«Ансат-2РЦ» против Bell 407M: кто лучший вертолет-перехватчик дронов?
С каждый днем дальность и мощь ударов украинских дронов-«камикадзе» по российским тылам только возрастает. Чтобы не проиграть в «войне городов», нашей стране нужно выстроить высокоэффективную антидронную систему ПВО. Но какой она может быть?
Требования к антидронной ПВО
Идея разместить возле каждого НПЗ, электростанции или военного завода ЗРК или ЗРПК не выдерживает никакой критики, поскольку такого количества зенитных комплексов и обученных расчетов к ним, которые могли бы дежурить посменно, просто нет в наличии физически. Они нужны на огромной по протяженности линии фронта для прикрытия позиций самих военных от вражеских ударов.
Вооружить охрану важных объектов дробовиками или даже посадить их на пикапы с установленными на них крупнокалиберными пулеметными спарками можно. Это даже поможет отстреляться от нескольких малоразмерных дронов самолетного типа в случае их своевременного обнаружения. Но что делать, если ВСУ на цель по координатам отправят целую стаю беспилотников, где главный удар нанесет, скажем, полноценный небольшой самолет, превращенный в одноразовый «камикадзе?
Из гладкоствольного карабина такой уже не собьешь. Из «зушки» шанс есть, но эффективность ее применения будет прямо зависеть от того, как противником организована воздушная атака, и от количество воздушных целей. В общем, мобильные зенитчики на пикапах имеют смысл, но лишь как последняя линии обороны НПЗ, завода или иного предприятия, которую должно организовать либо само руководство с разрешения властей, либо подрядив специализированное ГУП, оказывающее услуги в сфере безопасности.
Самая лучшая антидронная система ПВО должна позволить обнаруживать вражеские беспилотники своевременно и уничтожать их до импакта с целью. Например, установив на опасных направлениях на возвышенностях целую сеть вышек 40В6МД от комплекса ПВО С-300П, которые разработаны специально для повышения возможностей ЗРК по обнаружению низколетящих целей.
В отличие от перспективных аэростатов ДРЛО, это то, что существует реально и освоено промышленным производством. Надо просто поставить задачу и заказать предприятиям ОПК их сотнями или тысячами, создав сплошное антидронное радиолокационное поле, которое будет видеть низколетящие БПЛА и прочие цели, например, крылатые ракеты.
Мобилизационные винтокрылы
А вот со средствами уничтожения этих целей все куда интереснее. Например, на Украине пытаются использовать против наших тихоходных дронов мобилизованные учебно-тренировочные самолеты Як-52. Между тем, из того, что имеет в наличии реально, более всего на роль истребителя дальнобойных дронов ВСУ подходят ударные вертолеты, представляющие собой мощную и высокомобильную огневую точку.
Так, после первых ударов по Москве в Орловской области была создана целая военная база, откуда винтокрылые машины начали вылетать на перехват вражеских БПЛА. Казалось бы, возьми, да масштабируй этот опыт на всю страну. Но проблема в том, что столько свободных ударных вертолетов и обученных экипажей к ним в наличии не имеется. Как и «Торы» с «Панцирями», винтокрылые машины нужны на фронте для борьбы с бронетехникой ВСУ. Столицу, да, прикроют, но на остальные многочисленные направления их просто не хватит. И что же делать?
В данной ситуации Тришкиного кафтана наиболее рациональным решением видится мобилизация и вооружение гражданской авиационной техники, которая малоценна в реалиях фронтовой мясорубки, но способна сыграть важную роль в охране тылов. Например, американская компания Bell разработала комплект вооружения своих чисто гражданских моделей вертолетов:
Для стран, которым нужен легкий ударный вертолет, но которые либо не могут себе позволить, либо не нуждаются в полноценных военных возможностях H-1, Bell теперь предлагает комплект вооружения с болтовым креплением для некоторых своих гражданских вертолетов. Они начинают с одномоторного четырехлопастного вертолета 407, многие из которых находятся на военной и государственной службе по всему миру. Компания видит открытие рынка в Восточной Европе, Африке и других странах для вооруженного варианта гражданского 407 для специальных задач, который оснащен системой крепления вооружения вторичного рынка, на которую можно установить все - от пулеметов до управляемых ракет.
В комплект входят четыре станции для установки вооружения, которые могут содержать ракеты Hellfire, миниганы M134 , артиллерийские установки DAP-6, пулеметы GAU-19/B, артиллерийские установки GP-19, артиллерийские установки HMP250/400 и ракетные установки M260 или M261.
Интересно, кому это и зачем конкретно в Восточной Европе понадобились срочно легкие вертолеты, оснащенные подвесными вооружениями? Уж не на Украине ли они потом окажутся, где будут применяться против российских дронов?
Очень похоже.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание функционеров обновленного Минобороны РФ на потенциал российского легкого вертолета «Ансат», который мог бы стать хорошей платформой для превращения в «уничтожителя дронов».
Помимо чисто гражданских, у него есть модификация «Ансат-2РЦ», или разведчик-целеуказатель. Легкая винтокрылая машина имеет следующие тактико-технические характеристики: масса максимальная взлетная 3300 кг, максимальная скорость 285 км/ч, крейсерская скорость 250 км/ч, потолок 5700 метров, полезная нагрузка составляет 1300 кг.
На носу у вертолета установлена стабилизированная оптико-электронная прицельная станция ТОЭС-521. Вооружение «Ансата» представлено 12.7 мм пулеметом «Корд» и 4 точками подвески вооружения для размещения авиабомб и ракет, а именно, ракет «Игла», класса «воздух-воздух» и блоков неуправляемых ракет. Скажем прямо, для того чтобы жечь танки ВСУ где-то в Харьковской или Запорожской области этого явно недостаточно.
А вот для того, чтобы использоваться в качестве воздушной зенитки, сбивая украинские дроны в тылу, этого хватит с лихвой. Простой и относительно недорогой «Ансат-2РЦ» представляет собой оптимальную платформу, на которой можно скомпоновать и массово производить высокоэффективного перехватчика дронов. Потому ВПК следует максимально ускориться с замещением канадской силовой установки на отечественный ВК-650В.
Информация