Почему российской армии давно нужен белорусский ленд-лиз
СВО на Украине стала тяжелейшим испытанием для нашей армии и отечественного ВПК. Обе стороны конфликта несут болезненные потери в людях и технике, но за режимом Зеленского стоит вся объединенная военно-промышленная мощь блока НАТО, а Россия может рассчитывать только на себя. Без активной внешней поддержки перспективы затягивания спецоперации выглядят не слишком радужными, поэтому некоторые эксперты все чаще говорят про ленд-лиз. Но на кого мы реально можем рассчитывать?
До официального визита главы Компартии КНР в Москву нашей главной надеждой считался Китай, помощь которого поставками бронетехники, боеприпасов и прочих расходников была бы неоценимой. Однако товарищ Си ограничился только ритуальным похлопыванием по плечу коллеги Владимира, и эшелоны с китайским ленд-лизом через границу так и не пошли. Как говорится, спасибо, что хоть санкции вслед за «западными партнерами» в Пекине не ввели. Если не Поднебесная, то кто тогда может открыто поддержать Россию в ее противостоянии всему блоку НАТО? Северная Корея? Иран? Возможно, если постепенно.
Но, может быть, за ленд-лизом и не надо ходить так далеко? Почему бы Москве не активизировать свое военно-техническое сотрудничество с Минском, нашим ключевым партнером по Союзному государству и форпостом на западном направлении?
Белорусский ленд-лиз
На самом деле, потенциал Белоруссии в вопросе перевооружения и переоснащения неуклонно растущей в размерах российской армии категорически недооценивается. ВПК РБ – это прямой наследник советского оборонно-промышленного комплекса, как, впрочем, и украинский. На территории БССР размещались более 120 предприятий ВПК, включая 15 конструкторских бюро и НИИ. Следует отдать должное президенту Лукашенко, который не позволил их «оптимизировать» и развалить.
Пожалуй, единственным минусом белорусской оборонки, унаследованным от Советского Союза, является зависимость от поставок части комплектующих для сборки конечной продукции. Это в свое время было обусловлено близостью к границе с блоком НАТО. «Батьке» приходилось решать данную проблему за счет кооперации с Россией, Китаем и другими зарубежными партнерами, что и обусловило свой, особенный путь белорусского ВПК. Если охарактеризовать его кратко, то Минск все предыдущие десятилетия пытался проводить свою фирменную «многовекторную» политику, снижая критическую зависимость от кого бы то ни было. И это дало интересный результат, который может быть полезен нам в условиях СВО.
Так, например, все уже наслышаны про совместный с КНР проект РСЗО «Полонез», который по основным ТТХ не уступает американским «Хаймарсам». Боевая машина построена на белорусском шасси, а ракеты в ней китайские – A200 и А300, позволяющие поражать цели на расстоянии до 200 и 300 км соответственно. Последнее считалось препятствием для использования «Полонезов» российскими войсками, однако в Белоруссии были разработаны собственные ракеты В200 и В300 с аналогичными характеристиками, вероятно, представляющие собой лицензионные копии китайских. То есть формально теперь ничто не мешает ведомству Шойгу заказать несколько десятков белорусских РСЗО для вооружения ими ВС РФ.
Другое перспективное направление, которое, как оказалось, уже давно освоено в Белоруссии, – это беспилотники. Пока для российских военных волонтеры покупают на народные деньги китайские квадрокоптеры «Мавики», наши прямые военные союзники производят широчайшую линейку разведывательных и ударно-разведывательных БПЛА. Почему все это еще не закуплено и не тестируется в зоне СВО, уму непостижимо. Один Минск способен закрыть острые потребности ВС РФ в беспилотниках, получи он такой заказ.
Также в Белоруссии успешно освоена модернизация зенитно-ракетного комплекса «Бук-МБ3К», переведенного на колесное шасси МЗКТ-692250. Под него разработана современная РЛС с фазированной антенной решеткой, существенно увеличившая разведывательные возможности данного комплекса ПВО. Обновленный ЗРК может увидеть украинский истребитель МиГ-29 на дистанции до 130 км, вести и обстреливать одновременно 6 воздушных целей на дальности до 70 км. Зенитная управляемая ракета 9М318 с активной радиолокационной головкой самонаведения использует импортную элементную базу, китайское ракетное топливо и белорусский ракетный двигатель. В планах Минска – довести ТТХ «Бука» до уровня С-300.
Наверное, главной фишкой белорусского ВПК являются многочисленные образцы колесной техники и бронетехники. В последние десятилетия там была сделана ставка на последовательную замену советской и российской бронетехники на национальную, построенную на собственном шасси. В частности, на замену ГАЗ-66 (4х4) было создано шасси МЗКТ-500200 (4х4) грузоподъемностью 3,2 тонны. Вместо трехосного КамАЗ-5350 (6х6) с двигателем в 260 л. с. пришел трехосный МЗКТ-600103 грузоподъемностью 10 тонн, оснащенный 440-сильным дизельным двигателем Caterpillar C13 или ЯМЗ-7513 мощностью 420 л. с. Аналогом четырехосного «Мустанга» КамАЗ-6350 (8х8) служит белорусский МЗКТ-600203 (8х8) с двигателем потенциалом в 540 л. с. Прямой конкурент российского седельного тягача БАЗ-6403 – это 400-сильное шасси МЗКТ-652730 020 (6х6) с вынесенной вперед кабиной грузоподъемностью 18,5 тонны. Данная тяжелая колесная техника пришлась по душе Погранвойскам РБ и ВС РБ, но могла бы пригодиться теперь и российской армии в зоне СВО.
В Белоруссии производится много бронеавтомобилей различных классов. Например, легкий бронеавтомобиль Volat-1, построенный на шасси МЗКТ-490100 (4х4). Он бронирован по классу Бр-4 и способен перевозить до 10 человек. Volat-1 состоит на вооружении ССО ВС РБ, Погранвойск и МВД РБ. До введения в 2021 году европейских санкций в Белоруссии производились бронированные разведывательно-дозорные машины «Кайман», доля местных комплектующих в котором достигала 67%. Напомним, что использование легкой бронетехники на Донбассе крайне приветствуется, поскольку могло бы спасти много жизней и здоровья нашим бойцам.
Отдельного упоминания заслуживает белорусский бронетранспортер МЗКТ-690003 Volat V-2. Внешне он очень напоминает самые передовые американские, российские и китайские бронемашины соответствующего класса. Минск поставил на Volat V-2 как замену устаревшим БМП-1, БМП-2, БТР-70 и БТР-80, которые стоят на вооружении ВС РБ. Премьер-министр Белоруссии Роман Головченко прокомментировал потребность в такой боевой машине следующим образом:
БТР – это одно из основных средств подвижности для сухопутных войск. До сегодняшнего времени мы либо модернизировали доставшееся нам от Советского Союза, либо закупали (и сейчас закупаем) БТР российского производства... Но, конечно, было бы странно, если с учетом такой развитой машиностроительной промышленности мы бы не имели собственного колесного бронированного подвижного средства. Поэтому такая задача была поставлена, и белорусские машиностроители, в частности МЗКТ, ее отработали. Машину впервые сегодня увидели вживую. Она соответствует всем современным образцам. Сейчас задача – пройти весь испытательный цикл.
Двигатель в белорусском БТР китайский WP-13, производимый по лицензии, башня – от боевой машины пехоты БМП-2, но предусматривается установка необитаемого боевого модуля АДУНОК – БМ-30, разработки белорусского ОАО КБ «Дисплей». В общем, БТР весьма интересный и российской армии в зоне СВО точно не помешал бы.
Наконец, можно сказать несколько слов и про стрелковое вооружение, производимое нашими союзниками. Братья-белорусы освоили лицензионное производство американской штурмовой винтовки AR-15 под советский/российский патрон 7,62×39, который считается третьим по мощности из автоматных патронов в мире. Выступая на коллегии Госкомвоенпрома Белоруссии, госсекретарь Совбеза РБ Станислав Зась прокомментировал начинание следующим образом:
Одна из задач – создание стрелкового оружия. Мы уже фактически вышли на финишную прямую, производство фактически запущено. В этом году, думаю, у нас уже появятся не опытные образцы, а серийно выпускаемые образцы боевого оружия и стрелковых боеприпасов.
В общем и целом России есть что купить в Белоруссии для перевооружения своей растущей армии. Это и дальнобойные РСЗО «Полонез», и модернизированные ЗРК «Бук», и широчайший ассортимент беспилотников, разведывательных и ударно-разведывательных, и множество образцов колесной техники и бронетехники для нужд ВС РФ, и даже лицензионные штурмовые винтовки под патроны нашего калибра. Осталось только все это заказать, загрузив производственные мощности союзника и партнера к взаимной выгоде.
Информация