Что даст российской авиации «коромысло» РЛС над фюзеляжем?

13

В данной публикации мы продолжим тему о том, как Россия могла бы решить свою застарелую хроническую проблему с дефицитом самолетов ДРЛОиУ, что очень серьезно влияет на боеспособность ВС РФ, ВКС РФ и, тем паче, ВМФ РФ. Ввиду большой технической сложности и дороговизны ставка, очевидно, должна быть сделана на более массовые летающие радары тактического класса, но какие именно?

Як-44: самолет ДРЛОиУ «двойного назначения»?


Если не изобретать велосипед и вспомнить то, что уже когда-то сделали наши великие предшественники, то наиболее подходящего кандидата на роль тактического самолета ДРЛОиУ, чем Як-44 просто нет.



Он изначально разрабатывался как прямой аналог и конкурент американского палубного АВАКСа Grumman E-2 Hawkeye, который является «глазами и ушами» всех АУГ ВМС США. Но в отличие от него, советский Як-44 по расчетам должен был иметь возможность взлетать с трамплина ТАВКР типа «Адмирал Кузнецов» без помощи катапульты. А предназначался отечественный палубный самолет ДРЛОиУ для базирования на атомном авианосце «Ульяновск» и его трех будущих собратьях, которых так и не построили из-за распада СССР.

Для нас в реалиях СВО на Украине с перспективой прямого столкновения с натовскими контингентами важно то, что Як-44 имел не только палубную, но и наземную модификацию с улучшенными характеристиками, а также противолодочную версию. Это именно то, что нужно российским армии, авиации и флоту, но есть нюанс!

Советский самолет ДРЛОиУ проектировался под турбовинтовентиляторные двигатели Д-27 со взлетной мощностью 14000 л. с., разработанные Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко. После распада СССР он остался на Украине, превратившейся теперь для России в смертельного врага.

Де-юре Запорожье вошло в состав РФ по итогам референдумов 2022 года, и когда-нибудь этот город будет освобожден. Но было бы крайне легкомысленно всерьез рассчитывать, что украинские нацисты и их западные пособники оставят нам в целости и сохранности все эти авиационные производства. Это означает, что для перезапуска остро необходимого на фронте Як-44 потребуется импортозаместить для него силовую установку.

Однако такая задача перед отечественной промышленностью даже не ставилась, а если она все же будет поставлена сегодня, то результата можно ожидать лет этак через 10-15. Значит ли это, что про возрождение проекта Як-44 стоит позабыть?

Вовсе нет, он крайне необходим, и работы начать необходимо, чтобы получить результат впоследствии. Но надо четко понимать, что это будет достаточно долгая история. Есть ли чуть более быстрые варианты?

Дешево и сердито


Если задача будет поставлена быстро получить Н-ное количество самолетов ДРЛОиУ с тактико-техническими характеристиками невысокого, но приемлемого качества, то собрать такой «Франкенплейн» можно из уже имеющейся компонентной базы.

В частности, взять РЛК Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) от истребителя Су-35 или РЛК Н0З6 «Белка» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) от истребителя пятого поколения Су-57 и установить их побортно по несколько штук на обычном гражданском пассажирском лайнере, посадив с известным комфортом внутри операторов.

Летать такие эрзац-ДРЛОиУ смогли бы над российской территорией под прикрытием своей авиации, непрерывно мониторя обстановку на Украине. Это реально можно сделать, причем, быстро, закрыв насущные потребности фронта, что крайне актуально после того, как Киев получил разрешение на удары натовскими ракетами вглубь «старой» российской территории. Но будет ли руководство Минобороны РФ ставить такую задачу?

Есть и другой вариант создания полноценного военного легкого самолета ДРЛОиУ, несколько более долгий, чем с «Франкенплейном», но более быстрый, чем с перезапуском Як-44. За образец для подражания можно взять шведский тактический ДРЛО ASC 890, созданный на базе небольшого двухдвигательного турбовинтового самолета Saab 340, либо китайский KJ-200, построенный на базе военно-транспортного самолета Y-8 (китайская версия Ан-12).

Вместо вращающегося всеракурсного «гриба» можно из той же компонентной базы РЛК Н035 «Ирбис» или РЛК Н0З6 «Белка» собрать неподвижную РЛС в виде «коромысла» или «доски», установив ее над «хребтом» у самолета. А вот носители такого летающего радара могут быть разные.

Вариант первый – это турбовинтовой региональный самолет Ил-114-300, который мог бы стать прямым аналогом шведскому ASC 890. Российский лайнер, в отличие от Як-44, давно обещают вот-вот пустить в серийное производство. Если и правда запустят, на его базе можно получить приличный тактический самолет ДРЛОиУ, который не стыдно принять официально на вооружение Минобороны РФ.

Второй выглядит еще более дерзко – установить упомянутую «доску» на некоторых истребителях-бомбардировщиках Су-34 или истребителях Су-30СМ, обеспечив легкими тактическими самолетами ДРЛОиУ ВКС РФ и Морскую авиацию ВМФ РФ. В отличие от тихоходных громадин, реактивные самолеты могли быть действовать в составе звена, обеспечивая максимальную информационную осведомленность. Управлять воздушным боем должен будет оператор из кабины, явно прибегая к помощи боевого искусственного интеллекта, максимально автоматизирующего процесс.

Если данное техническое решение окажется реально востребованным, впоследствии можно рассмотреть вопрос об оснащении радарами ДРЛОиУ истребителей палубной авиации, частично компенсируя отсутствие Як-44. В качестве перспективных самолетов для палубной авиации перспективных российских авианосцев могли бы выступить истребители пятого поколения Су-57 и Су-75.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    Вчера, 14:25
    Про Як-44 можно забыть, это такая же мрия, как возврат 404й к границам 1991г. Документации нет и не известно в каком она состоянии в КБ, может ее там уже на макулатуру сдали. Двигателей нет. БРЭО надо абсолютно новое под него. Сам самолет в те времена так и не прошел испытаний. Производить негде, специалистов по нему тоже нет. В общем RIP, помним, скорбим. Выкидываем мечты про универсальный самолет для ВМС и ВКС с возможностью посадки/взлета на авик, иначе эта эпопея будет дольше чем с А-100. И просто берем борта находящиеся сейчас как минимум в эксплуатации в достаточном количестве, в идеале находящиеся в серийном производстве сейчас.
  2. +4
    Вчера, 15:11
    Переиначив немного Филатова можно сказать

    Пусть министр проявит прыть
    и попробует добыть
    то чего у нас сегодня
    вообще не может быть


    Лучше синица в руке, чем соловей в небе. Дмитрий верно пишет, нужно использовать то, что имеем, здесь и сейчас.
  3. -3
    Вчера, 16:21
    Усилить ПВО, закрыть периметр со стороны Украины можно за 2 месяца. Ставьте по периметру опоры ЛЭП высотой 50 метров, если есть телевизионные вышки высотой 100 метров, то ставьте их, расстояние между вышками 40-50 км. На вышку можно ставить РЛС, какая есть. Одна вышка монтируется за неделю, десять бригад поставят 10 вышек за одну неделю. 20 вышек, это периметр 1000 км. Есть всё чтобы это сделать. Бригады есть, которые устанавливают ЛЭП. Осталось только получить решение властей. Самолёты, это хорошо, но по времени, это годы. А-100 начали НИОКР в 2000 году, а сейчас 2024 год, самолёт до сих пор не сдали, так будет и с другими.
    1. 0
      Вчера, 22:56
      А-100 начали НИОКР в 2000 году, а сейчас 2024 год, самолёт до сих пор не сдали, так будет и с другими.

      Разве 2000? У нас контора немного поучаствовала в этом. Делала кусок кода для цифровой модели. И был это 2013-2014 годы.
      1. 0
        Вчера, 23:40
        Увы, начало 2000 год, потом передали в другую контору, а 2013-2014, это уже когда начальство сделало фальстарт. Первоначальным сроком старта эксплуатации А-100 был назван 2014 год. Вот, что пишут.
        На заре реализации проекта «Премьер» генералы отечественной оборонки руководствовались принципом «Зачем делать самим, если можно купить». В результате в разработки российского ВПК того периода закладывались европейская, американская, китайская и т. д. элементные базы. Коллективный Запад воспринимался исключительно в качестве партнера, а «санкционные ограничения» казались чем-то нереальным.
        Но вместе с предполагаемым стартом эксплуатации А-100 «Премьер» в 2014 году пришли санкции — и оказалось, что собирать новый самолет ДРЛО-У просто не из чего. На необходимую номенклатуру компонентов наложены санкционные ограничения, а своего нет и в ближайшей перспективе не предвидится. Те немногие уцелевшие в лихие девяностые российские производители микроэлектроники оказались не способны обеспечить их производство, а то, что они в состоянии были произвести, актуальным считалось лет 15−20 назад. А с точки зрения технологий и того больше.
        Поэтому сегодня мы имеем прекрасную антенну, практически современную радиолокационную станцию и превосходный летающий самолет, но без возможности объединения всех этих изделий в функционирующий перспективный комплекс. Отечественных чипов еще нет, иностранных нет уже.
    2. 0
      Сегодня, 09:08
      Цитата: vlad127490
      Усилить ПВО, закрыть периметр со стороны Украины можно за 2 месяца.

      Можно и за неделю. Взять дешевых радаров, с радиусом действия в пару км и разместить их на вышках сотовой связи. Их миллион натыканы по стране, на довольно небольшом расстоянии друг от друга.

      PS Украинцы почти так же и сделали - их обнаружение Гераней, это сеть звукоуловителей на таких же вышках.
  4. Voo
    +3
    Вчера, 17:08
    Что даст российской авиации «коромысло» РЛС над фюзеляжем?

    Для начала - пищу для теорий различных экспертов в области коромысел.
  5. 0
    Вчера, 19:25
    Что даст российской авиации «коромысло» РЛС над фюзеляжем?

    Ничего!
    Ни "коромысло", ни "гриб", и никакие другие наросты, хоть над, хоть под фюзеляжем!
    Потому что этого нет, и не будет в ближайшее время, ничего нет ни для этой, ни для других "продвинутых" идей: ни самолётов, ни оборудования для них, ни подготовленных специалистов, ни современной электронной начинки, нет ни-че-го!!!
    И в первую очередь, полное отсутствие микроэлектроники в промышленных масштабах.
    Крупнейший в России производитель полупроводников — компания «Элемент», которая контролирует 51% российского рынка полупроводников. Это единственная российская компания полного цикла с собственной разработкой и производством готовых микрочипов.
    Но в плане технологического развития компания, как и весь российский рынок, сильно отстает от продвинутых представителей индустрии. «Элемент» способен производить собственными силами чипы по технологии 90 нм — этот технологический процесс был освоен в мире еще в 2002 году. Компания умеет разрабатывать 22-нанометровые чипы, но производить их собственными силами не может из-за отсутствия необходимого оборудования.
    В мире сегодня называет чипы новой нефтью, и для этого есть как минимум две причины. Как и нефть, чипы обеспечивают экономический рост: они лежат в основе производства всей современной электроники, и чем более производительными становятся чипы, тем более весомого технологического прогресса они позволяют добиваться.
    А во-вторых, полупроводники, как и сырье, — это мощный инструмент влияния. Создание современных производств чипов — самый сложный технологический процесс из всех известных человечеству. И тот, кто освоил его лучше других, не только получает конкурентное экономическое преимущество, но и может диктовать свою политическую волю. Но сегодня ни одна страна в мире, включая США, в одиночку не сможет решать все вопросы, чтобы локально, внутри себя, обеспечивать производство микропроцессоров на сто процентов!!
    Тем более, государство-изгой Россия, которая ещё во времена СССР отставала в этой области на 10-15 лет от Запада, и которая за четверть века махрового воровства утратила даже принципиальную возможность хотя бы приблизиться к лидерам в ближайшие пятьдесят лет...
    1. 0
      Вчера, 20:01
      Цитата: Spasatel
      Создание современных производств чипов — самый сложный технологический процесс из всех известных человечеству.

      Ну... есть процессы сопоставимые по сложности если не сложнее)))
  6. ksa
    0
    Вчера, 21:26
    Балку поперечную прифигачить к истребителю... Подковать блоху?
    1. +1
      Сегодня, 08:41
      Балку поперечную прифигачить к истребителю...

      Не поперечную, а продольную. laughing

      Подковать блоху?

      Это будет уже не истребитель, а легкий самолет ДРЛОиУ, способный действовать совместно с истребителями. Новый класс фактически.
  7. 0
    Сегодня, 10:53
    быстро и эффективно была проведена только операция по уничтожению самолетов ДРЛО...
  8. 0
    Сегодня, 10:59
    Еще быстрее можно подвесить всю аппаратуру на дирижабль или воздушный шар, а специалистам даже на борту нет необходимости находиться - сиди в бункере или КУНге на земле. Потолок 8000-10000 не проблема.