Чем Россия может ответить на появление у ВСУ высокомобильных 155-мм САУ
Очередной пакет западной военной помощи Украине содержит не только большое количество танков, БМП и БТР, но также и различные мощные САУ и гаубицы. Неудивительно, поскольку спецоперация на данном, донбасском, этапе давно превратилась в позиционную войну, где основная роль принадлежит крупнокалиберной артиллерии. Чем на это может ответить Россия?
Колесные САУ
Как мы уже отмечали в статье про колесные танки, реалии СВО выглядят следующим образом: танк или САУ (самоходная артиллерийская установка) выезжает на позицию, производит 1-2 выстрела, а потом поспешно скрывается, чтобы не стать жертвой контрбатарейной борьбы. Где-то в одном месте ВС РФ собрать мощную артиллерийскую батарею и непрерывно сносить укрепления противника тоже крайне проблематично, поскольку ВСУ, благодаря натовской спутниковой группировке, все видят сверху и могут поражать такие значимые военные цели точечными ударами РСЗО HIMARS.
Для эффективной контрбатарейной борьбы в таких условиях требуется грамотное сочетание постоянной воздушной разведки при помощи БПЛА, надежной защищенной связи и высокомобильной крупнокалиберной артиллерии. В новый пакет военной помощи ВСУ входят 19 французских САУ Caesar, 26-30 чешских САУ Dana-M2 и 12 шведских САУ Archer. Наиболее опасными для ВС РФ из них выглядят именно «Лучники», о которых следует рассказать подробнее.
Надо учитывать, что самоходные гаубицы на колесном шасси, как более дешевые и высокомобильные версии гусеничных САУ, применяются во многих странах мира. У Франции есть своя выше упомянутая 155-мм САУ CAESAR, у Чехии – САУ Dana калибром 152-мм, Израиля - 155-мм САУ ATMOS 2000, Сербии - 155-мм самоходная гаубица NORA B-52, КНР - 155-мм самоходная артиллерийская установка SH1, США – САУ с 155-мм пушкой M776 Brutus, у ЮАР - САУ G6 «Rhino» калибром 155-мм. Одной из самых передовых является САУ FH77 BW L52 «Archer» шведского производства, которые в количестве 12 штук скоро попадут в руки украинских военных.
Данная САУ разрабатывалась Стокгольмом на замену буксируемым гаубицам с целью повышения мобильности и проходимости артиллерийских частей Швеции. Результат оказался весьма впечатляющим. Самоходка изначально создавалась для передвижения по самой сложной местности при скорости движения до 70 км/ч, для чего было задействовано шасси автомобиля Volvo A30D с колесной формулой 6х6, имеющее дизельный двигатель мощностью 340 лошадиных сил. САУ способна двигаться по полному бездорожью и снегу глубиной до метра, на ней предусмотрена защита от взрыва при наезде на мину. Экипаж Archer размещается в бронированной кабине, обеспечивающей баллистическую защиту и оборудованной системой защиты от ОМП (химического, биологического и ядерного), а также рядом средств по уменьшению заметности. Бронирование защищает его от огня стрелкового оружия и осколков снарядов.
Стрельба из 155-мм гаубицы полностью автоматизирована. Заряжание, укладка и стрельба осуществляются изнутри бронированной кабины, обеспечивая максимальную защиту ее экипажа в любое время, который состоит из командира САУ, оператора орудия и водителя. При необходимости огонь может вести даже один человек. Боекомплект установки составляет 21 снаряд, а дальность стрельбы достигает 40 км обычными 155-мм боеприпасами и до 60 км высокоточными управляемыми боеприпасами типа «Экскалибур». Выстрелить Archer способен уже через 30 секунд после остановки движения, и сколько же времени ему понадобится для того, чтобы его возобновить после выполнения задания.
Как видно, шведская САУ обладает очень серьезными ТТХ и может создать ВС РФ массу проблем, особенно при использовании высокоточных боеприпасов. Чем наш ВПК мог бы ответить на подобный вызов?
Не нужен нам «Берег» российский?
В нашей стране есть две перспективные САУ на колесной базе, которые вполне можно считать конкурентами шведскому «Лучнику».
Первая – это 152-мм самоходное орудие 2С43 «Мальва», построенное на основе шасси вездехода БАЗ-6010-027 с колёсной формулой 8×8, грузоподъемностью до 19,5 тонн и максимальной скоростью до 80 км/ч, которую позволяет развивать 470-сильный двигатель. Со стороны САУ напоминает БРК «Бастион», но его вооружение составляют не противокорабельные ракеты, а 152-мм нарезная гаубица 2А64, заимствованная у САУ 2С19 «Мста-С». Боекомплект рассчитан на 30 выстрелов, которые можно произвести со скоростью 7 в минуту. Максимальная дальность стрельбы обычным снарядом составляет 24,5 км. Расчет САУ представлен 5 членами экипажа.
Главным преимуществом «Мальвы» перед «Мста-С» считается ее меньший вес, большая скорость и проходимость, а также меньшая стоимость при производстве и последующей эксплуатации. Недостатки также очевидны: качественно меньшая защищенность расчета по сравнению с гусеничной САУ. Данная колесная гаубица позиционируется не как замена, а в качестве дополнения к «Мста-С».
Вторая – это колесная версия гусеничной САУ 2С35 «Коалиция-СВ» под названием 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ». «Коалиция-СВ» создана на базе танка Т-90 и способна выпускать 152-мм снаряды со скоростью от 10 до 16 выстрелов в минуту на максимальную дистанцию в 70-80 км высокоточными снарядами и до 40 км - обычными. В колесном варианте орудия установлено на усиленном грузовом шасси КАМАЗ-6560. Боевое отделение необитаемое, экипаж размещается в бронированной кабине. Время развертывания САУ составляет 1,5 минуты. На основе «Коалиция-СВ-КШ» предполагается создать артиллерийский комплекс для Береговой охраны ВМФ РФ.
Подобные перспективные САУ смогут составить конкуренцию западным образцам артиллерии, все в больших количествах попадающей в руки ВСУ. Однако есть на вооружении нашего флота такие крупнокалиберные артиллерийские установки, которые могли бы помочь Сухопутным войскам ВС РФ давить позиции противника уже сейчас.
Самоходный береговой 130 мм артиллерийский комплекс А-222 «Берег» был разработан в СССР для уничтожения надводных кораблей малого и среднего водоизмещения со скоростными характеристиками до 100 узлов, с радиусом обнаружения до 35 километров и дальностью действия до 22 километров. Действовать он должен был в связке с береговыми ракетными комплексами, которые имеют свои «слепые» зоны. Комплекс может работать как по морским, так и по наземным целям.
МАК «Берег» использует корабельную артустановку АК-130, она же «ЗИФ-94, и некоторые элементы от 152 мм гаубицы самоходного типа 2С-19 «Мста». Экипаж состоит из шести человек: командира, наводчика и четырех заряжающих. Система управления огнем БР-136 с оптико-электронным и радиолокационными каналами для обнаружения и ведения обнаруженных целей позволяет сопровождать до 4-х целей, обеспечивать ведение огня любыми САУ по 2-м объектам, после выстрела по одной из целей мгновенно организовать ведение огня по следующему сопровождаемому объекту, как одиночными выстрелами, так и очередью от 4 до 12 выстрелов в минуту. Неплохое такое мобильное средство для артиллерийского подавления позиций противника.
Информация