У России может появиться сразу три новых самолета

14 964 25

В последние несколько дней в нашей стране было анонсировано появление сразу трех новых самолетов, двух транспортных и одного пассажирского. Что же они собой представляют?

О том, что на заводе «Авиастар», являющемся филиалом ПАО «Ильюшин», планируется начать выпуск двух широкофюзеляжных транспортных самолетов, рассказал 3 декабря в ходе прямой линии с населением губернатор Ульяновской области Алексей Русских.



Средний Ил-276


По его словам, данная тема ранее обсуждалась с президентом Путиным, и речь шла про масштабное техническое перевооружение авиастроительного предприятия, закупку современного оборудования и увеличение численности штата с 12 до 20 тысяч сотрудников.

Напомним, что в настоящее время в Ульяновске осуществляется техническое обслуживание тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» и понемногу производятся военно-транспортные Ил-76МД-90А. Итак, что же конкретно собираются начать производить на «Авиастаре»?

Первый самолет – это долгожданная замена стареющим Ан-12, Ан-26 и Ан-72, современный военно-транспортный самолет, который должен занять нишу между легким Ил-112В и тяжелым Ил-76. Этот средний военно-транспортный самолет изначально разрабатывался совместно с Индией, которая намеревалась локализовать производство у себя, но потом, как это с ней порой бывает, из проекта вышла.

В результате «Ильюшин» был вынужден продолжить работу самостоятельно, и российский самолет получил название Ил-276. Он короче, но имеет то же сечение фюзеляжа, что и более тяжелый Ил-76, потому сможет перебрасывать по воздуху до 80% всех вооружений. Данный самолет должен перевозить груз массой до 12 тонн на дальность до 3700 км, груз массой до 20 тонн на дальность до 2000 км, или до 90 десантников.

В качестве силовой установки предполагается использовать два двигателя ПС-90А-76 либо два более современных ПД-14М. Стоимость одного Ил-276 оценивается на уровне 35-40 миллионов долларов. Не удивимся, если Индия на определенном этапе решит вновь вернуться в этот проект на высокой стадии его готовности.

Тяжелый Ил-100


Второй самолет – это тяжелый транспортный самолет Ил-100, также именуемый «Слоном». О том, что России нужна замена стареющим Ан-124, известно давно. Более того, после разрыва промышленных связей с Украиной даже всерьез рассматривались варианты наладки производства «Русланов» в Ульяновске, где они когда-то собирались.

У России может появиться сразу три новых самолета

Однако дальше разговоров дело не пошло, поскольку для такого тяжелого транспортного самолета просто не было подходящей силовой установки. Производство двигателя Д-18Т осталось в Запорожье, которое до сих пор остается фактически под властью Украины и является предметом для торга в peace deal. Помимо этого, для локализации в России потребовалось бы заменить на современное давно устаревшее бортовое оборудование Ан-124.

Потому с 2016 года в ЦАГИ началась разработка концепции полностью российского тяжелого транспортного самолета Ил-100, который должен перевозить от 150 до 180 тонн груза на расстояние до 7000 км, развивая крейсерскую скорость 850 км/ч. Для сравнения, «Руслан» имеет максимальную грузоподъемность в 150 тонн и дальность полета до 4500 км с таким грузом.

Интригу представляет то, с какой именно силовой установкой должен полететь «Слон». Изначально ставка делалась на перспективный сверхмощный двигатель ПД-35. Однако его разработка явно столкнулась с определенными трудностями, потому теперь в отчетах чиновников фигурирует его менее мощный собрат ПД-26.

В частности, об этом недавно говорил господин Мантуров:

Для задач Минобороны под перспективный транспортный самолет на 100 тонн наиболее целесообразно использовать двигатель тяги на 26 тонн, ПД-26. Он же может быть использован и для перспективного пассажирского широкофюзеляжного самолета.

Но тяги двух ПД-26 будет явно недостаточно, чтобы заменить два ПД-35, а если поставить их четыре, то такая мощь и соответствующий расход топлива будут уже избыточными. Не исключено, что в конечном итоге российские широкофюзеляжные самолеты будут строиться по компромиссной трехдвигательной схеме, о чем мы подробно рассуждали ранее.

Могучие МС-21-500/600


Наконец, самой любопытной новостью стало сообщение от господина Мантурова о том, что двигателями ПД-26 могут начать оснащаться пассажирские лайнеры семейства МС-21:


Это двигатель, который сейчас ложится в основу Ил-100 и, возможно, будущего варианта самолета МС-21-500 и 600, где тоже будут использоваться ПД-26.

На первый взгляд, такое решение звучит странно, поскольку под МС-21 разрабатывались современные экономичные ПД-14. Однако оно находится строго в рамках логики с проблемами МС-21 по дальности полета, которая образовалась из-за вынужденного перехода на использование композитов и бортового оборудования отечественного производства из-за режима западных санкций.

Перспективный пассажирский узкофюзеляжный лайнер изрядно потяжелел, а мощности ПД-14, по всей видимости, оказалось недостаточно, чтобы обеспечить требуемую дальность полета. В результате ее официально снизили на треть, а «Ростех» начал разрабатывать укороченную версию МС-21, которому реальную конкуренцию теперь составляет Ту-214М.

Однако «укорот» с ограниченной пассажировместимостью явно не пришелся по вкусу российским воздушным перевозчикам, и теперь на повестку дня вышел вопрос о разработке двух новых модификаций под названием МС-21-500 и МС-21-600. И это реально будут уже совсем другие самолеты!

По некоторым данным, обновленный лайнер будет в длину около 50 метров при размахе крыла не менее 40 метров, что позволит перевозить до 270 пассажиров на расстояние до 9 тысяч километров. Его силовая установка будет включать два двигателя ПД-26 тягой по 26 тонн каждый, которые обеспечат крейсерскую скорость порядка 870 км/ч при практическом потолке выше 12 тысяч метров.

Помимо растягивания фюзеляжа, российским инженерам придется серьезно доработать конструкцию крыльев, шасси и более вместительных топливных баков. При этом кабина управления будет унифицирована с базовым МС-21, что позволит упростить подготовку экипажей.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    Вчера, 12:31
    У России может появиться сразу три новых самолета

    А может не появиться ни одного... Но миллиарды на каждый из проектов будут освоены полностью, это без всякого "может".
    1. Комментарий был удален.
    2. +3
      Вчера, 14:40
      Цитата: УАЗ 452
      А может не появиться ни одного.

      самой любопытной новостью стало сообщение от господина Мантурова

      Так у него всегда заявления очень любопытныеץ

      «Государственные испытания [танка Т-14 «Армата»] завершатся в следующем году. Со следующего года он активно поступит в серийное производство», — заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
      1. +1
        Вчера, 23:18
        Его заявления уже давно должны быть любопытны для прокуратуры и следственного комитета
        1. 0
          Вчера, 23:28
          Цитата: AlOrg
          Его заявления уже давно должны быть любопытны для прокуратуры и следственного комитета

          Да бросьте Вы ! Там все свои, чужие не ходят. Круговая порука. hi
    3. +2
      Вчера, 14:59
      Да, разговоры разговорами, да и мечтать не вредно. Ведь не слышно, что бы эти разговоры проектировались в КБ.
    4. Похоже у нас развился специфический капитализм, - прибыль капиталисты берут себе, а расходы государству. При таком положении, приспосабливаемость приводит к разворовыванию авансовых платежей без создания результатов,- бухгалтерский шулерский манёвр с деревянными макетами да на откаты часть. Осталось патентовать нашим капиталистам такую "золотую жилу."
      1. 0
        Вчера, 21:18
        На фото, кстати, даже макет ИЛ 100, и то без хвоста. А пишут, что проект мусолят с 80-х годов. Неужели за 40 лет даже макет-игрушку допилить не смогли? Обратились бы в авиамодельный кружок ближайшей школы, им бы такую футуристическую штукенцию из картона склеили! А нынешние заслуженные дедушки и эффективные менеджеры из наших КБ (а никого больше там уже нет давно) даже в пиар и саморекламу не особо умеют.
    5. 0
      Вчера, 21:27
      Ил -276 старый проект, странно, что его так и не довели в свое время до ума. Ил-112 закрыт, довольно позорно, с гибелью прекрасных испытателей. Слон - не факт, что он нужен. Для военных вполне достаточно Ил-76, в новой версии очень приличная машина вышла. В 2025 вроде сдадут 6 или 7 бортов, может до 8-10 увеличат со временем. Насчет МС - на базе этого борта новые версии не появятся, ПД-26 под такое крыло и фюзеляж не засунешь. Развитие МС-21 - борьба с весом. Сейчас надо запускать в серию, в 2026 текущую версию с дальностью 3850 км. Надо сделать хотя бы сотню бортов, чтобы заменить самые старые версии 737 и 320. Параллельно вести доработки по весу. Это реально. Сейчас была гонка, заместить импорт, теперь надо планово и спокойно отработать решению по снижению веса. Укороченная версия не нужна - у нас есть Суперджет, этого достаточно. То, что Минпромторг продвигает - это чисто распилочные проекты, украсть денег, потом сказать : «извините, не шмогла». Так уже случилось с Байкалом, потратили миллиарды, а он не летит. Не могет. И стоит дороже Сессны.
  2. +9
    Вчера, 12:35
    может дождик, может снег
  3. +9
    Вчера, 13:19
    Если долго мучиться, что нибудь получится.
    СУ-57 тоже долго доводили, но чтобы строить сотни самолётов, нужны заводы и подготовленные кадры. Которых у нас нет! Так и здесь. Доведут до ума, построят несколько штук, потом продадут Китаю или Индии. Путин барыга, а не государственник. "Родиной торговать", это его, а промышленность восстановить, особенно с Мантуровым, не смешите мои тапочки!
    1. +1
      Вчера, 17:14
      Как же можно так про светочь современной геостратегической мысли laughing
  4. +6
    Вчера, 17:08
    Проект Ил100 (он же Ил106 Слон) висит в воздухе примерно с 1987 г.Если уже 15 лет не могут возродить серийное производство ГОТОВОГО Ил114 и показали Путину 2 года назад перекрашеный 20ти летний, то о каком новом Слоне может идти речь? Может, лет через 30-40?
  5. +4
    Вчера, 17:12
    Ндаа, пилите Шура, пилите ... эта песТня с отечественным авиапромом похоже бесконечно
  6. +2
    Вчера, 18:00
    У России может появиться сразу три новых самолета

    А что так мало-то...? Написали бы, что может появиться хотя бы пять, или шесть. Гордость, за нашу великую Родину, и от трёх самолётов пробирает, конечно... Но от шести было бы совсем круто.
  7. 0
    Вчера, 18:15
    Пока тянет на хороший распил.

    Заменить оборудование и двигатели на Руслане проще, чем проектировать новый самолет, потребности в котором не очевидны.
    МС-21-500/600- это новый самолет и без двигателей. Лет 8 на его создание- оптимистичный вариант.
    Ил-276 самый реальный проект, но под него есть только диаметр фюзеляжа ( который уже мал) и готовая кабина. Выпускать его в Ульяновске, но там и с Ил- 76 разобраться не могут.
  8. 0
    Вчера, 18:31
    Постсоветские протоколы о намерениях. Сколько их уже было всяческих звездолётов.
    1. +1
      Вчера, 19:57
      Изначально ставка делалась на перспективный сверхмощный двигатель ПД-35. Однако его разработка явно столкнулась с определенными трудностями, потому теперь в отчетах чиновников фигурирует его менее мощный собрат ПД-26.

      Ну зачем же сочинять,если не в теме?Разработка ПД-35 успешно завершается. ПД-35 в металле уже проходит стендовые испытания,а движения касаемо ПД-26, который по сути является уменьшенной копией ПД-35,начались потому что после крушения совместного российско-китайского проекта ШФДМС CR-929 нет самолёта на который его можно было бы поставить.Вот и решили быстренько состряпать единый двигатель ПД-26,являющийся уменьшенной копией ПД-35 и основанный на его технологиях для нового Ил-100(аналог Ан-124), ПАК ДА и нового отечественного ШФДМС МС-21-500.Чтобы удешивить производство ПД-26 за счёт спроса на него и соответственно чтобы двигатель можно было использовать в как можно большем количестве проектов,а не под один конкретно,как в случае с ПД-35,который делали конкретно под CR-929,но интересы России и Китая разошлись из-за санкций и получилось так что ПД-35 кроме как несостоявшегося проекта CR-929 и ставить некуда.А раз некуда ставить почти готовый двигатель,то понятное дело что и смысла производить его нет.Зато технологии отработали для ПД-26 и его реально за счёт отработанных технологий создать за 5 лет,а не за 10 ,если бы работы по нему начались с нуля.Так что проект ПД-35 не провалился, просто вышло так что у нас нет самолёта на который его можно было бы поставить. Ремоторизация под ПД-35 четырех двигательный Ил-96-400М?Пришлось бы по сути заново проектировать самолёт,поэтому решили сделать ставку на новый ШФДМС МС-21-500 с ПД-26.

      Ключевым фактором роста производительности стало широкое внедрение технологий 3D-печати. Благодаря аддитивному производству инженеры ОДК сократили циклы изготовления сложных деталей в десятки раз. Так, для корпусов топливных форсунок и секторных узлов двигателя ПД‑35 срок производства удалось уменьшить с 4–6 месяцев до всего 24 дней.

      Новые возможности 3D-печати не только ускоряют выпуск продукции, но и открывают путь для реализации принципиально новых конструкторских решений — включая геометрически сложные детали, которые ранее было невозможно изготовить традиционными методами.

      https://www1.ru/news/2025/12/02/odk-sokratila-vremia-izgotovleniia-detalei-pd-35-v-6-raz.html
      1. -1
        Вчера, 21:04
        Ну зачем же сочинять,если не в теме?Разработка ПД-35 успешно завершается.

        Какие-то подтверждения этому имеются? Вроде 1000 лайнеров до 2030 года?

        ПД-35 в металле уже проходит стендовые испытания,а движения касаемо ПД-26, который по сути является уменьшенной копией ПД-35,начались потому что после крушения совместного российско-китайского проекта ШФДМС CR-929 нет самолёта на который его можно было бы поставить

        А если посмотреть правде в глаза и сказать, что CR-929 закончился как совместный проект потому, что ОДК не смогла своевременно сделать ПД-35?

        https://www1.ru/news/2025/12/02/odk-sokratila-vremia-izgotovleniia-detalei-pd-35-v-6-raz.html

        Этот сайт является информационной помойкой, занимающейся рерайтами чужих новостей.
  9. +3
    Вчера, 18:32
    Сразу прямо три! Хрипатый Мантуров с Чемезовым уже навыпускали столько самолётов, что девать не знаем куда! Один "Байкал" уже всё заполонил!
  10. 0
    Вчера, 19:32
    Что три-то, сразу 10 давайте.
    Только сомневаюсь я в этих успехах.
    10 млрд дали на разработку замены Ан-2 и где он? Денег нет и самолёта тоже.
    Планировали каждый год с 2025 выпускать по 12-16 ИЛ-76 и где они?
    Похоже понравилось пилить.
  11. 0
    Вчера, 23:11
    Цитата: Pavel57
    Пока тянет на хороший распил.

    Заменить оборудование и двигатели на Руслане проще, чем проектировать новый самолет, потребности в котором не очевидны.
    МС-21-500/600- это новый самолет и без двигателей. Лет 8 на его создание- оптимистичный вариант.
    Ил-276 самый реальный проект, но под него есть только диаметр фюзеляжа ( который уже мал) и готовая кабина. Выпускать его в Ульяновске, но там и с Ил- 76 разобраться не могут.

    А ничего, что интеллектуальные права на Ан находятся в Киеве и сделанный (если конечно смогут) новый Ан124Neo тут же арестуют, как только он покинет воздушное пространство РФ? Это не смущает?
  12. +1
    Вчера, 23:15
    Из известного фильма: "Имею возможность купить козу, но имею желания. Имею желание купить дом, но не имею возможности..."
    Про средний транспортник на замену Ан12 говорят уже лет 40. Хоть ЧТО НИБУДЬ сделано?
  13. +1
    Вчера, 23:19
    Какие новые самолёты? Тут старые галоши все никак не могут произвести
  14. 0
    Сегодня, 00:23
    Хоть бы один, лишь бы правда