Как СВО дала вторую молодость самолётам ОКБ Яковлева

23

На сегодняшний день основными «рабочими лошадками» ВКС РФ являются истребители, штурмовики и бомбардировщики от ОКБ Сухого. Также имеется некоторое количество истребителей МиГ-29, МиГ-35 и перехватчиков МиГ-31, превращенных в носителей «Кинжалов». Однако в ходе СВО на Украине открылась специфическая ниша для продукции другого знаменитого ОКБ имени Яковлева. Есть ли у нее будущее?

«Война городов»


На третьем году спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины фактически превратилась в самую настоящую «войну городов», когда обе стороны противостояния обмениваются мощными ударами по тыловой военной и гражданской инфраструктуре друг друга.



Дефицит дорогостоящих высокоточных крылатых и баллистических ракет киевский режим, к сожалению, вполне успешно восполняется широким применением дальнобойных дронов-«камикадзе». Они долетают уже до Поволжья и Мурманской области, пользуясь отсутствием единой системы ПВО/ПРО над нашей страной. И это не происки вражеского ЦИПСО, а суровая реальность, что подтвердил бывший заместитель главнокомандующего ВВС РФ по ПВО генерал-лейтенант Айтеч Бижев:

Чтобы любой беспилотный летательный аппарат был обнаружен вовремя, нужно постоянно действующее радиолокационное поле, работающее 24 часа в сутки, способное обнаружить муху, если она туда залетит. Но этого пока еще нет. Локально мы способны прикрывать крупные промышленные и административные центры и объекты города типа Москвы. От пролета таких дронов не застрахован никто: ни Россия, ни США, ни Евросоюз, никто другой.

В небе над Россией летают вражеские дроны и даже компактные учебные самолеты, превращенные в беспилотники-«камикадзе»:

С учетом того, что Украина тесно работает с США и НАТО <…> против России, у нее есть возможность использовать эти устаревшие аппараты советского производства весьма эффективно, насыщая их самыми современными средствами поражения и используя американскую навигацию, в том числе спутниковые средства для наведения на цели. Это, несомненно, представляет большую угрозу для военных и гражданских объектов на территории России. Поэтому с нашей стороны предпринимаются все усилия, в том числе максимально задействуется орбитальная группировка по отслеживанию места и направления запуска беспилотников.

Решается эта проблема комплексно: с одной стороны, требуется создание сплошного радиолокационного поля над нашей страной, с другой, нужно оперативно перехватывать эти дальнобойные дроны над ее огромной территорией, для чего нужны истребители.

А еще лучше – уничтожить сам источник этой угрозы, но это совсем другая история.

«Самолет противодействия БПЛА»


По вышеуказанным причинам совершенно неожиданно крайне востребованной оказалась продукция ОКБ Яковлева, которая ранее существовала в очень узкой нише. Это учебные и учебно-боевые самолеты Як-52, Як-152 и Як-130.

О перспективах в качестве перехватчика дронов реактивного Як-130М, получившего в ходе глубокой модернизации РЛС и оптическую локационную станцию, мы подробно рассказывали ранее. В результате получился отличный истребитель вражеских БПЛА, способный отлавливать их над территорией РФ, в кабину которого вполне можно посадить даже курсантов летных училищ. Но есть и у Як-130М два младших собрата, которые также могут использоваться для перехвата дронов противника в тылу.

Первый – это легкий спортивно-тренировочный самолет Як-52. Несмотря на то, что он безоружный, на Украине приспособили его для охоты на российские разведывательные дроны. Как в Первую мировую войну, огонь по нашим БПЛА из кабины при помощи автоматического оружия и дробовика ведет бортстрелок ВСУ. И даже что-то сбивает, поэтому особо смеяться тут не над чем.

О том, чтобы превратить мирный Як-52 в перехватчик дронов, задумались и в России. Руководитель проекта модернизации ОКБ «Авиастроитель», дочерней структуры ОКБ имени Яковлева, Дмитрий Мотин, рассказал СМИ о планах компании:

Сегодня один из приоритетных проектов для нашего бюро - это модернизация учебно-тренировочного самолета Як-52 в модификацию «Самолет противодействия БПЛА» Як-52Б2. В настоящее время ожидается получение сертификата летной годности от Росавиации. Будет модернизировано навигационно-пилотажное оборудование, система РЭБ для подавления каналов связи и радиолокатор.

Як-52Б – это подзабытый проект советского легкого штурмовика, который мог бы стать неким функциональным аналогом антипартизанского бразильского «Супер Тукано». Вот только важный нюанс заключается в том, что в нашей стране этот самолет не производится и даже не производился. В рамках программы по кооперации СЭВ он с 1977 по 1998 годы собирался в Румынии на заводе Aerostar. Модернизировать имеющиеся в наличии Як-52, которые давно требуют капитального ремонта, до уровня Як-52Б2 едва ли целесообразно.

Более разумной представляется ставка на поршневой учебно-тренировочный самолет Як-152, который вместе с Як-130 являются составными частями единого учебно-боевого комплекса для российской авиации. Вот из него вполне можно было бы сделать функциональный аналог бразильского легкого штурмовика, адаптировав под перехват малоскоростных низколетящих ударных БПЛА.

Единственный и главный затык по этой программе, как и во всей нашей легкой авиации, это двигатель. Як-152 разрабатывали под немецко-российский 12-цилиндровый дизельный двигатель RED A03T V12. Его создателем является Владимир Райхлин, который в начале 2000-х годов основал в Германии компанию RED (Raikhlin Engine Development). Эта силовая установка должна была ставиться на Як-152 и тяжелый разведывательно-ударный БПЛА «Альтиус».

В 2023 году Райхлин был осужден в Германии за незаконный экспорт в Россию с 2015 по 2021 годы продукции для военного применения в обход германских санкций и приговорен к пяти годам лишения свободы. Теперь яковлевцы рассчитывают на импортозамещение двигателя:

Определены отечественные разработчики и производители авиационных двигателей, способные решить эту задачу. В настоящее время прорабатывается установка на Як-152 одного из двух двигателей российского производства. Один из вариантов - модернизация текущего двигателя на основе российской компонентной базы, а второй – адаптация под Як-152 вертолетного двигателя ВК-650 разработки ОДК.

Думается, что более реалистичным является ВК-650, который ожидается в серийном производстве в обозримом будущем. Проблема лишь в том, что на него выстроилась уже целая очередь из легких вертолетов, которым требуется отечественная силовая установка.

Вертикальный, палубный, наш?


Но есть и еще один давно забытый самолет от КБ Яковлева, который теоретически может обрести новую жизнь. Это легендарный советский Як-141, значительно опередивший свое время и вдохновивший американских разработчиков самолета короткого взлета и вертикальной посадки (СКВВП) F-35B.

Нужен ли самолет такого класса нашей стране, ведущей тяжелейшую войну на истощение ресурсов, здесь и сейчас – большой вопрос. Время тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» уходит, ему осталось прослужить еще лет 10-15. Для его палубы вполне достаточно обычных истребителей горизонтального взлета и посадки, имеющихся в наличии.

Теоретически СКВВП могли бы базироваться на двух отечественных УДК проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». Вот только заложены они были на заводе «Залив» в Керчи, в прямой досягаемости украинских ракет. Есть большие сомнения, что их позволят достроить и благополучно спустить на воду. Если и закладывать авианесущие корабли такого водоизмещения, то, наверное, это надо было делать подальше от Незалежной, где-нибудь на дальневосточной «Звезде».

Получается, что России особо негде будет реально применить палубный истребитель типа Як-141. Однако интерес к самолету такого типа высказал новый министр обороны Ирана бригадный генерал Азиз Насирзаде, заявивший, что ключевой задачей видит усиление Военно-воздушных сил путем разработки и производства «реактивных самолетов, способных совершать вертикальный взлет и посадку». Интересно!

О том, что ВМС Исламской Республики развивают свой авианесущий флот, мы подробно рассказывали ранее. Быть может, Як-141 имеет шанс получить вторую жизнь хотя бы в кооперации Яковлева с иранскими разработчиками? Глядишь, лет через 15-20 и у нас что-нибудь изменится в лучшую сторону.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    31 августа 2024 11:42
    Для борьбы с дронами лучше Ла-7 подойдёт! yes
    1. 0
      31 августа 2024 11:44
      Да, а он есть в наличии? Или двигатель для возобновления его производства?
      1. 0
        31 августа 2024 13:48
        Ну, если российские заводы АШ-82 и деревянный фюзеляж не способны произвести - то даже не знаю request
        1. +3
          31 августа 2024 14:22
          А они могут? Для них третий год моторчики для ФПВ-дронов импортозаместить гигантская проблема...
          1. -1
            31 августа 2024 14:26
            Это техника XXI века no а Ла-7 первой половины XX yes
            1. +3
              31 августа 2024 14:34
              Это техника XXI века

              Какие конкретно нанотехнологии в этих моторчиках?

              а Ла-7 первой половины XX

              Это артефакты советской империи, которые нам не под силу
              1. +1
                31 августа 2024 15:18
                Секретные, наверное, раз не можем осилить производство request
                Вы так говорите, как будто это артефакты исчезнувшей цивилизации Атлантов recourse
                1. +4
                  31 августа 2024 18:24
                  Вы так говорите, как будто это артефакты исчезнувшей цивилизации Атлантов recourse

                  А разве нет? Шайка жуликов развалила СССР и разбазарила за 30 лет его наследство. И даже Кукурузник мы сейчас сделать сами не можем, недостойчные наследники советской цивилизации.

                  Секретные, наверное, раз не можем осилить производство request

                  Проблема в кадрах, производственных возможностях и компетенциях.
      2. 0
        7 октября 2024 20:28
        https://dzen.ru/a/ZPMqKYORLBGuzheI
        Вот тут по подробней. Всё есть и даже больше.
  2. +6
    31 августа 2024 12:49
    Как СВО дала вторую молодость самолётам ОКБ Яковлева

    - а в тексте показано ,что никак не дала.

    Яки, после 2,5 года СВО, только раздумывают, как бы применить. причем нет ни заказа от МО, ни испытаний в БД..
    И пока реальность - желание продавать за бугор модернизированную версию, никак не связанную с СВО.

    Зато поток статей на одну тему, это уже далеко не первая...
  3. +3
    31 августа 2024 14:44
    А в состоянии ли будем начать производство кукурузников У-2? Или они тоже выйдут "золотыми"?
    1. +5
      31 августа 2024 14:58
      Вы шутите? Сколько лет уже бьются и не могут у нас Кукурузник перезапустить. Позорище углеводородное.
      1. 0
        7 октября 2024 20:39
        Хотелось бы по подробней: кто бьётся и где? Какой кукурузник перезапустить?
        Или только бы что ляпнуть?
        Вон на западе - нужен подобный самолёт , частники сбросились , разработали и построили. Купили и применяют. Наши частники только заявляют ,что нужен, но пусть строит государство, на свои, а мы потом решим ,а он нам нужен ? Кто мешает повторить опыт запада? Хотя , да , то что выпускают западники вообще то дорого и многие самолёты там не покупаются а берутся в аренду , но это если уверены что будет чем отдавать. У нас этой веры нет, поскольку наш российский бизнесмен только
        формируется . До этого были не бизнесмены а временщики, многие с рассуждениями как у многих тут, наворовать и тикать, или хотелось бы да не могу , но они уходят или их ,,уходят,,.
    2. +1
      1 сентября 2024 20:38
      Конечно выйдут золотыми. Когда все вечно друг за другом повторяют про компетенции, кадры ни конца, ни края не будет. Это лишь стереотипические штампы, неправильно описывающие суть происходившего и продолжающегося поныне. Когда вы слышите, "я не умею", ведь очевидно "я не хочу", либо "а зачем МНЕ это". Ведь ответ очевиден о том, что должно произойти для измерения ситуации. Ответ в прошлом, особенно в тех 69 годах. И последних годах жизни Шипунова, Северина, Симонова и многих других. Барыги не только те, они, в часах которые им не нужны, но стоят по несколько миллионов. Сейчас практически все, кто не думает о будущем пока оно не придёт. Кто произносит ОК, хорошего дня и т.д. Кто повторяет слова дешёвых недоумков в дорогих обёртках в частности о наших врагах Украине, Казахстане и прочих клятых врагах наших. Они до сих пор продолжают приучать тех, кому "не очень то и надо" разуметь самостоятельно, что у нас Родина не общая. Давайте общаться друг с другом разумно без посредничества этих живопырок. Мы внуки наших общих дедов из Ташкента, Киева, Еревана....... Не одно столетие уже. И Родина у нас одна. Родины нет только у того кто за зарплату, за пенсию выполняет приказ любого проходимца, начальника. Потому что ему не важно будущее своих детей, а только копейка здесь и сейчас. Если кто то хочет спорить о чем то, скажу следующее - спор бывает только там где нет взаимного уважения и стремления достичь правды, а она одна. Если у вас в голове гнездится что у каждого она своя, найдите себе собеседника, забудьте о моих словах, идите торгуйте.
  4. +2
    31 августа 2024 17:38
    На Украине почему-то относительно быстро приспособились применять для уничтожения наших КР и БПЛА самые различные дополнительные средства: от истребителей и вертолётов до легкомоторной авиации и БПЛА...
  5. +6
    31 августа 2024 17:58
    Если нет решимости уничтожить сам источник угрозы, то не помогут ни Як-52, ни ЯК-130, ни ЯК-141.
  6. 0
    1 сентября 2024 18:48
    Решается эта проблема комплексно: с одной стороны, требуется создание сплошного радиолокационного поля над нашей страной, с другой, нужно оперативно перехватывать эти дальнобойные дроны над ее огромной территорией, для чего нужны истребители.

    Так и было в СССР, но и тогда легкий самолет Руста сел на Красную площадь. Хоть его видели, но команды сбить не было. Сейчас боевые самолеты нацелены на Донбасс, а остальную территорию тоже надо защищать. Конечно поршневые самолеты с НР 23, ГШ 23 или хоть с пулеметом, могли бы в этом поучаствовать, в каждую область по эскадрилье, по планам теробороны. Но вот летчики должны быть опытные, всепогодные и обученные. Задача ведь важная. На эту миссию подошли бы отслужившие в ВКС ветераны. Это не сверхзвуковые истребители, справятся, если пожелают. Курсанты могли бы привлекаться ведомыми. Дежурство на аэродроме парой в готовности нр1, остальные нр2.
  7. +1
    1 сентября 2024 22:49
    Предлагаете делиться своими разработками с Ираном? С индусами уже делились, ничего кроме наглых наездов не дождались. Дай им то, дай им сё, при этом перед лягушатниками и наглами ковриком стелятся. Дошло до того, что американцев на арендованную у нас АПЛ водили. Достаточно, что продажные небратья всем подряд не свои секреты раздавали.
  8. Комментарий был удален.
  9. +1
    2 сентября 2024 09:13
    Для дрона поленицы нужен як 141 у него есть полноценный радар, я бы ему крыло побольше сделал и механизировал по максимуму, хороший самолет, в свое время мечтал на него переучиться, но союз развалили геи am
  10. 0
    4 сентября 2024 11:55
    У нас ещё много устаревших зенитно-ракетных комплексов, не имеющих возможности корректировки ракеты после старта. А в конус захвата цели по источнику тепла может попасть что угодно. Распознавание "свой-чужой" остаётся в командном модуле на земле.
    Как бы не попасть под "дружественный огонь" в сутолке и скоротечности боевого контакта.
  11. 0
    6 сентября 2024 23:50
    Давно вопрошаю: кады Як 41 в серию пойдет таки? глас вопиющего...
  12. 0
    10 сентября 2024 03:05
    А где эти Яки участвуют в боевых действиях никто не подскажет?
  13. 0
    17 сентября 2024 21:11
    Скорость самолета должна быть больше скорости цели. А если скорость одинакова, то смысла нет. Задача перехватчика - догнать и осуществить маневр для уничтожения цели.