Когда на фронтах СВО появятся российские БПЛА «Сириус» и «Гелиос-РЛД»
Недавний инцидент в небе над Азовским морем заставил задуматься над вопросом, можно ли чем-то оперативно заменить малочисленные самолеты воздушной разведки А-50У и Ил-20. К сожалению, так просто эта проблема не решается, однако за счет широкого внедрения беспилотных систем возможно снизить ее остроту.
В предыдущей публикации, посвященной данному вопросу, мы несколько смешали функции воздушной разведки и дальнего радиолокационного обнаружения, но лишь потому, что в суровых реалиях СВО они могут быть завязаны на близкие по своим ТТХ беспилотные воздушные носители.
Аналоги есть
Как это часто у нас бывает, в России есть несколько «почти готовых» БПЛА, которые могли использоваться для решения указанных выше задач. Про многострадальный высотный разведывательный БПЛА тяжелого класса «Альтиус-У», он же - бывший «Альтаир», сказано уже много, потому повторяться не будем. Беспилотник успешно прошел государственные испытания и может выступать в качестве носителя подвесного контейнера РЛС «Сыч», который является упрощенной модификацией системы оптической и радиолокационной разведки с самолета-разведчика Ту-214Р.
Поскольку разведывательных самолетов Ту-214Р у нас имеется аж две штуки, а третий только производится, установка «Сычей» на фронтовые истребители-бомбардировщики Су-34 и высотные БПЛА представляется рациональным решением. Обещают, что «Альтиус» вот-вот пойдет в серийное производство. Ждем-с.
А пока ждем, хотелось бы сказать несколько слов о перспективных проектах другой отечественной компании под названием «Кронштадт». Начинала она с лицензионной сборки и постепенной локализации израильских БПЛА. Главным хитом производителя является средневысотный разведывательно-ударный беспилотник «Орион», который позиционировался как «убийца Байрактара». В ударной модификации БПЛА может нести 6 единиц КАБ-20 или 3 единицы КАБ-50 либо планирующие авиабомбы УПАБ-50. Российские беспилотники прошли первое боевое крещение в Сирии, а также применялись в ходе СВО на Украине.
То есть, в отличие от некоторых других перспективных отечественных БПЛА, эти реально успели повоевать, и потребность в них на фронте огромна. В подмосковной Дубне построен современный завод, на котором в несколько смен налажено серийное производство. В качестве поставщиков комплектующих выступают более полусотни специализированных российских предприятий. Именно поэтому есть основания возлагать некоторые надежды на новые проекты компании «Кронштадт», которые представляют собой интерес в контексте данной публикации.
Например, БПЛА «Сириус», или «Форпост-РУ», который является дальнейшим развитием «Ориона». В отличие от своего младшего брата, «Сириус» оснащен двумя двигателями с тянущими винтами. Размах крыла беспилотника увеличился до 23 метров, длина – до 9 метров, а максимальная взлетная масса - до 2,5 тонн. Полезная нагрузка теперь составляет 450 кг против 200 кг у «Ориона», практический потолок – 7000 м, крейсерская скорость составляет 180 км/ч. Вооружение российского БПЛА может быть представлено ракетами, также авиабомбами, свободнопадающими или планирующими.
В общем и целом, «Сириус» представляет собой естественную и крайне желательную эволюцию серийно производимых «Орионов». Помимо чисто ударных функций, на фронтах СВО подобные беспилотники самолетного типа нашли бы свое широкое применение в качестве воздушных разведчиков и корректировщиков, а также ретрансляторов. Не менее востребованными они были бы и на флоте, где могли бы использоваться для патрулирования акватории Черного моря с целью поиска и своевременного обнаружения вражеских морских дронов.
Пожалуй, самые большие надежды возлагаются в контексте темы нашего обсуждения на перспективный БПЛА «Гелиос-РЛД». Уже из названия следует, что это беспилотник, предназначенный для ведения радиолокационной разведки.
«Гелиос-РЛД» представляет собой дальнейшее развитие «Ориона», имеющего увеличенные размеры и значительно улучшенные характеристики: максимальная высота полета составляет 9000-11000 метров, максимальная продолжительность полета - от 24 до 30 часов, крейсерская скорость - 350—450 км/ч, боевой радиус - 3000 км, а масса полезной нагрузки выросла до 800 кг. Главной его фишкой является бортовая РЛС, частично заимствованная у самолета ДРЛО А-100 «Премьер». Технических подробностей, по понятным причинам, в открытых источниках нет.
Сами разработчики «Гелиоса» отмечают, что их аппарат не сможет стать полноценной заменой А-50У и А-100, но способен эффективно с ними взаимодействовать, дополняя. Об этом в интервью ТАСС рассказал генеральный конструктор «Кронштадта» Николай Долженков, назвав разработку дрона радиолокационного дозора «архиактуальным направлением» для России:
Самолеты «Гелиос-РЛД» должны объединяться в сеть, которая взаимодействует в рамках системы ПВО с системой автоматизированного управления, и гармонично комбинироваться с работой пилотируемых самолетов РЛДН типа А-50 или А-100.
Действительно, несколько десятков специализированных БПЛА ДРЛО, находясь посменно в небе, способны создать сплошное радиолокационное поле, взаимодействуя с нашими малочисленными разведывательными самолетами А-50У и Ил-20. Осталось лишь ответить на вопрос, почему «Сириусов» и «Гелиосов» нет на фронте в товарных количествах?
Контракт на поставку БПЛА «Сириус» был подписан с Минобороны РФ еще в 2021 году на Международном военно-техническом форуме «Армия-2021», о чем официально сообщили в российском военном ведомстве:
Подписан государственный контракт на поставку комплекса с беспилотным летательным аппаратом «Иноходец-РУ».
По поводу контракта на поставку «Гелиос-РЛД» точной информации нет, но разработчик обещал, что он полетит в 2024 году. Ждем-с.
Информация