«Актуализация» программы ПД-14: как МС-21 превращается в долгострой

15

Снова мы возвращаемся к теме многострадального российского гражданского авиапрома, планы развития которого непрерывно подвергаются «корректировке и актуализации» в меньшую сторону и растягиваются на более длительные сроки. Теперь «актуализации» подверглась программа производства того, без чего самолет в принципе не в состоянии взлететь, а именно двигателей.

Пламенный мотор


Дурные вести принесло издание «Известия», которое опубликовало комментарий пресс-службы Минпромторга РФ, посвященный изменениям в программе производства двигателей для трех моделей авиалайнеров, направленным на «синхронизацию планов с положениями Комплексной программы развития гражданской авиаотрасли (КПГА) до 2030 года»:



Производство двигателей осуществляется в соответствии с договорами поставки, заключенными с производителями воздушных судов. Изготовление двигателей ранее сроков, предусмотренных договорами, экономически нецелесообразно и связано с возникновением расходов по хранению двигателей, консервации.

В цифрах «актуализация планов» выглядит следующим образом: в 2025 и 2026 годах было запланировано выпустить 192 силовые установки для современных отечественных лайнеров, а теперь – всего лишь 128, если получится.

В будущем году на авиасборочные предприятия должны были быть отгружены 66 двигателей: 24 штуки ПД-8 для импортозамещенного ближнемагистрального «Суперджета-100», по одному на каждое крыло, 30 ПД-14 для перспективного среднемагистрального лайнера МС-21 и 12 ПС-90, которые ставятся и на среднемагистральные Ту-214 по два на каждый, и на дальнемагистральные широкофюзеляжные Ил-96 в количестве четырех штук на самолет. В 2026 году количество авиационных силовых установок должно было заметно возрасти, до 126 единиц – 48 ПД-8, 48 ПД-14 и 30 ПС-90.

Отметим, что сертификация чрезвычайно актуального двигателя ПД-8 до сих пор даже не завершена. Сертифицированный ПД-14, остро необходимый для производства среднемагистральных лайнеров МС-21, в текущем году Объединенная двигателестроительная корпорация смогла передать заказчику только в количестве двух штук, хотя обещано было 12!

«Актуализированные» планы Минпромторга теперь выглядят так. В 2025-м обещано произвести всего 24 двигателя против 66: 6 ПД-8, 7 ПД-14 и 11 ПС-90, а ‎в 2026-м – 104 против прежних 126, а именно 44 ПД-8, 28 ПД-14 и 32 ПС-90. Не сильно удивимся, если и эти планы впоследствии подвергнутся очередной корректировке в меньшую сторону. Что делать?

Запасной аэродром


Для понимания: доля импортных комплектующих в ближнемагистральном «Суперджете» изначально доходила до 80%, в среднемагистральном МС-21 она оценивается на уровне в 50-60%, а в советском среднемагистральном Ту-214 составляет, по некоторым данным, 13%. То ли это компоненты, производившиеся в бывших советских республиках, то ли что-то из импортного западного.

Как бы то ни было, масштаб бедствия налицо. Санкции в отношении отечественного авиастроения начали вводиться после событий 2014 года на Украине. На дворе уже конец 2024-го, но воз импортозамещения и ныне там. Со стороны создается стойкое впечатление, что проблемы только множатся, а простых решений нет, о чем могут свидетельствовать последние перестановки в руководстве отрасли, о которых рассказывали недавно.

Наверное, пора уже честно признать, что перспективный лайнер МС-21 превратился в проблемный долгострой. Разработчики хотели прыгнуть выше головы, собрав действительно хороший самолет с широким применением импортных компонентов, но это сыграло с проектом злую шутку.

Западные санкции вынудили искать замену иностранным композитным материалам для крыльев и элементов фюзеляжа самолета. Потом на него установили отечественные бортовые системы, не предусмотренные изначальной проектной документацией. В итоге с 45,7 тонны с американскими двигателями и западной начинкой пустой МС-21 в импортозамещенной версии стал весить 49,2 тонны.

Соответственно, ухудшились его тактико-технические характеристики, и перспективный лайнер потерял свои конкурентные преимущества, превратившись в проблемный. Пришлось начать импровизировать на ходу, разрабатывая укороченную и облегченную версию среднемагистрального самолета. А теперь еще и срыв планов по производству двигателей ПД-14 для него…

Если посмотреть по цифрам в упомянутом выше плане, то реально его выдержать отечественная промышленность способна по силовой установке ПС-90А, давно освоенной серийным производством. С учетом куда меньшей доли импортных компонентов это означает, что среднемагистральный лайнер советской разработки Ту-214 реально имеет куда большие перспективы, чем более современный МС-21.

Да, Ту-214 в версии с двухчленным экипажем крайне востребован на гражданских авиалиниях, с трехчленным – у военных, например, как разведывательный самолет Ту-214Р, как остро необходимый фронтовой носитель РЭБ и как противолодочный самолет для морской авиации ВМФ РФ.

По всей видимости, производство лайнеров данного типа надо не только увеличить, но и масштабировать путем развертывания его в Ульяновске. То же справедливо и для мощностей по производству силовых установок для российских самолетов всех типов. Перспективный МС-21 будет доводиться до ума еще достаточно длительное время, каких-то чудес, увы, не предвидится.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    6 декабря 2024 13:14
    Спасибо автору. Реально и правдиво показана ситуация с конкретным вопросом в авиации. Мной, 2016 году на профильном сайте предлагалось наладить массовое производство Ил-96 и Ту-204/214, ещё восстановить Ан-2, разработать для него современный бензиновый двигатель на АИ-95-98. Тогда вопрос касался сохранения и развития авиационной промышленности России. Предлагалось для использования отечественных самолётов создать казенное предприятие, на котором сосредоточить все наши самолёты. Увы, победили Airbus и Boeing. Это называется упущенное время, которое восстановить невозможно. Надежда только на два самолёта Ил-96 и Ту-204/214.
    1. 0
      6 декабря 2024 19:53
      забудьте про Ил-96, ВАСО давно в пятой точке
      1. +2
        6 декабря 2024 22:12
        Забыть то можно, вот только на чём летать. Запад, Airbus и Boeing показали, что надо своё иметь, пусть хуже, но своё. Китай, это тоже чужое. Китай в 1960 годах ярко себя показал, как можно предать СССР, если не знаете, почитайте историю, очень поучительная.
        Есть стратегические и тактические цели, задачи. Развитие авиационной промышленности РФ, это стратегическая цель. Сейчас производство ИЛ-96 и Ту-204/214, это также стратегическая цель РФ.
        Всем понятно, что без самолётов далеко не уедешь. Поезд Москва - Владивосток едет 7 суток, на Камчатку и Чукотку только самолёт, можно конечно и на перекладных добраться за пару недель. Выбора нет, называется это "приехали".
        Остаётся лошадь, она ест сено, ей керосин не нужен и импортные запчасти ей тоже не нужны.
        1. +1
          7 декабря 2024 08:32
          сам живу на севере и прекрасно понимаю значение авиации для нашей страны, от меня до Москвы шесть часов лететь, кстати я летал на Ил-96 пару раз, согласен гражданское авиастроение надо востанавливать
  2. +7
    6 декабря 2024 13:18
    Что делать?

    Извечно русский вопрос sad Но ответ то есть, его знали Иосиф Виссарионович и Лаврентий Павлович, вопрос в другом - кто их знания правильно применит?
    Ссылка на то, что хранить готовую продукцию ну оче-е-ень дорого, говорит о том, что Минпромторге уже на столько оборзели, что даже сколь нибудь правдоподобное объяснение придумать не пытаются.
  3. +6
    6 декабря 2024 13:31
    Путин всё своё правление, паразитировал на советском наследии, при этом уничтожая это советское наследие. А своего то оказывается и нет, и создать не могут. Потому что уничтожено:образование, машиностроение, электроника. На третьем году СВО, образованный руководитель уже бы понял, что он ошибался проводя либеральную политику. И развернулся на 180 градусов. Но плохо другое. В окружении Путина нет людей которые бы его вразумили.

    3 августа 2016 г.:

    Учителя, которые недовольны своими зарплатами, могли бы пойти работать в бизнес.

    16 сентября 2024 г:

    В российских учебных заведениях наблюдается нехватка преподавателей математики и естественных наук, ухудшается качество знаний учеников по этим предметам.

    Дмитрий Медведев.
    Героев СВО надо ставить командовать взводами, ротами, полками, дивизиями, а не ставить на чиновничьи должности. Войну надо сперва выиграть!
  4. +2
    6 декабря 2024 13:50
    ПД-14 - я так и не понял, кто его должен производить - Пермь или Рыбинск?
    Последний катера сейчас строит, а Пермь на ракеты и взрыватели пашет. Чем авиадвигатель занят - загадка, но колледж построен. Может, работают?
  5. +1
    6 декабря 2024 14:12
    Но Тушки почему то усиленно зажимают и динамят. Ничего не делают, даже в планах всего 2 штуки в год!
    1. +2
      6 декабря 2024 22:21
      Ждуны в кремле надеются, что снова им разрешит запад брать Airbus и Boeing, вот они и ставят палки, тормозят развитие своей отечественной авиации, не дают выпускать ИЛ-96 и Ту-204/214.
      1. +2
        6 декабря 2024 22:49
        Скорее это предательство и саботаж. Скорее им с запада платят за эти "палки в колеса".
  6. +2
    6 декабря 2024 21:34
    уважамемый автор прав , самое надежное это ту 214, освоен уже взлетел, насчет экипажа, са не летаю но смотрю по авиакатастрофы, третий человек в экипаже не лишний, и не так оо это и дорого еще одна зарплата, в общей масае затрпат небольшая доля, хотя от мс 21 возможно не надо отказыаться, но отложить на перспективу и выпускать в серию ту214 сразу на нескольких заводах, заказали всего 11 пс 90 , причем возможно не все пойдут на новые самолеты, то есть ту 214 в кроличестве и не более 5 .... скорее всего гражданская авиация их вообще не получит раньше 2027, и недоведенных мс 21 и суперджет тоже, а нужно усиливать серию ту 214 в 2025 чтобы начать поставлять самолеты в гражданскую авиацию
  7. +2
    7 декабря 2024 10:29
    Эффективность уничтожения авиапрома не снижается...Видно на подходе новое поколение ничего не умеющих и ни за что не отвечающих...
    1. +3
      7 декабря 2024 13:15
      В кремле, в правительстве сидят "ждуны", которые создают такие условия, чтобы не было отечественной авиации, не было своей авиационной промышленности. Их действия и взоры направлены на запад, они требуют вернуть Airbus и Boeing, вернуть возможность брать откаты.
  8. +2
    7 декабря 2024 18:05
    Помнится кто-то обещал 1000 новых самолётов к 2030, считай 5 лет осталось. Как хорошо этому "кто-то" живётся, просто рот открываешь и все сразу довольны. Ну ещё иногда красную линию нарисовать.
  9. 0
    8 декабря 2024 05:02
    Ситуация с самолётами напоминает притчу об ишаке и падишахе. А по сути эта история напоминает банальный многолетний "распил" бюджета вместе с навешиванием лапши на уши президента.