Пробный шар: Китай продемонстрировал, зачем России нужны военные аэростаты

21

Появление над территорией Соединенных Штатов китайского аэростата, который почему-то никто пока не торопится сбивать, многих очень сильно взбудоражило. Сразу же встал вопрос, а где хваленая американская система противовоздушной обороны, и так ли страшен Дядя Сэм, как его малюют?

Дутая ПВО/ПРО?


В небе над штатом Монтана в настоящее время висит гигантский китайский аэростат размером «с три автобуса», который уже стал поводом для внутриполитических разборок в Вашингтоне. Как выяснилось, американские военные следят за ним с конца января, и за это время воздушный шар пролетел из Поднебесной в Новый свет через Тихий океан над Алеутскими островами и Канадой к городку Биллингс, где решил задержаться. В Пекине уже признали летательный аппарат своим и довольно глумливо пообещали содействовать «урегулированию инцидента»:



Китай сожалеет, что аэростат из-за обстоятельств непреодолимой силы ошибочно оказался над территорией США. Китай продолжит поддерживать контакты с США, чтобы надлежащим образом урегулировать этот инцидент, вызванный форс-мажорными обстоятельствами.

По удивительному совпадению, в шахтных пусковых установках в позиционных районах вблизи авиабазы Малстром в штате Монтана в составе 341-го ракетного крыла несут боевое дежурство межконтинентальные баллистические ракеты Minuteman III с дальностью действия 12 тысяч километров. Еще одним любопытным «совпадением» является то, что мирный китайский аэростат, предназначенный для метеорологических исследований, оказался способным совершать маневры. Также следует учитывать, что фоном для происходящих событий является старательное нагнетание Вашингтоном ситуации вокруг Тайваня и решение открыть на Филиппинах еще четыре новых военных базы в дополнение к пяти уже имеющимся.

Нет ничего удивительного в том, что в самих США от визита незваного воздушного гостя из КНР слегка «бомбануло». Член Палаты представителей Конгресса от Республиканской партии Марджори Тейлор Грин намекнула, что экс-президент Дональд Трамп «не стал бы никогда терпеть подобное»:

Байден должен немедленно сбить шпионский китайский воздушный шар.

Экс-постпред США при ООН Никки Хейли также призвала принудительно приземлить аэростат:

Сбейте воздушный шар. Отмените поездку Блинкена. Привлечь Китай к ответственности.

Подключился к общественно-политической дискуссии и сам кандидат в президенты США Дональд Трамп, коротко написав в своем аккаунте в социальной сети:

Сбейте шар!

Вот только американские военные пока не спешат сбивать китайский аэростат, президент Джо Байден уклоняется от прямого ответа на вопросы о нем, а ориентированный на Демпартию США телеканал CNN со ссылкой на некие осведомленные источники начинает что-то задвигать в духе про «кривизну Земли»:

Итак, первый вопрос: представляет ли он физическую угрозу для граждан США? Наша оценка — нет. Представляет ли он угрозу для гражданской авиации? Наша оценка — нет. Представляет ли это значительно повышенную угрозу со стороны разведки? Наша наилучшая оценка прямо сейчас заключается в том, что нет, не представляет.

Возможно, все намного проще и сложнее одновременно. Аэростат находится на огромной высоте, где самолеты уже не летают. Его поверхность плохо отражает радиолокационный сигнал, потому навестись на него можно лишь ракетой с тепловым наведением. При этом высотный воздушный шар, скорее всего, имеет ячеистую структуру, и даже прямое поражение его не приведет к падению, а лишь к постепенному снижению. И это все вместе поднимает важные вопросы.

Пробный шар


Использовать воздушные шары в военных целях догадались сразу же после их появления, для разведки и корректировки артогня. С управляемых аэростатов, дирижаблей, в Первую мировую войну осуществляли бомбометание. Во Вторую мировую войну Япония, не имея возможности дотянуться до США, направляла в сторону Соединенных Штатов и Канады бомбы - воздушные шары, под названием Фу-Го, которые должны были сбрасывать осколочно-фугасные и зажигательные бомбы на территории противника. Правда, реальная эффективность японских «барражирующих боеприпасов» оказалась не слишком высокой.

С середины 50-х годов прошлого века сами США начали активно использовать автоматические дрейфующие аэростаты (АДА) для стратегической разведки территории СССР. Помимо разведывательной аппаратуры, они потенциально могли нести на себе оружие массового поражения. Находясь в стратосфере, американские аэростаты были недосягаемы для средств ПВО и истребителей тех лет. Для их перехвата советским инженерам даже пришлось разрабатывать высотный реактивный дозвуковой самолёт М-17 «Стратосфера». Сбивать АДА истребитель должен был специальной двухствольной дистанционно управляемой пушечной установкой с пушкой калибра 23 мм для ведения огня в пределах видимости прицела. Всего было построено три таких самолета.

Как видно, даже в наши дни аэростаты не утратили полностью своего военного потенциала. Председатель комитета по надзору Палаты представителей от Республиканской партии США Джеймс Комер высказался о своих опасениях по поводу того, что на китайском аэростате гипотетически может быть биологическое оружие:

Меня беспокоит то, что федеральное правительство явно не знает, что находится в этом аэростате. Это биологическое оружие, оружие в этом аэростате? Этот зонд взлетел из Ухани? Мы ничего не знаем о нем.

Действительно, распыление с большой высоты какого-то смертельного вируса может быть намного опаснее, чем сбрасывание осколочно-фугасных или зажигательных бомб. Однако потенциал аэростатов как воздушных разведчиков все же намного выше и ценнее. Сами США активно развивают свою программу высотных дирижаблей, которые должны стать частью системы дальней радиолокационной разведки и мониторинга и предупреждения о ракетной атаке, о чем мы подробно рассказывали ранее:

Новый план должен позволить превзойти конкурентов: Россию и Китай. Высотные надувные летательные аппараты, способные перемещаться на высоте от 18 до 27 км, могут стать составной частью широкой сети наблюдения и в перспективе могут быть использованы для отслеживания гиперзвукового оружия.

Со своей стороны, мы также уже озвучивали предложение перекрыть границу с Украиной аэростатами, оснащенными РЛС, которые позволят постоянно мониторить пространство вглубь территории противника и контролировать приближение к крупным российским городам вражеских дронов и крылатых ракет для их своевременного перехвата.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    4 февраля 2023 10:50
    Имхо, все это паника, высосанная из пальца.
    Пока империалистические правительства собачатся, реально работающие службы работают ,связываются и контачат с коллегами, обмениваются необходимой инфой.
    Вспомнить нашу космонавтку ,без перемог Рогозина нормально доставленную на МКС на амеровском МНОГОРАЗОВОМ корабле....
    Поставки газа, нефти, зерна ,Металла и черт еще знает чего на запад, в т.ч. через Украину

    Так и здесь, возможно , метеорологические службы давно связались друг с другом , сказали № аппарата в реестре, переслали описание и держат прямую связь
    (и размер в 3 автобуса в разряженной стратосфере - это ничто, по сути).
    И дают возможность подзаработать авторам всевозможных СМИ на написании статей. Как тема схлынет, так он и улетит...)))

    Ну а по России... никто не против, что нужны, но на них много не наоптимизируешь, (и специалистов и оборудование готовить надо за деньги... ), сколько было перемог про них и дирижабли в сми, но......
    На чтото сын Медведева (и прочие) в США должен же был жить.
  2. 0
    4 февраля 2023 11:11
    скорее сша все видели,поняли что проверка и сделали вид что не заметили. Пусть весь мир думает, что они не могут защититься от аэростатов и потратиться на производство/персонал и т.д.
  3. +2
    4 февраля 2023 13:38
    Маржецкий если вы пишите, кому-то в личку, потрудилась поставить галочку, чтобы ваш апонент мог ответить
    А то, как-то, некрасиво получается.
    Либеральненько.
  4. -1
    4 февраля 2023 13:39
    Цитата: Сергей Латышев
    Имхо, все это паника, высосанная из пальца.
    Пока империалистические правительства собачатся, реально работающие службы работают ,связываются и контачат с коллегами, обмениваются необходимой инфой.
    Вспомнить нашу космонавтку ,без перемог Рогозина нормально доставленную на МКС на амеровском МНОГОРАЗОВОМ корабле....
    Поставки газа, нефти, зерна ,Металла и черт еще знает чего на запад, в т.ч. через Украину

    Так и здесь, возможно , метеорологические службы давно связались друг с другом , сказали № аппарата в реестре, переслали описание и держат прямую связь
    (и размер в 3 автобуса в разряженной стратосфере - это ничто, по сути).
    И дают возможность подзаработать авторам всевозможных СМИ на написании статей. Как тема схлынет, так он и улетит...)))

    Ну а по России... никто не против, что нужны, но на них много не наоптимизируешь, (и специалистов и оборудование готовить надо за деньги... ), сколько было перемог про них и дирижабли в сми, но......
    На чтото сын Медведева (и прочие) в США должен же был жить.

    Мастерство "болтанием языком" видимо не пропить. Пруфы пожалуйста в студию - иначе просто МАСТЕР!
  5. +2
    4 февраля 2023 15:20
    В стране "непуганных начальников", тема аэростатов ДРЛО - не пройдёт. Украсть много не получится, а безопасность своей собственности обеспечена. Даже периметр крыш, своих рабочих мест, насовали ПЗРК.
    Аэростаты, самый дешёвый вариант фиксации подлёта БПЛА и ракет, при полном нивелировании темы "кривизны земли".
  6. Комментарий был удален.
  7. +1
    4 февраля 2023 19:54
    Цитата: Сергей Латышев
    Имхо, все это паника, высосанная из пальца.
    (и размер в 3 автобуса в разряженной стратосфере - это ничто, по сути).

    Браво, коллега! Это мы физику знаем, а тупым амерам даже прогуливать было нечего. Что туда можно прицепить? Пару градусников.? А если он маневрирует, то там должен быть движок с запасом топлива. Так что на место для ядреной бомбы места не останется. А вот кстати на пробирку Пауэлла в качестве привета из Уханя - это да, можно просто чихнуть на прибор). Но там холодно, культура должна поддерживаться, должна быть соответствующая аппаратура. И китайцы не дураки, они физику учили - этот шар вполне можно не сбивать, а получить тепленьким в сохранности, когда он начнет снижаться. Наверное американцы, те которые не дураки, это и хотят сделать...
    1. 0
      4 февраля 2023 22:41
      Зачем ему, летающему над облаками, запас топлива? Аккумулятор, ветрогенератор и солнечные батареи, вот то, что ему нужно.
      1. 0
        6 февраля 2023 10:23
        А зачем ему ветрогенератор? Он ведь летит со скоростью потока воздуха.
      2. Ksv
        0
        6 февраля 2023 18:06
        Неплохо бы ещё пропеллер для управления и передвижения в нужном направлении
  8. +1
    4 февраля 2023 21:44
    Помниться, много было оппонентов, когда мы предлагали развивать в России эту тему с аэростатами и дирижаблями. Но многие тогда смеялись. А хорошо смеётся тот, кто смеётся без последствий!
    Не у всех стран есть возможности сбивать дирижабли в стратосфере, а цена на него на порядок, полтора меньше, чем на спутник. И кроме разведки, с него можно осуществлять передачи на радио с целью пропаганды.
    И если НАТО собьет такой дирижабль в стратосфере над линией фронта, то в ответку можно спокойно Старлинк сбивать!
    1. -2
      4 февраля 2023 22:43
      Если вы ищете поводы для ответок, то их уже давно есть у вас немало. Это и потопленный крейсер "Москва" и действующие натовские офицеры в рядах противника. Было бы желание, уже давно можно было бы стереть всю эту шваль в муку.
      И бить надо было сразу по матрасам.
  9. +1
    4 февраля 2023 22:39
    Да, когда 50 лет назад у США не было нужного количества спутников они регулярно запускали аэростаты над территорией СССР, для их уничтожения даже специальные модификации истребителей перехватчиков строили с пушками (тк это непростая цель для ракеты).
    На сегодня это крайне устаревший способ разведки - все таки аэростат летит по воле ветров.
    По поводу необходимо ти их строительства сегодня не знаю, если у США на вооружении они не используются значит мало перспективно и устарело все это... Да и нам не сша сейчас надо рассматривать, а ближайшего западного соседа, а ветер преимущественно дует от них к нам...
    1. 0
      6 февраля 2023 10:31
      По поводу "летит по воле ветров" не совсем верно. Да он летит с потоком воздуха. Но на разных высотах ветра отличаются и по силе и по вектору, так что направление движения можно регулировать меняя в нужный момент высоту. Для чего на борту нужен соответствующий запас газа.
  10. Voo
    0
    5 февраля 2023 06:12
    Япошки, во время своего величия, также пробовали запускать надувные изделия. И где теперь величие японии.
  11. 0
    5 февраля 2023 12:43
    На самом деле, если в оболочку беспилотного стратосферного дирижабля, который может поднять (1-2 )т полезной нагрузки на высоту (40-50) км, встроить гибкие солнечные панели, то они обеспечат электрическую мощность от 150 до 200 квт/ч. Этого с избытком хватит и на радары и на двигательную (ионную или плазменную установку) - солнца там много, а атмосфера крайне разрежена. В качестве источника резервного питания можно использовать топливные элементы и даже компактный ядерный двигатель. Висеть такие дирижабли в заданной точке могут бесконечно и скорость их передвижения может доходить до 120-150 км/ч.
    В результате получаем средство локации для дальнего обнаружения и целенаведения с радиусом обзора (750-800) км. Таких устройств вдоль границы России требуется от 27 до 30 шт и тогда вся она закрыта сплошным радиолокационным полем - ни один "Стриж" так просто не пролетит. Будет замечен сразу после взлета и сбит по целенаведению высотного радара на расстоянии максимального поражения ракет ПВО. Кто мешает подобные аппараты разместить над стратегическими точками международных территорий для контроля авиации и корабельных соединений противника? Для этой цели тоже хватит порядка 30 дирижаблей. Еще 30 шт можно использовать для несимметричных ответов всякого рода "супостатам". Такой разведывательно-ударный стратосферный дирижабль вешается над территорией обнаглевшего противника с разведывательной аппаратурой и термоядерным зарядом на борту, который срабатывает после его поражения - хотите сбить, получите термоядерный воздушный взрыв. Другими словами нужна группировка стратосферных дирижаблей в 90-100 штук. Стоимость такого проекта в сотни раз меньше стоимости существующей у РФ спутниковой группировки.Что мешало России все это сделать своевременно? Только одно- скудность мысли буржуазной элиты, горизонт мышления которой находиться на уровне высоты стенки кормушки.Впрочем, еще не поздно и поумнеть.
  12. -1
    5 февраля 2023 17:06
    Мной очень давно предлагалось параллельно разработкам установки ДРЛОиУ (носители дальнего радиолокационного обнаружения и управления) на самолётах, установить ДРЛОиУ на стационарный тропосферный-стратосферный беспилотный дирижабль, это в разы дешевле самолета и спутника. Коротко. Дирижабль с полезной нагрузкой до 10 тонн. Полезный вес это антенны, передатчики, приемники и др. аппаратура. Устанавливается набор антенн перекрывающих диапазон от метров до миллиметров. Сканирование, как механическое, так и фазовая пассивная, активная антенная решетка, плюс оптические и тепловые радары. Рабочая высота до 15 км задаётся параметрами кабель-троса. Время непрерывной работы на высоте, 6 месяцев (опускается и обслуживается). Дирижабль выводится в заданную точку и электродвигателями поддерживает заданные координаты. С землёй дирижабль соединен кабель-тросом. По кабель-тросу (две жилы: оптоволокно и медный провод на 10 кВ) на дирижабль подается электропитание, осуществляется управление, снятие информации и др. На земле находится дизель-генератор, лебёдка, служба управления, приема и обработки информации. Кабель-трос не является несущим, он держит только сам себя (оценочно, вес кабель-троса 3-4тонны). С высоты 12 км оптическая дальность видимости 420 км, прямая радиовидимость 1000 км. Такой дирижабль - ДРЛОиУ плюс оптическое и тепловое обнаружение, позволяет обнаружить любой летающий объект и отследить, даже беспилотник сверхмалых размеров, надутый шар, птицу, также наземные объекты. ДРЛОиУ на дирижабле позволит закрыть дырки, которые есть сегодня у ПВО РФ. Наработки по дирижаблям в РФ имеются, вся инфа есть в интернете.
  13. -1
    5 февраля 2023 21:09
    Китайцы, брависсимо! И без единого выстрела! Ну, там на Фрунзе , хоть кто-нибудь репу чешет? Или по прежнему подход по сумме отката? Проспали беспилотники, проспят и дирижабли, ибо дёшево, не сострижешь много.
  14. +1
    6 февраля 2023 07:33
    Цитата: vlad127490
    Мной очень давно предлагалось параллельно разработкам установки ДРЛОиУ (носители дальнего радиолокационного обнаружения и управления) на самолётах, установить ДРЛОиУ на стационарный тропосферный-стратосферный беспилотный дирижабль, это в разы дешевле самолета и спутника. Коротко. Дирижабль с полезной нагрузкой до 10 тонн. Полезный вес это антенны, передатчики, приемники и др. аппаратура. Устанавливается набор антенн перекрывающих диапазон от метров до миллиметров. Сканирование, как механическое, так и фазовая пассивная, активная антенная решетка, плюс оптические и тепловые радары. Рабочая высота до 15 км задаётся параметрами кабель-троса. Время непрерывной работы на высоте, 6 месяцев (опускается и обслуживается). Дирижабль выводится в заданную точку и электродвигателями поддерживает заданные координаты. С землёй дирижабль соединен кабель-тросом. По кабель-тросу (две жилы: оптоволокно и медный провод на 10 кВ) на дирижабль подается электропитание, осуществляется управление, снятие информации и др. На земле находится дизель-генератор, лебёдка, служба управления, приема и обработки информации. Кабель-трос не является несущим, он держит только сам себя (оценочно, вес кабель-троса 3-4тонны). С высоты 12 км оптическая дальность видимости 420 км, прямая радиовидимость 1000 км. Такой дирижабль - ДРЛОиУ плюс оптическое и тепловое обнаружение, позволяет обнаружить любой летающий объект и отследить, даже беспилотник сверхмалых размеров, надутый шар, птицу, также наземные объекты. ДРЛОиУ на дирижабле позволит закрыть дырки, которые есть сегодня у ПВО РФ. Наработки по дирижаблям в РФ имеются, вся инфа есть в интернете.

    Дирижабль-это не воздушный шар... он может управлять собой.
    Один мяч свободен... И в этом проблема... если вы его не поймаете... в данном случае это воздушный шар "в плену".

    Америка показала Китаю разницу между полетом "в неволе" и свободным полетом.
    "Свободный" может столкнуться с управляемым воздушным судном, называемым "ракета", потому что им не управляют, это правило аэронавигации, досадная авария.
  15. Ничего там уже не висит над штатом Монтана. Сбили ещё вчера-позавчера.
    Без нас разберутся.
  16. 0
    6 февраля 2023 20:40
    Цитата: htaccess
    По поводу "летит по воле ветров" не совсем верно. Да он летит с потоком воздуха. Но на разных высотах ветра отличаются и по силе и по вектору, так что направление движения можно регулировать меняя в нужный момент высоту. Для чего на борту нужен соответствующий запас газа.

    Это замечание справедливо в отношении воздушного шара с горячим воздухом, который получил название "Монгольфьер" в честь французского изобретателя "монгольфьера". На самом деле мы можем подниматься или опускаться, нагревая воздух в кожухе.
    Но для воздушного шара, объем и плотность газа которого заморожены, его эволюционная высота зависит от атмосферного давления, это неуправляемо.
  17. Voo
    -1
    9 февраля 2023 00:44
    Неправильно ты, дядя Серёжа, вопросы задаёшь. Зачем, зачем. А чтобы было. Держава мы или как? Что ж мы какой-то шарик не сошьём и не запустим. Только для начала определиться нужно. Скока деньжат на это потратить можна, а после и руками водителя подобрать. А то запустят не в ту сторону. А у нас все по регламенту должно быть.