Как спецоперация на Черном море изменила представление об авианосном флоте России
Наверное, ни одна тема не вызывает столь ожесточенных словесных баталий в Рунете, как вопрос о нужности или ненужности ВМФ РФ авианесущих кораблей, под которым в данной публикации мы будем подразумевать и «классические» авианосцы, и УДК, с которых могут взлетать и садиться вертолеты, БПЛА и СКВВП. Специальная военная операция на Украине, а точнее, ее часть, проходящая на Черном море, показала, что у российского военно-морского флота очень много проблем, однако выводы из них делаются почему-то диаметрально противоположные.
Долгие годы нас упорно пытались убедить, что Россия – это исключительно континентальная держава, которой не только какие-то там авианосцы, но и даже океанский флот-то особо не нужен. Дескать, с кем это вы там всерьез воевать на море собрались и какие куда десанты высаживать? Не в степях же Украины, в самом деле? Ха-ха…
Вот тут бы и посмеяться теперь, но почему-то совершенно не смешно. Оказывается, что военно-морской десант под Одессой был бы в ходе специальной военной операции очень даже кстати, вот только осуществлять его по факту нам нечем. О том, как должна выглядеть такая десантная операция, мы в общих чертах рассказывали в статье от 7 марта 2022 года под названием «Чего не хватает ВМФ РФ для успешного военно-морского десанта под Одессой». Мы вполне справедливо указали, что для этого необходимо непрерывно контролировать все, что происходит на украинском побережье и в его небе самолетами и вертолетами ДРЛОиУ, а российская авиация должна превратить зону высадки в подобие лунного пейзажа и господствовать в воздухе. Высадка десанта сперва должна осуществляться максимально безопасным загоризонтным способом с УДК, и только потом в берег должны воткнуться БДК, непрерывно прикрываемые с воздуха истребителями и ударными вертолетами.
Вот примерно так оно и должно быть, и, увы, ничего подобного ВМФ РФ сейчас осуществить объективно не может ввиду физического отсутствия палубных самолетов ДРЛОиУ, катапультных авианосцев для их запуска и УДК как классов. Констатация этого факта вызвала целую бурю гневных комментариев от читателей, которым, естественно, всегда виднее. После трагической гибели на Черном море БДК «Саратов», ракетного крейсера «Москва» и буксира «Василий Бех» противники крупных и авианесущих, в частности, кораблей отчего-то решили, что правы именно они, а дело вовсе не в слабой системе ПВО морского базирования, дефиците боеспособных надводных кораблей для эскорта и отсутствии воздушного прикрытия и разведки. Дескать, от маленьких суденышек противокорабельные ракеты противника сами «отскакивать» будут, не причиняя им вреда, а то и вовсе промахиваться ввиду размеров. Да, это звучит смешно, но подобные идеи, к сожалению, продвигаются на полном серьезе.
Но вернемся к теме крупнотоннажных военных кораблей. Несколько дней назад все ведущие СМИ рассказали о том, как ВМС Турции, наконец, получили свой первый универсальный десантный корабль «Анадолу». Написал об этом и известный своей принципиальной «авианосцефобией» Роман Скоморохов, на удивление, в весьма комплиментарной форме. Позволим себе привести небольшую цитату уважаемого коллеги с портала «Военное обозрение» в подтверждение:
Зачем нужен УДК вообще, говорилось не раз. Первая волна высадки на территорию противника, который, так скажем, не обладает впечатляющими средствами обороны. Группа кораблей, в составе которой есть УДК, подходит к берегу, расшвыривает имеющиеся на берегу силы противника и начинает высадку десанта. Корабли прикрытия, ударные вертолеты и самолеты помогают осуществить высадку. Все просто…
Но такие десанты все-таки редкость, а вот визит ордера из 1-2 УДК и нескольких фрегатов и тральщиков сопровождения под Одессу в наше время смотрелся бы более чем оправданно. Плюс, конечно, самолеты прикрытия с крымских аэродромов. Здесь мы бы имели операцию, в которой УДК раскрылись бы по полной программе, потому как эти корабли способны на то, чтобы высадить в короткий промежуток времени приличную массу войск и техники в указанном районе.
Но такие десанты все-таки редкость, а вот визит ордера из 1-2 УДК и нескольких фрегатов и тральщиков сопровождения под Одессу в наше время смотрелся бы более чем оправданно. Плюс, конечно, самолеты прикрытия с крымских аэродромов. Здесь мы бы имели операцию, в которой УДК раскрылись бы по полной программе, потому как эти корабли способны на то, чтобы высадить в короткий промежуток времени приличную массу войск и техники в указанном районе.
Ну, надо же! А дальше читать было совсем непривычно, поскольку коллега Скоморохов написал, что какие-то 12 малозаметных истребителей пятого поколения F-35B на палубе турецкого УДК «пришлись бы ко двору даже при вероятных разборках с Россией». Вот те раз... Оказывается, все же бывает польза и от палубной авиации! Коллега справедливо отметил, что боевой радиус самолета с коротким взлетом и вертикальной посадкой составляет внушительные 800 километров, что меньше, чем у обычного истребителя горизонтального взлета, но позволяет эффективно действовать за пределами дальности полета противокорабельных ракет берегового базирования. Намек на трагическую судьбу «Москвы» предельно прозрачный.
Заканчивает свою статью под названием «Дрононосец: авианосные смех и слезы по-турецки» Роман Скоморохов выводом, что «у нас, есть, оказывается, где применить такой корабль, как УДК», что само по себе является поводом для их создания. Явно с большим трудом коллега удержался от призыва бросаться к созданию самолетов вертикального взлета и посадки, ограничившись пока что вертолетами. Для журналиста, который написал множество статей, отрицающих необходимость ВМФ РФ крупнотоннажных авианесущих кораблей, это, без шуток, настоящий прорыв. Признание своих заблуждений – настоящий мужской поступок, который дорогого стоит, без всякой иронии.
Для автора данных строк «катарсис», который испытал уважаемый коллега, тем важнее, что примерно год назад тот, как ему казалось, «разобрал по косточкам» одну из статей, опубликованных на «Репортере». Статья-«разоблачение» называлась «А что мы можем в современной России?», и в ней было много передергиваний и откровенно личностных выпадов, наподобие:
Так что господин Маржецкий хоть и на бумаге, но довольно бездарно отправляет на смерть российских граждан. Ну не любит он их, видимо.
Насчет «отправления на смерть» - это то, что автор строк неоднократно и последовательно призывал обеспечить русских моряков авианесущими кораблями для воздушного прикрытия, разведки и целеуказания. По его мнению, как раз высокий уровень защищенности полноценной АУГ и ее способности «огрызнуться» является главной гарантией безопасности российских граждан, отбивая желание с ней повоевать. Чего нельзя сказать про «москитный флот», не имеющий толком ни ПВО, ни ПЛО.
Отрадно, что в стане «авианосцефобов», наконец, начались разброд и шатание, чему явно поспособствовали неоднозначные результаты ВМФ РФ на Черном море. Значит ли это, что нужно прямо сейчас бросать строить авианосцы и УДК?
Нет, приоритеты у нас должны быть несколько иными. Сперва надо защитить ближнюю морскую зону, для чего нужно много корветов и фрегатов ПЛО, а также Морская авиация. Кроме того, авианосец или УДК без ордера сопровождения беззащитен, этот факт не вызывает сомнений. Строим корабли мы, увы, слишком долго, поэтому имеет смысл заказать крупную партию корветов и фрегатов ПЛО в КНР, о чем мы подробно рассказывали ранее. Нарастить численность кораблей данного класса до требуемого уровня можно будет всего за какие-то 3-5 лет. Самим же следует сосредоточиться на производстве современных фрегатов УРО проекта 22350 и 22350М, которые станут главными «рабочими лошадками» ВМФ РФ в дальней морской и океанской зонах.
В дополнение к двум неспешно строящимся УДК проекта 23900 на заводе «Залив» в Керчи может быть целесообразно заказать в КНР серию из 1-2 универсальных десантных кораблей Тип-075 в экспортной версии. Наверняка китайцы справятся даже быстрее крымчан, и эти УДК стоит передать Тихоокеанскому флоту РФ, чтобы усилить его возможности по противодействию Морским силам самообороны Японии. Для технического обслуживания столь крупнотоннажных судов придется построить соответствующую береговую инфраструктуру. И только тогда имеет смысл заложить в Николаеве (даст Бог, он все-таки станет частью России) серию из 3-4 полноценных авианосцев, оснащенных катапультами и истребителями горизонтального взлета и посадки.
Очень хочется надеяться, что из проблем ВМФ РФ будут сделаны правильные выводы не только коллегами-журналистами, но и лицами, принимающими решения.
Информация