение будет происходить постепенно. К реальным недостаткам можно отнести зависимость от специальной инфраструктуры для обслуживания и погоды. Потери нескольких американских морских дирижаблей в 20-30-е годы прошлого века произошли как раз из-за попадания в сильный шторм. Однако в 21-м веке контроль за непогодой не является такой критической проблемой, как ранее.

Вернемся к вопросу о возможности использования дирижаблей для нужд ВМФ РФ. Какие задачи реально могут перед ними стоять?

Очевидно, что это должны быть разведка, патрулирование морских границ, поиск и обнаружение подводных лодок потенциального противника, а также воздушное траление акватории, благо вертолетов-тральщиков у России уже нет. Технологии за минувший век серьезно шагнули вперед. Летательные аппараты могут быть как пилотируемые, так и беспилотные, как гигантских размеров, так и относительно компактных. Некоторые наши читатели деланно ужаснулись идее размещения на УДК проекта 23900 разведывательного дирижабля, почему-то ссылаясь на размеры ДП-3, длина которого составляет 70 метров. Но разве кто-то сказал, что палубная версия разведывательного дирижабля должна быть гигантского размера и обязательно пилотируемой?

Вовсе нет. Наоборот, подобные летательные аппараты должны быть беспилотными, компактными, собираться прямо на палубе и дозаправляться в воздухе через специальную причальную мачту. УДК проекта 23900, если его проект будет адаптирован соответствующим образом, может быть таким «кораблем-маткой», который контролирует огромную территорию, разослав в разные стороны несколько беспилотных дирижаблей, ДРЛОиУ и патрульных, противолодочных. Никакой особенной технологической сложности в этом нет, было бы желание.

Теоретически возможно даже развить американскую идею воздушного авианосца, заменив самолеты на БПЛА. Подобный огромный дирижабль жесткой конструкции сможет длительное время находиться в воздухе, быстро перемещаться на огромные расстояния, вести дальнюю радиолокационную разведку, рассылать разведывательные и разведывательно-ударные дроны и выступать мобильным командным пунктом. На море он мог бы взаимодействовать с УДК или иными кораблями снабжения, дозаправляясь прямо в воздухе.

Так почему морскими дирижаблями сейчас не занимаются ни американцы, ни китайцы? Потому что у ВМС США есть 12 авианосных ударных групп во всех океанах, кроме Северного Ледовитого, оснащенных палубными самолетами ДРЛОиУ, а также Пентагон располагает гигантской спутниковой группировкой. Китай создал собственный палубный самолет ДРЛОиУ и строит уже четвертый по счету авианосец. А что есть у России и ВМФ РФ, чтобы через губу говорить про морские разведывательные и патрульные дирижабли?
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Сергей Латышев (Серж) 8 июля 2022 13:17
    +1
    "27,1 миллиона долларов! " - для таих здоровенных аэростатов ,да с оборудованием - это почти ничто. Стоит только глянуть на размеры по фото.
    Имхо, просто решили исследовать тему

    А остальные идеи давно бы использовались, еслиб могли. Ведь было ранее, в 1ю мировую... а потом сошло на нет.
    Что, скурпулезные японцы или амбициозные китайцы, небогатые аргентинцы отказались бы от идеи боевых дирижаблей в ВМФ, еслиб это принесло выгоды? Имхо нет.
    А раз неиспользуют, то значит "подаводные камни" не позволяют. Из тех что на виду: большая поверхность очень уязвима для агрессивной морской среды, сильных ветров, волнения, малая мобильность и защищенность, нет специализированного носителя, занимает большой объем места хранения, и нет даже образцов для тестирования, и даже в сухопутном варианте (т.е. полностью нет школы разработки для моря, опыта использования, сопуствующего оборудования, и возможно, мощностей для роизводства), и денег в плане развития ВМФ..

    Плюсы тоже есть. Долгое время полета - что могло бы пригодится для полноценных эскадр. (коих тоже как бы нет) или гонять борадочей без полноценного ПВО.
    1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 14 июля 2022 12:03
      0
      "27,1 миллиона долларов! " - для таих здоровенных аэростатов ,да с оборудованием - это почти ничто. Стоит только глянуть на размеры по фото.
      Имхо, просто решили исследовать тему

      Фото чего конкретно? Дирижабли бывают разные. Можно построить любой под любую задачу.

      Что, скурпулезные японцы или амбициозные китайцы, небогатые аргентинцы отказались бы от идеи боевых дирижаблей в ВМФ, еслиб это принесло выгоды? Имхо нет.

      Японцы и китайцы строят "ненужные авианосцы".

      А раз неиспользуют, то значит "подаводные камни" не позволяют. Из тех что на виду: большая поверхность очень уязвима для агрессивной морской среды, сильных ветров, волнения, малая мобильность и защищенность, нет специализированного носителя, занимает большой объем места хранения, и нет даже образцов для тестирования, и даже в сухопутном варианте (т.е. полностью нет школы разработки для моря, опыта использования, сопуствующего оборудования, и возможно, мощностей для роизводства)

      Они летают высоко над водой, безопасность выше, чем у самолета на случай аварии и падения. Мобильность них очень высокая, с современными двигателями летать могут почти как самолет с поршневым двигателем. Сильные ветра и волнения также мешают и обычной авиации, так что аргумент не вполне корректный. Место хранения - обычный большой ангар, отдельной длинной ВПП не нужно, в отличие от самолета.
      Сейчас дирижабли активно по всему миру опять делать начинают. Какие такие особенные мощности для производства? Конструкция предельно проста. Жесткий каркас наполняется гелием, под него подвешивается гондола с двигателями. С полужесткой конструкцией все намного проще.
  2. greenchelman Офлайн greenchelman
    greenchelman (Григорий Тарасенко) 8 июля 2022 14:14
    +1
    Крушение в 1933 году дирижабля-авианосца USS Akron ("Экрон" - ZRS-4) стала началом конца эры жёстких дирижаблей на службе флота, особенно потому что их главный сторонник, контр-адмирал Уильям А. Моффетт, погиб вместе с 72 остальными членами экипажа. Президент Рузвельт сказал тогда: «Потеря „Акрона“ с его экипажем, состоящим из храбрых бойцов и офицеров — это национальное бедствие. Я скорблю вместе с нацией, и особенно с жёнами и семьями погибших мужчин. Можно построить новые дирижабли, но нация не может себе позволить терять таких людей, как контр-адмирал Уильям А. Моффетт и его товарищи. Они погибли, но до конца были верны лучшим традициям Военно-морского Флота Соединённых Штатов».
    В 1935 году произошло крушение второго жёсткого дирижабля-авианосца ВМС США USS Macon ("Мэйкон" - ZRS-5). Он возвращался на аэродром Моффетт, но был настигнут штормом у мыса Пойнт-Сур (Калифорния). Сильный порыв ветра сорвал верхний киль, обломки металла повредили кормовой баллонет, и дирижабль начал падать с дифферентом на корму. Командир приказал сбросить балласт, после чего дирижабль поднялось на высоту 1500 м, а затем опять стал падать в воду. Дирижабль плавно опустился на поверхность воды. Члены экипажа спаслись благодаря спасательным жилетам и шлюпкам, отсутствовавшим на «Акроне». В катастрофе погибли два члена экипажа (радист, спрыгнувший в воду с падающего дирижабля, и ещё один человек, пожелавший вернуться, чтобы забрать вещи), остальные 81 были благополучно спасены. Расследование комиссии показало, что причиной гибели "Мэйкона" является управление ВМС США, которое откладывало ремонт хвостовой части корабля.
    1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 14 июля 2022 11:57
      0
      Причины катастрофы:
      1) Погода
      2) Техническая неисправность, вызванная халатностью.
      Для объективности сюда бы еще статистику крушений самолетов, военных и гражданских, от этих же причин.
      А то слишком "глубокомысленно" комментарий выглядит. laughing