Нужен ли России альтернативный зерновой коридор через Иран?

6

Очередное осложнение ситуации на Черном море, к которому привело получение ВСУ морских дронов-камикадзе, дальнобойных британо-французских крылатых ракет и, вероятно, американских баллистических, ставит под вопрос не только положение там всего ВМФ РФ, но и безопасность гражданского судоходства и торговли. Почему же так получилось и что теперь делать?

Зерновая сделка


Повод вновь вернуться к этой болезненной теме дал замминистра экономики и финансов Ирана по вопросам экономической политики Сейед Али Роухани, который предложил использовать территорию ИРИ для экспортных поставок российского зерна и прочего продовольствия:



Речь идет о том, что Иран может не только импортировать зерно из России для удовлетворения собственных нужд, но и предоставить свою территорию в качестве коридора для экспорта российского зерна в третьи страны. Российская сторона может рассчитывать на Иран как на надежного и долгосрочного партнера.

Конфликт на Украине и последовавшие за ним санкции Запада против РФ практически сделали иранский маршрут безопасным и альтернативным для экспорта российского зерна. К сожалению, мы работаем в этом направлении немного медленно… Этот путь, безусловно, является путем долгосрочного партнерства и стратегии.

Положение дел описано верно, однако ничего тактично не сказано о причинах того, почему спустя полтора года после начала СВО Россия вынуждена присматриваться к альтернативным черноморскому транспортным коридорам. Причиной же является печально знаменитая зерновая сделка, вернее, попытка Кремля найти некий компромисс с «западными партнерами» и киевским режимом, продемонстрировав свою конструктивность и договороспособность.

Напомним, что взамен открытия черноморских портов Незалежной и начала экспорта через них украинского зерна президенту Путину было обещано снять неофициальные ограничения на экспорт российских удобрений и продовольствия на ближайшие три года, о чем он сам недавно с досадой говорил:

Должны быть убраны все препятствия для российских банков, финансовых институтов, которые обслуживают поставки продовольствия и удобрений. В том числе речь идет об их незамедлительном подключении к международной банковской системе расчетов SWIFT. Нам нужны не какие-то обещания на этот счет и какие-то идеи, нам нужно выполнение этих условий…

В том числе должна быть восстановлена работа аммиакопровода Тольятти – Одесса, который был взорван, уничтожен явно по заказу киевского режима… Должны быть разблокированы российские активы, связанные с сельхозотраслью.

Как мы знаем, ни одно из этих условий так выполнено и не было, зато открытие портов Одессы, Черноморска и Южного было вовсю использовано против России: снабжение ВСУ морским путем, атаки на береговую инфраструктуру ВМФ РФ в Крыму и т. д. Спустя год с небольшим после заключения в Стамбуле зерновой сделки почти все военные корабли Черноморского флота были вынуждены покинуть главную военно-морскую базу в Севастополе, рассредоточившись по новым стоянкам в Абхазии, Феодосии и Новороссийске.

Атаку, и успешную, российского танкера-химовоза в Керченском проливе украинские террористы уже провели при помощи морских дронов-камикадзе, и только отсутствие на борту опасного груза позволило избежать настоящей экологической катастрофы. Если киевский режим на постоянной основе устроит настоящую охоту на гражданские пассажирские и грузовые суда, использующие российские порты, наши торговые ворота на Черном море де-факто закроются. Таковы невеселые реалии и еще более грустные перспективы.

Можно ли что-то было сделать прошлым летом иначе и какие варианты остаются сегодня?

Что делать?


Думается, что многое могло пойти иначе, если бы в июле 2022 года наши геополитики более рационально использовали имеющиеся возможности.

Так, для экспорта украинского зерна в «гуманитарных целях» надо было прикрывать «невидимым щитом» не Одессу, а российский Херсон, когда он еще был наш. Требовалось создать компанию-посредника, скажем, турецкую, которая выкупала бы у Киева зерно и под присмотром наблюдателей ООН транспортировала его в Херсон, откуда бы морским путем, минуя Очаков, вывозила «голодающим африканцам» с целью перепродажи. Будь это сделано год назад, Херсон, возможно, до сих пор оставался бы под контролем ВС РФ, поскольку был бы прикрыт «невидимым щитом» в руках Турции и ООН. Любителям порассуждать про сильных задним умом напомним вот эту публикацию от 20 сентября 2022 года, когда еще были варианты переиграть.

Что касается экспорта российских зерна и удобрений, то можно было поступить еще проще. Не заморачиваясь со страховкой судов, отпускать продукцию прямо в наших же портах непосредственным покупателям, рассчитываясь с ними напрямую в национальных валютах. Им надо, вот пусть сами нанимают суда, страхуют их и вывозят. Вот и все, что нужно было сделать, если бы речь шла только о «гуманитарном характере» зерновой сделки, оставив за скобками всякие там аммиакопроводы и интересы российских олигархов.

Что можно сделать здесь и сейчас?

Реально остается только вторая часть: переложить бремя доставки приобретенных в российских портах зерновых и удобрений на плечи самих покупателей. Если киевский режим будет топить иностранные суда, вот пусть с ним потом международное сообщество само и разбирается. Касательно предложения Ирана, оно интересно возможностью диверсифицировать риски и развить новый транспортный коридор «Север – Юг».
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    13 октября 2023 11:46
    Автор выглядит универсальным советником во всех областях, только остаётся вопрос, чем занимаются непосредственные ответственные чиновники РФ, если такие правильные озвучиваемые предложения не предпринимаются в реальности. В чём проблемы: саботаж, некомпетентность, мздоимство или прочие "подводные камни" бюрократии? По статье, любые новые возможности торговых отношений должны расширяться и приветсвоваться, даже независимо от других условий.
  2. -1
    13 октября 2023 21:57
    Why not? Turkey controls the on/off switch for the Black Sea and if you haven't noticed NATO and the West disregard treaties at a whim.
  3. 0
    14 октября 2023 08:36
    Реально остается только вторая часть: переложить бремя доставки приобретенных в российских портах зерновых и удобрений на плечи самих покупателей. Если киевский режим будет топить иностранные суда, вот пусть с ним потом международное сообщество само и разбирается.

    Реально звучит только на бумаге. У подавляющего числа стран покупателей российского зерна просто нет своего торгового флота чтобы заниматься его доставкой из российских портов
  4. +1
    14 октября 2023 16:16
    Одна нерешенная проблема (бандеровская Украина) порождает сотни других.
    Тут и санкции, и импорт, и экспорт, и энергетическая безопасность многих стран, и транспортные потоки, и безопасность воздушного сообщения, и просто безопасность российских городов и сёл.
    Так может хватит заниматься всем сразу, а сконцентрироваться на одной проблеме - проблеме существования бандеровской Украины. Решив её, не надо будет решать сотни других.
  5. 0
    21 октября 2023 19:37
    Разумеется нужен и даже очень. На первое место для того чтобы не были затопленные торговые суда идущие в российские порты. Во втором, чтобы не совсем зависели от Турция.
    Пусть знают, что не одни они и командовать России им не положено.
  6. 0
    13 ноября 2023 22:18
    Russia should probably do a combination of all the above suggestions, that way they have multiple corridors to use.