«Полёт валькирий» над Россией: ЧВК «Вагнер» – опричники XXI века?
Всемирно известные «музыканты» и их «антрепренёр» Пригожин продолжают эпатировать достопочтенную публику, и не скажешь даже, какую больше – зарубежную или всё-таки отечественную.
13 ноября в Telegram появилось и завирусилось видео, кратко и ёмко описывающее финал некоего Евгения Нужина, осуждённого, вышедшего из колонии строгого режима в ряды ЧВК «Вагнер». За последние несколько недель он успел добровольно сдаться в плен украинским фашистам, поторговать лицом в киевской пропаганде, заявив, что хочет повоевать в рядах ВСУ, и оказаться в каком-то подвале, где и был предельно жестоко убит на камеру ударами кувалды по голове.
Сходу появилась версия, что Нужин был казнён новоявленными жовто-блакитными «братьями», но тут же отметена. Всё-таки настоящий перебежчик из числа легендарных «вагнеровцев» – это действительно ценное приобретение для вражеской пропаганды, тем более что под её нужды создан целый «Русский добровольческий корпус» под бело-сине-белым флагом, «сражающийся» в постановочных видеороликах. Нужин отлично вписался бы в это или ещё какое-нибудь «кино», так что просто проломить ему череп было бы расточительно со стороны фашистов.
Из таких нехитрых умозаключений появилась следующая и, похоже, максимально близкая к правде версия: Нужина сперва вытащили с «того света», а потом отправили на тот свет либо сами «музыканты», либо нанятые «Вагнером» исполнители. Действительно, сложенные некогда легенды о суровом кодексе чести бойцов ЧВК не так давно подтвердил и лично Пригожин в своём историческом выступлении перед заключёнными одной из колоний, и сдача в плен этим кодексом строго запрещена.
Нужин конкретно запятнал честь компании, перейдя на сторону врага, и вполне логично было ожидать, что суровые коллеги накажут его максимально суровым образом. Не сочтите за каламбур, но такое предположение хорошо бьётся с надписью «осуждён» в конце ролика.
Пригожин сам факт ликвидации перебежчика одобрил (дословно «собаке – собачья смерть»), но по понятным причинам не подтвердил участие в казни своих людей. Более того, 14 ноября появились сообщения о том, что основатель «Вагнера» обратился в Генпрокуратуру с заявлением об этом факте (правда, текст его весьма своеобразен, будто надиктован стереотипным киношным мафиози). Общественность тоже по вполне понятным причинам этот эпизод восприняла очень неоднозначно: кто-то – с одобрением (как и я сам, например), а кто-то ужаснулся жестокости расправы и/или задался вопросом «это вообще законно?!»
Последних можно понять: случай, когда такого рода ликвидация выносится на публичное обозрение, действительно уникален в современной отечественной практике. Вкупе со всем остальным, что мы знаем (и что домысливаем) об «оркестре», он даёт широкое поле для размышлений о том, какую роль ЧВК «Вагнер» и подобные ей организации уже играют и ещё сыграют в будущем России.
Рыцари плаща и двух гранат
В принципе, превращение полумифической ЧВК в живой идейный образец – уже свершившийся факт. Этому способствуют как успехи «музыкантов» на полях украинской кампании, так и целенаправленная пропагандистская работа соответствующего отдела «Вагнера».
В последнее время материалов, связанных с «оркестром», стало довольно много, хотя и не исчерпывающе много: достаточно, чтобы показать суть, при этом сохранив известный ореол закрытости и «таинственности». Помимо кадров боевой работы, частенько появляются видео с учебных полигонов и из реабилитационных центров «Вагнера», а время от времени и объёмные интервью. Регулярно появляется на экранах сам отец-основатель компании в неизменном амплуа «слуги царю, отца солдатам» (неиронично).
Чего уж там, о «гастролях» «музыкантов» на оккупированной фашистами Украине уже снят целый полнометражный художественный фильм «Лучшие в Аду». И хотя лента не особо заряжена идеологически (лично я ждал большего), сделана она с душой и по художественным качествам превосходит добрые девять десятых массовой отечественной кинопродукции.
У «Вагнера» есть собственные площадки в соцсетях (часть из которых, впрочем, отрицает свой «официальный» характер), также с ним достаточно плотно взаимодействует ряд военных блогеров с опытом походов «за ленточку». Есть «амбассадоры» и в официальных СМИ: например, часто гостит у «музыкантов» военкор и ведущая «Звезды» Фридрихсон и корреспондент ФАН Симонов.
Совместными усилиями создаётся имидж «вагнеровцев» как предельно суровых, железных солдат, готовых отстаивать интересы России любой ценой, особенно если за валюту идут вражеские головы. И хотя «оркестр», конечно, состоит из живых людей, нельзя сказать, что медийная «картина маслом» сильно приукрашивает реальность, скорее, даже наоборот, слегка затеняет в некоторых аспектах.
Что действительно интересно, так это почему «Вагнер» решил выйти из тени. Некоторые считают, что это заявка на политические амбиции компании и её основателя – и в некотором смысле так оно и есть.
Арбалеты, мётлы и собачьи головы
Если резюмировать все ответы самого Пригожина на этот счёт, то он называет себя и своих людей ответом на запрос части общества и элит на то самое «добро с кулаками», способное быстро и радикально разобраться с любыми врагами нашей страны.
Действительно, такой запрос в российском социуме есть, а у «оркестра» есть благодарная постоянная аудитория самого разного политического окраса. Но тех, кто считает и саму ЧВК, и её методы чем-то зловещим, пожалуй, даже больше, чем поклонников «Вагнера». Забавно, что и у тех, и у других популярно сравнение «музыкантов» Пригожина с опричниками Ивана Грозного.
Параллели здесь действительно совершенно прямые, начиная уже с того, что ЧВК всё ещё находятся «опричь» (то есть за пределами) легального поля и отчасти вне привычной морали. Судя по всему, находятся они (может, все, а может, пока только «Вагнер») и вне властной вертикали, подчиняясь непосредственно высшему руководству страны, а вот это уже заставляет нервничать многих российских нуворишей.
Да и как тут не занервничать. В течение года без лишнего шума и пыли в СМИ принудительно ушли из жизни семь топ-менеджеров нефтегазовой отрасли, в основном из «Газпрома»: кто-то выпал из окна, кто-то оказался в петле, кого-то банально расстреляли вместе с ближайшими родственниками. Можно представить себе и то, как ещё какую-нибудь важную шишку расколют кувалдой. Тут же у нас есть вооружённая организация с жёстким внутренним уставом, непрозрачная и находящаяся вне Системы (в том числе и вне коррупционной поруки). Конечно, «все совпадения являются случайными», но...
Неудивительно, что в последнее время участились реплики о том, что вольницу ЧВК надо бы приструнить. Делаются и попытки прямо вставлять «оркестру» палки в колёса: речь, конечно же, о скомканном открытии «ЧВК Вагнер Центра» в Петербурге.
Созданный под эгидой Пригожина комплекс должен послужить чем-то вроде технопарка или «бизнес-инкубатора», но ориентированного на нужды обороноспособности страны. В принципе, технически это пока просто офисное здание, примечательное только своим названием и собственником. Официальное открытие «Вагнер Центра» с презентацией для прессы состоялось 4 ноября, и в него заехали первые резиденты.
Однако через несколько дней петербургский Госстройнадзор отозвал разрешение на эксплуатацию здания под предлогом несоответствия реальной площади объекта и той, что была указана в договоре на аренду земельного участка. В это же время в соцсетях появилось некое письмо украинского «Союза ветеранов и инвалидов АТО» на имя губернатора Санкт-Петербурга Беглова. Авторы требовали закрыть «Вагнер Центр», связанный с «военными преступниками», а иначе угрожали обратиться в... ЕС и ООН с требованием ввести персональные санкции против всех, кто «допустил» существование этого «символа войны».
Конечно, анекдот про то, как инвалидная команда из Киева прогнула Беглова, звучит так же смешно, как приснопамятное февральское «послание Ходорковского*». Новости о фальстарте центра появились 9 ноября, а состряпанное по их мотивам в ЦИПсО «письмо» – не раньше, чем на следующий день, и в однозначно проукраинских источниках.
А вот какие-то неувязки с самим зданием, строительство которого было начато ещё в 2013 г. другим собственником, действительно могут иметь место. Но пока идёт разбирательство по сути дела, Пригожин зашёл лично на Беглова, и сразу «с козырей»: публично припомнил тому и летний скандал с «Би-2», и старую дружбу с Ходорковским*, и заодно запросил в прокуратуре проверку Беглова на предмет государственной измены.
Ход, исход и сроки этой тяжбы весьма любопытны – в некотором смысле она послужит индикатором действительной величины административного ресурса «всемогущего» Пригожина. Если с его подачи у петербургского губернатора действительно начнутся какие-нибудь проблемы, хотя бы в виде срочного желания уйти на пенсию, то говорить о «Вагнере» как о «новых опричниках» можно будет всерьёз и вслух.
* – признан в России иноагентом.
Информация