Импортозамещенному SJ-100 придется конкурировать в Индии с «Суперджет-100» и RTA
В конце августа сего года «почти импортозамещенный» ближнемагистральный лайнер «Суперджет-100», получивший обновленную начинку и новое имя – SJ-100, успешно совершил испытательный полет. Незадолго до этого важного события глава ОАК Слюсарь дал понять, что российский самолет может улететь в Индию и начать производиться там. Есть ли шансы у SJ-100 убить нерожденного местного конкурента и занять его место?
Трудная судьба
О том, что «Суперджет-100», а заодно с ним лайнеры МС-21 и Ил-114 могут начать производиться в Индии, глава Объединенной авиастроительной корпорации Слюсарь рассказал РИА Новости еще в феврале 2023 года:
Проект самолета Sukhoi SuperJet, возможность локализации и производства здесь (в Индии) мы рассматриваем. Есть уже опыт серийного производства здесь.
По мнению функционера, 100-местный самолет был бы очень востребованным на емком и непрерывно растущем внутреннем индийском рынке. Юрий Слюсарь подчеркнул, что Москва заинтересована в углублении сотрудничества с Нью-Дели не только в военной, но и в гражданской сфере. Действительно, по нашей лицензии в Индии уже давно производятся истребители Су-30МКИ, танки Т-90С и другие вооружения.
Это было в минувшем феврале, и вопрос о локализации производства «Суперджета» для Индии мы тогда подробно разбирали. Помнится, автору данных строк тогда не дали покоя слова чиновника от авиастроения насчет локализации компонентной базы самолета:
Так называемое импортное лицо SuperJet International, которое не поставляется в Россию сейчас, Индия в этом лице может закупать агрегаты с нашей помощью и с поставками наших комплектующих наладить здесь производство планера и сделать полноценный индийский самолет с поставками на внутренний рынок и на рынки дружественных стран. Я думаю, что для Индии это интересно. Получить современный гражданский самолет с нашей помощью – сейчас это шаг вперед.
Как мы помним, «Суперджет-100» изначально более чем на 70% состоял из импортных комплектующих, что сыграло с ним очень злую шутку после введения западных санкций. Несколько лет назад была поставлена цель создать полностью импортозамещенную версию лайнера под названием Sukhoi SuperJet New, который вроде бы в конце августа 2023-го полетел, правда, все еще с российско-французскими двигателями. Возник справедливый вопрос – если у нас реально смогли заместить все ключевые компоненты для самолета, то зачем тогда городить огород с закупкой иностранных комплектующих для локализованного в Индии «Суперджета»?
Не совсем понятно было, зачем, имея собственную высокотехнологичную продукцию, добровольно отказываться от гарантированного ее сбыта на растущем индийском рынке в пользу западных подсанкционных агрегатов. То, что проблема эта нешуточная, стало понятно после того, как в марте 2023-го ОАК вышла из совместного российско-итальянского предприятия SuperJet International (SJI), продав свою долю в размере 49% акций компании Mark AB Capital Investments из Объединенных Арабских Эмиратов.
Отныне неимпортозамещенный, старый «Суперджет» принадлежит итальянско-арабскому СП и планирует произвести не менее 250 ближнемагистральных самолетов для рынка ОАЭ и Индии. Основное производство разместится на Ближнем Востоке, а финальная кастомизация будет происходить в Италии. Об этом управленческом решении мы также уже рассказывали, сильно удивляясь его недальновидности.
Теперь вот глава ОАК Слюсарь вновь говорит о необходимости пристроить «почти импортозамещенный» SJ-100 в Индии:
Мы по-прежнему считаем, что на мощностях завода HAL, который производит боевые самолеты для индийских ВВС, на котором они делают самолеты Су-30, есть большая такая база, обученный персонал, это оборудование, это отлаженные процессы. Мы в достаточно короткие сроки смогли бы там самолет SSJ начать производить для индийского рынка.
Это было сказано 15 августа сего года. То есть в Индии могут столкнуться сразу две версии «Суперджета», итальянско-арабская и российская. При этом им придется как-то сосуществовать с местным, индийским проектом ближнемагистрального лайнера.
Regional Transport Aircraft (RTA)
Не все знают, но Индия – это страна с большим опытом в авиастроении. Она производит самолеты уже более 80 лет, правда, все по иностранным лицензиям, набираясь опыта. Внутренний рынок там чрезвычайно перспективный: по оценкам исследования корпорации Boeing, в ближайшие 20 лет там можно будет продать не менее 2000 узкофюзеляжных лайнеров.
Недавно официальный Нью-Дели заключил крупную сделку на покупку самолетов европейского и американского авиагигантов. Однако интерес Индии, или Бхарата, в том, чтобы максимально снизить зависимость от импорта. В 2005 году индийская компания Tatas рассматривала вопрос о совместной разработке 120-местного регионального транспортного самолета с бразильской Embraer, но проект утонул в бюрократической волоките. Тогда в результате объединения усилий Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и National Aerospace Laboratories (NAL) появился Indian Regional Jet (IRJ), он же Regional Transport Aircraft (RTA).
Это ближнемагистральный лайнер на 80-100 посадочных мест с двумя «турбовинтовыми воздушно-реактивными моторами следующего поколения». Разработчики утверждают, что индийский национальный лайнер будет иметь на 25% ниже затрат на приобретение, на 25% меньшие эксплуатационные расходы и на 50% – на обслуживание, чем существующий турбовинтовой ближнемагистральный самолет. Насчет двигателей пока полной ясности нет, они явно будут иностранные – либо турбовинтовые, либо реактивные.
Иначе говоря, свой национальный проект ближнемагистрального лайнера у Индии есть, что нехорошо для «Суперджета». Некоторые надежды внушает тот факт, что RTA изначально зависим от западных силовых установок. Возможно, ОАК получится как-то пристроить SJ-100, например, в формате совместного предприятия, но тогда явно придется передавать технологии производства двигателей ПД-8, чтобы обойти местного конкурента и своего единокровного итальяно-арабского брата.
Информация