Чем опасен и выгоден России перенос производства Су-57Э в Индию?

150 172 22

Совсем недавно стало известно о том, что Алжир станет первым иностранным покупателем новейшего российского истребителя 5-го поколения Су-57Э. Теперь же Рособоронэкспорт сообщает о готовности Москвы развернуть производство этих самолетов непосредственно в Индии. Насколько выгодной и оправданной для нашей страны является подобная сделка?

Следует отметить, что именно Индия изначально рассматривалась РФ в качестве основного зарубежного рынка сбыта Су-57Э. Его экспортная модификация получила название FGFA (англ. Fifth-Generation Fighter Aircraft).



Разложили яйца


Компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) брала на себя разработку бортового компьютера, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты истребителя 5-го поколения для нужд индийских ВВС. Однако потом индийские власти перемудрили, перехитрив самих себя.

Главный принцип Нью-Дели при выборе иностранного поставщика вооружений состоит в том, чтобы не попадать в критическую зависимость от кого-то одного. Поэтому на авиационном рынке Индии исторически сформировалась дуополия из России и Франции. Ключевым требованием была организация лицензионного производства большей части покупаемых истребителей на месте с высокой степенью локализации.

Например, у российского экспортного Су-30МКИ, главной «рабочей лошадки» индийских ВВС, степень локализации уже дошла до 60%. Кроме того, Нью-Дели имеет собственную авиастроительную программу, в рамках которой был создан легкий истребитель HAL Tejas Mk 1 и его модернизированная версия Tejas Mark 2, которая относится уже к среднему классу MWF, или Medium Weight Fighter. Полететь он должен на американском двигателе GE-F414-INS6 от Boeing F/A-18E/F Super Hornet, производимый по лицензии.

Большие надежды индийцы возлагают на собственный перспективный истребитель 5-го поколения, разрабатываемый в рамках проекта AMCA. Однако с ним главной проблемой является отсутствие двигателя 5-го поколения. Истребители первого этапа полетят все на том же GE-F414-INS6, а для разработки полноценной силовой установки последнего поколения индийская HAL и французская Safran подписали Меморандум о взаимопонимании о развитии промышленного сотрудничества.

Однако ни своего национального истребителя 5-го поколения, ни российско-индийского Су-57Э Нью-Дели на сегодняшний день не имеет, поскольку сам же вышел из программы FGFA. По некоторым данным, основным камнем преткновения стало требование о локализации производства в Индии отечественной силовой установки 5-го поколения «Изделие 30».

И это очень большая программа для Индии, поскольку соседний и не совсем дружественный Китай уже произвел более двух сотен собственных истребителей 5-го поколения J-20. Этот технический разрыв с истребительной авиацией потенциального противника с тревогой отмечает издание The New Indian Express:

Сегодня мы смотрим на пятнадцатилетний разрыв в авиационных технологиях между нами и Китаем, и, даже если мы собираемся создать наши самолеты пятого поколения к середине 2030-х годов, разрыв к тому времени увеличится до 25 лет.

В общем, перемудрили индийцы с завышенными требованиями и получили критическое отставание от ВВС НОАК. Вариант прикупить истребители 5-го поколения есть у США, на что недавно намекал Дональд Трамп, но имеются политические риски в любой момент попасть под санкции, как Турция с F-35B.

Поэтому Россия с ее успевшим повоевать Су-57 сегодня является безальтернативным поставщиком для Нью-Дели. Но вот нужно ли это теперь нашей стране?

(Не)приемлемые риски или (не)вероятные возможности?


О том, что РФ готова не просто продавать, но даже совместно производить Су-57Э в Индии, сообщил гендиректор Рособоронэкспорта Александр Михеев:

В числе наших предложений – поставка готовых самолетов, организация их совместного производства в Индии, а также оказание содействия в разработке индийского истребителя пятого поколения.

При достижении соглашения производство может быть развернуто на мощностях HAL, где уже много лет собираются российские Су-30МКИ. К слову, отечественные авиадвигатели в число производимых по лицензии компонентов не входят. В этом случае Индия получит уже проверенный в бою истребитель 5-го поколения, пусть и с урезанными в экспортной версии тактико-техническими характеристиками.

А что, кроме рупий, получит Россия? Мнения по этому поводу разделились.

С одной стороны, как справедливо отмечают критики, перенос производства в Индию несет в себе риски утечки технологий самого современного российского истребителя, что может быть чревато в канун возможного военного столкновения с блоком НАТО напрямую. Нью-Дели нам не друг и не союзник и отстаивает лишь свои национальные интересы.

С другой стороны, получение столь серьезного якорного заказчика, готового купить до двух сотен самолетов данного класса для противостояния с китайским J-20, и это вдобавок к алжирскому заказу, может стать шагом для вывода программы Су-57 на новый международный уровень. Напомним, что всего для нужд ВКС РФ было запланировано произвести 76 истребителей 5-го поколения.
Если сравнивать с американским F-35, которых продано по всему миру более 1100 штук, это очень-очень мало.

Техническая сложность Су-57 вкупе с относительно малой серией ведет к высокой стоимости конечного изделия. Если же будет получен твердый долгосрочный заказ на производство и поставку нескольких сотен самолетокомплектов, это потребует соответственного увеличения объемов производства авиадвигателей, авионики, БРЭО и прочей оснастки, что благотворно скажется на соотношении цена-качества Су-57 и Су-57Э. Это позволит привлечь к нему внимание и иных зарубежных заказчиков, кроме Алжира и Индии.

Также не стоит забывать, что Су-57 очень сильно технически унифицирован с его младшим собратом Су-75. Легкий многоцелевой однодвигательный истребитель 5-го поколения крайне востребован не только в ВКС РФ, но и на международном рынке. Увеличение объемов производства комплектующих для обеих «Сушек» только пойдет им на благо при всех сопутствующих политических рисках.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    13 марта 2025 12:10
    Пусть лучше пляшут! А самолёт покупают готовым.
  2. +3
    13 марта 2025 12:20
    Как бы индийские рупии России поперёк горла не встали.
    Как отреагирует Китай на такую "помощь" Индии? Чем это обернётся для России?
    Техническая сложность Су-57 приведёт к повышению аварийности в индийских ВВС.
    Кого будут винить индусы? Риторический вопрос.
    1. -2
      13 марта 2025 14:17
      Если товар покупают, его нужно продавать , пока есть возможность продать. По поводу страхов,- несколько оснований за продажу Су-57 Индии. Во-первых, Индия не граничит с РФ (непреодолимые Гималаи), конфликтных проблем значительно меньше , да и дружба с Индией повлияет на сговорчивости КНР. Рупии истратить возможностей зашкаливает, особенно при санкциях к РФ, только наши зажиревшие управленцы разучились работать (при водопадах денег от углеводородов). Пятое поколение самолётов уже на исходе своего пика, подходит шестое, так и потери первенства не значимы. Аварийность , это проблема индийцев (умудрились сжечь нашу ПЛ у пирса).. Продажа странам вооружения приближает политически эти страны, и другие бонусы. Вывод: продавать и поболее, даже с технологиями, только полученные деньги не выводить по частным лицам и офшорам, а развивать свои технологии далее.
    2. +4
      13 марта 2025 14:40
      Цитата: prior
      Как отреагирует Китай на такую "помощь" Индии? Чем это обернётся для России?

      А нам не всё равно, как Китай отреагирует? Мы регулярно узнаём о прекращении сотрудничества его финансовых и других организаций с Россией. Мы всегда будем для Китая на одном из последних мест, а на первом будут США и ЕС.
    3. +2
      13 марта 2025 22:13
      Как отреагирует Китай на такую "помощь" Индии?...

      Олигархам РФ на это пофигу, им главное бабло срубить.
  3. +3
    13 марта 2025 13:17
    косоротый эффективный менеджер такой...уже китайцам и сша все технологии отдали в 90-х! всё повторяется!!! Напоминает
  4. -4
    13 марта 2025 14:19
    Су- 57 это стелс самолёт который получился не совсем стелс. Прямые каналы воздухозаборников, переплётный фонарь, нет радиоотражающего покрытия фонаря. Формы фюзеляжа вызывают вопросы и это только то что бросается в глаза. Поэтому его массово не строят и пытаются сбагрить кому угодно.
    1. +2
      13 марта 2025 15:06
      Ну так при его создании и не стояла задача упороться в цифры меньше чем у F-35 или даже F-22. Задача стояла создать малозаметный самолет который по совокупности характеристик самого носителя и новых средств поражения выносил бы все существующие самолеты противника в одну калитку. И в целом один на один как сферический конь в вакууме он так и сделает. А в реальности ему ой как нужен саппорт современных средств разведки и наличие современного информационного поля, то есть того, что составляет "экосферу" самолетов 5 поколения, это то что есть у США но к сожалению нет у нас.
      1. +2
        13 марта 2025 22:19
        Ну так при его создании и не стояла задача упороться в цифры меньше чем у F-35 или даже F-22. Задача стояла создать малозаметный самолет который по совокупности характеристик самого носителя и новых средств поражения выносил бы все существующие самолеты противника в одну калитку. И в целом один на один как сферический конь в вакууме он так и сделает.

        Чем меньше ЭПР, тем меньше расстояние на котором самолёт может быть обнаружен. Чем меньше ЭПР тем больше вероятность что головка самонаведения ракеты его не захватит. Чем меньше ЭПР тем меньшая энергия нужна для создания помехи, которая "закроет" самолёт. Т.е. ЭПР ключевой параметр современного самолёта. И никакие другие примочки вроде свехманевренности, сверхзвуковой скорости, его не заменят.
        Про новые средства поражения смешно читать, мы в СВО вошли с системой точного бомбометания свободнопадающими бомбами Гефест. Это аналог американской системы Норден разработанной до второй мировой войны и в этой войне активно применявшейся.

        А в реальности ему ой как нужен саппорт современных средств разведки и наличие современного информационного поля,

        Золотые слова. Это недостаток всей нашей боевой авиации и Су-57 к сожалению тоже страдает этим недостатком, кстати к стелсхарктеристиком отношения не имеющим.
  5. +4
    13 марта 2025 14:56
    На мой взгляд с Индией связываться не стоит. Да страна с почти 1,5 млрд населения и претензиями на региональное лидерство это очень хороший рынок для нашего ВПК. Но Индия это считай проходной двор для бритов с одной стороны и вечно мечущиеся не пойми чего хотящие истерички - с другой. Да если планировать большие продажи на экспорт Су-57/75 надо новые заводы, и идеально на своей территории для максимальнй экономической и промышленной отдачи. Но если выбирать где строить заводы за границей, я бы смотрел в сторону давнего и надежного союзника России/СССР но незаслуженно забытого в информационном поле - Монголию. Во-первых у нас с ней общая граница. Во-вторых - логистика и возможность защитить в случае чего свои вложения. В-третьих это буфер между нами и Китаем и углубление экономических и военных связей тут только в плюс. А с Индусами можно организовать там СП если ни так хотят поучаствовать.
    1. +1
      13 марта 2025 19:11
      Вкладываться в Монголию, - рассмешили... Скульптура Чингис-хана многодесятиметровая, с определённым национальным самомнением и намёком. Рабочих в Монголию завозить откуда, Вьетнама , Африки или Китая. - всё завозить и всё построить для промышленного кластера, там, кроме лошадей, кизяка и пастухов, больше нечего искать.. По британцам в Индии, помнят колониальное прошлое и как раз хотят поквитаться с англичанами за прошлое, особенно при сегодняшнем руководстве Индии. Этот коммент ваш , весь мимо...
  6. +2
    13 марта 2025 15:59
    Су-57, это высокие технологии. Продавать самолёты надо всем, включая и Индию. Самолёты делать в России и продавать, как готовый товар. Затем сопровождение, ремонт. Нам надо развивать свою высокотехнологичную промышленность, постоянно иметь высокую добавочную стоимость, обеспечить своё население рабочими местами. Нельзя дарить и продавать высокие технологии.
    1. -3
      13 марта 2025 16:28
      В условиях санкций никакое развитие невозможно, а вот у Индии в отличие от нас есть возможность закупать передовое оборудование и технологии, поэтому гораздо лучше если индийцы продолжат развитие проекта Су-57, возможно и у наших специалистов потом появится возможность работать в Индии.
  7. +5
    13 марта 2025 16:02
    развернуть производство этих самолетов непосредственно в Индии.

    Конечно, а зачем нам производство, зачем нам подготовленные кадры?? Всё по Чубайсу, всё по Путину: у нас есть нефть-газ, остальное купим!!
    1. +2
      13 марта 2025 19:37
      Заметка. Если развития РФ не произошло за 25 лет правления , так и далее не произойдёт. Жирно жила созданная вертикаль на распродажах богатств государства, так и далее вертикаль умеет только распродавать. На остальное, если без коренных изменений, надежды пустые...
  8. -2
    13 марта 2025 18:22
    Чтото невнятное слегка написано.
    Ктото чтото нечетко сказанул, и вот - тема для статьи готова...

    В реале , Индия вышла из нескольких проектов, писали, разуверившись в сроках и возможностях. Мол, деньги берут, а итога нет, сколько не танцуй)))....

    Так и здесь. Рособоронэкспорт то заявил чтото... А готовы ли Индийцы, Турки и прочие? и на каких условиях? Пока Индия , писали , покупает очередную партию французских авиа...как их не ругали в наших СМИ....
    1. 0
      Вчера, 08:18
      Рособоронэкспорт то заявил чтото..

      А вам этого мало? Он же не заявил, что под СУ-57 будут построены заводы и подготовлены новые специалисты.
  9. 0
    13 марта 2025 18:37
    с ее успевшим повоевать Су-57

    - кхм, хотелось бы услышать, ну или почитать об этих боях
  10. G N
    +1
    Вчера, 01:41
    Цыгане они и в Индии цыгане. Они сейчас «павлинами ходят» внушив себе что их все «хотят»! Они хотят сесть как минимум на 2 стула а лучше на 12. Память короткая штука, (впрочем Российские власти страдают деменцией тоже)Как их англосаксы разделили на два государства в 70х годах прошлого века. С БРИКС они уже спрыгнули с разговора насчёт валюты. Наши обманутые уверили себя что они наши друзья впрочем как и Китайцы, что не соответствует действительности совсем! Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
  11. +1
    Вчера, 10:29
    Индия 200 Су-57 никогда не потянет. Разговоры идут вокруг 54 - 72 шт. Да им 200 и не надо, есть 300 шт Су-30МКИ и Рафали, свой Теджас доведут, пусть это и так себе самолетик. Так что 200 Су-57 - это из фантастики.
  12. Voo
    +1
    Вчера, 14:06
    Чем опасен и выгоден России перенос производства Су-57Э в Индию?

    России - ничем, а вот собственникам марки, считающейся российской, может быть и выгодно. Ведь мы же не знаем кому и как платят налоги эти фирмы. А вот ввести в заблуждение названием Россия, это любимое занятие нынешних власть прибравших.
  13. +1
    Вчера, 15:51
    Нужен а свои интересы Нью Дели главное чтобы не коррелировались Вашингтонским обкомом... или Лондонско брюссельским. А в итоге Индия мы ей помогли в 1960-м и они победили и в 1970 и опять победили и отсутствие поражения Индии благодаря России нам +. Главное и правда лишь бы секреты не утекли... а так благодарный союзник /клиент или нейтрал уже что то
    Кстати а где 75-й? А Як 41?
    А 5-е поколение КНР не есть ли разработки МиГа? почитайте ТМ!