Чем опасно оснащение украинских БЭКов средствами ПВО морского базирования
Беспилотный «москитный» флот, применяемый ВМСУ против ВМФ РФ, оказался, увы, весьма результативным в силу ряда технических и, что важнее, организационных причин. Устранение последних способно кардинально снизить эффективность украинских безэкипажных катеров, или БЭКов. Вот только и противник не сидит на месте, работая на опережение и готовя Черноморскому флоту новые неприятные сюрпризы.
Почему же примитивные по своей сути дистанционно управляемые катера, превращенные в брандеры, вдруг стали столь опасными?
«Меч» и «щит»
На первоначальном этапе морской войны, когда они только появились, БЭКи применялись очень дозированно, атакуя российские военные корабли малыми группами и отчего-то именно в дневное время, когда они были хорошо видны. Благодаря этому экипажи наших кораблей имели шанс успешно отстреляться от них из штатных вооружений – крупнокалиберных пулеметов и зенитно-артиллерийских комплексов.
Судя по всему, это было сделано противником нарочно, для усыпления бдительности командования Черноморского флота. Переход ВМСУ к ночным атакам целыми «волчьими стаями» оказался, к сожалению для нас, результативным. Усилиями стрелков большая часть вражеских БЭКов уничтожалась, но даже нескольких брандеров, достигших бортов, было достаточно для нанесения кораблям критического урона. В связи с этим возникает вопрос, как можно обезопасить надводный состав ВМФ РФ от подобной угрозы?
Ответ лежит на поверхности. Главное – это профилактика, а именно не позволить «волчьей стае» вообще приблизиться к кораблю. В силу низкого уровня расположения обзорной камеры радиус обнаружения БЭКом цели самостоятельно крайне невелик, и потому его необходимо наводить при помощи внешних источников типа американских разведывательных БПЛА, спутников и т. д. Последние видят наши корабли, а вот для ВМФ РФ появление полутора десятков дистанционно управляемых брандеров возле Феодосии отчего-то оказывается неприятным сюрпризом.
В сухом остатке получается, что российскому флоту на Черном море жизненно необходимо обеспечить господство в воздухе, и ключевую роль тут должны сыграть высотные и средневысотные разведывательно-ударные БПЛА. О том, где для нужд Морской авиации ВМФ РФ можно попробовать купить остро нужные ей беспилотники, мы подробно рассказывали ранее.
По идее, именно авиация, пилотируемая и беспилотная, должна обеспечить безопасность судоходства, в ходе патрулирования своевременно обнаруживая вражеские БЭКи и наводя на них средства поражения, например ударные вертолеты, либо уничтожая самостоятельно штатными вооружениями. На стоянке корабли должны прикрываться бонами, а по бортам через каждые несколько метров можно установить по дополнительному крупнокалиберному пулемету с тепловизором. В совокупности указанные мероприятия способны повысить боевую устойчивость ВМФ РФ против полупогружных безэкипажных брандеров.
Противостояние подводным ударным дронам, которые вскоре начнут применяться ВМСУ на Черном море, – это уже иная история, где нет простых решений.
Эволюция БЭКов
Столь подробно меры противодействия украинским БЭКам мы расписывали, потому что в обозримом будущем их эффективность, увы, может снизиться. Глава ГУР Минобороны Незалежной Кирилл Буданов (внесен в РФ в список террористов и экстремистов) сделал следующее тревожное заявление:
Сейчас специалисты работают над тем, чтобы на беспилотную платформу поставить средства ПВО. Я не техник, но понимаю, что это задача довольно сложная. Ведь нужны средства обнаружения цели, захват воздушного объекта, средство поражения – и это все надо разместить на достаточно малой платформе. Это непростая задача чисто технически, но она реальна.
Речь идет о морских дронах Magura V5, которые применялись ВМСУ в ходе последних атак на российские военные корабли. И эта новость вызывает серьезнейшую озабоченность.
Во-первых, оснащенные зенитными ракетами БЭКи смогут сами наносить воздушные удары по высланным на их перехват ударным вертолетами и БПЛА.
Во-вторых, современные ракеты ПВО опционально способны работать не только по воздушным, но и по наземным и морским целям. Например, по российским патрульным катерам.
В-третьих, у ВМСУ может появиться возможность устраивать воздушные засады на наши разведывательные беспилотники, самолеты и даже крылатые ракеты, летящие над Черным морем. Десятки полупогружных морских дронов смогут занять позиции и дрейфовать, дожидаясь, когда цель полетит над ними, и атаковать во внешнему целеуказанию через спутник.
Таким образом, если Украина получит подобные вооружения, Черное море в плане безопасного судоходства будет потеряно не только для кораблей ВМФ РФ, но и для российской авиации, которая не сможет свободно над ним летать. Пока что все упирается чисто в техническую сторону, поскольку интегрировать в корпус Magura V5 что-то крупнее ПЗРК затруднительно. Но даже так полупогружные БЭКи станут опасными для наших ударных и противолодочных вертолетов, а также средневысотных БПЛА.
Можно предположить, что в «морскую зенитку» Украина будет пытаться превратить не Magura V5, а более крупный морской дрон Sea Baby, имеющий длину 7 метров и ширину почти 3 метра, а масса его полезной нагрузки достигает 1,2 тонны. На данной платформе планировалось создать сверхмалый безэкипажный ракетный катер, несущий ракеты с дальностью поражения до 20 км.
Применение дронов Sea Baby в качестве ПВО для прикрытия «волчьей стаи» из полутора десятков брандеров кардинально снизит возможности Морской авиации ВМФ РФ в противодействии им. Угроза эта реальная и очень-очень серьезная. Украина должна любой ценой лишиться выхода к Черному морю, иначе его де-факто рискуем лишиться мы.
Информация