Массированное применение УПАБ-3000 потребует решить проблему с их носителями

32

Возобновление массового производства ФАБ-3000 было воспринято в России с воодушевлением. Оснащенные модулями коррекции планирования, эти трехтонные авиабомбы смогут с высокой точностью гарантированно разрушать любые подземные укрепления противника, снося одну линию обороны за другой и расчищая путь для нашей пехоты. Но есть нюансы.

Для того чтобы добиться указанного эффекта, УПАБ-3000 должны применяться не в гомеопатических дозах, а ежедневно, сотнями. В свою очередь, это требует наличия достаточного количества воздушных носителей для столь специфических крупногабаритных боеприпасов, а с этим не все так просто.



Су-34?


Эксперты называют два самолета, которые ВКС РФ могут использовать для доставки «трехтонных кувалд» к месту сброса. Это фронтовой сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 и дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3.

Первый уже давно стал основной «рабочей лошадкой» спецоперации на Украине. Он имеет вдвое большую боевую нагрузку, чем Су-24, маневренность практически на уровне истребителя и может выполнять функции, в том числе, штурмовика. В зоне проведения СВО эффективность действий Су-34 из-за вражеской ПВО оказалась меньше желаемой. Решением проблемы оказалось оснащение обычных свободнопадающих ФАБов модулями коррекции планирования, позволяющих сбрасывать авиационные боеприпасы без захода в радиус поражения ЗРК средней дальности.

Первыми в очередь на «окрыление» оказались бомбы калибра 500 кг, потом 250 кг и 1500 кг. Для применения последних, самых тяжелых боеприпасов, конструкцию самолета пришлось доработать. Судя по отзывам с той стороны, полутонные и полуторатонные российские авиабомбы внесли серьезнейший вклад в прорыв украинской обороны под Авдеевкой и далее. И вот очередь логически подошла к ФАБ-3000, которые могут разрушить любой заглубленный бункер и снести буквально опорный пункт ВСУ.

Теоретически Су-34 может стать носителем одной единственной УПАБ-3000, поскольку имеет точку подвески под подвесной топливный бак ПТБ-3000 той же массы. Более того, наверняка он даже станет им практически, когда инженеры доработают его конструкцию. Проблема лишь в том, что самолет изначально не был спроектирован под то, чтобы на сверхзвуковых скоростях поднимать, разгонять и сбрасывать боеприпасы таких габаритов, да еще и оснащенные УМПК.

Иначе говоря, если начать использовать Су-34 в конвейерном режиме для непрерывного сброса на позиции противника УПАБ-3000, то технический ресурс самолета будет исчерпан преждевременно. Не стоит забывать, что таких истребителей-бомбардировщиков у нас не так уж и много, и часть из них зарезервирована под «Кинжалы» и подвесные контейнеры РЛС «Сыч». Есть над чем задуматься.

Ту-22М3?


Вторым самолетом, который может реально стать носителем УПАБ-3000, считается дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3. Варианты с переоснащением под них «стартегов» Ту-160 мы рассматривать не станем в силу несерьезности подобных предположений, а Ту-95МС слишком медленные, чтобы придать планирующему авиационному боеприпасу требуемую начальную скорость.

С учетом реалий СВО, именно Ту-22М3 выглядит наиболее предпочтительным в качестве носителя УПАБов всех типов, поскольку он может за раз поднять 42 ФАБ-500, или 8 ФАБ-1500, или 3 ФАБ-3000. То есть, за один вылет «Тушка» может снести оборонительную линию на целом направлении. Более того, они уже ранее реально применялись в качестве фронтовых бомбардировщиков, нанося воздушные удары по осажденной «Азовстали» с запершимися там украинскими нацистами. Это стало возможным благодаря отсутствию у них эффективных ЗРК.

Но станет ли Ту-22М3 с УПАБ-3000 основной «рабочей лошадкой» российской фронтовой авиации в зоне проведения СВО? Может быть, а может, и нет.

Дело в том, что этот самолет разрабатывался вообще под иные задачи. Это не фронтовой, а дальний бомбардировщик, способный нести ядерное оружие, основным предназначением которого было уничтожение американских авианосных ударных групп. Ту-22М3 проектировался как «убийца авианосцев» противокорабельными ракетами и был основой Морской ракетоносной авиации ВМФ РФ. Также, благодаря возможности дозаправляться в воздухе, этот сверхзвуковой бомбардировщик рассматривался в качестве «евростратега», способного работать по целям блока НАТО в Старом свете.

Вот только в ходе пресловутых сердюковских реформ МРА была ликвидирована как класс, что очень упростило жизнь американским партнерам. Оставшиеся ракетоносцы были переданы от ВМФ к Дальней авиации ВКС РФ. Самолеты эти давно сняты с производства, и сохранилось их не так уж и много. Вот и спрашивается, а готово ли будет Минобороны РФ, лишившее само себя Морской ракетоносной авиации, теперь передать часть Ту-22М3 из Дальней фактически во фронтовую?

Почему-то думается, что массовым это явление не будет. Возможно, несколько «Тушек» переоборудуют под УПАБы, но и только. Вместе с тем, проблемы дефицита носителей крупнокалиберных планирующих авиабомб может быть решена, если будет возобновлено производство самих «евростратегов», о чем говорилось еще до начала СВО.

Да, самолет устаревшей конструкции, но что теперь? Начинать НИОКРы по новому носителю уже несколько поздновато, война идет третий год, и впереди только эскалация с перспективой столкновения со странами-членами блока НАТО напрямую. Ту-160 у нас ведь решили начать производить, почему бы не удостоить этой чести и заслуженного ветерана Ту-22М3? К слову, проблему с двигателями можно решить за счет их унификации по НК-32-02.

Возобновление производства модернизированной версии «Тушки» позволило бы обеспечить фронт тяжелыми носителями УПАБов, а также воссоздать Морскую ракетоносную авиацию в составе ВМФ РФ и получить больше ракетоносцев для сдерживания агрессивных намерений европейских членов блока НАТО.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    23 марта 2024 10:21
    Хороши оказались "галоши", но советские, да ещё и сняты с производства.
    Есть от чего раскорячиться.
    1. +1
      24 марта 2024 10:32
      В Сирии Су-34 применял ФАБ-3000.На первом фото ФАБ-3000 третья слева рядом с ФАБ-1500 и ФАБ-5000.На втором фото она же на пилоне Су-34.

      ФАБ 3000
      Такими чугуняками работали в Сирии в горах по бармалеям.

      Разрабатывались ещё в годы Великой Отечественной для уничтожения укреплений вермахта и их союзников.
      Применяются редко.
      На складах хватает.
      Средство доставки СУ-34.

      Такой вот симбиоз: один из самых совершенных и эффективных тактических бомбардировщиков и проверенная годами и войнами железяка весом 3 тонны, которая, падая с высоты даже без взрывной начинки может складывать многоэтажки и уничтожать подземные бункеры только за счёт своей массы и кинетической энергии, но все, что под железной оболочкой - это взрывчатка. Кратер от взрыва такой бомбы достигает нескольких десятков метров.

      https://t.me/evgeniylinin/5960
      1. 0
        25 марта 2024 19:34
        Fighterbomber утверждает, что Су-34 под ФАБ-3000 надо дорабатывать.
        Су-34 не является штатным носителем. А он на Су-34 летал.
    2. 0
      24 марта 2024 20:18
      Кто то уже давно раскорячились!
  2. +3
    23 марта 2024 10:34
    Раз приняли решение о производстве ФАБ-3000, то и с носителями определились.
    Я думаю скорее всего то, что перечислил автор, так и будет. Так же не исключено, что привлекут МиГ-31 (а вот если остались на хранении МиГ-25РБ, то оно самое то)
    1. 0
      24 марта 2024 12:18
      МиГ-25 мог бы -5000 поднимал. Только не осталось их уже.Те что не порезали ,те сгнили.
      1. 0
        24 марта 2024 20:20
        остались и на вас хватит!
  3. +3
    23 марта 2024 10:57
    Начать выпуск ТУ-22 второй раз с большим перерывом - это примерно то же самое, что начать выпуск нового самолёта. Уж лучше упрощенный вариант СУ-34 приспособленный преимущественно для сброса ФАБ-3000.
  4. -8
    23 марта 2024 11:05
    Чувствуется по стать , что придется эти бомбы на телегах и плечах бойцов в тыл к ВСУ заносить.
  5. +3
    23 марта 2024 13:18
    немного не понятно сказанное автором. работа с боеприпасами фаб-3000 отрицательно скажется на ресурсе носителя (су34), а что, с меньшими калибрами (2х1500) не скажется???
    1. Комментарий был удален.
  6. +2
    23 марта 2024 16:05
    NK has operating Mig-25's, perhaps a trade for better mothballed Russian aircraft like the Mig-29 might be a good trade.
    1. 0
      24 марта 2024 06:34
      Вот перевод этого комментария:

      В Северной Корее эксплуатируются Миг-25, возможно, хорошей сделкой мог бы стать обмен на лучшие законсервированные российские самолеты, такие как Миг-29.

      - вполне разумно, разведчик-бомбардировщик может доработать свой ресурс с пользойдля своего производителя.
    2. 0
      24 марта 2024 12:33
      The MiG-25 carried 5000 kg, but the technical condition leaves something to be desired.
    3. 0
      24 марта 2024 12:35
      There are no MiG-25s in North Korea
  7. 0
    23 марта 2024 16:17
    ФАБ 3000, про производство которых вот уже несколько дней непрерывно слышим победно-патриотические репортажи, превратятся в УПАБ-3000 только после разработки и принятия на вооружение УМПК для них. А вот про это устройство пока не слышно ничего. А без УМПК эти боеприпасы можно использовать разве что в качестве инженерных. Самолёт, выполняющий задачу сброса ФАБ-3000 в качестве свободнопадающей, назад не вернётся, он вряд ли и до точки сброса долетит, так что его ресурс - последнее, о чём стоит переживать.
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      24 марта 2024 13:50
      Цитата: УАЗ 452
      ФАБ 3000, про производство которых вот уже несколько дней непрерывно слышим победно-патриотические репортажи, превратятся в УПАБ-3000 только после разработки и принятия на вооружение УМПК для них. А вот про это устройство пока не слышно ничего.

      Скорее всего работа идет параллельно и над выпуском самих ФАБ-3000 (что очень просто сделать) и над УМПК для них. А иначе зачем огород городить
  8. +5
    23 марта 2024 17:34
    Почему сердюков/табуреточник не в Гулаге не в штрафниках или не у стенки затылком к стрелку?!. столыпинский галстук то же приемлемо
    1. +7
      24 марта 2024 13:21
      По сравнению с тем, кто его сменил, Сердюков был отнюдь не худшим вариантом. Он хоть как-то пытался бороться с обладателями широких лампас, обожающими парады и прочую мишуру. И честно отслужив срочку, дослужившись до ефрейтора, он себе не позволял напяливать генеральский мундир, в отличии от тех, кто первый свой день на военной службы начал уже в генеральском звании.
  9. +1
    23 марта 2024 22:21
    Это не фронтовой, а дальний бомбардировщик, способный нести ядерное оружие, основным предназначением которого было уничтожение американских авианосных ударных групп. Ту-22М3

    А фик вы угадали ! lol Ещё во времена Союза США "наехали " с требованием сократить (или даже ликвидировать...) Ту-22М ! Они заявили,что этот бомбер является "стратегом" и необходимо выполнять некое подписанное СССР и США соглашение (договор) о сокращении или ликвидации такого типа самолётов ! ("Точности" ,увы,я сейчас не помню ! ) Советское руководство тогда стало рьяно доказывать ,что Ту-22 является "на самом деле" ,, средним фронтовым" бомбардировщиком ! "Дискуссия" шла ...аж "перья" летели ! Но ,всё же,СССР пришлось согласиться "срезать" топливоприёмники на Ту-22 М ! Вот вам и "ху из ху" к вопросу -"стратег" или не "стратег" бомбер Ту-22М... ! То есть,по "мнению" руководства СССР , Ту-22Мх-это "средний фронтовой" бомбер ! wink
  10. 0
    23 марта 2024 22:55
    Все наслышаны о УМПК к свободнопадающим бонбам ! А если "построить " ,своего рода .беспилотник округ 3-тоннки ? "Простой и картонный " ! С простым управлением и ,пусть даже,непродолжительным полётом ! Он должен "вывезти" УПАБ-3000 в точку сброса ! А далее..."сама,сама" ! Или лучше " превратить" беспилотник в ,своего рода, "супер-УМПК" с доставкой ФАБ-3000 прямо к "адресату" ?! Или "вспомнить" южнокорейскую "Хенму-5" ,способную доставить 8 тонн "полезной нагрузки" на 300 км или 1 тонну на 3000 км ! (в СССР был на вооружении ракетный комплекс РСД-10 " Пионер" с "схожими" ттх ,покерянный Горбачёвым и Шеварнадзе ! )
  11. 0
    23 марта 2024 23:48
    много экспертов-блоггеров и коментов учaт как правильно использовать ФАБ-3000 и напоминают что надо сначало решить как, и также по самолетам ... ведь в Минобороны и КБ этот вопрос не решали а просто начали делать бомбу и все.
    1. -1
      24 марта 2024 13:40
      Была-бы бомба, а как примастырить к бомберам, уже сравнительно чепуха. Тут более изготавливать ОДАБ, особенно 1500 и 3000 - ники. (термобар). Фабы по многоэтажной застройке и в них подземным схронам. На полевые опорники, более эффективны ОДАБ (термобар), особенно 1500 и 3000 -ники, после них зачистка будет почти прогулкой.
      1. +2
        24 марта 2024 19:23
        Мнение тг-канала fighter_bomber о ФАБ-3000.

        По ФАБ-3000 у меня есть лёгкое недоумение о её нужности.
        Целей под неё нет. Под неё нужно пилить УМПК с нуля и это уже будет по сути целый самолёт на бомбе. И вот его то уже будет замечательно видно любому ЗРК.
        Самый оптимальный боеприпас для УМПК это калибр 500кг.
        В различных вариантах. В кассетном, зажигательном, ядерном, фугасном и любом другом.
        Полуторку на УМПК поставили не от хорошей жизни как вы понимаете, а по той причине, что хромает точность попаданий и эту точность мы компенсируем мощностью. А надо бы точность компенсировать более совершенными системами наведения, или добавлением новых корректоров.
        Масса ВВ ФАБ-500 ~200кг
        Масса ВВ ФАБ-1500 ~700кг
        Масса ВВ ФАБ-3000 ~1400кг
        Разумеется увеличение мощности в разы, не даёт увеличение зоны поражения в разы.
        Все равно нужна точность. Одинокая ФАБ-3000 упавшая в 20 метрах от моста, нанесёт ему такие же никакие повреждения как и ФАБ-500.
        Ту-22 применяя УМПК получит п..ды.
        Су-34 должен будет возить по две 3000 бомбы под крыльями, и с ними он ничем от Ту-22 по маневренности отличаться не будет. То есть тоже получит п..ды. А аварийно скидывать трехтонки над своей территорией такое себе. Даже на "невзрыв"
        Поэтому 3000 канешн нужны, но на два варианта
        1) когда мы бонбим цель не защищённую ПВО вообще.
        2) когда полет предусмотрен только в один конец.


        Сегодня у нас огромное колличество видов авиационного вооружения и надо допиливать до совершенства их. Пилить ИНСы, пилить новые типы и виды коррекции и повышать надёжность.
        А ямы в полях копать для фоток, это весело, но войну так не выиграть.

        https://t.me/s/fighter_bomber
        1. +1
          24 марта 2024 21:30
          Спасибо за перепост. Примерно что-то этакое я и предполагал. А то, что её начали производить - возможно, для отчёта требуется красивая цифра в графе "количество освоенных новых видов вооружения". Вот цифру в этой графе и накручивают. Все же мы помним про "70% нового вооружения", эту цифирь тоже, наверное, не совсем с потолка взяли, что не сделало её менее эфемерной.
  12. 0
    24 марта 2024 22:18
    If they are building them, their delivery has been solved.
  13. +1
    25 марта 2024 19:23
    Низкий поклон советским инженерам, а также правителям. Если бы не их заделы - сегодня России и воевать-то нечем было бы.
  14. Voo
    +1
    26 марта 2024 05:10
    Массированное применение УПАБ-3000 потребует решить проблему с их носителями

    Тема как запугать противника дубиной неиссякаема. Человек ко всему привыкает, потому и царь природы. Вот наши граждане, уже спокойно, переносят массовую гибель при террактах и пожарах в ТРЦ, РЦ, ТЦ и других мест массового пребывания граждан. Привыкли. А когда на смену этому президенту придёт другой, бессменный, то трудно представить к чему тогда нужно будет привыкать.
  15. 0
    26 марта 2024 14:22
    Я уже писал, что массовым применение фаб-3000 не будет. Ту-22м3 берет ДВЕ таких бомбы на борт, стоимость вылета ракетоносца высокая. Обязательно должен быть качественный модуль планирования, чтобы сбрасывать за 100 км до цели, иначе собьют. За Ту-22М3 будут охотиться, ПВО с такой дальностью у шароваров имеется. Это же оружие для проведения спецопераций. Мосты, порты, командные пункты, заводы, и тд. На фронте самой мощной останется фаб-1500, но это уже здорово, мощности хватает, модуль есть, на борт берет по 2 шт тактическая авиация. Ту-22м3 - до 6-8 шт.
    1. 0
      28 марта 2024 22:25
      То что вы писали это одно , нет смысла комментировать о массовом применении оружия такого класса . Сколько их применяют в СВО вряд ли вы точно знаете и можете знать . Но вот сегодня сообщили в минобороны , что производительность фаб-3000 увеличили до 400-т штук в день с дальнейшим увеличением. Это может говорить о том , что готовится что то серьезное.
  16. 0
    28 марта 2024 06:29
    ФАБ 1500 хватает, можно объёмно детонирующие и кассетные на существующих модулях запускать...
  17. 0
    28 марта 2024 22:16
    Внутри грузоотсека и на паре внешних держателей типа МБД3-У-9М самолет ТУ-22 М3 может нести до 24 т авиабомб. Максимальное количество бомб зависит от их типа и, соответственно, габаритов. Максимальный вес одной бомбы внутри грузоотсека – 9000 кг.
  18. 0
    30 марта 2024 21:01
    ФАБ не предназначены "разрушать любые подземные укрепления"-да они и не требуют бомб такой массы