Почему США возвращаются к использованию военных аэростатов
Несмотря на то что на дворе уже 21-й век с его искусственным интеллектом и гиперзвуковыми скоростями, казавшиеся безнадежно устаревшими технологии прошлого века получили теперь вторую молодость. США вновь обращаются к тематике летательных аппаратов легче воздуха для формирования своих оборонительных рубежей. Чем ответит на это Россия?
ПВО/ПРО
Несколько дней назад американское издание Politico со ссылкой на собственные источники в ВПК сообщило, что Пентагон опять делает ставку на высотные аэростаты как часть системы противоракетной обороны против российского и в перспективе китайского гиперзвукового оружия:
Новый план должен позволить превзойти конкурентов: Россию и Китай. Высотные надувные летательные аппараты, способные перемещаться на высоте от 18 до 27 км, могут стать составной частью широкой сети наблюдения и в перспективе могут быть использованы для отслеживания гиперзвукового оружия.
О преимуществах высотных аэростатов как средства дальней радиолокационной разведки и мониторинга рассказал и руководитель программ по противоракетной обороне международного Центра стратегических и международных исследований Том Карако:
Высотные или сверхвысотные системы имеют множество преимуществ благодаря устойчивости, маневренности и способности нести сразу несколько видов полезной нагрузки.
Действительно, аэростаты и их разновидность – дирижабли – имеют массу достоинств, о которых мы подробно рассказывали ранее. Напомним, мы предлагали создать специализированные дирижабли ДРЛОиУ, пилотируемые и беспилотные, которые позволили бы Минобороны РФ непрерывно контролировать все происходящее по ту стороны границы с Украиной, кардинально повысив эффективность ведения боевых действий против ВСУ. Идея вполне здравая, тем паче что в России имеется определенный технологический задел.
Так, в Долгопрудненском конструкторским бюро автоматики (ДКБА) уже разработан многофункциональный дирижабль ДП-3 грузоподъемностью 3 тонны, рассчитанный на двух членов экипажа. Кроме того, в России есть свои наработки и по дирижаблю, визуально напоминающему «летающую тарелку» НЛО. Было бы желание, и тогда соорудить летательный аппарат легче воздуха, оснастив его разведывательной аппаратурой, возможно довольно быстро. Чтобы было понятно, о каких суммах может идти речь, приведем бюджет, выделяемый Пентагоном на усиление противоракетной обороны при помощи высотных аэростатов. Это «фантастические» 27,1 миллиона долларов! Не миллиарда!
Морские дирижабли
А теперь перейдем к вопросу о возможности использования дирижаблей для нужд ВМФ РФ. Удивительно, но статья с рассуждениями на эту тему получила преимущественно негативные комментарии от некоторых наших читателей, которым, естественно, виднее. Однако вопрос настолько серьезный, что превращать его в форменный балаган, «затролливая», мы не позволим. Одна из высказанных претензий сводилась к тому, что если дирижабли на флоте так полезны, то что ж ими никто другой не занимается – ни американцы, ни китайцы, ни японцы. Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории.
Дирижабли широко использовались в ходе обеих мировых войн. В Первой мировой, когда пилотируемая авиация находилась в самом начале своего развития, эти летательные аппараты применялись при дальней ночной бомбардировке городов, а также в разведке и патрулировании на море. Во Второй мировой войне дирижабли в основном использовались для сопровождения морских конвоев и охраны от подводных лодок противника. Приведем несколько цифр: на Атлантическом океане американские морские дирижабли проконвоировали 71 500 кораблей, на Тихом океане — 11 500 кораблей. Очевидно, что как бомбардировщики над мегаполисами эти тихоходные летательные аппараты уже применяться не могли, но вот над необъятными просторами океанов им с их огромной дальностью полета и возможностью зависать в воздухе самое место. В 1945 году в СССР был построен морской дирижабль «Победа», который активно использовался на Черном море как тральщик для поиска и обезвреживания мин.
Особенно сумели оценить в свое время эти качества управляемых аэростатов американцы, которым нужно было иметь возможность непрерывно контролировать сразу два океана, Атлантический и Тихий. Для нужд ВМС США в 20-е годы прошлого века были построены два морских дирижабля ZR-1 и ZR-2. Совместно с немцами в 1923 году была создана корпорация «Гудеар-Цеппелин», которая разработала проект дирижабля-авианосца. На полном серьезе рассматривалась возможность заменить обычные авианесущие корабли воздушными авианосцами, несущими по 3-6 самолетов, которые должны были их охранять, вести разведку и боевые действия. И, что самое интересное, они реально были построены и эксплуатировались!
Эти необычайные летательные аппараты были созданы в рамках «Проекта-60». Совместно с немецкими инженерами американцы смогли построить два воздушных авианосца – «Акрон» и «Мейкон», которые могли запускать и принимать на специальную трапецию несколько бортовых самолетов. И они реально летали! Известен случай, когда летчик взлетел с палубы корабля-авианосца «Саратога» и благополучно «приземлился» на трапецию воздушного авианосца.
Итак, каковы очевидные преимущества морского дирижабля? Это огромный радиус действия, большая грузоподъемность, возможность зависать в воздухе, а также скорость движения, в несколько раз превышающая скорость корабля. Также, как видим, дирижабли реально могут применяться как носители других летательных аппаратов.
Минусы? К ним принято относить то, что относительно тихоходные дирижабли легко сбить, однако в этом контраргументе есть некоторое лукавство. Проблемы появляются, если только вместо гелия использовать взрывоопасный водород. При этом конструкция дирижабля состоит из множества сегментов, и повреждения в корпусе не означают, что он лопнет, как воздушный шарик, и рухнет. Напротив, снижение будет происходить постепенно. К реальным недостаткам можно отнести зависимость от специальной инфраструктуры для обслуживания и погоды. Потери нескольких американских морских дирижаблей в 20-30-е годы прошлого века произошли как раз из-за попадания в сильный шторм. Однако в 21-м веке контроль за непогодой не является такой критической проблемой, как ранее.
Вернемся к вопросу о возможности использования дирижаблей для нужд ВМФ РФ. Какие задачи реально могут перед ними стоять?
Очевидно, что это должны быть разведка, патрулирование морских границ, поиск и обнаружение подводных лодок потенциального противника, а также воздушное траление акватории, благо вертолетов-тральщиков у России уже нет. Технологии за минувший век серьезно шагнули вперед. Летательные аппараты могут быть как пилотируемые, так и беспилотные, как гигантских размеров, так и относительно компактных. Некоторые наши читатели деланно ужаснулись идее размещения на УДК проекта 23900 разведывательного дирижабля, почему-то ссылаясь на размеры ДП-3, длина которого составляет 70 метров. Но разве кто-то сказал, что палубная версия разведывательного дирижабля должна быть гигантского размера и обязательно пилотируемой?
Вовсе нет. Наоборот, подобные летательные аппараты должны быть беспилотными, компактными, собираться прямо на палубе и дозаправляться в воздухе через специальную причальную мачту. УДК проекта 23900, если его проект будет адаптирован соответствующим образом, может быть таким «кораблем-маткой», который контролирует огромную территорию, разослав в разные стороны несколько беспилотных дирижаблей, ДРЛОиУ и патрульных, противолодочных. Никакой особенной технологической сложности в этом нет, было бы желание.
Теоретически возможно даже развить американскую идею воздушного авианосца, заменив самолеты на БПЛА. Подобный огромный дирижабль жесткой конструкции сможет длительное время находиться в воздухе, быстро перемещаться на огромные расстояния, вести дальнюю радиолокационную разведку, рассылать разведывательные и разведывательно-ударные дроны и выступать мобильным командным пунктом. На море он мог бы взаимодействовать с УДК или иными кораблями снабжения, дозаправляясь прямо в воздухе.
Так почему морскими дирижаблями сейчас не занимаются ни американцы, ни китайцы? Потому что у ВМС США есть 12 авианосных ударных групп во всех океанах, кроме Северного Ледовитого, оснащенных палубными самолетами ДРЛОиУ, а также Пентагон располагает гигантской спутниковой группировкой. Китай создал собственный палубный самолет ДРЛОиУ и строит уже четвертый по счету авианосец. А что есть у России и ВМФ РФ, чтобы через губу говорить про морские разведывательные и патрульные дирижабли?
Информация