Почему Путину необходимо развивать и расширять Союзное государство
Стало известно о том, что Совет Федерации ратифицировал соглашение с Абхазией о двойном гражданстве между РФ и этой частично признанной республикой. Событие весьма важное, поскольку оно может открыть новые интересные перспективы на постсоветском пространстве.
Вопросы гражданства
Глава МИД Абхазии Инал Ардзинба прокомментировал произошедшее следующим образом:
Соглашение о двойном гражданстве — это еще одно подтверждение наших дружественных отношений и высокого уровня диалога с Россией.
Годом ранее аналогичное соглашение о двойном гражданстве было заключено и с Южной Осетией:
Соглашением предусматривается, что граждане одной стороны вправе без отказа от имеющегося у них гражданства этой стороны приобретать гражданство другой стороны.
Напомним, что Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии 26 марта 2008 года как прямое следствие грузинской военной агрессии и установила с ними дипломатические отношения. Помимо нашей страны, их государственность также была признана Сирией, Венесуэлой, Никарагуа и Республикой Науру, а также ПМР, НКР, ДНР, ЛНР и Сахарской Арабской Демократической Республикой. Не признает независимость Абхазии и Южной Осетии ни коллективный Запад, ни сама Грузия.
Вполне очевидно, что эти два крошечных частично признанных государства могут существовать только под крылом у России и на ее содержании. Однако по отношению к нашей стране там довлеют разные подходы. Если в Южной Осетии сильны юнионистские настроения и всерьез обсуждается вопрос о проведении референдума по типу крымского, донбасского или приазовского, то солнечная Абхазия хочет оставаться формально независимой. В данном контексте введение официального двойного гражданства является довольно сильным политическим шагом.
Отметим, что двойное гражданство не надо путать с наличием второго и более гражданств иных государств. В первом случае отношения между странами, права и обязанности граждан по отношению к ним регулируются соответствующим соглашением. До недавнего времени таковое у России действовало только с Таджикистаном, а теперь вот к нему добавилась Южная Осетия и на подходе Абхазия. Если же у россиянина есть паспорт какого-то другого государства, скажем Израиля или США, то это не воспрещается, но по закону он считается гражданином РФ.
Союзное гражданство
Мы столь подробно касаемся этих тонкостей, чтобы была понятна одна достаточно серьезная проблема в отношениях с Белоруссией. У нас уже много десятилетий образовано Союзное государство, в рамках соглашения об образовании которого должно быть введено союзное же гражданство. В частности, в ст. 14 Договора от 08.12.1999 года сказано следующее:
1. Граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства…
5. Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними.
6. До принятия союзного нормативно-правового акта в области гражданства правовое положение граждан Союзного государства регулируется национальными законодательными актами государств-участников, договорами между ними в данной области и настоящим Договором.
5. Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними.
6. До принятия союзного нормативно-правового акта в области гражданства правовое положение граждан Союзного государства регулируется национальными законодательными актами государств-участников, договорами между ними в данной области и настоящим Договором.
Однако никакого союзного гражданства РФ и РБ нет до сих пор. Более того, существует некоторая дискриминация со стороны Белоруссии. В частности, для получения российского гражданства как второго белорусам нет никакого препятствия, а вот для получения белорусского гражданства россиянину придется отказаться от российского паспорта. Как-то некрасиво. Получается странная ситуация, при которой у РФ есть соглашение о двойном гражданстве с Таджикистаном, Южной Осетией и Абхазией, но нет с Белоруссией, нашей единственной официальной союзницей, нет ни союзного гражданства, ни двойного.
Месседж
Пару дней назад мы рассматривали явно начатую Владимиром Путиным избирательную кампанию и установили, что у нее есть огромная проблема с ключевым посланием электорату, или позитивным месседжем. Явных побед на фронтах нет, чем и когда закончится СВО, непонятно, и президент подчеркнуто дистанцируется от спецоперации на Украине, занимаясь развитием туризма, ходит в народ в Дербенте, проводит пиар-акции, выписывая многомиллиардные чеки на развитие Дагестана. Насколько все это выглядит своевременно и уместно на фоне тяжелой, кровопролитной войны, вопрос дискуссионный.
Со своего политологического дивана хотелось бы порекомендовать команде Путина предпринять следующие конструктивные шаги, которые наверняка получили бы поддержку россиян.
Во-первых, заключить наконец с Белоруссией соглашение о двойном гражданстве, ликвидировав несправедливую дискриминацию в отношении россиян.
Во-вторых, начать постепенную политическую интеграцию в рамках Союзного государства РФ и РБ, проведя осенью 2023 года выборы в общий парламент наших двух стран. О том, почему это нужно не только России, но и самой Белоруссии для обеспечения ее стабильности в «постлукашенковский» период, можно подробно почитать по ссылке.
В-третьих, провести референдум о присоединении Южной Осетии к Российской Федерации, а Абхазию ввести в состав Союзного государства РФ и РБ.
Если Владимир Путин так хочет быть «президентом мира», а не войны, то данные мероприятия позволят ему повысить уровень поддержки со стороны патриотически настроенной общественности, у которой накопилось к главе государства много вопросов, а интеграционный процесс на постсоветском пространстве сделает большой шаг вперед.
Информация