Импортозамещенному SJ-100 придется конкурировать в Индии с «Суперджет-100» и RTA

8

В конце августа сего года «почти импортозамещенный» ближнемагистральный лайнер «Суперджет-100», получивший обновленную начинку и новое имя – SJ-100, успешно совершил испытательный полет. Незадолго до этого важного события глава ОАК Слюсарь дал понять, что российский самолет может улететь в Индию и начать производиться там. Есть ли шансы у SJ-100 убить нерожденного местного конкурента и занять его место?

Трудная судьба


О том, что «Суперджет-100», а заодно с ним лайнеры МС-21 и Ил-114 могут начать производиться в Индии, глава Объединенной авиастроительной корпорации Слюсарь рассказал РИА Новости еще в феврале 2023 года:



Проект самолета Sukhoi SuperJet, возможность локализации и производства здесь (в Индии) мы рассматриваем. Есть уже опыт серийного производства здесь.

По мнению функционера, 100-местный самолет был бы очень востребованным на емком и непрерывно растущем внутреннем индийском рынке. Юрий Слюсарь подчеркнул, что Москва заинтересована в углублении сотрудничества с Нью-Дели не только в военной, но и в гражданской сфере. Действительно, по нашей лицензии в Индии уже давно производятся истребители Су-30МКИ, танки Т-90С и другие вооружения.

Это было в минувшем феврале, и вопрос о локализации производства «Суперджета» для Индии мы тогда подробно разбирали. Помнится, автору данных строк тогда не дали покоя слова чиновника от авиастроения насчет локализации компонентной базы самолета:

Так называемое импортное лицо SuperJet International, которое не поставляется в Россию сейчас, Индия в этом лице может закупать агрегаты с нашей помощью и с поставками наших комплектующих наладить здесь производство планера и сделать полноценный индийский самолет с поставками на внутренний рынок и на рынки дружественных стран. Я думаю, что для Индии это интересно. Получить современный гражданский самолет с нашей помощью – сейчас это шаг вперед.

Как мы помним, «Суперджет-100» изначально более чем на 70% состоял из импортных комплектующих, что сыграло с ним очень злую шутку после введения западных санкций. Несколько лет назад была поставлена цель создать полностью импортозамещенную версию лайнера под названием Sukhoi SuperJet New, который вроде бы в конце августа 2023-го полетел, правда, все еще с российско-французскими двигателями. Возник справедливый вопрос – если у нас реально смогли заместить все ключевые компоненты для самолета, то зачем тогда городить огород с закупкой иностранных комплектующих для локализованного в Индии «Суперджета»?

Не совсем понятно было, зачем, имея собственную высокотехнологичную продукцию, добровольно отказываться от гарантированного ее сбыта на растущем индийском рынке в пользу западных подсанкционных агрегатов. То, что проблема эта нешуточная, стало понятно после того, как в марте 2023-го ОАК вышла из совместного российско-итальянского предприятия SuperJet International (SJI), продав свою долю в размере 49% акций компании Mark AB Capital Investments из Объединенных Арабских Эмиратов.

Отныне неимпортозамещенный, старый «Суперджет» принадлежит итальянско-арабскому СП и планирует произвести не менее 250 ближнемагистральных самолетов для рынка ОАЭ и Индии. Основное производство разместится на Ближнем Востоке, а финальная кастомизация будет происходить в Италии. Об этом управленческом решении мы также уже рассказывали, сильно удивляясь его недальновидности.

Теперь вот глава ОАК Слюсарь вновь говорит о необходимости пристроить «почти импортозамещенный» SJ-100 в Индии:

Мы по-прежнему считаем, что на мощностях завода HAL, который производит боевые самолеты для индийских ВВС, на котором они делают самолеты Су-30, есть большая такая база, обученный персонал, это оборудование, это отлаженные процессы. Мы в достаточно короткие сроки смогли бы там самолет SSJ начать производить для индийского рынка.

Это было сказано 15 августа сего года. То есть в Индии могут столкнуться сразу две версии «Суперджета», итальянско-арабская и российская. При этом им придется как-то сосуществовать с местным, индийским проектом ближнемагистрального лайнера.

Regional Transport Aircraft (RTA)


Не все знают, но Индия – это страна с большим опытом в авиастроении. Она производит самолеты уже более 80 лет, правда, все по иностранным лицензиям, набираясь опыта. Внутренний рынок там чрезвычайно перспективный: по оценкам исследования корпорации Boeing, в ближайшие 20 лет там можно будет продать не менее 2000 узкофюзеляжных лайнеров.

Недавно официальный Нью-Дели заключил крупную сделку на покупку самолетов европейского и американского авиагигантов. Однако интерес Индии, или Бхарата, в том, чтобы максимально снизить зависимость от импорта. В 2005 году индийская компания Tatas рассматривала вопрос о совместной разработке 120-местного регионального транспортного самолета с бразильской Embraer, но проект утонул в бюрократической волоките. Тогда в результате объединения усилий Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и National Aerospace Laboratories (NAL) появился Indian Regional Jet (IRJ), он же Regional Transport Aircraft (RTA).

Это ближнемагистральный лайнер на 80-100 посадочных мест с двумя «турбовинтовыми воздушно-реактивными моторами следующего поколения». Разработчики утверждают, что индийский национальный лайнер будет иметь на 25% ниже затрат на приобретение, на 25% меньшие эксплуатационные расходы и на 50% – на обслуживание, чем существующий турбовинтовой ближнемагистральный самолет. Насчет двигателей пока полной ясности нет, они явно будут иностранные – либо турбовинтовые, либо реактивные.

Иначе говоря, свой национальный проект ближнемагистрального лайнера у Индии есть, что нехорошо для «Суперджета». Некоторые надежды внушает тот факт, что RTA изначально зависим от западных силовых установок. Возможно, ОАК получится как-то пристроить SJ-100, например, в формате совместного предприятия, но тогда явно придется передавать технологии производства двигателей ПД-8, чтобы обойти местного конкурента и своего единокровного итальяно-арабского брата.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    21 сентября 2023 10:38
    Возможно, ОАК получится как-то пристроить SJ-100, например, в формате совместного предприятия, но тогда явно придется передавать технологии производства двигателей ПД-8, чтобы обойти местного конкурента и своего единокровного итальяно-арабского брата.

    Вот вы сами обозначаете драматизм и тупизну задумок (не ваших, не расстраивайтесь) - сначала своими руками, за долю малую, создать себе проблемы в виде "итальяно-арабского брата" а потом пытаться решить их сливом последнего что у нас еще может остаться - технология двигателя (да еще и с непонятными перспективами). Да здесь же коррупцией несет аж тараканы дохнут и мухи падают!
  2. -3
    21 сентября 2023 11:05
    да не прийдется. все дело в планере. изготовитель пока один рф
  3. +4
    21 сентября 2023 11:32
    Бредовая идея - подарить индийцам самолет.
  4. +5
    21 сентября 2023 12:35
    У барыг одни мысли, как навариться, как обмануть российский народ. Внутри РФ дефицит самолетов, скоро летать будет не на чём, все эти А и Б состарятся, поломаются, а новых нет.
  5. 0
    21 сентября 2023 18:30
    Автор: Сергей Маржецкий laughing
    Так Россия продала SSJ Арабам с Итальянцами,или все таки начала производство следующего поколения ?
    В марте пишет одно,сейчас совсем другое.
  6. +4
    21 сентября 2023 23:23
    Россия хочет заработать на индийском рынке, но наврядли так получится, т.к. индусы как и китайцы из своей страны не позволяют выводить средства. Заработать там можно, но вывести средства "из казино" не дадут.. Поэтому все эти потуги только играют наруку индусам.
    Нормальное руководство любой страны ограничивает вывод средств из страны. Только в России и странах Африки можно выводить сколько хочешь в оффшор и ничего не будет.
  7. 1_2
    +1
    22 сентября 2023 16:48
    за рупии индусы готовы всю РФ скупить, а потом перейдут на другую валюту
  8. 0
    24 сентября 2023 07:44
    Сколько мы вкладывали денег в совместную кооперацию,чтобы не было стагнации? Миллиарды долларов.Так будет и впредь.Подход к такому делу не изменился.Если раньше каждый пятый созданный самолет в мире,был советским.То сейчас нужно по новой создавать школу авиастроения.