Какими могут быть перспективные мини-дроны на вооружении истребителя Су-57

8

Одна из самых интересных новостей от отечественного ВПК последнего времени – это информация о том, что истребитель пятого поколения Су-57 получит в виде дополнительного вооружения целое семейство разведывательно-ударных мини-дронов. Если это действительно так, то российский тяжелый истребитель сделает реальный шаг к следующему, шестому поколению.

Верный ведомый


Вполне очевидно, что данная ускоренная эволюция Су-57 является ответом на вызовы, полученные в ходе СВО. Из-за перенасыщенности ВСУ средствами ПВО свободно действовать в небе над Украиной не рискуют даже малозаметные российские истребители пятого поколения ввиду угрозы потери технически очень сложного и дорогостоящего самолета, который имеется в составе ВКС РФ в крайне ограниченных количествах.



Ответом стало широкое использование дронов-камикадзе типа «Герань» иранского производства, которые применяются для перегрузки украинской системы ПВО/ПРО, расчищая дорогу для более мощных и дорогостоящих российских ракет. Информированный источник издания РИА Новости прокомментировал идею оснащения Су-57 роем мини-БПЛА следующим образом:

Сброшенные в количестве десятков штук группой с самолета дроны позволят истребителям прорвать ПВО противника, перегрузив ее информационные каналы и за счет сосредоточенного удара по ее системам и беспилотниками, и средствами поражения с истребителей.

Звучит более чем здраво. Тяжелый российский истребитель сам по себе является грозным оружием, неся широкую номенклатуру авиационных боеприпасов: от крылатых ракет воздушного базирования до планирующих авиабомб. Единственное, что ограничивает его боевые возможности, – это острый дефицит в составе ВКС РФ самолетов ДРЛОиУ, которые могли бы выдавать Су-57 данные для целеуказания. Рой беспилотников мог бы решить сразу две проблемы – с целеуказанием и прорывом вражеской системы ПВО/ПРО.

Но что это будут за БПЛА?

Беспилотный рой


В идеале схема применения роя БПЛА выглядит следующим образом. Первой волной идут БПЛА: «мишени», разведывательно-ударные и противорадиолокационные, которые заставляют активироваться вражеские ЗРК, тратя боезапас на перехват, и поражают их РЛС, а также сами зенитные комплексы. Во второй волне идут беспилотные истребители, отрабатывая ракетами и планирующими авиабомбами. И только в третьей – пилотируемые Су-57, которые, барражируя на безопасном удалении, осуществляют управление и координацию, добивая все, что смогло уцелеть.

В таком виде российский истребитель действительно приближается к следующему, шестому поколению. Первый шаг был сделан, когда осуществлялась отработка взаимодействия между Су-57 и тяжелым БПЛА «Охотник», который выступал в качестве «верного ведомого». Предполагалось, что С-70 будет применяться либо для разведки и целеуказания, либо для нанесения воздушных ударов, управляемый дистанционно с самолета. Правда, был один важный нюанс, о котором часто забывали упомянуть в СМИ.

Су-57 – это сверхзвуковой истребитель, а созданный по схеме «летающее крыло» беспилотный «Охотник» может развивать только дозвуковую скорость. То есть красивым строем они вместе могут летать только на испытаниях, но не в реальных боевых условиях. Кроме того, С-70 пока что существуют в единичных экземплярах, дорого стоят, и потому их страшно потерять, не показав значимого результата. В связи с этим возникает справедливый вопрос – какими ТТХ должны обладать мини-дроны, которые будут введены в состав вооружения Су-57? Информированный источник говорит об этом так:

Су-57 сможет нести такие мини-беспилотники различного назначения на внешней подвеске и во внутрифюзеляжном отсеке, после чего сбрасывать в воздухе. Планируется, что истребитель сможет запускать сразу несколько дронов и осуществлять управление этой группой беспилотников.

Иначе говоря, это будут какие-то относительно компактные дроны разведывательно-ударного типа, которые можно подвесить на истребитель или уместить внутри фюзеляжа. Ожидать от них того, что БПЛА смогут летать строем за сверхзвуковым истребителем, не стоит. Как они будут выглядеть, ввиду острого дефицита информации остается только гадать. Однако ж, думается, что это будет нечто вроде укрупненного «Ланцета» воздушного базирования.

Если пойти по пути израильской компании UVision и оснастить дрон бензиновым двигателем вместо электрического, как HERO-1250, то дальность полета вырастет до 200 км, а время барражирования – до 10 часов. Кроме того, на базе этого ударного дрона можно сделать чисто разведывательную версию, если вместо боевой части установить систему парашютного приземления, превратив БПЛА в многоразовый. Это более рационально, чем создавать технически сложный возвращаемый на истребитель беспилотник.

Кроме того, истребитель сможет взаимодействовать с дронами, заранее запускаемыми с земли, ударными, противорадиолокационными и «мишенями». За счет применения подобной тактики проблема разницы в скоростях летательных аппаратов будет нивелирована. Настоящим же прорывом станет создание беспилотной версии легкого однодвигательного истребителя пятого поколения Су-75, который будет самым эффективным «верным ведомым» для тяжелого Су-57.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    29 ноября 2023 11:38
    Мелко. Надо Звезду Смерти сразу строить.
  2. 0
    29 ноября 2023 14:41
    Не тянет С-70 на "шестёрку" Су-57 ! Не тот статус,не та "солидность" !
  3. D O
    0
    29 ноября 2023 14:55
    Воздушный пункт управления может быть оборудован не обязательно на базе немногочисленных Су-57, которые целесообразнее употребить там, где действительно необходимы его выдающиеся характеристики - например, для завоевания превосходства в воздухе, или для гипотетического противостояния с АУГ. Подойдут и серийные двухместные истребители Су-30СМ2, Су-34, МиГ-35.
    В качестве носителя ударных дронов-камикадзе Ланцет со складывающимися крыльями (в том числе и камикадзе-разведчиков и лазерных наводчиков) может использоваться как пилотируемый истребитель, так и беспилотный. Пилотируемый - для оперативной доставки Ланцетов в точку пуска, находящуюся вне зоны поражения ПВО противника. Беспилотный - для доставки Ланцетов в глубокий тыл противника на глубину ДО СОТЕН КИЛОМЕТРОВ, для поражения МОБИЛЬНЫХ целей. Беспилотными носителями на первое время могут быть модернизированные старые истребители, в том числе с хранения, не исключено что и с "кладбища самолетов" (оживленные ремзаводами "зомби - летающие мертвецы" :))).
  4. 0
    29 ноября 2023 17:22
    Как-то не вяжется скоростной дорогущий Су-57 и медлительные копеечные БПЛА. Для воздействий на ПВО,- разница в скорости и прочих характеристиках также не решаются. Существует реактивные снаряды,- мишени, противорадиолокационные и прочие, и уже в увязаны с Су-57. Причисление мелких БПЛА к Су-57,тот же поиск нового, как и "Охотник ", также пристроен к Су-57 , ибо некуда было пристроить это дорогое и тупиковое изделие, родившиеся в подражание такому из США. Вывод: для скоростного Су-57, нужно и адекватное скоростное оружие и средства, ибо ТТХ БПЛА станут причиной значительного расхождения во времени воздействия и расстояний (то есть, как совместные действия воробья и ястреба). Для БПЛА нужны авиа носители, совместимые по ТТХ , то есть возвращаемые авиаматки БПЛА, с возможным приёмом на борт разведывательных и прочих БПЛА..
    1. D O
      0
      29 ноября 2023 19:10
      "Охотник ", также пристроен к Су-57 , ибо некуда было пристроить это дорогое и тупиковое изделие

      Ну почему же стелс С-70 "Охотник" тупиковое изделие? Стелсы малозаметны на радарах сантиметрового диапазона волн. Сантиметровыми радарами оборудованы военные корабли и самолеты авианосцев, из-за приемлемых размеров и массы их антенн. Собственно С-70 вроде как и проектировался для работы по морским целям. Задачей дозвукового стелса не является воздушный бой с самолетами авианосца. Его задача - повредить ракетой взлетно-посадочную палубу авианосца, чтобы самолетам некуда было садиться (конечно, если это не тактическая ядерная ракета, которая утопит авианосец и повредит корабли прикрытия).

      Из-за протяженности Севморпути 5600 км, а соответственно ещё большей длины северных + восточных берегов России, практически невозможно полностью оборудовать их инфраструктурой управления беспилотниками С-70. Поэтому и нужен самолет - воздушный пункт оперативного управления стелсами С-70.
      Самолет управления и С-70 не летают строем всегда и везде. На конечном отрезке маршрута С-70 эти беспилотные стелсы атакуют цель, а пилотируемый воздушный пункт управления барражирует на относительно безопасном расстоянии от цели.

      Другое дело что использовать Су-57 в качестве воздушного пункта управления вряд ли получится, по двум основным причинам.
      Во-первых, Су-57 одноместный самолет. А требуется двухместный (например, Су-30СМ2) - пилот + оператор управления беспилотными стелсами.
      Во-вторых, в ближайшем будущем от промышленности ожидается слишком мало Су-57, по сравнению с хорошо освоенным в серийном производстве, например, Су-30СМ2.
      1. 0
        30 ноября 2023 11:11
        Была информация что идут активные работы над 2-х местной версией Су-57 и он вскоре должен появиться, индусы заинтересованы именно в 2-х местной версии этого самолёта.
  5. 0
    29 ноября 2023 23:08
    Опять ни о чем.
    Если и есть что - все засекречено.
    Крупные - "охотик" - и средние БПЛА - "эрзац-ракеты" - все понятно.
    А мелкие - нынешние массовые дешевые и медлительные - для скоростного самолета не подходят..
  6. 0
    30 ноября 2023 23:14
    Ну а разве Су-75 не сложное техническое изделие которое не получится строить в больших количествах необходимых для роя ? Чем он в данном случае лучше С-70 ?