По кочкам: на какую технику должны пересесть российские штурмовики
Реалии СВО на Украине предъявляют специфические требования к действиям малых штурмовых групп. Помимо необходимости усиления защиты наших бойцов от снарядных осколков и пуль, требуется сделать это не в ущерб их мобильности, которая является не менее важным фактором боеспособности и выживаемости.
В предыдущей публикации, посвященной возможным путям повышения эффективности наступательных действий ВС РФ, мы затрагивали вопросы, касающиеся противодействия вражеским дронам-камикадзе, а также защищенности штурмовиков от различных поражающих элементов, которых на передовой в избытке.
По бездорожью
В данной хотелось бы обобщить уже накопленный российской армией опыт действия малыми группами на ЛБС. Вот, например, сводка Минобороны РФ от 19 декабря 2023 года:
На Купянском направлении военнослужащие разведывательного подразделения группировки войск «Запад», используя БПЛА, вскрыли наблюдательный и опорный пункты ВСУ. По средствам связи координаты противника были переданы на пункт управления.
В кратчайшие сроки мобильный расчет спецназа выдвинулся на огневую позицию. Для скрытного и быстрого передвижения по пересеченной местности бойцы использовали багги. Прибыв на точку, военнослужащие подготовили выстрелы для 30-мм автоматического станкового гранатомета «Пламя», установленного прямо на транспортном средстве, и точными попаданиями нанесли удары по живой силе противника.
В кратчайшие сроки мобильный расчет спецназа выдвинулся на огневую позицию. Для скрытного и быстрого передвижения по пересеченной местности бойцы использовали багги. Прибыв на точку, военнослужащие подготовили выстрелы для 30-мм автоматического станкового гранатомета «Пламя», установленного прямо на транспортном средстве, и точными попаданиями нанесли удары по живой силе противника.
Багги – это небольшие легкие автомобили повышенной проходимости на прочном шасси с автомобильным или мотоциклетным двигателем. Подобная конструкция делает их чрезвычайно проходимыми на пересеченной местности, обусловив их популярность у любителей внедорожных покатушек. Армия США применяет багги Desert Patrol Vehicle (DPV) и Light Strike Vehicle (LSV) для патрулирования и ведения боевых действий в пустынях.
А вот на вооружении ВС РФ нет никаких багги, наша пехота перемещается на БМП, БТР и прочих бронемашинах. Правда, последние представляют собой «жирную» цель для операторов украинских FPV-дронов. Однако багги имеются на вооружении Росгвардии, ее чеченского спецназа.
В 2017 году на базе Университета спецназа в Чеченской Республике было развернуто производство легких автоматических багги-вездеходов для нужд спецназа. Они собираются из узлов и агрегатов от автомобилей продукции АвтоВАЗа, а доля отечественных деталей доведена до 95%. Созданы две базовые модели, которые могут иметь пассажирский, разведывательный, грузовой, грузопассажирский, санитарно-эвакуационный, ударный или дозорный варианты.
Младший «Чаборз» М-3 имеет привод на заднюю ось и может перевозить трех бойцов спецназа. Машина чрезвычайно проходима, и в ее конструкции предусмотрены кронштейны для крепления 7,62-мм пулемета и гранатометов АГС-17 или АГС-30. Корпус М-6 удлинен и может вмешать шестерых, привод полный. Комплект вооружения у старшего собрата идентичен. Грузоподъемность багги М-3 составляет 350-400 кг, у М-6 она заявлена до 800 кг.
Таким образом, чеченские багги представляют собой высокомобильную огневую точку, способную оперативно перебрасывать бойцов по открытой пересеченной местности. Открытая конструкция является большим минусом, но есть варианты, как повысить ее защищенность.
Например, на этот легкий вездеход можно поставить тактический «окопный» комплекс РЭБ, который будет защищать экипаж и пассажиров от атак FPV-дронами. Защиту от пуль или мелких осколков возможно обеспечить за счет установки конструкции, на которую можно было бы крепить армейские щиты штурмовиков, про необходимость которых мы подробно рассуждали ранее. То есть в движении щиты бы прикрывали багги снаружи, не утомляя бойцов, а после их можно было бы снять и использовать по назначению.
С такими конструктивными доработками багги реально могли бы найти массовое применение на передовой не только у чеченского спецназа, но и у штурмовых подразделений ВС РФ, которым требуется высокая мобильность.
По кочкам
А вот еще одна история с передовой от телеграм-канала «Военный осведомитель», рассказанная 9 апреля 2024 года:
Крайне необычный штурм украинских позиций батальоном «Заря», проведенный на... мотоциклах. После артиллерийского обстрела опорника противника к нему на большой скорости выдвинулись штурмовые группы верхом на мотоциклах, не будучи обнаруженными, спешились недалеко от цели и провели успешную атаку. В условиях доминации в небе FPV-дронов скорость, мобильность и малозаметность играют не меньшую роль, чем бронирование и огневая мощь.
Задолго до СВО на Украине Минобороны РФ рассматривало идею закупки для нужд ВС РФ мотоциклов класса «эндуро», которые разрабатывались для скоростной агрессивной езды по бездорожью. Ирбитский завод предлагал военным модернизированную версию «Урала» ИМЗ-8.1037 GEAR-UP, имеющую турели для пулеметов ПКМБ, противотанковые ракеты «Конкурс-М» и саперные лопатки.
Тем не менее официально на вооружение российской армии военные мотоциклы поставлены не были. Причинами называлось то, что они слишком громкие, не защищены от стрелкового вооружения и фугасов. Однако в реалиях СВО, когда требуются рассредоточение, мобильность и скорость, двухколесная внедорожная техника вдруг опять оказалась востребованной.
Известный военкор Александр Сладков утверждает в своем телеграм-канале, что мотоциклы имеют шанс стать самым ходовым транспортом на ЛБС и в прифронтовой зоне:
Не собираюсь прогнозировать, ибо знаю точно, как и какие планируем применять мотоциклы. Пусть противник прочувствует это на практике. Но мото – это круто. На фото «русский Рэмбо» Анатолий Лебедь. На боевом мотоцикле.
Мотоцикл класса «эндуро» действительно делает бойца высокомобильным, плюс на нем можно смонтировать компактный комплекс РЭБ, не таща его на спине в рюкзаке. Это плюсы. Минусы также очевидны: полное отсутствие защиты от осколков, пуль, взрывной волны, а также необходимость длительного обучения езде на очень специфическом виде транспорта по пересеченной местности.
Потому компромиссным вариантом видится широкое использование армейских квадроциклов, которые, к слову, существуют реально. Они представляются даже более подходящими для монтажа тактического комплекса РЭБ.
Информация