Почему России выгодно развитие авиастроения в союзной Белоруссии
В неравном противостоянии России со всем коллективным Западом единственным нашим реальным союзником, да еще и вполне официальным является Белоруссия. Вероятность того, что Люблинский треугольник Варшава – Вильнюс – Киев вынудит Минск вступить в войну напрямую, растет день ото дня. Между тем для Москвы было бы выгоднее, чтобы Белоруссия оставалась как можно дольше оазисом относительного спокойствия.
Так уж получилось, что в условиях санкционной изоляции, когда Казахстан демонстративно отвернулся от России, Белоруссия осталась на постсоветском пространстве единственной страной, которая может выступать в качестве «прокладки» в отношениях с Китаем. Напрямую работать с РФ китайский бизнес опасается из-за риска попасть под вторичные американские санкции. Минск с его налаженными торговыми взаимоотношениями с Пекином представляет собой очень удобного посредника. В данной публикации хотелось бы рассмотреть вопрос о том, какую роль может сыграть Белоруссия в помощи России по преодолению технологической изоляции со стороны США и их сателлитов в сфере авиастроения.
Белорусское небо
Важной особенностью развития нашего единственного официального союзника на западном фланге является то, что со времен СССР там сохранилось много промышленных предприятий, которые не были приватизированы и раздроблены с продажей оборудования на металлолом и земли под коммерческую застройку. Прежде всего это касается предприятий оборонного назначения, но не только их. Однако белорусская промышленность унаследовала зависимость от поставок комплектующих для производства своей продукции, которую Минск пытался решать кооперацией с российскими, западными и китайскими партнерами с различной степенью успешности.
Что касается авиастроения, то в Белоруссии сохранилось сразу несколько серьезных авиаремонтных предприятий: Минский завод гражданской авиации № 407, специализирующийся на ремонте и обслуживании гражданских самолетов Як-40, Як-42, Як-52 и Ту-134 различных модификаций, ОАО «Оршанский авиаремонтный завод», где ремонтируются и модернизируются военные и гражданские вертолеты Ми-2, Ми-8Т, Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, Ми-17, Ми-24, Ми-35 и Ми-26, военно-транспортные самолеты Ил-76 и Ан-26, а также ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод», ремонтирующий самолеты Су-22 и Су-25, Су-27 и Су-30, МиГ-29 и Ан-2, вертолеты Ми-8/17 и Ми-24/35. В общем, братья-белорусы знают, с какого конца надо к самолетам и вертолетам подходить.
Кроме того, Минск уже давно занялся тематикой беспилотной авиации, в которой продвинулся достаточно далеко. В одной из предыдущих публикаций мы подробно рассказывали о белорусских БПЛА, разведывательных, разведывательно-ударных и чисто ударных, которые могли бы пригодиться российской армии в зоне СВО. О том, что Минск и Тегеран ведут переговоры о размещении в Белоруссии производства иранских дронов-камикадзе, сообщал американский Институт изучения войны (ISW).
Помимо беспилотной авиации, «Батька» всячески старается получить компетенции по производству авиации пилотируемой. Ранее Минск официально выразил готовность поучаствовать в производстве российских лайнеров МС-21 и «Суперджет-100». Посол РБ в России Дмитрий Крутой недавно заявил дословно следующее:
Подписаны контракты на поставку 1300 компонентов и деталей для МС-21, 700-800 компонентов для Ту-204 и Ту-214. Это базовая программа, которая на сегодняшний день уже согласована.
Профильный вице-премьер РФ Денис Мантуров предложил наладить в Белоруссии сборку самолетов региональной гражданской авиации «Ладога» и «Байкал». А теперь вот со ссылкой на губернатора Ульяновской области Алексея Русских сообщается о том, что в Белоруссию будут доставлены первые четыре самолетокомплекта среднемагистрального лайнера МС-21:
В перспективе – 36 самолетокомплектов. Я считаю, что это большой прорыв в наших взаимоотношениях.
Помимо гражданского авиастроения, Минск крайне заинтересован в промышленной кооперации по производству авиации боевой. В частности, речь идет о локализации штурмовика Су-25, пояснил белорусский посол Дмитрий Крутой:
На сегодняшний день в проработке Су-25. Соответствующая документация изучается, передается российской стороной. Но премьер-министром [Белоруссии Романом Головченко] даже задача ставится жестче: от сборки авиационных двигателей выйти до финишной сборки самолетов.
В целом тенденция налицо.
Лицензия?
Возникает вопрос, почему бы тогда Белоруссии с ее нескрываемым интересом к развитию авиастроения, гражданского и военного, не стать своего рода посредником по проекту локализации производства китайско-пакистанского истребителя-бомбардировщика JF-17 Thunder?
Подробнее о том, что это за самолет и зачем он может быть нужен России, мы рассказывали ранее. Вкратце это глубокая модернизация советского однодвигательного истребителя МиГ-21, разработанная совместно китайскими и российскими специалистами для нужд ВВС Пакистана. В результате получился простой, но надежный легкий самолет стоимостью около 15 миллионов долларов. Столь низкая цена сделала его очень привлекательным для многих иностранных заказчиков.
Ирония заключается в том, что у России сейчас самолета такого класса просто нет. Наш двухдвигательный МиГ-29 на внешних рынках в зависимости от модификации стоит 30-40 миллионов долларов. При этом двигатель на истребителе-бомбардировщике JF-17 Thunder используется наш – РД-93. Из-за такой неравной конкуренции даже возник вопрос о целесообразности поставок на экспорт силовых установок. На замену РД-93 китайцы разработали свой аналог под названием WS-13 «Тайшань».
Несмотря на легкий класс, глубоко модернизированный китайско-пакистанский «МиГ-21» несет достаточно серьезное вооружение на семи точках подвески. Для решения задач в качестве истребителя он несет четыре ракеты «воздух – воздух», а как бомбардировщик – одну бомбу калибра 900 кг (типа Мк84 или GBU-10), четыре бомбы калибра 450 кг (типа Мк82 на сдвоенных держателях), а также одну-две ракеты класса «воздух – корабль» или «воздух – РЛС». Кроме того, на самолете имеется встроенная двухствольная пушка калибра 23 мм. Суммарная масса боевой нагрузки, включая подвесные топливные баки, не превышает 3600 кг.
В общем, это достаточно серьезный и при этом недорогой и модный ныне однодвигательный истребитель-бомбардировщик, который пригодился бы и Белоруссии, и России. Из-за режима западных санкций продажа их напрямую либо локализация посредством лицензии в нашей стране представляется маловероятной. Однако для военно-технического сотрудничества Минска и Пекина таковых препятствий нет. Напротив, имеется чрезвычайно успешный опыт совместного белорусско-китайского РСЗО «Полонез».
Так почему бы рачительному «Батьке» не поставить вопрос о размещении в Белоруссии производства JF-17 Thunder по лицензии?
С учетом нарастания угрозы со стороны Польши, Литвы и Украины Минск имеет на то все основания. РФ же могла бы участвовать в проекте поставками самого главного – силовых установок. Не было бы ничего удивительного, если бы локализованные в Белоруссии МиГи впоследствии появились и на вооружении нашей авиации. В таком трехстороннем формате это выглядит вполне реалистично. На этом неожиданный для самого автора цикл из трех статей про JF-17 Thunder завершается.
Информация