Как на Дальнем Востоке готовятся к строительству серии перспективных фрегатов

37

На фоне многочисленных негативных новостей последних дней, связанных с попыткой военного мятежа и общей непростой ситуацией на фронтах, прошла среди них и одна вполне позитивная. На Дальнем Востоке неуклонно продолжается процесс модернизации Амурского судостроительного завода, что напрямую повлияет на общую обороноспособность нашей страны.

Расширение


30 июня 2023 года на Амурском судостроительном заводе, входящем в Объединенную судостроительную корпорацию, был заложен спусковой док-понтон проекта 65911, которому по результатам конкурса было выбрано и присвоено название «Амурец». Почему же это событие, произошедшее на Дальнем-дальнем Востоке, столь важно?



Генеральный директор АСЗ Михаил Боровский прокомментировал закладку дока-понтона следующим образом:

Док-понтон предназначен, чтобы строить, выводить и спускать на воду будущие корабли ещё большего водоизмещения. Всем прекрасно известно, что сегодня мы боремся за следующие заказы — за строительство серии фрегатов. Именно этот док-понтон позволит нам выполнить эту задачу.

Действительно, после того как прямо у причала «Северной верфи» в Санкт-Петербурге сгорел почти достроенный корвет «Проворный», к руководству данного предприятия и срокам исполнения гособоронзаказа серьезные вопросы возникли даже в Минобороны РФ. Стало совершенно очевидно, что как минимум часть серии перспективных фрегатов проекта 22350/22350М необходимо разместить на какой-то другой площадке, но какой? Строить корабли 1-го ранга с полным водоизмещением от 6000 до 9000 тысяч тонн в России способны всего несколько заводов. Помимо «Северной верфи» можно вспомнить про калининградский «Янтарь». Однако там налажено производство серии больших десантных кораблей, которые как «рабочие лошадки» военно-морского флота нужны не меньше, чем фрегаты, а строительство современных боевых кораблей в территориальном эксклаве, окруженном со всех сторон странами блока НАТО, в настоящее время не вполне целесообразно.

И вот потому чиновники в погонах вспомнили, наконец, про Амурский судостроительный, находящийся далеко и от Североатлантического альянса, и от Украины. Проблема с ним была лишь в том, что мощности этого дальневосточного предприятия позволяли закладывать корабли относительно скромного водоизмещения: малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт», корветы проекта 20380 и корветы обновленного проекта 20385. К перспективным фрегатам проекта 22350/22350М в свое время начал присматриваться генеральный директор АСЗ Владимир Кулаков, рассчитывая пополнить ими пакет заказов, рассчитанный до 2027 года:

И её в хорошем смысле дополнят новые заказы Министерства обороны, к исполнению которых мы должны будем приступить с 2024 года – серия фрегатов проекта 22350 и 22350М. Однако уже в 2022 году есть возможность приступить к выполнению этого контракта. […] У нас есть два свободных построечных места, чтобы спокойно заложить корабли и начать их строить.

Для строительства серии кораблей 1-го ранга Амурскому судостроительному пришлось принять участие в Федеральной целевой программе модернизации предприятия, пояснил Кулаков:

Между тем, мы начинаем свое участие в новой программе модернизации. Сейчас готовится постановление правительства, в котором Амурский судостроительный завод будет обозначен тремя проектами. Во-первых, строительство нового транспортно-спускового дока, взамен пришедшего в негодность ТСД «Зея». Второй проект – строительство нового док-понтона. Третий крупный проект ближайшего времени – модернизация и развитие сдаточной базы во Владивостоке.

Так вот, спусковой док-понтон проекта 65911 и предназначен для замены ТСД «Зея». Несмотря на санкции и прочие неприятности, руководство АСЗ продолжает модернизацию своего предприятия, рассчитывая до конца 2023 года подписать контракт на шесть перспективных фрегатов, и это очень важно.

ДМЗ


Сегодня, когда Россия ведет тяжелую сухопутную войну на западном направлении, можно услышать призывы перестать выбрасывать деньги на якобы ненужный военно-морской флот. Однако эта установка в корне неверна, и вот почему. Не все понимают, но самая страшная угроза для нашей страны исходит с моря, вернее, из-под воды.

Речь идет об американских и британских атомных подводных лодках, оснащенных стратегическими ядерными боеголовками, способными уничтожать МБР защищенного шахтного базирования и сносить целые мирные города. Главное преимущество таких ПЛАРБ заключается именно в их скрытности, и недавнее развертывание в Атлантическом океане пяти из шести таких американских субмарин на фоне мятежа ЧВК «Вагнер» было крайне тревожным признаком, который сигнализировал о возможности применения Пентагоном ядерного оружия с целью нанесения превентивного обезоруживающего удара по объектам российской «ядерной триады», если бы военно-политическое руководство страны в результате мятежа оказалось нейтрализованным.

Поскольку порядка 40% всей совокупной мощи ответно-встречного ядерного удара, который могла бы нанести Москва, завязано всего на несколько отечественных ПЛАРБ Северного и Тихоокеанского флотов, критическую важность приобретает необходимость безопасного развертывания российских АПЛ в районах боевого патрулирования. Для прикрытия подводной Морской компоненты «ядерной триады» нужны, в том числе, специализированные надводные корабли. В ближней морской зоне это корветы ПЛО, а также малые корветы ПЛО, которых у нас нет, но их можно было бы сделать на базе МРК проекта 22800 «Каракурт», о чем мы подробно рассказывали ранее.

В дальней морской и океанской зонах ВМФ РФ нужны корабли 1-го ранга класса фрегат и эсминец, вот только у нас их пока что кот наплакал. Сейчас Минобороны РФ поспешно проводит модернизацию старых советских БПК проекта 1151/1151.1, но прослужить они смогут еще лет 10-15, в лучшем случае. Нужна плановая замена на современные многоцелевые корабли, способные действовать в дальней морской и океанской зонах, и на эту роль лучше всего подходит проект 22350/22350М. В версии 22350М с увеличенным водоизмещением «СуперГоршков» имеет все шансы превратиться в действительно многоцелевой боевой корабль, который станет «рабочей лошадкой» ВМФ РФ в ДМЗ и сможет выполнять самый широкий круг задач.

То, что в строительстве серии будет задействован, помимо «Северной верфи», еще и АСЗ, дает основания рассчитывать на реализацию программы в разумные сроки.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    1 июля 2023 13:45
    Нет смысла комментировать статью. Есть всего пять крейсеров, состояние не оцениваем. Крейсер "Москва" затоплен. Что будут строить и для чего, это загадка для всех.
    1. +1
      1 июля 2023 15:54
      Для чего - это загадка даже для тех, кто строит, и для тех, кто заказывает. Но раз бюджет выделен - он сам себя не освоит, так что строить надо.
      1. 0
        1 июля 2023 16:20
        Назначение. Фрегат – боевой корабль водоизмещением 3000…6000 тонн, оснащенный управляемым ракетным оружием. Основное назначение — борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо важных конвоев, защита подходов к портам.
        Война в Ираке, Фолклендская война показали, что любой современный фрегат – небоеспособное корыто, прикинувшееся боевым кораблем.
        Последние 20 лет янки строят только крупные Иджис-эсминцы типа «Орли Берк». Их наклепали уже 62 штуки - больше, чем фрегатов во всех странах мира вместе взятых. Это пишут профессионалы.
        РФ строит, то что может. Крейсер Первого ранга РФ построить не может, это СССР мог построить и авианосец.
        1. 0
          1 июля 2023 19:06
          вы цитируете чушь и делаете из этой чуши выводы, естествено ложные... опять чепуха про эфемерную проекцию силы и защита подходов к портам.... честно, даже надоело объяснять, что никакую "проекцию силы" против серьезного противника надводный флот обеспечивать неспособен, и когда люди пишут "проекция силы" (или не употребляя это термин думают про крейсера авианосцы и эсминцы), то сами не понимают что это значит, а это вообще ничего не значит, просто пустые слова, однако не только профаны , но и адмиралы (бывший главком ЧФ) так думают показыая свою глупость, и губят крейсер Москва...во первых надводный корабль это просто цель для ракет, практичеки беззащитная жертва, ибо видна, ....сейчас такая война , тебя увидели значит погиб, ибо ракеты и их много. таким образом основой флота стали АПЛ и НАПЛ, надводный флот, только средство обеспечения их боевой устойчивости причем исключительно под зонтиком своей береговой ПВО, и ВКС, то есть радиус действия надводног флота это 1000-2000 км от Перопавловска Камчатского и Мурманска, задача флота это ПМО и ПЛО в этих двух районах, все , это задача ак раз для фрегатов корветов и тральщиков, больше нигде надводный флот не нужен и небоеспосоен в военное время, в мирное же время для защиты судоходства рыболвства , тоже хватит корвета и фрегата да тральщика. Значит никакие супергоршковы, и тем более новые эсминцы, крейсера нам не нужны. И тем более нам не нужен ужасный беззащитный громоздкий смешной Кузя, его продать Китаю имеющему для него задачи, и корабли сопровождения. Однако косные адмиралы держат корветы фрегаты эсминец и крейсер в закрытых морях, где они бесполезны и уязвимы.... что же про порты то никогда флот не был способен их охранять, ибо береговые батареи во все времена выигрывали у кораблей
          1. 0
            1 июля 2023 21:03
            Зачем КНР строит флот?
            1. 0
              2 июля 2023 08:20
              население КНР, 1,412 миллиарда (2021 г.) при довольно скромных полезных ископаемых, поэтому КНР критичяески зависит от Экспорта и Импорта, имея промышлкенность предназначенную для всего мира, потенциал КНР требует защиты интересов в африке азии и южной америки, поэтому им нужны авианосцы и большой флот, потенциал России, 143,4 миллиона чел (2021 г.), в 1000 раз меньше китайского, никаких интересов в азии африке и южной америке рф обеспечивать неспособен,точечные попытки в сирии не в счет, поэтому Россия не может и не нуждается в большом океанском флоте кроме АПЛ
              1. -1
                2 июля 2023 11:39
                У Вас с арифметикой ошибка и Ваши теоретические выкладки, то же ошибочны!
                1. -1
                  2 июля 2023 19:16
                  Цитата: Сергей3939
                  ошибочны!

                  вы не способны сформулировать и мотивровать свои слова, арифметик вы наш, у вас пустые лозунги, попытка скрыть вашу слабость мысли и слабость вашей позиции.... я могу сказать что вы ошаетесь хоть десять раз, ибо у вас нет внятной спосолнгости что то логичесукое написать кроме детских кричалок " ошибка ошибка ошибка", ни фактов нет у вас ни аргументов..... слабенько молодой человек
                  1. -1
                    3 июля 2023 12:13
                    Владимир! Вы не зная сколько мне лет несете чушь, научитесь уважать чужое мнение и учитесь держать удар. Ваше мнение проигрышное. Не надо мне рассказывать сказок, офицеру ВМФ, отдавшему флоту 20 лет.
                    1. 0
                      3 июля 2023 23:01
                      я умеею держать удар, в чем вы сейчас и убедитесь, я не смогу и не собираюсь уважать ваше мнение, ибо это именно ваше личное мнение, не аргументированое и не имеющее логики, то есть просто личное мнение и, меня не интересуют личные мнения, если они не аргументировапны и не имеют логики, причем вам это я уже написал в предидущем посте, вы не смогли прочитать, пишу вам еще раз, Сколько вы служили на флоте, и наскольтко я великий арифметик, это не аргументы, вообще моя и ваша личность не является аргументом это субьективно, ,. жду от вас объективной мотивации вашей позиции, пока не услышал,как и вобще не услышал вашей позиции кроме безосновательного лозунга что я не прав. в чем не прав? все в тумане
                  2. 0
                    2 августа 2023 15:30
                    Лозунги пустые у вас. Россия критически зависит от ЭКСПОРТА сырья и продовольствия. У России есть интересы в Африке и других странах. И их нужно обеспечивать. У других, вражеских стран, есть флот. И не один. Ему то же нужно противостоять!

                    Хватит чушь гнать!
        2. -1
          2 июля 2023 11:31
          Плохо изучили мат. часть. Американцы начинают строительство новой серии фрегатов Констеллейшн FFG(X). Вспомните какое количество фрегатов Оливер Перри, входило в состав их флота.
          Название эсминец и фрегат размывается. Практически одного водоизмещения и одинаковый состав вооружения и одинаковое предназначение.
          1. 0
            10 июля 2023 11:20
            Дык их ещё в прошлом году заказали! А как продвигается строительство? Всё по-прежнему на уровне первой резки стали для корпуса? Или уже есть подвижки?
        3. 0
          3 июля 2023 03:22
          Чушь. У одного китая фрегатов больше 40 штук.
      2. 0
        2 июля 2023 08:43
        Никакой загадки нет.
        Если на что-то выделены бюджетные деньги, обязательно есть те, кто их "пилит".
        Чем больше выделено, тем существеннее "откаты".
        У нас по другому никак.
    2. -2
      1 июля 2023 19:23
      Кузю продать, так что целых 4 крейсера, это очень много, как вулканы выслужат срок, то нужно переделать 1164, в фрегат ПЛО модернизация типа 1155, но с очень усиленной ПВО, хотя думаю просто оба спишут в течени 6-10 лет, но два 1144 кейсера останутся лет 20 еще пугать супостатов в Баренцевом море, выполняя там службу фрегата ПЛО
      1. 0
        2 июля 2023 11:35
        Вы не видите дальше своего носа. На СФ уже три новых фрегата 22350.
        Почитайте кораблестроительную программу. Посмотрите сколько построено и сколько, еще кораблей находится на стапелях и сколько на модернизации. Не забывайте про АПЛ и РПКСНы.
        1. 0
          2 июля 2023 12:00
          С комментариями "владимир1155" согласен, ибо оружие, особенно дорогой военный флот, должно иметь предназначение, пока видим по фактам, даже во время СВО Черноморский флот бездействует и корабли прячут в дальних уголках. Применяют дальнобойное оружие (Калибры), их и из Каспия , даже из Балтийского флота можно применять, зачем тогда корабли первого ранга,- чтоб прятать от дальнобойного и высокоточного оружия?. Сравнение с США, так они за океаном, иначе подойти и подвезти войска к удалённым театрам действий по другому не могут, вот и вынуждены иметь огромный флот, - это из необходимости. Для РФ ближайшие пол века больших военных операций на значительном удалении не предусматривается, а через такое время очень многое изменится. Выводы: на сегодня надводный военный флот большого тоннажа, как когда-то дредноуты, теряет свои преимущества при развитии гиперзвукового оружия и прочих средств поражения, очевиден переход на подводный и без экипажный флот, как носителей дальнобойного высокоточного оружия. С бурным развитием высокоточного и прочего оружия, концепции и состав флотов должны вскоре коренным образом изменяться
          1. -1
            2 июля 2023 17:16
            Увы, скрытность подводного флота РФ, это тоже фикция. Возможности ПЛ можете сами почитать, благо полно инф. По вашему получается флот РФ не нужен. В отношении подводных дронов, так там куча проблем. Навигация, конструкторские проблемы, давление более 400 Кг/см2 (средняя глубина океана 4 км), чем продувать будете, дрон меняет глубину. При выходе на шельф его там встретят. В воде только звук, всё остальное на уровне фантазий, есть ещё сверхдлинные ЭМВ, но это десятки битов инф. До 200 м все ПЛ видны из космоса и с самолётов. В современной будущей войне всё разовое и крейсер, и ПЛ, главное успеть отстреляться, это касается и РФ, и НАТО.
            1. -2
              2 июля 2023 19:02
              Цитата: vlad127490
              скрытность подводного флота РФ

              на Балтике действительно скрыть ПЛ трудно, поэтому я убедил Шойгу не направлять новые НАПЛ на БФ , а усиливать СФ, но опять повторяете чушь тоталитарной деструктивной секты авианоснииков которую я разбил в пух и прах еще годы назад, В океане глубиной в 4 км, а шириной Достигает ширины 17200 км, а с морями до 20 000 км в низких широтах. Самый теплый – в течение целого года температура здесь не опускается ниже 20 C. Около половины площади всего Мирового океана (49%) и трети всей поверхности земного шара. так вот там АПЛ не видна не только и космоса но даже не обнаруживается иными средствами, для нанесения ударов АПЛ не обязательно выходить на шельф, а на севере АПЛ вообще спрятаны подо льдом и не выявляются раньше чем нанесут свои удары, после ударов тоже не выявляются ибо сразу уходят в глубину и в сторону, единственное слабое место ПЛ это баренцево море и и прибрежные районы Камчатки, наши адмиралы предатели держат на закрытых морях бесполезные фрегаты эсминец и крейсер смертники, для того чтобы враги уничтожили их как крейсер Москва, хотя после моих высказываний, действительно усилили Камчатку двумя корветами с СФ тремя фрегатами, но этого явно недостаточно, на камчатке ОДИН!!! самолет ПЛО, и слаба вообще авиация Елизово, это преступлениеи -предательство адмиралитета, сравнимое с цусимским предательством рожесвенского, необходимо СРОЧНО усиливать Камчатку и СФ за счет японского балтийского черного и каспийского моря, где прохлаждаются бесполезные корабли. Для справки , дальность обнаружения современной ПЛ находящейся в подводном положении всего насколько миль, в шторм или просто волнение может снижаться до еще меньших значений, даже все американские корабли вместе взятые не перекроют океан, это ксается как невозможности перекрыть океан врагами, так и в невозможности отловить вражескую ПЛ пасущуюся на шельфе Камчатки, двумя корветами и одним самолетом, хотя авакянца за это сняли, ибо я писал что камчатский флот беззащитен, но не вижу срочного перевода флота из японского моря на камчатку...
              1. 0
                3 июля 2023 12:16
                Да! Вы, Наполеон!
              2. -1
                3 июля 2023 16:49
                Давать и оценивать ваш ответ на мой комментарий не буду. Спасибо за ответ. Если Вы пишите о достоинствах ПЛ, а я не указываю каких, то вы должны знать уровни шумов, знать пассивные и активные средства обнаружения ПЛ, знать физические свойства воды, морей и океанов, знать морскую географию, знать топологию морского дна. В звуковом канале АПЛ видна на расстоянии 1000 км, правда умные там стараются не ходить. Запускать с АПЛ ракету по США можно и из прилегающей акватории Антарктиды, но лучше из Карибского моря. Про авианосцы никогда не писал, это не ко мне. По теме статьи. РФ нужны крейсера, корабли Первого ранга. По сути, считайте их у РФ нет, что такое три шт. из пяти.
                1. 0
                  3 июля 2023 23:12
                  уважаю ваши знания техногий ПЛО (если они есть) , однако за всем пересчисленным не увидел возможности найти АПЛ в открытом океане, ..насчет крейсеров тоже не понял, зачем нам эти надводные крейсера ? чтобы погнибли как Москва? или как линкор Ямато? арнументв вы не привели вооббще, спорить не хотите, ну видно видите слабость вашей позиции наверное?, ну можете не спорить ваше право ... про ваши звуковые каналы в 1000 км, , "Черная дыра": как в СССР создали самую бесшумную подлодку в мире .https://rg.ru/2020/09/12/chernaia-dyra-kak-v-sssr-sozdali-samuiu-besshumnuiu-podlodku-v-mire.html ..... .у вас опечатка, наверное не антарктиды, а арктики, то или ной сигнал вопринимаемый приемником , имеют амплитуду частоту , и дальность не большую , море шумит, а спутники при поиске апл это вобще рябь на воде, есть рябь и спутник ослеп, много шумов в океане переменых трудно отсеиваимыхю, не найти там апл как иголку в стоге сена
                  1. 0
                    4 июля 2023 22:35
                    Здесь не та аудитория, чтобы обсуждать ТТХ ПЛ. Гидрологию, шумы моря и многое другое. Чтобы Вы понимали уровень дискуссии, попробуйте себе ответить на вопрос. Почему все стараются сделать безэкипажную ПЛ???
                    1. 0
                      6 июля 2023 00:30
                      я не отрицаю что есть возможности выследить ПЛ при определенных условиях, но утверждаю что в открытом океане это пока очень трудно, почти невозможно найти, хотя конечно безэкипажная ПЛ была бы дешевле меньше и потеря ее не была бы так обидна, как потеря ПЛ с экипажем
                      1. 0
                        11 июля 2023 10:41
                        Флот должен быть полноценным...и иметь корабли всех классов,только тогда это флот...А Москва и Ямато примеры не корректные...Москва старый,не прошедший модернизаций корабль,не имевший технической возможности для перехвата маловысотных целей. Его проектировали с 70-х годах прошлого века,когда не было таких низколетящих ракет как сегодня...Ямато отправили в бой как корабль-камикадзе...с минимальным прикрытием,едва не против всего флота США,с предсказуемым результатом...Если бы погиб новейший фрегат 22350 ,или модернизированный Маршал Устинов,это был бы повод задуматься,а случай с Москвой говорит лишь о том,что экономить нужно на Чубайсах и Абрамовичах,а не на армии и флоте РФ...
                      2. +1
                        11 июля 2023 19:30
                        Цитата: Sapsan136
                        Флот должен быть полноценным...и иметь корабли всех классов,только тогда это флот..

                        первая фраза верная, но вы к ней прицепили совершено пустую бездоказательную и ложную фразу (манпулятивный прием создания последовательности из верных фраз и к ним невепная) , флот не должен иметь корабли всех классов для его полноценности, по настоящему флот должен иметь не все классы кораблей а те что нужны для выполнения конкретных задач конкретного фдота. дальше вы указыаете на удности крейсера мсква и ямато, перечислите еще трудности всех линкоров и крейеров безславно погиших в РЯВ ПМВ1 ПМВ2, ВОВ? может дело не в конкретной ситуации, а это системаная проблема большого корабля, потому что он большой?...ведь еси бы москва была маленько ы не понула помку что ее списаи бы давно, так первый недостаток это высокая цена юольшго корабля и большие затрпаты на егт содержание и боязнь списать слишком рано? вот поэтому то и потнула москва, поема больих кораблей это выская цена как следсвие большие пасходы и маое колво корпаблей, затем это малое количество приходится модернизировать, серии нет, ни при стротельстве ни при ремонтах ,так и накапливаются мастодонты в составе флота небоеготовые но потребляющие довольствие.
          2. -1
            2 июля 2023 17:32
            А, Вы ждете, подводные лодки в степях Украины?
            1. -1
              2 июля 2023 19:09
              наши НАПЛ активно и успешно работают по степям украины, это самая главная сила флота
    3. 0
      2 августа 2023 15:27
      Согласен. И те старые и почти небоеспособные. Что показала Москва.

      Кроме нахимова конечно и устинова.
  2. Voo
    0
    2 июля 2023 18:28
    Как на Дальнем Востоке готовятся к строительству серии перспективных фрегатов

    Как, как? С бубнами и только с бубнами. Ибо по другому никак. Авиапром который год, без бубнов, 5 поколение запускает.
    1. 0
      3 июля 2023 12:16
      Приберегите бубны, на праздничный случай!
  3. 0
    4 июля 2023 21:58
    22350? А на них дизеля есть? Их нет. И завод тут ничем не поможет.

    Профукали полимеры.
  4. +1
    10 июля 2023 11:16
    Автору. У вас опечатка! Не американские и британские ПЛАРБ, а американские и британская (единственное число) Если мне не изменяет мой склероз с кем-нибудь помоложе, то их было четыре , но в данное время в боеготовом состоянии бывает лишь одна.
    1. 0
      11 июля 2023 08:08
      Цитата: Антон Кузьмин
      Автору. У вас опечатка! Не американские и британские ПЛАРБ, а американские и британская (единственное число) Если мне не изменяет мой склероз с кем-нибудь помоложе, то их было четыре , но в данное время в боеготовом состоянии бывает лишь одна.

      обрадовали спасибо
  5. 0
    11 июля 2023 13:48
    Цитата: владимир1155
    Цитата: Антон Кузьмин
    Автору. У вас опечатка! Не американские и британские ПЛАРБ, а американские и британская (единственное число) Если мне не изменяет мой склероз с кем-нибудь помоложе, то их было четыре , но в данное время в боеготовом состоянии бывает лишь одна.

    обрадовали спасибо

    Та нема за що! :)
  6. 0
    11 августа 2023 16:12
    Хватит говорить, давно пора Буревестник-М в серию запускать и все будет как прежде, а эти цифровые технологии оставить китайцам...мы на лампах холодную войну выиграли, наша типа "элита" нас продала за зеленые бумажки...