Почему России выгодно развитие авиастроения в союзной Белоруссии

11

В неравном противостоянии России со всем коллективным Западом единственным нашим реальным союзником, да еще и вполне официальным является Белоруссия. Вероятность того, что Люблинский треугольник Варшава – Вильнюс – Киев вынудит Минск вступить в войну напрямую, растет день ото дня. Между тем для Москвы было бы выгоднее, чтобы Белоруссия оставалась как можно дольше оазисом относительного спокойствия.

Так уж получилось, что в условиях санкционной изоляции, когда Казахстан демонстративно отвернулся от России, Белоруссия осталась на постсоветском пространстве единственной страной, которая может выступать в качестве «прокладки» в отношениях с Китаем. Напрямую работать с РФ китайский бизнес опасается из-за риска попасть под вторичные американские санкции. Минск с его налаженными торговыми взаимоотношениями с Пекином представляет собой очень удобного посредника. В данной публикации хотелось бы рассмотреть вопрос о том, какую роль может сыграть Белоруссия в помощи России по преодолению технологической изоляции со стороны США и их сателлитов в сфере авиастроения.



Белорусское небо


Важной особенностью развития нашего единственного официального союзника на западном фланге является то, что со времен СССР там сохранилось много промышленных предприятий, которые не были приватизированы и раздроблены с продажей оборудования на металлолом и земли под коммерческую застройку. Прежде всего это касается предприятий оборонного назначения, но не только их. Однако белорусская промышленность унаследовала зависимость от поставок комплектующих для производства своей продукции, которую Минск пытался решать кооперацией с российскими, западными и китайскими партнерами с различной степенью успешности.

Что касается авиастроения, то в Белоруссии сохранилось сразу несколько серьезных авиаремонтных предприятий: Минский завод гражданской авиации № 407, специализирующийся на ремонте и обслуживании гражданских самолетов Як-40, Як-42, Як-52 и Ту-134 различных модификаций, ОАО «Оршанский авиаремонтный завод», где ремонтируются и модернизируются военные и гражданские вертолеты Ми-2, Ми-8Т, Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, Ми-17, Ми-24, Ми-35 и Ми-26, военно-транспортные самолеты Ил-76 и Ан-26, а также ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод», ремонтирующий самолеты Су-22 и Су-25, Су-27 и Су-30, МиГ-29 и Ан-2, вертолеты Ми-8/17 и Ми-24/35. В общем, братья-белорусы знают, с какого конца надо к самолетам и вертолетам подходить.

Кроме того, Минск уже давно занялся тематикой беспилотной авиации, в которой продвинулся достаточно далеко. В одной из предыдущих публикаций мы подробно рассказывали о белорусских БПЛА, разведывательных, разведывательно-ударных и чисто ударных, которые могли бы пригодиться российской армии в зоне СВО. О том, что Минск и Тегеран ведут переговоры о размещении в Белоруссии производства иранских дронов-камикадзе, сообщал американский Институт изучения войны (ISW).

Помимо беспилотной авиации, «Батька» всячески старается получить компетенции по производству авиации пилотируемой. Ранее Минск официально выразил готовность поучаствовать в производстве российских лайнеров МС-21 и «Суперджет-100». Посол РБ в России Дмитрий Крутой недавно заявил дословно следующее:

Подписаны контракты на поставку 1300 компонентов и деталей для МС-21, 700-800 компонентов для Ту-204 и Ту-214. Это базовая программа, которая на сегодняшний день уже согласована.

Профильный вице-премьер РФ Денис Мантуров предложил наладить в Белоруссии сборку самолетов региональной гражданской авиации «Ладога» и «Байкал». А теперь вот со ссылкой на губернатора Ульяновской области Алексея Русских сообщается о том, что в Белоруссию будут доставлены первые четыре самолетокомплекта среднемагистрального лайнера МС-21:

В перспективе – 36 самолетокомплектов. Я считаю, что это большой прорыв в наших взаимоотношениях.

Помимо гражданского авиастроения, Минск крайне заинтересован в промышленной кооперации по производству авиации боевой. В частности, речь идет о локализации штурмовика Су-25, пояснил белорусский посол Дмитрий Крутой:

На сегодняшний день в проработке Су-25. Соответствующая документация изучается, передается российской стороной. Но премьер-министром [Белоруссии Романом Головченко] даже задача ставится жестче: от сборки авиационных двигателей выйти до финишной сборки самолетов.

В целом тенденция налицо.

Лицензия?


Возникает вопрос, почему бы тогда Белоруссии с ее нескрываемым интересом к развитию авиастроения, гражданского и военного, не стать своего рода посредником по проекту локализации производства китайско-пакистанского истребителя-бомбардировщика JF-17 Thunder?

Подробнее о том, что это за самолет и зачем он может быть нужен России, мы рассказывали ранее. Вкратце это глубокая модернизация советского однодвигательного истребителя МиГ-21, разработанная совместно китайскими и российскими специалистами для нужд ВВС Пакистана. В результате получился простой, но надежный легкий самолет стоимостью около 15 миллионов долларов. Столь низкая цена сделала его очень привлекательным для многих иностранных заказчиков.

Ирония заключается в том, что у России сейчас самолета такого класса просто нет. Наш двухдвигательный МиГ-29 на внешних рынках в зависимости от модификации стоит 30-40 миллионов долларов. При этом двигатель на истребителе-бомбардировщике JF-17 Thunder используется наш – РД-93. Из-за такой неравной конкуренции даже возник вопрос о целесообразности поставок на экспорт силовых установок. На замену РД-93 китайцы разработали свой аналог под названием WS-13 «Тайшань».

Несмотря на легкий класс, глубоко модернизированный китайско-пакистанский «МиГ-21» несет достаточно серьезное вооружение на семи точках подвески. Для решения задач в качестве истребителя он несет четыре ракеты «воздух – воздух», а как бомбардировщик – одну бомбу калибра 900 кг (типа Мк84 или GBU-10), четыре бомбы калибра 450 кг (типа Мк82 на сдвоенных держателях), а также одну-две ракеты класса «воздух – корабль» или «воздух – РЛС». Кроме того, на самолете имеется встроенная двухствольная пушка калибра 23 мм. Суммарная масса боевой нагрузки, включая подвесные топливные баки, не превышает 3600 кг.

В общем, это достаточно серьезный и при этом недорогой и модный ныне однодвигательный истребитель-бомбардировщик, который пригодился бы и Белоруссии, и России. Из-за режима западных санкций продажа их напрямую либо локализация посредством лицензии в нашей стране представляется маловероятной. Однако для военно-технического сотрудничества Минска и Пекина таковых препятствий нет. Напротив, имеется чрезвычайно успешный опыт совместного белорусско-китайского РСЗО «Полонез».

Так почему бы рачительному «Батьке» не поставить вопрос о размещении в Белоруссии производства JF-17 Thunder по лицензии?

С учетом нарастания угрозы со стороны Польши, Литвы и Украины Минск имеет на то все основания. РФ же могла бы участвовать в проекте поставками самого главного – силовых установок. Не было бы ничего удивительного, если бы локализованные в Белоруссии МиГи впоследствии появились и на вооружении нашей авиации. В таком трехстороннем формате это выглядит вполне реалистично. На этом неожиданный для самого автора цикл из трех статей про JF-17 Thunder завершается.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 августа 2023 11:56
    Если уж развивать практически с чистого поля (с нуля), так уж вкладываться в перспективные образцы с выходом на беспилотные варианты.Тут С-75 подходит, да с ним занимается изготовитель. Возможно взять на глубокую модернизацию ЯК-130, как более современный с переводом на беспилотный вариант. Миг-21, слишком устарел, и переделывать то-же, что и новый образец запускать. Тут уж главным перспективный вариант с будущим развитием, временные решения слишком дорого обойдуться и не дадут нужных результатов. Главным, определиться что необходимо в первую очередь в будущем, то и строить.
    1. +1
      18 августа 2023 12:32
      Согласен с Владимиром, реанимация МиГ-21 - тупиковая ветвь развития. Тут ещё надо принимать во внимание кто будет вероятным противником в сопредельных государствах. А это никак не F-104 и не F-4 третьего поколения, планируются самолёты пятого поколения (условно похожие на F-35). Ну и для Белоруссии будет большим успехом локализация выпуска модернизированных Су-25 с производством на своих предприятиях до 25% комплектующих.
  2. D O
    0
    18 августа 2023 13:48
    Если говорить о пилотируемых штурмовиках, то Су-25 в этом качестве много лучше JF-17 Thunder. Ибо пилотируемому штурмовику не нужен сверхзвук, но нужна живучесть и бронекапсула пилота.
    Другое дело перспективные беспилотные штурмовики. Электроника работает много быстрее человека, поэтому сверхзвук не будет лишним и повысит шансы беспилотного штурмовика на возвращение с боевой задачи домой. Бронекапсула пилота здесь не нужна, ибо пилот отсутствует. Двигатель должен быть один, ибо за те же деньги можно изготовить однодвигательных планеров раза в полтора больше чем двухдвигательных. То есть клон МиГ-21, JF-17 Thunder, хороший кандидат для его модернизации на российском или белорусском заводе в беспилотный штурмовик.
    1. D O
      0
      19 августа 2023 00:48
      P. S.

      Вероятность того, что Люблинский треугольник Варшава – Вильнюс – Киев вынудит Минск вступить в войну напрямую, растет день ото дня. Между тем для Москвы было бы выгоднее, чтобы Белоруссия оставалась как можно дольше оазисом относительного спокойствия.

      Автор, а может наоборот? Ибо сегодня только решительные действия белорусского руководства могут отрезать киевский режим от западных поставок оружия и боеприпасов через Западную Украину, обеспечив победу союзных сил России и Белоруссии?
      1. 0
        19 августа 2023 09:31
        Пока Россия проводит СВО, не надо предъявлять требования ни к Белоруссии, ни к кому-либо ещё.
        Россия начала СВО. Россия её и проводит, как может..
        Это не война. И никакие договора и чьи-либо желания, Белоруссию ни к чему не обязывают.
        Почему Белоруссия должна ввязываться в военный конфликт? Кто на Россию напал?
    2. 0
      20 августа 2023 02:25
      Штурмовик - самое бесполезное вложение денег в нынешней ситуации. Это самолеты камикадзе. Бредовые фантазии про бронекапсулы и 2 двигателя почему-то никто не подтверждает фактами из современной реальности. Может потому что БЧ ракет тяжелее ПЗРК ложили на ваши верования и наносят такие повреждения что даже 4 двинагеля не вытянули бы? И капсула абсолютно не спасает от той же Aim-120, доказано 12 мая.
  3. 0
    18 августа 2023 19:44
    в Белоруссию будут доставлены первые четыре самолетокомплекта среднемагистрального лайнера МС-21

    Все это пока игра в одни ворота.
    Беларусь хочет получать деньги за свои компоненты или вот услуги по сборке, но совершенно не торопится заказывать и оплачивать те же мс-21.
  4. +1
    19 августа 2023 10:32
    Понеслась лягушка по кочкам!
    Давайте займемся индустриализацией дружественных нам стран и вступим с ними в кооперацию!
    А потом останемся с носом, как в 1992 году.........
  5. 0
    20 августа 2023 10:35
    Вероятность того, что Люблинский треугольник Варшава – Вильнюс – Киев вынудит Минск вступить в войну напрямую, растет день ото дня

    Между тем было бы выгоднее, чтобы Белоруссия оставалась как можно дольше оазисом относительного спокойствия.

    Логическое противоречие, в этих условиях не выгодно развитие авиастроения в союзной Белоруссии (50/50 которой католическая), и к границе НАТО ближе, и с учетом предыдущего опыта с Варшавским (Минским-Брестским договором)

    Оазис спокойствия мог бы быть, если бы действовали опосредовано через другое государство СВО "их там нет"

    Но у народа Вальцмана-Шеломова иные планы, а страдает другой народ, не из бункера, а их друзья олигархи выводят капитал как в конце 90-х

    Лондон-Дубай
  6. Voo
    0
    4 сентября 2023 05:35
    Почему России выгодно развитие авиастроения в союзной Белоруссии

    Правильнее сказать кому в России выгодно развитие авиастроения в Белоруссии. Тому кто в Россию не верит и не вкладывается.
  7. 0
    20 сентября 2023 17:03
    Всё высокотехнологичное авиа производство надо размещать в России.
    Сегодня Лукашенко друг и союзник а завтра , если он уйдёт? Мало вам ,,союзных ,, республик с вихляющими задами? Если вложатся сами , то можно что то разместить но только как вспомогательное производство.
    Всё основное - только в России!