Какая авиатехника нужна российским штурмовикам

15

Реалии СВО на Украине предъявляют высочайшие требования к тактике и уровню технической оснащенности штурмовых подразделений, вынужденных действовать на минных полях, под постоянными артиллерийскими и минометными обстрелами и в условиях господства вражеских дронов в небе.

Как отмечалось ранее в публикации, посвященной перспективам развития тяжелых военных мультикоптеров, включая пассажирские модификации, нашим штурмовикам на передовой требуются максимальная мобильность и маневренность, которую в идеале может дать только легкая авиация. В связи с этим целесообразно внимательно посмотреть и изучить опыт американских «партнеров».



«Роковые яйца»


Вооруженные силы США используют широкий ассортимент ударных и десантных вертолетов, но среди них есть один, который привлекает внимание своим необычным внешним видом. Это MD Helicopters MH-6 Little Bird, или «Маленькая птичка», как его назвала компания-производитель за компактные размеры.

Однако непосредственные потребители этого продукта, а именно американские коммандос, дали ему другое прозвище – Killer Egg, или «Яйцо-убийца». И немудрено, поскольку конструктивно вертолет похож на гигантское яйцо динозавра с хвостом и винтом, под которым на нескольких точках подвески размещена внушительная огневая мощь.


Это могут быть 30-мм авиационная автоматическая пушка, 2 пулемета калибра 7,62-мм, 2 крупнокалиберных пулемета 12,7-мм, 2 блока неуправляемых ракет, 2 противотанковые ракеты. Весьма серьезно для столь компактной винтокрылой машины, которая пустая весит всего 722 кг, а ее максимальная взлетная масса достигает 1406 кг. При экипаже в два человека «Маленькая птичка» может нести до шести пассажиров в лице американских коммандос.


Да, маленький Little Bird активнейшим образом применялся во множестве вооруженных конфликтов по всему миру. Это один из трех вертолетов, которые задействуются в спецоперациях 160-м полком специальных операций «Ночные охотники» наряду с MH-60M Black Hawk и MH-47G Chinook. Его популярность обусловливается в том числе возможностью оперативно перебрасываться в другую часть света в военно-транспортном самолете.


Винтокрылая машина используется американскими коммандос там, где для тяжелых и средних вертолетов нет места, например в джунглях или городских условиях. При этом «Яйцо-убийца» может поддержать высаженную десантную группу огнем с воздуха. Данный легкий вертолет относится к категории многоцелевых. В частности, модель AH-6C применяется для огневой поддержи, а модель EH-6E – для ведения радиоэлектронной борьбы и разведки либо как воздушный командный пункт. Отметим, что для проведения специальных операций была создана беспилотная версия A/MH-6X.

В общем и целом MH-6 Little Bird – это возрастная, но чрезвычайно успешная модель легкого многоцелевого вертолета, который актуален и по сей день. В реалиях СВО винтокрылая машина такого класса оказалась бы чрезвычайно полезной для обеспечения действий малых штурмовых групп ВС РФ. Но есть ли у нас что-то подобное?

Сделано у нас


На сегодняшний день в России есть минимум два легких вертолета, освоенных серийным производством. Это казанский «Ансат», о военизированной версии которого мы подробно рассказывали ранее, и Ка-226. О последнем стоит поговорить подробнее.

Так уж сложилось, что в период СССР производство легкой авиации было перенесено на территорию союзной Польши, где после его распада остались легкий вертолет с турбовальными двигателями Ми-2 и легкие самолеты Ан-2 и Ан-28. Производство Ка-26 у нас было прекращено в 1985 году, а модернизированный Ка-126 в серию не пошел.

Встал вопрос, что делать после полной выработки ресурсов имеющихся Ми-2 и Ка-26, и в 1990 году КБ «Камов» взялось за разработку нового легкого вертолета на базе наработок по Ка-26 и Ка-126. Якорными заказчиками его выступили МЧС, РАО «Газпром» и мэрия Москвы, взлетел он в 1997 году. Машина относится к классу многоцелевых, и ее в модификации Ка-226Т даже называют «трансформером».


Теоретический потолок вертолета составляет 4900 м, практический – 5700 м, взлетная масса выросла с 3400 кг до 3600 кг, энергоэффективная скорость – порядка 220 км/ч. Вертолет на испытаниях показал способность взлететь и сесть даже с одним мотором в аварийном режиме. Благодаря компактным размерам Ка-226Т легко использовать в горах, городе и на палубе судна.


В корабельной версии у Ка-226Т складываются лопасти, а электронная «начинка» адаптирована под агрессивную морскую среду. Легкий вертолет имеет транспортную, пассажирскую, медицинскую, поисково-спасательную, сельскохозяйственную и полицейскую модификации. Как наверняка догадались наши проницательные читатели, эта винтокрылая машина в реалиях СВО могла бы превратиться в охотника на дронов, воздушных и морских, а также использоваться спецподразделениями в качестве аналога MH-6 Little Bird.

Вот только летать он начал и летает по сей день на иностранных двигателях, как и казанский «Ансат», поскольку отечественной силовой установки соответствующего класса, на роль которой претендует ВК-650В, в серийном производстве по-прежнему нет. Разработкой занимается с 2018 года АО «ОДК-Климов», там обещают начать испытания в 2024 году.

Если двигатель все-таки в обозримом будущем появится, тогда отечественная легкая авиация сможет встать на крыло, начнется серийное производство полностью импортозамещенных «Ансатов», Ка-226 и иных летательных аппаратов, включая беспилотные.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    17 июня 2024 14:26
    Беспочвенные фантазии.
    Во первых, легкие вертолеты - самая удобная мишень, годная только дикарей гонять по пустыне.
    Во вторых, по сравнению с Little Bird - наши из статьи больше и тяжелее в несколько раз, а значит и условно дороже, заметнее, дороже в эксплуатации (что говорить, если даже простенькие Багги - это чеченская выставочная экзотика. Пиара много - изделий мизер)
    В третьих, у нас их просто нет ни мощностей для массового производства, ни пилотов, ни спроса, в отличие от ужасной Омерики, где до фига разнообразной мелкой частной авиации.
    "золотые" мелкие серии, которые никто не будет покупать, кроме госструктур, и оплачиваемые из кармана бюджета...
    Оно надо?

    Если есть классические, освоенные, боевые, вооруженные до зубов, бронированные вертолеты
  2. +3
    17 июня 2024 17:03
    Были и есть достойные внимания разработки от именитых и небольших частных КБ. Сертифицируйте, запускайте в серийное производство, в чём проблема? Или за них чемоданы не занесут и вообще на этом много не напилишь?
    1. 0
      19 июня 2024 10:52
      Сертифицировать должен разработчик, а не дядя со стороны. И это время и расходы, сопоставляя которые с возможным размером выпуска изделия, можно никогда не окупиться.
      И сейчас много изделий находятся на этапе сертификации или запуска производства с самим строительством этого производства - слишком много было разрушено во время "перестройки" эффективными менеджерами.
  3. 0
    18 июня 2024 14:44
    Теоретический потолок вертолета составляет 4900 м, практический – 5700 м

    Т. е. практика "уделала" теорию!
    1. -1
      19 июня 2024 10:57
      Это автор придумал свою "теорию".
      Число соответствует статическому потолку (ещё есть небольшой запас скорости набора высоты).
  4. 0
    19 июня 2024 10:44
    Зачем писать технически-экспертные статьи без технического образования??
    Как пришло в голову ставить 30мм пушку на легкие объекты? Даже на Як-130 это никто не предположил. Отдача!!!
    Вертолёты Ка-226 и "Ансат" не пригодны для переброски боевых групп - нужно больше машин и пилотов, чем для Ми-8. Стоимость доставки и заметность - намного превышает выгоду мобильности, где простой автомобиль дает больше возможностей и дешевую массовость.
    Удел маленьких вертолётов на войне - быстрая доставка раненых для срочной медицинской помощи в тяжелых случаях. Из-за их мелкости, невозможно установка комплексов самообороны и достаточного вооружения. Да и БПЛА более рациональны для разведки и наведения ударных вооружений.
    Говорить о военных вертолётах можно начиная с Ка-60 (собрат гражданского КА-62).
    1. 0
      19 июня 2024 11:06
      Зачем писать технически-экспертные статьи без технического образования??
      Как пришло в голову ставить 30мм пушку на легкие объекты? Даже на Як-130 это никто не предположил. Отдача!!!

      Это даже смешно. Тупые американцы не спросили какого-то русского Вампа о том, можно ли им ставить пушку на легкий вертолет или нет. laughing И за десятилетия реального боевого применения не доперли до его "экспертно-аналитического уровня". good

      Вертолёты Ка-226 и "Ансат" не пригодны для переброски боевых групп - нужно больше машин и пилотов, чем для Ми-8. Стоимость доставки и заметность - намного превышает выгоду мобильности, где простой автомобиль дает больше возможностей и дешевую массовость.

      Практика, практика, практика.... Которая опровергает "экспертные сентенции" мистера Вампа...
      1. -2
        21 июня 2024 21:12
        Цитата: Бейдодыр
        Это даже смешно. Тупые американцы не спросили какого-то русского Вампа о том, можно ли им ставить пушку на легкий вертолет или нет. И за десятилетия реального боевого применения не доперли до его "экспертно-аналитического уровня".

        Зачем им спрашивать? Они в физику могут))) потому и не ставят 30мм))) и не употребляют тяжелые наркотики))

        Цитата: Бейдодыр
        Практика, практика, практика.... Которая опровергает "экспертные сентенции" мистера Вампа...

        Конечно же мистер пустые слова, вы подтвердите свою правоту расчетами)))
        1. 0
          22 июня 2024 10:06
          Зачем им спрашивать? Они в физику могут))) потому и не ставят 30мм))) и не употребляют тяжелые наркотики))

          Ты это Вампу расскажи

          а ты их расчетами опровергни, мистер пустые слова
          1. 0
            24 июня 2024 00:03
            Цитата: Бейдодыр
            Ты это Вампу расскажи

            Что рассказать? то что ты физику в школе прогуливал? если додумался до ЛЛА и 30мм вместе?)))

            Цитата: Бейдодыр
            а ты их расчетами опровергни, мистер пустые слова

            Не, твоя фантазия ты и обоснуй)) я то в курсе проблем со впихиванием 30мм на наши ударные, а вот ты совсем нет))
  5. -1
    21 июня 2024 21:06
    Эх, АФКашил недкльку))) Вертолеты это тема для штурмовиков))) Советую автору съездить в зону СВО и рассказать о своей гиниальной идее бойцам штурмовых подразделений)))
    1. -1
      22 июня 2024 10:06
      Советую автору съездить в зону СВО и рассказать о своей гиниальной идее бойцам штурмовых подразделений)))

      А я тебе советую в принципе туда съездить, белорус yes
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        24 июня 2024 00:40
        Даже твоё видео тебя опровергает))) нет там 30, максимум .50)))
        ЗЫ: как там торпеды в серверных льдах поживают)) уже придумал как зимой лед перед пуском пробивать?))) жду с нетерпением.
  6. 0
    22 июня 2024 10:54
    Освоил три типа вертолётов: Ми-8, Ка-26, Ка-27, так вот для войны только соосная схема, она менее шумная, маневренная, ей пофиг ветер, высотность, единственное ограничение по максимальной скорости и не помню уже левого или правого виража из-за перехлеста лопостей, но думаю, что это можно в современных условиях уже решить, а вертолёт только эффективен на ПМВ, это 5-10 метров и на максимуме скорости, тут он неуязвим. Поэтому самое оптимальное развитие сегодня, это экранолёт с подпором воздуха на воздушную подушку, вот это будет реально летающая БМП, а не эти багги которые для самоликвидации...
  7. 0
    24 июня 2024 10:00
    То- то мы сейчас и видим, что на войне наших солдат массово забрасывают на ЛСБ ми-8 (самый надёжный) и пр. на бреющиз полетах!
    Это будет сразу братская могила.