Почему Иран осудил российскую СВО на Украине и отвернулся от Москвы

60

Одной из самых резонансных новостей последних дней стало выступление нового президента Ирана на полях Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, где он фактически осудил российскую спецоперацию на Украине, назвав ее «агрессией». Почему же Тегеран, с которым у нас произошло столь тесное сближение на почве западных санкций, вдруг отвернулся от Москвы?

Рука дружбы


Недавно избранный президент Исламской Республики Масуд Пезешкиан, известный как представитель либеральной общественности Ирана, публично заявил о намерении улучшить отношения с коллективным Западом. Второй человек в Тегеране на весь мир заявил, что не поддерживает действия России на Украине и готов к диалогу с США и Европой по вопросу урегулирования конфликта на ее территории:



Мы готовы сесть за стол переговоров с европейцами и американцами, чтобы вести диалог. Мы никогда не одобряли российскую специальную военную операцию на украинской территории. Нужно уважать границы каждой страны.

При этом президент Пезешкиан утверждает, что Иран никогда не передавал России свои баллистические ракеты, которая та могла бы использовать в своей спецоперации на Украине. Довольно неожиданный разворот позиции после столь серьезного сближения между нашими странами, что не оставило равнодушным российскую патриотически настроенную общественность.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал заявления иранского лидера следующим образом:

Мы продолжим разъяснять нашу позицию и все, что связано с этим конфликтом вокруг Украины нашим иранским друзьям.

По словам «гласа Путина», взаимоотношения России и Ирана «весьма позитивно развиваются». Напомним, что в октябре сего года должен быть подписан договор о стратегическом партнерстве Тегерана и Москвы. И тут такое! Нормально ж все было.

Если друг оказался вдруг


На самом деле, ничего ужасного не произошло. Просто Иран, как одна из немногих по-настоящему суверенных держав, отстаивает свои национальные интересы, а не российские. Это тот самый многополярный мир, к которому стремится Москва в противовес американоцентричному миру, основанному на американских же правилах. Чтобы не обижаться понапрасну на персов, следует учитывать ряд факторов.

Прежде всего, Иран уже несколько десятилетий находится под западными санкциями, которые душат его экономику и мешают технологическому развитию. При этом президент в Исламской Республике – это всего лишь второе по значимости лицо после Рахбара, религиозного лидера. По сути, это председатель правительства.

После трагической гибели президента Раиси выбор пал на этнического азербайджанца Масуда Пезешкиана, видного представителя либеральной общественности ИРИ. Вполне очевидно, что с новым президентом в Тегеране рассчитывают на некий ребрендинг Ирана и возможность перезапуска отношений с коллективным Западом. Вопрос лишь в том, что Вашингтон и Лондон попросят взамен?

Этим вопросом мы уже задавались ранее, выдвинув следующие гипотезы:

На данный момент просматриваются как минимум три направления, по которым Иран может вести переговоры о взаимных уступках. Первое – это самоограничение на ядерную программу ИРИ, которая должна остаться только в рамках мирного атома. Второе – прекращение или снижение поддержки иранских прокси «Шиитского пояса» на Ближнем Востоке и в Африке. Третье – прекращение военно-технического сотрудничества с Россией и КНДР, которые официально стали военными союзниками. Нетрудно догадаться, отказ от какого направления будет для Ирана наименее болезненным с точки зрения его национальных интересов.

Да, на третьем году СВО на Украине зависимость Москвы от Тегерана значительно возросла. Помимо дронов и баллистических ракет, поставку которых там упорно отрицают, Россия ищет в лице Ирана альтернативные Европе торговые ворота, идущие на Глобальный Юг. Это и перспективный логистический коридор, ведущий в Индию, и предполагаемый газопровод, который может пройти по дну Каспийского моря и запитать Северный Иран.

Повысить зависимость Тегерана от Москвы могли бы совместные проекты в области авиастроения и атомной энергетики, но пока что, увы, нам Иран нужен чуть больше, чем мы ему. В конце концов, Российская Федерация выживает под жесткими западными санкциями всего третий год, а Исламская Республика с ними живет и даже развивается более трех десятилетий.

Также необходимо учитывать явное раздражение Тегерана позицией Москвы по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, а именно, ее согласие на открытие Зангезурского транспортного коридора через южную Армению. Это дало бы Азербайджану, а с ней и Турции, выход к побережью Каспийского моря и дальше - в Среднюю Азию. Перспектива появления у наших общих границ пантюркистского проекта «Великого Турана» несет в себе долгосрочные стратегические угрозы одновременно и России, и Иран, но почему-то вызывает к себе разное отношение.

Что касается несогласия Тегерана с проводимой на Украине спецоперацией, то это лишний раз подчеркивает проблему отсутствия четко выраженного адекватного плана мирного урегулирования конфликта и послевоенного переустройства Незалежной, приемлемого и для русских, и для украинцев. Без привлекательного образа совместного будущего для России и пост-Украины хороших перспектив, увы, пока не просматривается.
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    25 сентября 2024 19:22
    Как говаривал Александр 111 -у России два верных союзника. Никакие Ираны туда не входят.
    1. KLV
      +13
      25 сентября 2024 19:47
      Александр сто одиннадцатый???
      1. 0
        26 сентября 2024 10:00
        Цитата: KLV
        Александр сто одиннадцатый???

        Дык,можно было и ещё "шибче" ! Например, Александр ///... what
        1. -1
          27 сентября 2024 13:43
          Цитата: Nikolaevich I
          Дык,можно было и ещё "шибче" ! Например, Александр ///...

          Или просто Александр III, латиница вроде бы на любой клавиатуре присутствует.
          1. -1
            27 сентября 2024 13:52
            Цитата: guest
            латиница вроде бы на любой клавиатуре присутствует.

            Я,например, так и делаю ! Но надо быть толерантней ! У товарисчей должен быть выбор ! fellow Это вам не президента в России выбирать !
    2. -7
      25 сентября 2024 20:17
      пушкарь:у России два верных союзника....

      Что два - это понятно, тыщу раз здесь об этом сказано.
      Не понятно другое - почему Западу удаётся кол-о своих союзников увеличивать?
      Что не так у России?
      Ведь чем больше союзников - то потери в л/с распределяются на всех, а не достаются одному.
      Вспомните как СССР натужно ждал открытие второго фронта союзников.
      РККА конечно дошла бы до Ла-Манша,но году этак в 48-м.
      А потом для русачек недостающих им мужиков завозить из Китая пришлось бы.
      Или это что-то другое?
      1. +13
        25 сентября 2024 20:32
        Не понятно другое - почему Западу удаётся кол-о своих союзников увеличивать?
        Что не так у России?

        Политики должны думать об интересах страны,а не о том чтобы быть хорошими для всех.Этому нам стоит поучиться и у американцев,и у иранцев.Показательный пример.

        Также необходимо учитывать явное раздражение Тегерана позицией Москвы по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, а именно, ее согласие на открытие Зангезурского транспортного коридора через южную Армению. Это дало бы Азербайджану, а с ней и Турции, выход к побережью Каспийского моря и дальше - в Среднюю Азию. Перспектива появления у наших общих границ пантюркистского проекта «Великого Турана» несет в себе долгосрочные стратегические угрозы одновременно и России, и Иран, но почему-то вызывает к себе разное отношение.

        Понятно теперь в чём дело?А точнее в ком дело.Если имея общие интересы с Ираном мы не можем стать союзниками Ирану,так как свои интересы не собираемся отстаивать в отличии от Ирана.Иран подумал и решил а зачем ему такой союзник,который по факту отказывается от совместных действий?И решил Иран в одиночку отстаивать свои интересы,так как иного пути ему не дано. И так же со многими странами мира ведём "мудрую" политику и как итог союзников у нас практически нет.
      2. +2
        26 сентября 2024 06:36
        Что не так у России?

        - она не так сильна, как считает сама, и не так слаба, как считают другие, вот и всё.
      3. -2
        26 сентября 2024 06:41
        почему Западу удаётся кол-о своих союзников увеличивать?

        - вы несколько путаете, не союзников, а вассалов...
      4. +3
        26 сентября 2024 09:57
        Не понятно другое - почему Западу удаётся кол-о своих союзников увеличивать?
        Что не так у России?

        В этом вопросе как раз всё понятно, большинство предпочитает дружить или имитировать дружбу с сильными и богатыми...
        Россия увы к таковым не относится, потому у неё может быть много тайно сочувствующих, но настоящих верных друзей, единицы...
    3. +11
      25 сентября 2024 21:26
      Цитата: пушкарь
      Как говаривал Александр 111 -у России два верных союзника. Никакие Ираны туда не входят.
  2. +13
    25 сентября 2024 19:39
    Самое главное не пребывать в иллюзиях что вокруг нас одни друзья
    1. +2
      26 сентября 2024 08:30
      Никогда такого не было и вот опять.
      Очередной союзник, очередной плевок
      И почему меня это не удивляет?!
      1. -7
        26 сентября 2024 10:30
        Это всё потому, что плевали только на вас. laughing
  3. +6
    25 сентября 2024 19:56
    Так ведь и прежнее иранское руководство, как и руководство КНР и Индии, например, не поддерживало происходящие территориальные изменения (назовём их так)...
  4. +1
    25 сентября 2024 20:14
    Это тот самый многополярный мир, к которому стремится Москва в противовес американоцентричному миру

    Это еще не тот многополярный мир. А тот на китайских картах нарисован - где весь нынешний российский ДВ в китайские цвета окрашен.

    адекватного плана мирного урегулирования конфликта и послевоенного переустройства Незалежной, приемлемого и для русских, и для украинцев.

    Для адекватного плана достаточно было бы свободные выборы провести. После этого планом бы стало - 1) хватит дурью маяться и 2) земля и коттедж для каждого работающего россиянина. Для чего есть все условия.
  5. 0
    25 сентября 2024 20:17
    Когда говоришь о Беловежском соглашении,все почему то отмахиваются. Но именно в этом соглашении определены границы бывших республик СССР.В том числе и Украины. Эти границы утверждены на всех картах мира.Границы 1991 года. Желаем мы или не желаем,нам будут все время напоминать об этих границах.НЕ думаю,что Иран взял курс в сторону запада.Ирану важны крепкие связи с арабскими республиками.А там,как известно,по разному относятся к нам.
  6. +8
    25 сентября 2024 20:41
    Этот мир больной. Кнут для него слаще пряника. Жаль, что наши вверхусидящие жили в тепличных стерильных условиях и жизни не понимают. Слова вождя про то, что надо бить первым - просто балабольство. С настоящей шпаной он, похоже, дела никогда не имел. Да и откуда в Ленинграде шпана - это вам не рабочий посёлок, где на танцах глушили конкурентов кирпичом по голове и пером в бочину. Но такие, кто прошёл эту школу давно померли от туберкулёза в тюремных больничках, да и в комсомолопартию детей русских работяг брали только как массовку, а инструкторами комсомолопартии предпочитали брать детишек, у которых дедушки с бабушками Абрамы Иосифовичи да Софьи Марковны.
    1. +1
      29 сентября 2024 19:16
      не!... в начале 90-х конечно он отмечался как" отнести -принести"! ну а как поперло под собчаком, так уж не остановишь! теперь и давно- несмываемый! а вот корешей по понятиям не бросает-чуть шо-хлоп и на другую должность! хороших спецов вокруг себя подобрал, но и тех армяне-иранцы в блудную оформляют... только армия и флот , да теперь и ЯО!
  7. +5
    25 сентября 2024 20:43
    Цитата: Волковец
    пушкарь:у России два верных союзника....

    Что два - это понятно, тыщу раз здесь об этом сказано.
    Не понятно другое - почему Западу удаётся кол-о своих союзников увеличивать?
    Что не так у России?
    Ведь чем больше союзников - то потери в л/с распределяются на всех, а не достаются одному.
    Вспомните как СССР натужно ждал открытие второго фронта союзников.
    РККА конечно дошла бы до Ла-Манша,но году этак в 48-м.
    А потом для русачек недостающих им мужиков завозить из Китая пришлось бы.
    Или это что-то другое?

    Красная Армия до Ла-Манша дошла бы в 1946г. И западный мир был бы совершенно другим.
  8. -8
    25 сентября 2024 21:20
    Почему Иран осудил российскую СВО на Украине и отвернулся от Москвы

    Очень вовремя отвернулся. На данный момент России не с руки рассориться с Израилем напрочь
  9. +3
    25 сентября 2024 21:30
    Чему удивляться, с 1991 года идёт обман, власть вешает лапшу на уши народу, а народ молчит, потому что у народа всего один вопрос, как выжить. Спрашивают, почему у РФ нет союзников, нет друзей. Вы, много видели друзей у предателей? С такой властью никто не будет дружить в союзники. Иран поступает прагматично, лучше быть одному и самому строить своё благополучие. У него есть 33-х летний пример, как власть предала всех.
  10. +2
    25 сентября 2024 22:06
    Иран проводит политику, которую на Востоке давно приняли и воплотили многие страны - «никогда не говори да, если завтра придется сказать нет». Выжидательная позиция, отсутствие явных кренов, осторожность - все это в наличии. Непросто добиться баланса интересов, всегда эго приходится искать. Не думаю, что Иран так просто можно просчитать.
  11. +7
    25 сентября 2024 22:19
    Давайте вспомним, что Россия отказала Ирану в поставке с 300 из за санкций, остальное становится сразу понятным!!!
  12. +8
    25 сентября 2024 22:46
    приемлемого и для русских, и для украинцев

    Стоп. А как же тезис про один народ? Уже не актуально? Поступили новые вводные?
    1. -3
      26 сентября 2024 11:49
      Цитата: Риторическая Рита
      А как же тезис про один народ?

      Подучите великий и могучий русский язык. В данном контексте это надо понимать, как граждан России и Украины.
  13. +4
    25 сентября 2024 23:36
    Почему, потому - это уже свершившийся факт.
    1) Россия и раньше не входила в 5ку основных партнеров.
    2) Партнеры основные Ирана не поддерживают СВО. Индия, Китай, Азия, арабы.
    3) Иран пользуются проблемами.
    4) Возможно, Иран помнит, как Россия отвернулвсь сначала как от Ирана, так потом и от Запада, и от русских.
    Деньги на запад ,элита в еврейских шапочках ,Русская весна зачищена, Русских (по ВВП) бомбят русские.
    Не верят.

    Даже Батька Крым признает... де факто, устно.
    1. +3
      26 сентября 2024 01:38
      "Элита в еврейских шапочках" это и есть ответ почему от нас отворачивается Иран. Да и Батька поэтому тоже уже 3-е десятилетие не хочет объединяться и идти под власть мировой синагоги, уничтожающая сейчас славян на окраине!
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
    4. -3
      26 сентября 2024 02:24
      Товарищ Латышев, трудно понять, что вы доказываете. Россия не делает зла Израилю. И Иран терпит укоренившуюся агрессию евреев, которые из Израиля.
      P.S. Проще спросить у Маржецкого, где он взял источник для темы этой статьи.
      1. +1
        26 сентября 2024 08:34
        Дык, не прокуроры, это вы без конца к коментам придираетесь. Видно ,работа такая.
        P.S. Авторам нужны перемоги-темы для заметок. Чтоб народ повалил...Фантазии? да. Кровища? да. Телепатия? да. Предсказание на гуще? да, да и да!
        1. -2
          26 сентября 2024 10:15
          Товарищ Латышев, видимо вы решили, что ваши коменты не заслужили того, что на них обратили внимание. Я согласен. laughing
  14. +2
    26 сентября 2024 05:39
    Видя слабость России Иран не может не учитывать интересы объединённого Запада, так что нормальный ход, в том числе усиливающий переговорную позицию с Москвой.
  15. +4
    26 сентября 2024 06:15
    А что вы хотели от иранского либерала? Ему не хочется сидеть под санкциями. Но почему он решил, что Запад ему так просто их снимет, а не потребует кой-чего очень важного? Вот хотя бы не якшаться с Россией. Вот и заявил. Чел не понимает, что никогда не будет там, условно, "своим буржуинским", что в том мире его заставят платить . Ну так и Россия к Ирану тоже далеко не белая и пушистая... А в отношении нэньки просматривается только два варианта - либо Россия с хохлизмом покончит, и тогда это будет южная Россия. Либо не покончит, тогда на куске российской земли из бывших русских людей сделают ей вечного врага. Тоже , как с Пезешкианом, за мечтаемые "плюшки" от Запада. А все их "плюшки" - это воевать для Запада. Вот так аукается распад СССР . К сожалению, у Кремля нет никакой программы для Украины, как он будет "строить" эту территорию 404...
  16. +3
    26 сентября 2024 06:48
    Россия должна быть сильной. То есть её экономика, армия и флот. Только тогда никакая прибалтика с америкой и японией и вякнуть не посмеют, как это было при СССР. Главное, чтобы не появился новый Иудушка Горбачёв!
    1. +1
      27 сентября 2024 13:43
      Сильная Россия при шахматисте и наногении?

      Это с тем, у которого вся экономика заключается в экспорте сырья? Ну-ну...

      Новому Горбачеву не надо появляться, он уже 24 года как "на месте"
  17. +1
    26 сентября 2024 07:12
    Иран пока по России не запустил ни одной ракеты в отличии от израиля так что брехать тоже надо уметь
  18. +5
    26 сентября 2024 07:13
    Гениальные кремлёвские стратеги с Кавказом закончили, двигаются дальше.
  19. +5
    26 сентября 2024 08:18
    Здесь пишется о том, что Иран страна уже 30 лет под санкциями, а мы 3 года и оказывается они нам нужны в военной сфере (поставляют хорошее вооружение, скажите тогда где же наше родное передовое? Что делали наши военные все эти годы?
    1. +1
      27 сентября 2024 13:41
      Парады, выставки, главные и надувные храмы, фанерные рейхстаги и игры кашеваров...

      Когда в армию идут ради "военной ипотеки", а не Родине служить, тяжело ожидать Киева за три дня...
  20. -2
    26 сентября 2024 09:52
    Да пусть говорит что хочет. Мы все знаем особенности американской дипломатии. Не важно насколько ты будешь хорошим и сколько встречных шагов сделаешь в сторону США, санкции сняты не будут, нападение на твою страну не прекратятся. Просто либеральная партия Ирана своими потугами покажет жителям, что прозападные либералы это тупик развития.
  21. +1
    26 сентября 2024 10:32
    Насчет Зангезурского коридора - устаревшая информация.
  22. G N
    +4
    26 сентября 2024 10:56
    С такой нерешительностью и трусами в Кремле скоро только Медведев с Путиным останутся в друзьях!! Еще царь Антей говорил правильные слова:

    Пусть ненавидят, лишь бы боялись

    Давайте по честному кому нужны немощные государства с трусливыми лидерами?? Ответ: НИКОМУ!! Мы получаем только то что заслужили! Все началось в 2014 году не как не в 22!! Тогда если была бы воля, Украину можно было взять «легкой кровью»! Но нет! Эти власовцы пошли по пути большего уничтожения славянских народов!! Тупость, трусость и полное непонимание обстановки привели к войне с десятками а может и сотнями тысяч человек! А эти продолжают лить воду на мельницу и жевать сопли.
    1. +2
      27 сентября 2024 13:39
      Все началось гораздо раньше 2014-го...

      С "боже, храни Америку" и коммунистическим идолом покончено...

      А по большому счету еще гораздо раньше с развенчания "культа" личности Сталина...
  23. +1
    26 сентября 2024 11:40
    Просто Иран, как одна из немногих по-настоящему суверенных держав, отстаивает свои национальные интересы, а не российские. Это тот самый многополярный мир, к которому стремится Москва в противовес американоцентричному миру, основанному на американских же правилах

    Всё. Вопрос закрыт. Остальное есть словоблудие
  24. +3
    26 сентября 2024 14:30
    Иранская политика строится на долговременной основе. Это наша страна в 2008 году присоединилась в совбезе ООН к санкциям против Ирана. Что было Ираном небезосновательно расценено как предательство. У иранских лидеров хорошая память.
    1. +2
      26 сентября 2024 22:37
      Наша страна в свое время кинула и китайцев ( после смерти Сталина ) и Ирак ( президента Ирака повесили во время правления Путина ) и ещё много кого. Вот во Вьетнаме поработали отлично.
    2. +1
      27 сентября 2024 13:38
      А помимо санкций наши еще кидали Иран с С-300, хотя были заключены договора. Но "уважаемый западный партнер" запретил шахматному геонаностратегу эту сделку.

      А равно как и с самолетами линейки Ту, которые Иран хотел приобрести.

      Предпочли окончательно убить Туполева, лишь быть хорошенькими перед Западом...

      А потом эти же персонажи клеймят и виноватят Запад...
  25. +3
    26 сентября 2024 15:36
    Иран прекрасно видит слабость наших лидеров, которые зависят и трясутся от политического мнения Запада, и продолжают пресмыкаться перед экономической политикой США.
  26. +2
    26 сентября 2024 16:11
    явное раздражение Тегерана позицией Москвы по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, а именно, ее согласие на открытие Зангезурского транспортного коридора через южную Армению

    Чёт автор новостей не читает? Согласовали же маршрут не через Армению, а через Иран.
  27. -1
    26 сентября 2024 17:46
    Mi sa tanto che Masoud Pezeshkian ha la fifa addosso che venga fatto fuori da qualche supposta americana, quindi . . ha preferito avvicinarsi all'Amerika invece di fare Shopping di carta igienica .
  28. +1
    26 сентября 2024 21:45
    Цитата: Aurelio
    Mi sa tanto che Masoud Pezeshkian ha la fifa addosso che venga fatto fuori da qualche supposta americana, quindi . . ha preferito avvicinarsi all'Amerika invece di fare Shopping di carta igienica .

    И чё он сказал?
    1. +1
      27 сентября 2024 08:31
      В вольном переводе с итальянского - всё это чепуха.
  29. +3
    27 сентября 2024 09:24
    Иран считает Россию стороной проигравшей США поэтому вовремя предать - значить предвидеть. Брикс для Ирана,как и для многих других только источник возможных преференций. Стратегических договоров с ним не будет.
  30. +3
    27 сентября 2024 12:56
    В политике не бывает друзей, этот горкий опыт прошел весь соцлагерь, когда "друг СССР" в лице предателя Горбачёв предал всех друзей в соцлагере!!
  31. +3
    27 сентября 2024 13:34
    Иран нужен России сильнее, чем мы им...

    Ох, бывшая вторая экономика мира, в недавнем прошлом мощнейшая промышленная держава ничего, кроме ресурсов предложить не в состоянии...

    Что бы тут было, если бы под санкциями столько лет была Россия, а не Иран?

    Хотя если быть объективным, со времен Горбачева СССР/Россия, и так находится под санкциями... Правительства против народа...
  32. +1
    28 сентября 2024 02:54
    Это уже за последние дни второй звонок об изменении ситуации. Первый звонок - это заявление властей Саудовской Аравии о наращивании добычи нефти, что привело к резкому снижению котировок. Очевидно, что это заявление делается не просто так, возможно последуют и еще заявления от стран ОПЕК+ о наращивании добычи с декабря 2024 года. Теперь неожиданное заявление Ирана о ситуации на Украине, возможно это звенья одной цепи. И все вместе продиктованы попытками надавить на Россию и исходит эта активность от США.
  33. Ksv
    0
    29 сентября 2024 10:10
    Достали уже этими иранскими ракетами, Хоть бы один кусочек нашли на Украине
  34. +2
    29 сентября 2024 22:42
    Еврейский английский табор скоро всё руководство Ирана перебьёт, чтобы защититься.
  35. -1
    1 октября 2024 22:31
    Помню как тут кто-то называл недавно иранцев "братишками", вишь мол как оружием помогают. Русский человек склонен к неуместному благодушию и доверию к чужим, это нехорошо. Нет никаких "братишек". Ни Индия, ни Китай никогда ими не были, не есть, но и не будут. Единственный же братишка был да сплыл, да и стал к тому злейшим врагом.
  36. -1
    2 октября 2024 15:42
    Ну, теперь персам не до игр предательских будет - одна надежда на поддержку русских