Почему стоит передать Ирану и КНДР лицензию на производство МиГ-35

30

Как отмечалось ранее, главными проблемами Ирана в его возможном прямом военном противостоянии с Израилем и западной коалицией стран во главе с США являются устаревшие система ПВО/ПРО и боевая авиация, которая просто неконкурентоспособна по сравнению с американскими истребителями 4-го и 5-го поколений. Чем могла бы помочь Тегерану Москва?

Данным вопросом мы задаемся потому, что сегодня Иран, проводящий по-настоящему суверенную политику, объективно является союзником России в ее противостоянии коллективному Западу и его агрессивным приспешникам на Ближнем Востоке. Тегеран, как и Пхеньян, оказался в числе немногих, кто оказал Москве реальную помощь военно-технического характера, потому было бы правильным отплатить ему той же монетой.



Освоив производство беспилотной авиации иранского происхождения, Россия может помочь Исламской Республике в усилении ее пилотируемой авиации. А с ней у ИРИ не все в порядке.

Авиация в изоляции


До исламской революции ВВС Ирана были одними из самых сильных и передовых в регионе, имея на вооружении 79 американских истребителей F-14, и на подходе была поставка еще 150 единиц F-16. После разрыва отношений с США новые самолеты перестали поступать, а потом – и запчасти для ремонта уже имеющихся в наличии. Знакомо, не правда ли?

Авиапарк ВВС ИРИ и КСИР изрядно проредился в ходе Ирано-Иракской войны, когда самолеты терялись не только в бою, но и из-за их «каннибализации» для ремонта других. После ее завершения Тегеран приобрел 60 китайских истребителей F-7М, представляющих собой клон нашего МиГ-21Ф. У СССР Иран купил некоторое количество истребителей МиГ-29 и фронтовых бомбардировщиков Су-24, у молодой Российской Федерации – 8 МиГ-29 и 10 Су-24, у Незалежной – 12 Ан-74.

В 1991 году в ходе западной интервенции в Ирак на территорию соседнего Ирана перелетела большая часть состава ВВС Саддама Хусейна: 24 Су-24, 24 «Миража», 20 Су-22, 7 Су-25, 4 Су-20, 4 МиГ-29, 4 МиГ-25, 7 МиГ-23МЛ, 1 Миг-23УБ и 4 Миг-23ВН. Тегеран оставил их себе, посчитав «репарацией» за ущерб от войны, однако в полной мере воспользоваться этим неожиданным подарком судьбы не получилось.

Причиной была ужасающая разнотипица иранского авиапарка, состоявшего из устаревших американских, французских, китайских и советских самолетов, отсутствие регулярных поставок комплектующих для ремонта и нормального технического обслуживания. Несмотря на это, в Тегеране не повесили нос, сделав ставку на развитие беспилотной авиации, в чем весьма преуспели, войдя в пятерку мировых лидеров в области БПЛА-технологий.

Пиратские копии


Определенный интерес нам, россиянам, может представлять то, как Иран, находясь под западными санкциями, самостоятельно пытается развивать свою пилотируемую авиацию. Так, например, для ремонта американских палубных истребителей-перехватчиков F-14 Tomcat иранцы своими силами освоили нелицензионное производство комплектующих. И речь идет не о каких-нибудь там креслах для пилотов, а о реактивных двигателях, что вызывает уважение.

Более того, методом реверс-инжиниринга американского истребителя Northrop F-5E Tiger иранские инженеры-конструкторы компании IAMI (Iran Aircraft Manufacturing Industrial, она же HESA) в сотрудничестве с Университетом им. Шахида Саттари и специалистами ВВС Ирана создали целое семейство собственных легких истребителей.

Работа над первым иранским истребителем под названием Azarakhsh («Азарахш» – «Молния») стартовала во второй половине 80-х годов прошлого века, но из-за отсутствия опыта затянулась, и прототип был представлен лишь в 1997 году. Двухместная «Молния» чуть крупнее оригинала, может разгоняться до скорости в 1650-1700 километров в час и преодолевать расстояния до 1200 километров. На семи точках подвески истребитель может нести боевую нагрузку от 3500 до 4400 килограмм.

По некоторым данным, этот самолет оснащен бортовой радиолокационной станцией российского производства Н019МЭ «Топаз» и двумя турбореактивными двигателями РД-33 с максимальной тягой по 8300 кгс российского производства. Не исключено, что именно зависимостью от импортных комплектующих и обусловлена малая серия иранских истребителей Azarakhsh и его последующих модернизаций.

Следующее поколение самолета получило название Saeqeh («Саких» – «Удар молнии»). Его масса немного уменьшилась, что позволило увеличить максимальную скорость до 2050-2080 км/ч, а дальность – до 1400 км. Силовая установка, БРЭО и вооружения принципиальных изменений не претерпели. Всего планировалось собрать до 24 истребителей данного типа.

Самым современным истребителем национального производства в Иране считается Kowsar, представленный в 2018 году и названный в честь упоминаемой в Коране райской реки Каусар. Точные его тактико-технические характеристики не разглашаются, но объективно самолет представляет собой дальнейшую модернизацию «Молнии» и «Удара молнии». Он получил баллистический компьютер и многоцелевой радар, цифровую кабину с ЖК-дисплеями, а также новые катапультные кресла, созданные на базе российских К-36.

Реальные боевые возможности этих устаревших самолетов в случае столкновения с американской или израильской авиацией оцениваются крайне низко. Однако само стремление Тегерана шаг за шагом развивать национальное авиастроение вызывает уважение. До недавнего времени возможности России начать поставлять в Иран современные вооружения были ограничены режимом международных санкций, но теперь они истекли.

«ПодМиГнуть» союзникам


Еще до начала СВО мы озвучивали предложение договориться с Тегераном о взаимовыгодном обмене: взамен истребителей поколения 4++ Су-35 получить технологии производства иранских дронов, не вызвавшее у ура-патриотически настроенной общественности энтузиазма. Как известно, в конечном итоге к покупке иранских разведывательных и ударных дронов все и пришло. Возможно, будь данное решение принято заблаговременно, многое в ходе спецоперации могло бы пойти иначе.

Хотелось бы сказать несколько слов про выбор в пользу Су-35. Действительно, это современный истребитель, сверхманевренный и многоцелевой, который может на равных сражаться с американской и израильской авиацией. Вопрос лишь в их количестве, которое Россия реально сможет поставлять в Иран. Два десятка Су-35 воздушную войну против целой международной коалиции выиграть не позволят, а самолеты этого типа в товарных количествах нужны самим ВКС РФ на фоне перспективы прямого столкновения с блоком НАТО. Основной рабочей лошадкой российской боевой авиации является продукций ОКБ Сухого.

Возможно, более рациональным было бы предложить Ирану, а с ним и союзникам из КНДР, наладить лицензионное производство легкого истребителя поколения 4++ МиГ-35? Он оснащен современной РЛС с АФАР, БРЭО и авионикой, что позволит ему быть конкурентоспособным с самолетами потенциального противника соответствующего класса. Иранцам, ведущим эксперименты с эрзац-авианосцами, МиГ-35 может быть еще и интересен как палубный, поскольку он создан на базе палубных МиГ-29К и МиГ-29КУБ.

В настоящее время сложилась странная ситуация, при которой в нашей стране имеется всё необходимое для производства МиГов: заводы, двигатель, комплектующие и оснастка, но сами самолеты МиГ-35 остались не у дел из-за фактической монополии со стороны Сухого. Так почему бы не наладить их сборку в Иране и КНДР, заодно загрузив собственные мощности заказами?

Для наших союзников переход на МиГ-35 станет огромным шагом вперед в повышении боеспособности своих ВВС, а заодно не даст окончательно загнуться МиГу. Это было бы очень разумное и взаимовыгодное решение.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    Сегодня, 11:46
    Статья очередная неосуществимая фантазия.
    А реальность вот она:
    https://www.uecrus.com/products-and-services/products/
    1. 0
      Сегодня, 11:53
      Почему нет, надо оперативно передать все МиГ-29 Ирану и С. Корее, и надо наладить у них производство МиГ-35М, и дело пойдёт, и Китаю надо передать Ту-22М3М, может одумаются и перестанут работать на пин.дос.ов drinks
      1. +3
        Сегодня, 12:02
        Цитата: Дмитрий Волков
        Почему нет, надо оперативно передать все МиГ-29 Ирану и С. Корее,

        Зачем им рухлядь? у них свои такие же если не лучше по БРЭО.

        Цитата: Дмитрий Волков
        и надо наладить их производство МиГ-35М, и дело пойдёт,

        Эти мантры про Миг-35 идут уже годы...как в той поговорке про халву: сколько не произноси, а во рту слаще не становится. не будет его. Да вполне возможно военная продукция не идет открытом списке на сайте ОДК списке, но вместе с тем и никаких других источников о том что идет производство РД-33МК нет, кроме как просто ссылок на производителя АО «ММП имени В.В. Чернышева», где он указан в списке продукции. И непонятно как Миг может обеспечить соблюдение сроков исполнения контракта в случае его заключения. На чем он кстати очень сильно попортил себе репутацию.

        Цитата: Дмитрий Волков
        Китаю надо передать Ту-22М3М, может одумаются и перестанут работать на пин.дос.ов

        Серьезно? вот возьмут и променяют своего основного торгового партнера на фоне которого РФ капля в море, на Б/У самолет полувековой давности? Пока что они успешно отключают оплату из РФ за свои же Юани. Очнитесь уже Китай не друг, а такой же претендент на мировое господство как и США, который затопчет конкурента если ему это выгодно и ничего за это не будет.
      2. +1
        Сегодня, 12:14
        Сегодня нашим оружием в СВО на Украине убивают граждан России. Никому ничего не предвещает, что всё может повториться. Идёт война, горит Россия, а барыги думают о наживе. В РФ дефицит всего и самолётов, и пилотов, и ракет, и БПЛА.
      3. 0
        Сегодня, 13:05
        Ирану МиГ-35 не нужен т.к. у него устаревшее БРЭО и вооружение, Иран может купить более совершенный китайский JF-17 (FC-1), но не хочет т.к. оба уступают американским самолетам.
        У КНДР есть порядка 30 МиГ-29 и лет 10 назад ФСБ пресекла попытку приобрести топливный насос для МиГ-29 за цену в 10-20 раз большую заводской. Он был украден со склада и, вдобавок, продажа была запрещена санкциями СБ ООН. Может быть и купили бы на запчасти и для пополнения парка истребителей. Не отказались бы (?) и от совместного производства МиГ-35. Использовали бы для защиты воздушного пространства и как носитель крылатых ракет (нагрузка 6,5-7 т.). Сейчас вроде МиГ-23 используют как носители ПКР.
        Сейчас КНДР динамично развивается и может вкладываться в развитие авиатехники. До ковида корейцы предлагали оплатить половину расходов на запуск в производство Ту-214, но Мантурову Ту-214 был не нужен. Как известно, сейчас Ту-214 запущен в производство и на него возлагаются определенные надежды.
        Нужен ли Китаю Ту-22М3М не знаю, но с США их связывает не только товарный обмен на что все упирают. Для Китая страшно лишиться доступа к западным технологиям т.к. в этом случае он боятся стать вместо догоняющего и обгоняющего отстающим. Вдобавок, у китайцев довольно тесные связи с США. Так США хотели обрезать доступ к технологиям ИИ Китаю, но оказалось, что хотя по численности ТОП-разработчиков в области ИИ Китай на втором месте после США в США 70% из их числа это китайцы. Китай обогнал Южную Корею по числу студентов, обучающихся в США, и занял 1 место. Если вспомнить историю, то США помогали Китаю в войне против Японии и даже отправляли летчиков-добровольцев на помощь.
        1. 0
          Сегодня, 13:30
          Ирану МиГ-35 не нужен т.к. у него устаревшее БРЭО и вооружение, Иран может купить более совершенный китайский JF-17 (FC-1), но не хочет т.к. оба уступают американским самолетам.

          И поэтому он гордо будет летать на самолетах 70-х годов прошлого века? Вам не смешно?

          У КНДР есть порядка 30 МиГ-29 и лет 10 назад ФСБ пресекла попытку приобрести топливный насос для МиГ-29 за цену в 10-20 раз большую заводской. Он был украден со склада и, вдобавок, продажа была запрещена санкциями СБ ООН. Может быть и купили бы на запчасти и для пополнения парка истребителей. Не отказались бы (?) и от совместного производства МиГ-35. Использовали бы для защиты воздушного пространства и как носитель крылатых ракет (нагрузка 6,5-7 т.). Сейчас вроде МиГ-23 используют как носители ПКР.

          Ок, то есть. КНДР МиГ-35 не помешал бы, а вот Ирану, который в двух минутах от войны с высокотехнологичным противникам, носители крылатых ракет и систем ПВО на фиг не нужен? Где логика?
          1. 0
            Сегодня, 14:34
            Ок, то есть. КНДР МиГ-35 не помешал бы, а вот Ирану, который в двух минутах от войны с высокотехнологичным противникам, носители крылатых ракет и систем ПВО на фиг не нужен? Где логика?

            Повторюсь и расшифрую ранее написанное.
            КНДР МиГ-35 пригодился бы как ударный самолет - носитель крылатых ракет и перехватчик крылатых ракет. Завоевать превосходство в воздухе он не может из-за качественного и количественного превосходства противника.
            Иран также не в состоянии ни с МиГ-35 ни с Су-35 завоевать превосходство в воздухе, 2 дюжины Су-35 он может использовать как ударные самолеты против АУГ или для нанесения удара по Израилю.
            И, извиняюсь, не понял почему у Ирана высокотехнологичный противник, а у КНДР получается нет? На вооружении Израиля и Южной Кореи стоят те же американские F-16, F-15, F-35.
      4. +3
        Сегодня, 15:08
        С Ираном и С.Кореей согласен! А вот передать Ту-22М3М Китаю, это измена родине! Китай НИКОГДА не был нашим другом, не является сегодня и НИКОГДА не будет в будущем! Так как Китай является нашим соседом, надо жить с ними хорошо. Чьими дронами убивают наших солдат бандеровцы? Угадайте с одного раза? А как воевать против России, так они из шкуры лезут, на Даманском из шкуры лезли, В Афганистане из шкуры лезли, деньгами, оружием, инструкторами утопили духов по полной! А вот России помочь, даже мизинцем не пошевелят! Это аксиома, и кто этого не понимает, тот умственно отсталый.
  2. +3
    Сегодня, 11:53
    Самолеты Ирану нужны ещё вчера. А сколько будет организовываться лицензионная сборка до выхода хотя бы 50 самолётов? Пятнадцать лет?
    1. 0
      Сегодня, 12:54
      Самолеты Ирану нужны ещё вчера. А сколько будет организовываться лицензионная сборка до выхода хотя бы 50 самолётов? Пятнадцать лет?

      Если Ирану или КНДР передать право на локализацию 50% компонентов, то они сами соберут их быстро.
  3. +3
    Сегодня, 12:09
    Как это мило решать за кого то (ну естественно во благо неразумных)... А может сначала надо Иран с КНДР спросить, нужно ли им это "счастье"?
    1. 0
      Сегодня, 12:53
      нужно ли им это "счастье"?

      А вы правда считаете, что МиГ-35 такой ужасный ужас, что лучше им летать на том, что есть сейчас? Или там стоит целая очередь из желающих поделиться технологиями?
      1. 0
        Сегодня, 13:03
        Цитата: Бейдодыр
        А вы правда считаете, что МиГ-35 такой ужасный ужас

        МиГ-35 самолет вчерашнего, максимум сегодняшнего дня и вкладываться в организацию его производства надо быть скорбным умом (прикупить какое то количество другое дело, но нет этого количества, увы вам увы... и скоро не предвидится, а не скоро не имеет смысла)
        А вот варианты с Су-75 (на манер программы Ф-35) можно было б обсудить к взаимной выгоде.
        1. 0
          Сегодня, 13:28
          МиГ-35 самолет вчерашнего, максимум сегодняшнего дня и вкладываться в организацию его производства надо быть скорбным умом (прикупить какое то количество другое дело, но нет этого количества, увы вам увы... и скоро не предвидится, а не скоро не имеет смысла)

          А что имеет смысл? Иран выжимает максимум из самолета 70-ъх годов прошлого века. Это максимум его собственных компетенций. Желающих передать современные технологии ИРИ не наблюдается.
          Так что конкретно вы видите в качестве альтернативы для иранцев, если перестать делать губы писей?
          1. 0
            Сегодня, 13:32
            Так ведь все написано, надо только дочитать до конца а не отвлекаться
            1. 0
              Сегодня, 17:33
              Весьма интересны и поучительны действия модераторов.
              делать губы писей
              не мое выражение а корректируют почему то меня.
              "он конечно чей то сын, но это наш чей то сын..." да?
        2. 0
          Сегодня, 14:09
          Весь мир летает на самолетах вчерашнего, сегодняшнего, а то и позавчерашнего дня вообще то
          1. 0
            Сегодня, 14:14
            Цитата: faiver
            вообще то

            Вообще то вам не кается, что это несколько не о том
  4. 0
    Сегодня, 12:41
    По принципу "на тебе Боже что мне не гоже" с союзниками не поступают. Надо в приоритетном порядке было бы осуществлять поставки Су-35 в Иран и КНДР, при условии их согласия и реальной оплаты. А на заводах из под МиГов расширять производство Су-57 для ВКС.
    1. 0
      Сегодня, 14:11
      вам бабушка не говорила что не стоит складывать все яйца в одну корзину?
    2. 0
      Сегодня, 16:08
      Да вы что такое пишите, Су-35 начнёт взлетать в С. КОРЕЕ, а на высоте 3 км она уже закончилась и началась Ю. Корея... :))
      Им бы лёгких самолётов побольше в классе МиГ-21, в новом современном исполнении...
  5. 0
    Сегодня, 12:50
    Очередные фантазии. Доводы в комментариях выше.
    Чтоб наладить у них производство ,надо им отдать заводы и специалистов ,а у нас их самих почти нет.
    Чертежи? сами не сделают а евреи украдут.
    1. 0
      Сегодня, 14:13
      евреи уже давно украли, так стоит ли переживать?
  6. 0
    Сегодня, 16:06
    А зачем передавать лицензию на МиГ-35 Ирану и С. Корее?
    Мы что сами не сможем выпускать и продавать МиГ-35 этим странам либо обменивать на другие виды вооружений.
    Нижегородский Сокол может выпускать по строевому авиаполку в год плюс столь же авиазавод в Луховицах, за 6-7 лет полное перевооружение ВВС С. Кореи и Ирана.
    В крайнем случае можно машинокомплекты туда поставлять, а отверточную сборку наладить на месте, пусть мнят себя великим авиастроительными державами, как ранее было с Су-30МКИ для Индии.
  7. -1
    Сегодня, 16:37
    Израильские F35 порвут Миг35, как бобик грелку с рассточния км в 150. Миг его до пуска ракеты даже не увидит. Зачем Ирану модернизированный 45ти летний самолет?
  8. 0
    Сегодня, 16:38
    Цитата: faiver
    Весь мир летает на самолетах вчерашнего, сегодняшнего, а то и позавчерашнего дня вообще то

    Те, кто воюет против повстанцев, вооруженных АКМ, -- может быть
  9. 0
    Сегодня, 16:41
    Цитата: mark1
    Цитата: Бейдодыр
    А вы правда считаете, что МиГ-35 такой ужасный ужас

    МиГ-35 самолет вчерашнего, максимум сегодняшнего дня и вкладываться в организацию его производства надо быть скорбным умом (прикупить какое то количество другое дело, но нет этого количества, увы вам увы... и скоро не предвидится, а не скоро не имеет смысла)
    А вот варианты с Су-75 (на манер программы Ф-35) можно было б обсудить к взаимной выгоде.

    А что, Су75 появился не из папье маше? Расскажите
  10. -1
    Сегодня, 16:47
    Цитата: Дмитрий Волков
    Почему нет, надо оперативно передать все МиГ-29 Ирану и С. Корее, и надо наладить у них производство МиГ-35М, и дело пойдёт, и Китаю надо передать Ту-22М3М, может одумаются и перестанут работать на пин.дос.ов drinks

    Летающих Миг29 в России практически не осталось. Из-за своего почтенного возраста они начали разваливаться в воздухе и лет 15 назад их тихонько оставили стоять в углу аэродромов. Для середины 70х это была неплохая машина, но она давно устарела.
    Ее обновленный ровестник F16 сегодня, кроме нового вооружения, имеет канал обмена данными с наземными и воздушными комплексами. Такие технологии разработчикам Мигов не снились даже в самых эротических снах...
  11. 0
    Сегодня, 18:20
    Конечно, стоит передать. Россия дажа сама не может толком собирать без западных комплектующих - может у аятолл и кимов лучше получится.
  12. 0
    Сегодня, 18:27
    стремление Тегерана шаг за шагом развивать национальное авиастроение вызывает уважение

    Уважение должны вызывать результаты, а не стремление. А результаты, как видно, никакие. Ни одна страна, включая США, никакую современную отрасль без участия в широкой международной кооперации развивать не сможет. Тем более, находясь в изоляции. Но у Ирана с Россией все получится, молитвами жрецов.