По кочкам: на какую технику должны пересесть российские штурмовики

5

Реалии СВО на Украине предъявляют специфические требования к действиям малых штурмовых групп. Помимо необходимости усиления защиты наших бойцов от снарядных осколков и пуль, требуется сделать это не в ущерб их мобильности, которая является не менее важным фактором боеспособности и выживаемости.

В предыдущей публикации, посвященной возможным путям повышения эффективности наступательных действий ВС РФ, мы затрагивали вопросы, касающиеся противодействия вражеским дронам-камикадзе, а также защищенности штурмовиков от различных поражающих элементов, которых на передовой в избытке.



По бездорожью


В данной хотелось бы обобщить уже накопленный российской армией опыт действия малыми группами на ЛБС. Вот, например, сводка Минобороны РФ от 19 декабря 2023 года:

На Купянском направлении военнослужащие разведывательного подразделения группировки войск «Запад», используя БПЛА, вскрыли наблюдательный и опорный пункты ВСУ. По средствам связи координаты противника были переданы на пункт управления.

В кратчайшие сроки мобильный расчет спецназа выдвинулся на огневую позицию. Для скрытного и быстрого передвижения по пересеченной местности бойцы использовали багги. Прибыв на точку, военнослужащие подготовили выстрелы для 30-мм автоматического станкового гранатомета «Пламя», установленного прямо на транспортном средстве, и точными попаданиями нанесли удары по живой силе противника.

Багги – это небольшие легкие автомобили повышенной проходимости на прочном шасси с автомобильным или мотоциклетным двигателем. Подобная конструкция делает их чрезвычайно проходимыми на пересеченной местности, обусловив их популярность у любителей внедорожных покатушек. Армия США применяет багги Desert Patrol Vehicle (DPV) и Light Strike Vehicle (LSV) для патрулирования и ведения боевых действий в пустынях.


А вот на вооружении ВС РФ нет никаких багги, наша пехота перемещается на БМП, БТР и прочих бронемашинах. Правда, последние представляют собой «жирную» цель для операторов украинских FPV-дронов. Однако багги имеются на вооружении Росгвардии, ее чеченского спецназа.

В 2017 году на базе Университета спецназа в Чеченской Республике было развернуто производство легких автоматических багги-вездеходов для нужд спецназа. Они собираются из узлов и агрегатов от автомобилей продукции АвтоВАЗа, а доля отечественных деталей доведена до 95%. Созданы две базовые модели, которые могут иметь пассажирский, разведывательный, грузовой, грузопассажирский, санитарно-эвакуационный, ударный или дозорный варианты.


Младший «Чаборз» М-3 имеет привод на заднюю ось и может перевозить трех бойцов спецназа. Машина чрезвычайно проходима, и в ее конструкции предусмотрены кронштейны для крепления 7,62-мм пулемета и гранатометов АГС-17 или АГС-30. Корпус М-6 удлинен и может вмешать шестерых, привод полный. Комплект вооружения у старшего собрата идентичен. Грузоподъемность багги М-3 составляет 350-400 кг, у М-6 она заявлена до 800 кг.


Таким образом, чеченские багги представляют собой высокомобильную огневую точку, способную оперативно перебрасывать бойцов по открытой пересеченной местности. Открытая конструкция является большим минусом, но есть варианты, как повысить ее защищенность.

Например, на этот легкий вездеход можно поставить тактический «окопный» комплекс РЭБ, который будет защищать экипаж и пассажиров от атак FPV-дронами. Защиту от пуль или мелких осколков возможно обеспечить за счет установки конструкции, на которую можно было бы крепить армейские щиты штурмовиков, про необходимость которых мы подробно рассуждали ранее. То есть в движении щиты бы прикрывали багги снаружи, не утомляя бойцов, а после их можно было бы снять и использовать по назначению.

С такими конструктивными доработками багги реально могли бы найти массовое применение на передовой не только у чеченского спецназа, но и у штурмовых подразделений ВС РФ, которым требуется высокая мобильность.

По кочкам


А вот еще одна история с передовой от телеграм-канала «Военный осведомитель», рассказанная 9 апреля 2024 года:

Крайне необычный штурм украинских позиций батальоном «Заря», проведенный на... мотоциклах. После артиллерийского обстрела опорника противника к нему на большой скорости выдвинулись штурмовые группы верхом на мотоциклах, не будучи обнаруженными, спешились недалеко от цели и провели успешную атаку. В условиях доминации в небе FPV-дронов скорость, мобильность и малозаметность играют не меньшую роль, чем бронирование и огневая мощь.

Задолго до СВО на Украине Минобороны РФ рассматривало идею закупки для нужд ВС РФ мотоциклов класса «эндуро», которые разрабатывались для скоростной агрессивной езды по бездорожью. Ирбитский завод предлагал военным модернизированную версию «Урала» ИМЗ-8.1037 GEAR-UP, имеющую турели для пулеметов ПКМБ, противотанковые ракеты «Конкурс-М» и саперные лопатки.

Тем не менее официально на вооружение российской армии военные мотоциклы поставлены не были. Причинами называлось то, что они слишком громкие, не защищены от стрелкового вооружения и фугасов. Однако в реалиях СВО, когда требуются рассредоточение, мобильность и скорость, двухколесная внедорожная техника вдруг опять оказалась востребованной.

Известный военкор Александр Сладков утверждает в своем телеграм-канале, что мотоциклы имеют шанс стать самым ходовым транспортом на ЛБС и в прифронтовой зоне:

Не собираюсь прогнозировать, ибо знаю точно, как и какие планируем применять мотоциклы. Пусть противник прочувствует это на практике. Но мото – это круто. На фото «русский Рэмбо» Анатолий Лебедь. На боевом мотоцикле.

Мотоцикл класса «эндуро» действительно делает бойца высокомобильным, плюс на нем можно смонтировать компактный комплекс РЭБ, не таща его на спине в рюкзаке. Это плюсы. Минусы также очевидны: полное отсутствие защиты от осколков, пуль, взрывной волны, а также необходимость длительного обучения езде на очень специфическом виде транспорта по пересеченной местности.

Потому компромиссным вариантом видится широкое использование армейских квадроциклов, которые, к слову, существуют реально. Они представляются даже более подходящими для монтажа тактического комплекса РЭБ.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    23 мая 2024 17:52
    Я вот думаю: ирбитский завод клепал Уралы и в нем работало 15 тыс душ а сейчас 120-150 а не национализирать ли его и насать клепать мотоциклы и квадроциклы а может и малолитражки и пусть орган планирования как имперский КЕПС из которого вырос госплан всем руководит.
    мы сейчас то же увлекаемся коммерцией больше чем надо. И вообще историческая Россия это СССР по А.Д. Тойнби, М.В. Фрунзе, М. Кадаффи. Я вот за национализацию, начиная с ж/д дорог по Грудинину и не только и за создание КЕПС/ВСНХ/Госплана и развитию по французскому а не англо саксонскому образцу, например у французов если фирма производитель установила цену на продукцию то никто не вправе продавать по большей цене а у нас цены растут. Так же при Сталине цены снижались и учет велся не только в рублях, но и в тоннах, метрах кубических и т.д. не хлебом единым и не все рублем измеряется. при Брежневе цены на месте стояли. а сейчас растут и по моему и функционально стоимостный анализ даже не применяется при ценообразованиии, а ведь его буржуи изобрели и Пентагон его в жизнь проводил для снижения цен без потери качества.... а у нас цены растут.., кстати КЕПС был еще при империи создан.... сдается нынешняя власть не наследник и продолжатель россии, дореволюционной, а просто барыги и до добра они не доведут, вообще России госкапитализм нужен + советизация всей страны.
    если прочитать конституцию 1977 СССР и РСФСР 1978 то увидите, что демократии в "тоталитарном" советском обществе было больше, были нормы: ответственность власти сверху донизу перед выборными народными органами, запрет преследования гражданина за критику власти, право законодательной инициативы у группы граждан, право критики недостатков в работе государственных органов, власть организованна по принципу принципата (первый среди равных), а не доминуса господства, манипулирование общественным сознанием не производилось, кстати у франков оно законом ограниченно и вообще мы ментально к франкам ближе а все на англо саксонский манер.
  2. +3
    24 мая 2024 09:03
    Имхо, все это как бы верно. Зарубежный столетний опыт, багги, мотоциклы...
    Одно плохо - сколько не искал, фото и данных о нескольких чеченских багги нашел только на выставках, парадах, показательных покатушках (как здесь). А ведь пиарились когдато, лет 7 назад, огого.
    т.е.Пиар провели, выставочные образцы показали/подарили коллекционерам из Грозного, и... деньги кончились?
    Зато, писали и перечисляли СМИ, дотационная чечня легко дарит иномарки, представительские авто и бронированные вип-авто.... друганам
    1. Voo
      +1
      25 мая 2024 06:03
  3. 0
    24 мая 2024 16:41
    На Купянском направлении военнослужащие разведывательного подразделения группировки войск «Запад», используя БПЛА, вскрыли наблюдательный и опорный пункты ВСУ. По средствам связи координаты противника были переданы на пункт управления. В кратчайшие сроки мобильный расчет спецназа выдвинулся на огневую позицию. Для скрытного и быстрого передвижения по пересеченной местности бойцы использовали багги. Прибыв на точку, военнослужащие подготовили выстрелы для 30-мм автоматического станкового гранатомета «Пламя», установленного прямо на транспортном средстве, и точными попаданиями нанесли удары по живой силе противника.

    Быстро приехали, быстро постреляли, быстро уехали. Поиграли в войнушку. А в это время напротив этого опорника в окопе сидели бойцы российской армии, под обстрелом, под FPV-дронами и никуда не могли быстро уехать и не потому что у них багги не было.
    И ещё вопрос, что можно сделать "опорнику" 30мм гранатой?
  4. 0
    29 мая 2024 19:58
    Каждое изделие для своего применения. На мотоциклах и багги только по пустыням гонять за легковооружёнными партизанами. На позиционной войне с фортификационными укреплёниями, с тяжёлым вооружением, на багги не очень подъезжать, хотя для разведки и эвакуации возможны. Для позиционных сражений более подходят без экипажные управляемые платформы, как "Куръер" и похожие. Дороботать на электротягу или гибридный вариант, повысить скорость до 70 км. час, грузоподъёмность 0,5 т., колёсное и гусеничное (по местности), и получим универсальное средство, как транспортное, так и с боевыми модулями. Вот таких нужно поболее на ЛБС. Эстонцы похожее уже выпускают.