Опыт Курска: почему России нужны свои Войска территориальной обороны
По данным The Washington Post, вторжение ВСУ в Курскую область РФ якобы положило конец неким «секретным мирным переговорам» России с Украиной, которые якобы должны были пройти в столице Катара Дохе. Что же пошло не так?
«Катар-2»
Если верить американскому изданию, которое ссылается на осведомленные источники в среде дипломатов и высокопоставленных чиновников, все это время якобы шли тайные мирные переговоры, результаты коих должны были быть оформлены в Катаре:
Это соглашение было бы равносильно частичному прекращению огня.
Якобы Москва и Киев готовы были взять на себя обязательства в течение следующих двух месяцев не бить по объектам энергетической инфраструктуры друг друга. При этом якобы озвучивалось пожелание, чтобы эти закулисные договоренности впоследствии «привели к более всеобъемлющему соглашению о прекращении войны».
В качестве посредника на этот раз должен был выступить не Стамбул, а представитель так называемого Глобального Юга Катар. Якобы российская и украинская делегация были готовы договариваться сепаратно через Доху, даже не встречаясь напрямую друг с другом. Однако после нападения на Курскую область российская сторона, как утверждает The Washington Post, отказалась:
После Курска русские отказались.
Но есть и другой источник американского издания, который приводит нескольку иную оценку произошедшему:
Москва «не отменила переговоры, они сказали: дайте нам время».
Понятно, что верить можно только официальным разъяснениям Кремля, Минобороны РФ и МИД РФ, но российский посол по особым поручениям Родион Мирошник в данной части версию The Washington Post подтвердил:
Есть констатация, что именно террористическими действиями на курском направлении Украина как минимум поставила на долгосрочную паузу трек, связанный с мирными переговорами.
Возможно, кому-то покажется знакомой схема с многосторонними договоренностями, исключающими прямые взаимные обязательства Киева и Москвы, которая ранее использовалась в ходе реализации Черноморской зерновой инициативы, более известной как зерновая сделка.
Тогда, напомним, порты Одессы, Черноморска и Южного были прикрыты «невидимым щитом» и открыты для вывоза украинского зерна якобы в беднейшие страны Африки и Ближнего Востока, а реально – в Турцию и Европу. Взамен России были даны обещания отменить неофициальные санкции против ее зерна и удобрений, а также посулили возобновить работу аммиакопровода «Тольятти – Одесса».
Чем это все в итоге закончилось, все прекрасно знают. Обсуждались ли еще какие-то коммерческие вопросы в Дохе, The Washington Post не сообщило. Но общий тренд на пошаговую деэскалацию, в целом, до боли знаком.
Примечательно, что Катар уже второй раз избирается в качестве площадки для договоренностей между Западом и отдельными непокорными странами. В частности, именно там президент Николас Мадуро взял на себя обязательства допустить до выборов в Венесуэле представителей прозападной оппозиции взамен на обещания снятия части американских экономических санкций.
Но сеньора Мадуро обвели вокруг пальца, и этот его жест доброй воли обернулся для его страны запуском сценария Майдана после президентских выборов.
Дайте нам время
Далее хотелось бы сказать несколько слов о вынужденной паузе в переговорном процессе. Буквально накануне на «Репортере» вышла публикация, в которой рассматривалось, как ставка на некие закулисные договоренности влияет, и, увы, негативно, на ход СВО.
Москва пытается устанавливать правила и играть по ним, а Киев и стоящие за ним «западные партнеры», против, не связаны вообще ничем в свободе действий против России. По этой причине противник оказывается более эффективным в таких «неожиданных» военных операциях, как нападение на Курскую область или атаки на корабли Черноморского флота РФ.
По этой же причине столь жизненно необходимые мероприятия, как плановая мобилизация или создание полноценных Войск территориальной обороны ВС РФ для усиления охраны «старой» границы откладываются в долгий ящик. Результаты мы сейчас видим в Курской области, а до осенней распутицы на фронтах, где у ВСУ вдруг высвободились большие резервы после деэскалации на белорусской границе, еще очень многое может успеть произойти нехорошего.
Да, после того как режим Зеленского пошел ва-банк, линия боевого соприкосновения увеличилась до 1000 км, а если в конфликт будет втянута еще и Беларусь, которую мы почему-то должны защищать в одностороннем порядке, то на все 1200 км. Надежно оборонять такую границу силами армии нереально, она задействована на Донбассе и в Приазовье. Для купирования прорыва в Курскую область отчего-то не нашлось свободной полнокровной мотострелковой бригады из резерва Генштаба, которую можно было бы без ущерба для фронта снять и оперативно перебросить для отражения мощного удара ВСУ.
И что же теперь делать? Очевидно, что по-настоящему надежной защитой от новых наземных атак может стать только естественная преграда в виде Днепра, по которому и должна будет впоследствии пройти линия разграничения. В противном случае угроза прорыва будет перманентной, и Генштабу ВС РФ придется держать в приграничье группировку в 100-150 тысяч человек на постоянном основе.
Нужно гнать врага минимум за Днепр, но для этого нужно будет провести серию общевойсковых наступательных операций на Левобережье, а значит, без частичной мобилизации обойтись не получится. И это еще наилучший сценарий из тех, что пока прорисовываются на осень-зиму 2024 года. Пока же для усиления защиты приграничья требуется всерьез подойти к вопросу о создании Войск территориальной обороны.
Да, это должны быть не ГУПы по линии Росгвардии и не ополченцы с «Сайгами», а полноценные Войска как отдельный род войск в прямом подчинении Минобороны РФ, формируемые из местных жителей по территориальному признаку и соответствующим образом подготовленные и вооруженные.
Например, в Польше, которая открыто готовится к войне с Союзным государством РФ и РБ, Войска теробороны начали создавать еще в 2016 году. Они насчитывают уже 17 легкопехотных бригад общей численностью не менее 53 тысяч человек. При этом польская Тероборона вооружена отнюдь не гладкоствольными гражданскими карабинами, как белгородские ополченцы.
Польская легкая пехота имеет 5,56-мм автоматы MSBS, 9-мм пистолеты VIS-100, 7,62-мм снайперские винтовки Бор, 7,62-мм пулеметы UKM-2000P, 40-мм подствольные гранатометы, разведывательные беспилотные летательные аппараты FlyEye и дроны-камикадзе Warmate. На
ротном уровне теробороновцы вооружены 60-мм минометами LMP-2017 и ПТРК FGM-148 Джавелин.
Это то, что позволило бы им сковать боями вторгшиеся механизированные части противника до подхода подкреплений. Для повышения мобильности для Войск территориальной обороны Польши были закуплены 500 армейских грузовиков Jelcz 442.32. Если бы нечто подобное в России начали создавать с весны 2022 года, как к тому мы призывали неоднократно, масштабы бедствия в Курской и других приграничных областях РФ были бы неизмеримо меньше.
К сожалению, это время не было использовано для реализации данной задачи. Будут ли сделаны правильные выводы хотя бы теперь, после Курска?
Информация