Экономист прокомментировал появление лайнера Ил-96-400М в России
Некоторые российские эксперты еще в 2021 году заявляли, что России вместо совместного с китайцами дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера CR929 требуется новый отечественный Ил-96-400М. Учитывая санкционное давление Запада, которое не прекратится в обозримой перспективе, возрождение легенды авиапрома в РФ может стать реальностью.
Надо отметить, что российское гражданское самолетостроение действительно начало возрождаться. Появились среднемагистральные узкофюзеляжные МС-21 и импортозамещеный Sukhoi Superjet 100. Стартовала разработка самолетов региональной и малой авиации, а менее двух недель назад ОАК официально показала первый построенный летный опытный образец Ил-96-400М. Это модернизированный вариант огромного и самого надежного пассажирского самолета в мире – Ил-96. На это 20 июня обратил свое внимание российский экономист Константин Двинский, который у себя в Telegram-канале прокомментировал происходящее.
Эксперт отметил, что строить подобные самолеты (типы воздушных судов) на сегодняшний день в мире могут лишь три производителя авиатехники: Boeing, Airbus и «Ильюшин». При этом в РФ до сих пор выпускаются Ил-96 для госструктур в среднем по одной единице в год (за 2003-2022 годы построено 19 единиц). После чего указал на два момента.
Первый – коммерческая эффективность Ил-96. Наш самолет имеет четыре двигателя ПС-90А, в то время, как иностранные широкофюзеляжные лайнеры летают на двух двигателях, что требует меньше топлива
– заметил он.
По мнению эксперта, если убрать санкционный нюанс, то выбор авиаперевозчиков будет не в пользу российской продукции, а субсидирование эксплуатации со стороны государства – бессмысленная затея. Без сомнений, правительство должно помогать разработке самолетов, их серийному производству, доступному лизингу и прочим сопутствующим вопросам, но сам продукт обязательно должен быть конкурентоспособным и высокотехнологичным.
И здесь профильными структурами разрабатывается проект перехода Ил-96 с четырех двигателей на два. Первый этап – появление новой версии – Ил-96-400М на четырех двигателях. Второй этап – ремоторизация самолета под два двигателя большой тяги ПД-35
– подчеркнул он.
Однако серийное производство силового агрегата ПД-35 стоит ожидать в 2027-2028 годах. Впрочем, это нормальный срок, так как потом «продукт является востребованным на протяжении полувека, проходя лишь точечные обновления». Когда модернизированный Ил-96 обзаведется парой новейших ПД-35, проблема коммерческой эффективности разрешится сама собой.
Второй вопрос – емкость рынка широкофюзеляжных самолетов. В настоящий момент в российских авиакомпаниях находится 90 широкофюзеляжных самолетов. Однако этот объем может быть увеличен за счет раскачки ряда направлений. Например, Турции
– добавил он.
Эксперт считает, что Ил-96 удобен тем, что может летать на большие расстояния и перевозить около 400 пассажиров. Порой на таких самолетах летать гораздо выгодней, чем на среднемагистральных. Кроме того, не стоит забывать об экспортном потенциале. Рынкам Кубы, Венесуэлы и Ирана такие самолеты точно пригодятся. В дальнейшем можно попробовать продвигать свою продукцию на рынках стран БРИКС (клуб расширяется), там вполне могут найтись покупатели, нужно их лишь заинтересовать.
Ежегодный выпуск 5-7 единиц Ил-96-400М на ПД-35 – вполне разумная история. Главное – чтобы проект не был отложен в долгий ящик, и разработкой нового Ил-96, как и двигателя ПД-35, продолжили бы заниматься в ускоренном режиме. Если упустим возможность сейчас, возродить проект через 10-15 лет будет уже невозможно
– подытожил он.
Информация