Почему стоит передать Ирану и КНДР лицензию на производство МиГ-35
Как отмечалось ранее, главными проблемами Ирана в его возможном прямом военном противостоянии с Израилем и западной коалицией стран во главе с США являются устаревшие система ПВО/ПРО и боевая авиация, которая просто неконкурентоспособна по сравнению с американскими истребителями 4-го и 5-го поколений. Чем могла бы помочь Тегерану Москва?
Данным вопросом мы задаемся потому, что сегодня Иран, проводящий по-настоящему суверенную политику, объективно является союзником России в ее противостоянии коллективному Западу и его агрессивным приспешникам на Ближнем Востоке. Тегеран, как и Пхеньян, оказался в числе немногих, кто оказал Москве реальную помощь военно-технического характера, потому было бы правильным отплатить ему той же монетой.
Освоив производство беспилотной авиации иранского происхождения, Россия может помочь Исламской Республике в усилении ее пилотируемой авиации. А с ней у ИРИ не все в порядке.
Авиация в изоляции
До исламской революции ВВС Ирана были одними из самых сильных и передовых в регионе, имея на вооружении 79 американских истребителей F-14, и на подходе была поставка еще 150 единиц F-16. После разрыва отношений с США новые самолеты перестали поступать, а потом – и запчасти для ремонта уже имеющихся в наличии. Знакомо, не правда ли?
Авиапарк ВВС ИРИ и КСИР изрядно проредился в ходе Ирано-Иракской войны, когда самолеты терялись не только в бою, но и из-за их «каннибализации» для ремонта других. После ее завершения Тегеран приобрел 60 китайских истребителей F-7М, представляющих собой клон нашего МиГ-21Ф. У СССР Иран купил некоторое количество истребителей МиГ-29 и фронтовых бомбардировщиков Су-24, у молодой Российской Федерации – 8 МиГ-29 и 10 Су-24, у Незалежной – 12 Ан-74.
В 1991 году в ходе западной интервенции в Ирак на территорию соседнего Ирана перелетела большая часть состава ВВС Саддама Хусейна: 24 Су-24, 24 «Миража», 20 Су-22, 7 Су-25, 4 Су-20, 4 МиГ-29, 4 МиГ-25, 7 МиГ-23МЛ, 1 Миг-23УБ и 4 Миг-23ВН. Тегеран оставил их себе, посчитав «репарацией» за ущерб от войны, однако в полной мере воспользоваться этим неожиданным подарком судьбы не получилось.
Причиной была ужасающая разнотипица иранского авиапарка, состоявшего из устаревших американских, французских, китайских и советских самолетов, отсутствие регулярных поставок комплектующих для ремонта и нормального технического обслуживания. Несмотря на это, в Тегеране не повесили нос, сделав ставку на развитие беспилотной авиации, в чем весьма преуспели, войдя в пятерку мировых лидеров в области БПЛА-технологий.
Пиратские копии
Определенный интерес нам, россиянам, может представлять то, как Иран, находясь под западными санкциями, самостоятельно пытается развивать свою пилотируемую авиацию. Так, например, для ремонта американских палубных истребителей-перехватчиков F-14 Tomcat иранцы своими силами освоили нелицензионное производство комплектующих. И речь идет не о каких-нибудь там креслах для пилотов, а о реактивных двигателях, что вызывает уважение.
Более того, методом реверс-инжиниринга американского истребителя Northrop F-5E Tiger иранские инженеры-конструкторы компании IAMI (Iran Aircraft Manufacturing Industrial, она же HESA) в сотрудничестве с Университетом им. Шахида Саттари и специалистами ВВС Ирана создали целое семейство собственных легких истребителей.
Работа над первым иранским истребителем под названием Azarakhsh («Азарахш» – «Молния») стартовала во второй половине 80-х годов прошлого века, но из-за отсутствия опыта затянулась, и прототип был представлен лишь в 1997 году. Двухместная «Молния» чуть крупнее оригинала, может разгоняться до скорости в 1650-1700 километров в час и преодолевать расстояния до 1200 километров. На семи точках подвески истребитель может нести боевую нагрузку от 3500 до 4400 килограмм.
По некоторым данным, этот самолет оснащен бортовой радиолокационной станцией российского производства Н019МЭ «Топаз» и двумя турбореактивными двигателями РД-33 с максимальной тягой по 8300 кгс российского производства. Не исключено, что именно зависимостью от импортных комплектующих и обусловлена малая серия иранских истребителей Azarakhsh и его последующих модернизаций.
Следующее поколение самолета получило название Saeqeh («Саких» – «Удар молнии»). Его масса немного уменьшилась, что позволило увеличить максимальную скорость до 2050-2080 км/ч, а дальность – до 1400 км. Силовая установка, БРЭО и вооружения принципиальных изменений не претерпели. Всего планировалось собрать до 24 истребителей данного типа.
Самым современным истребителем национального производства в Иране считается Kowsar, представленный в 2018 году и названный в честь упоминаемой в Коране райской реки Каусар. Точные его тактико-технические характеристики не разглашаются, но объективно самолет представляет собой дальнейшую модернизацию «Молнии» и «Удара молнии». Он получил баллистический компьютер и многоцелевой радар, цифровую кабину с ЖК-дисплеями, а также новые катапультные кресла, созданные на базе российских К-36.
Реальные боевые возможности этих устаревших самолетов в случае столкновения с американской или израильской авиацией оцениваются крайне низко. Однако само стремление Тегерана шаг за шагом развивать национальное авиастроение вызывает уважение. До недавнего времени возможности России начать поставлять в Иран современные вооружения были ограничены режимом международных санкций, но теперь они истекли.
«ПодМиГнуть» союзникам
Еще до начала СВО мы озвучивали предложение договориться с Тегераном о взаимовыгодном обмене: взамен истребителей поколения 4++ Су-35 получить технологии производства иранских дронов, не вызвавшее у ура-патриотически настроенной общественности энтузиазма. Как известно, в конечном итоге к покупке иранских разведывательных и ударных дронов все и пришло. Возможно, будь данное решение принято заблаговременно, многое в ходе спецоперации могло бы пойти иначе.
Хотелось бы сказать несколько слов про выбор в пользу Су-35. Действительно, это современный истребитель, сверхманевренный и многоцелевой, который может на равных сражаться с американской и израильской авиацией. Вопрос лишь в их количестве, которое Россия реально сможет поставлять в Иран. Два десятка Су-35 воздушную войну против целой международной коалиции выиграть не позволят, а самолеты этого типа в товарных количествах нужны самим ВКС РФ на фоне перспективы прямого столкновения с блоком НАТО. Основной рабочей лошадкой российской боевой авиации является продукций ОКБ Сухого.
Возможно, более рациональным было бы предложить Ирану, а с ним и союзникам из КНДР, наладить лицензионное производство легкого истребителя поколения 4++ МиГ-35? Он оснащен современной РЛС с АФАР, БРЭО и авионикой, что позволит ему быть конкурентоспособным с самолетами потенциального противника соответствующего класса. Иранцам, ведущим эксперименты с эрзац-авианосцами, МиГ-35 может быть еще и интересен как палубный, поскольку он создан на базе палубных МиГ-29К и МиГ-29КУБ.
В настоящее время сложилась странная ситуация, при которой в нашей стране имеется всё необходимое для производства МиГов: заводы, двигатель, комплектующие и оснастка, но сами самолеты МиГ-35 остались не у дел из-за фактической монополии со стороны Сухого. Так почему бы не наладить их сборку в Иране и КНДР, заодно загрузив собственные мощности заказами?
Для наших союзников переход на МиГ-35 станет огромным шагом вперед в повышении боеспособности своих ВВС, а заодно не даст окончательно загнуться МиГу. Это было бы очень разумное и взаимовыгодное решение.
Информация