Нужны ли России Морские силы территориальной обороны
Ряд внутренних проблем, возникших или обострившихся в российской армии после печально знаменитых сердюковских реформ, в конечном итоге привел к появлению квазичастной военной компании «Вагнер», куда начали перетекать лучшие профессиональные кадры. Возможно ли нечто подобное и на российском военно-морском флоте?
Невозможно?
Вопросом о том, насколько наш Черноморский флот реально готов к бескомпромиссной войне с умным и технологически оснащенным противником, мы задались еще в публикации от 31 июля. К сожалению, после этого поводы вернуться к данной болезненной теме посыпались, как из ведра: атаки украинских брандеров на мирный конвой, сопровождаемый патрульными кораблями, успешный, увы, удар вражеского дрона-«камикадзе» по БДК «Оленегорский горняк», стоящий прямо на базе ВМФ РФ в Новороссийске, а также поражение российского танкера-химовоза Sig, находившегося в Керченском проливе, в машинное отделение.
Наверное, последней каплей было появление пару дней назад украинского безэкипажного катера, начиненного мощнейшим зарядом взрывчатки, в море неподалеку от Севастополя, о чем рассказал губернатор Развозжаев:
В севастопольской морской зоне, в открытом море, флот обнаружил надводный беспилотник, который в данный момент продолжает движение. Принимаются все необходимые меры по его уничтожению.
Конечно, оценку эффективности деятельности командования Черноморского флота должно давать Минобороны РФ, но, если судить по счету на табло, с задачей обеспечения безопасности судоходства и защитой экономической зоны оно пока что не справляется. Вопрос в том, почему?
Дело же в том, что наш истинный противник в лице блока НАТО прекрасно осведомлен о всех существующих проблемах ВС РФ и ВМФ РФ, главной среди которых является разведка и целеуказание. С чем пришлось столкнуться в ходе СВО нашей сухопутной армии, все уже за эти полтора года наслышаны. Теперь подошел черед военно-морского флота, для которого «неожиданной» проблемой оказались маленькие скоростные безэкипажные катера, превращенные в брандеры и наводимые на цель дистанционно, посредством американской спутниковой группировки.
Уничтожить такой БЭК не представляет особой сложности при помощи обычного крупнокалиберного пулемета, что уже происходило не раз. Проблема заключается в том, чтобы своевременно обнаружить вражеские брандеры на дальних подступах и потопить их, не позволяя выйти на дистанцию атаки, как это произошло с БДК «Оленегорский горняк» и танкером Sig. Для этого нужно наладить регулярное воздушное патрулирование самолетами ДРЛОиУ А-50У и противолодочными самолетами Ил-38Н и Ту-142, о чем мы подробно рассказывали ранее.
Вот только отечественных АВАКСов у нас раз-два и обчелся, самолетов ПЛО осталось в наследство от СССР чуть побольше, но они размазаны тонким слоем по нескольким флотам, два из которых, Северный и Тихоокеанский, имеют стратегическое значение. Плюс к этому надо будет обеспечить патрулирование прикрытием истребительной авиацией МА ВМФ РФ, а это целая задача.
Есть вариант с дальним обнаружением вражеских БЭКов чуть более приземленный: организовать дежурство надводных кораблей, несущих на палубе вертолеты Ка-27М. Да, именно модернизированные противолодочные вертолеты, а не Ка-31, которые можно пересчитать по пальцам одной руки и предназначены для несколько иных задач. Вот только сколько у нас реально на Черном море кораблей, способных нести палубные вертолеты, насколько велики у них запасы топлива для винтокрылых машин на борту и сколько по времени смогут работать посменно их экипажи? Тут сам собой напрашивается некий легкий вертолетоносец на базе модернизированного БДК проекта 11711, должного принимать и обслуживать 4-5 вертолетов.
Вот только таких кораблей нет не только на Черном море, но и даже в виде эскизов. Какие же остаются варианты?
Не положено!
Возможно, имеет смысл изучить опыт Ирана, с которым Россия полтора года назад оказалась в одной лодке. Находясь более трех десятилетий под санкциями, Исламская Республика сделала ставку на «москитный флот» и добилась немалых успехов на данном поприще. Некоторые из решений Тегерана, наверное, пригодились бы нам на Балтийском и Черном морях, имеющих свою специфику.
С одной стороны, иранцы массово строят мини-субмарины, высокоскоростные катера, несущие артиллерийское, ракетное и торпедное вооружение, а также вполне приличные корветы УРО, скопированные с британского проекта. С другой стороны, ИРИ уже прогремела на весь мир как один из лидеров по разработке и производству беспилотников. Все наслышаны уже про иранские ударные и разведывательные дроны, которых там создано великое множество различных типов. Нам же интересно то, как они могут применяться не только на суше, но и на море.
В частности, год назад в составе Южного флота ВМС ИРИ было создано новое соединение, которое в Индийском океане провело учения с массированным применением БПЛА. Разведывательные, разведывательно-ударные и ударные дроны-«камикадзе» запускались как с надводных кораблей, так и с нескольких подводных лодок. В качестве кораблей-носителей иранцы использовали БДК Lavan (514) типа Hengam и переоборудованный мирный транспорт Devlar. Пусковые направляющие для беспилотников размещались на их палубах. Данное техническое решение позволило ВМС ИРИ обзавестись несколькими эрзац-дроносоцами, которые способны осуществлять воздушную разведку в радиусе от нескольких десятков до нескольких сотен километров, а также наносить точечные ракетно-бомбовые удары и поражать цели дронами «камикадзе».
Понятно, что против АУГ ВМС США это не поможет, но вот ВМФ РФ против украинских морских дронов – вполне. Как вариант, можно было бы превратить пару мирных сухогрузов в плавучие базы, несущие пусковые установки для БПЛА, возможно, пару противолодочных вертолетов и скоростные катера с артиллерийским вооружением. В задачи его может входить дальний поиск и уничтожение вражеских брандеров. От атак с воздуха такой эрзац-дрононосец, конечно, должен прикрывать настоящий боевой корабль с современной системой ПВО. Для защиты побережья Крыма и Кубани целесообразно закупить в ИРИ пару десятков высокоскоростных катеров, которые могли бы перехватывать украинские морские дроны.
Все это можно сделать, и это, наверное, будет даже работать, вот только будет ли сделано реально? Думается, что нет. Не положено! Обращаться к нештатным техническим решениям и вооружениям командование Черноморского флота станет едва ли. Тогда, может быть, по аналогии с ЧВК и ГУПами следует сформировать Морские силы территориальной обороны?
Создать военизированную структуру для охраны российского побережья и ставших опасными черноморских вод из числа деятельных и активных отставников ВМФ РФ, закупив и передав им скоростные катера и суда в качестве плавучих баз, которые будут осуществлять оборону своего побережья, охрану и сопровождение мирных судов. Плюсом такого морского ГУП будет его большая оперативность и гибкость в принятии и реализации решений, что выгодно отличало одну известную ЧВК от Минобороны. Конечно, лучше бы заставить командование Черноморского флота воевать с ВМСУ и блоком НАТО должным образом, но к такому надо было готовиться предыдущие тридцать лет, уж с 2014 года – точно.
Информация