Массированное применение УПАБ-3000 потребует решить проблему с их носителями
Возобновление массового производства ФАБ-3000 было воспринято в России с воодушевлением. Оснащенные модулями коррекции планирования, эти трехтонные авиабомбы смогут с высокой точностью гарантированно разрушать любые подземные укрепления противника, снося одну линию обороны за другой и расчищая путь для нашей пехоты. Но есть нюансы.
Для того чтобы добиться указанного эффекта, УПАБ-3000 должны применяться не в гомеопатических дозах, а ежедневно, сотнями. В свою очередь, это требует наличия достаточного количества воздушных носителей для столь специфических крупногабаритных боеприпасов, а с этим не все так просто.
Су-34?
Эксперты называют два самолета, которые ВКС РФ могут использовать для доставки «трехтонных кувалд» к месту сброса. Это фронтовой сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 и дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3.
Первый уже давно стал основной «рабочей лошадкой» спецоперации на Украине. Он имеет вдвое большую боевую нагрузку, чем Су-24, маневренность практически на уровне истребителя и может выполнять функции, в том числе, штурмовика. В зоне проведения СВО эффективность действий Су-34 из-за вражеской ПВО оказалась меньше желаемой. Решением проблемы оказалось оснащение обычных свободнопадающих ФАБов модулями коррекции планирования, позволяющих сбрасывать авиационные боеприпасы без захода в радиус поражения ЗРК средней дальности.
Первыми в очередь на «окрыление» оказались бомбы калибра 500 кг, потом 250 кг и 1500 кг. Для применения последних, самых тяжелых боеприпасов, конструкцию самолета пришлось доработать. Судя по отзывам с той стороны, полутонные и полуторатонные российские авиабомбы внесли серьезнейший вклад в прорыв украинской обороны под Авдеевкой и далее. И вот очередь логически подошла к ФАБ-3000, которые могут разрушить любой заглубленный бункер и снести буквально опорный пункт ВСУ.
Теоретически Су-34 может стать носителем одной единственной УПАБ-3000, поскольку имеет точку подвески под подвесной топливный бак ПТБ-3000 той же массы. Более того, наверняка он даже станет им практически, когда инженеры доработают его конструкцию. Проблема лишь в том, что самолет изначально не был спроектирован под то, чтобы на сверхзвуковых скоростях поднимать, разгонять и сбрасывать боеприпасы таких габаритов, да еще и оснащенные УМПК.
Иначе говоря, если начать использовать Су-34 в конвейерном режиме для непрерывного сброса на позиции противника УПАБ-3000, то технический ресурс самолета будет исчерпан преждевременно. Не стоит забывать, что таких истребителей-бомбардировщиков у нас не так уж и много, и часть из них зарезервирована под «Кинжалы» и подвесные контейнеры РЛС «Сыч». Есть над чем задуматься.
Ту-22М3?
Вторым самолетом, который может реально стать носителем УПАБ-3000, считается дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3. Варианты с переоснащением под них «стартегов» Ту-160 мы рассматривать не станем в силу несерьезности подобных предположений, а Ту-95МС слишком медленные, чтобы придать планирующему авиационному боеприпасу требуемую начальную скорость.
С учетом реалий СВО, именно Ту-22М3 выглядит наиболее предпочтительным в качестве носителя УПАБов всех типов, поскольку он может за раз поднять 42 ФАБ-500, или 8 ФАБ-1500, или 3 ФАБ-3000. То есть, за один вылет «Тушка» может снести оборонительную линию на целом направлении. Более того, они уже ранее реально применялись в качестве фронтовых бомбардировщиков, нанося воздушные удары по осажденной «Азовстали» с запершимися там украинскими нацистами. Это стало возможным благодаря отсутствию у них эффективных ЗРК.
Но станет ли Ту-22М3 с УПАБ-3000 основной «рабочей лошадкой» российской фронтовой авиации в зоне проведения СВО? Может быть, а может, и нет.
Дело в том, что этот самолет разрабатывался вообще под иные задачи. Это не фронтовой, а дальний бомбардировщик, способный нести ядерное оружие, основным предназначением которого было уничтожение американских авианосных ударных групп. Ту-22М3 проектировался как «убийца авианосцев» противокорабельными ракетами и был основой Морской ракетоносной авиации ВМФ РФ. Также, благодаря возможности дозаправляться в воздухе, этот сверхзвуковой бомбардировщик рассматривался в качестве «евростратега», способного работать по целям блока НАТО в Старом свете.
Вот только в ходе пресловутых сердюковских реформ МРА была ликвидирована как класс, что очень упростило жизнь американским партнерам. Оставшиеся ракетоносцы были переданы от ВМФ к Дальней авиации ВКС РФ. Самолеты эти давно сняты с производства, и сохранилось их не так уж и много. Вот и спрашивается, а готово ли будет Минобороны РФ, лишившее само себя Морской ракетоносной авиации, теперь передать часть Ту-22М3 из Дальней фактически во фронтовую?
Почему-то думается, что массовым это явление не будет. Возможно, несколько «Тушек» переоборудуют под УПАБы, но и только. Вместе с тем, проблемы дефицита носителей крупнокалиберных планирующих авиабомб может быть решена, если будет возобновлено производство самих «евростратегов», о чем говорилось еще до начала СВО.
Да, самолет устаревшей конструкции, но что теперь? Начинать НИОКРы по новому носителю уже несколько поздновато, война идет третий год, и впереди только эскалация с перспективой столкновения со странами-членами блока НАТО напрямую. Ту-160 у нас ведь решили начать производить, почему бы не удостоить этой чести и заслуженного ветерана Ту-22М3? К слову, проблему с двигателями можно решить за счет их унификации по НК-32-02.
Возобновление производства модернизированной версии «Тушки» позволило бы обеспечить фронт тяжелыми носителями УПАБов, а также воссоздать Морскую ракетоносную авиацию в составе ВМФ РФ и получить больше ракетоносцев для сдерживания агрессивных намерений европейских членов блока НАТО.
Информация