Почему легкий истребитель МиГ-35 должен получить второй шанс
На проходящей в Саудовской Аравии выставке вооружений World Defense Show 2024 Россия представит сразу три военных самолета. Придирчивым иностранным заказчикам ОАК покажет военно-транспортный Ил-76МД-90А, а также два истребителя – Су-75 Checkmate и МиГ-35.
Наращивание объемов производства Ил-76 для нужд ВС РФ на фоне потерь самолетов данного типа в ходе СВО на Украине – это тема для отдельного серьезного разговора. В данной публикации хотелось бы заострить внимание на перспективных российских истребителях, которые мы когда-то взялись сравнить. Так уж получилось, что именно эти два самолета, относящиеся к легкому и среднему классу соответственно, могли бы внести существенный вклад в демилитаризацию Незалежной.
Малозаметный, наш
Буквально накануне мы рассматривали проблемы, с которыми пришлось столкнуться ВКС РФ в ходе проведения военной операции. Самыми серьезными из них являются необходимость действовать в условиях неподавленной ПВО противника, которому активную военно-техническую помощь с разведкой и целеуказанием оказывает вся натовская воздушно-космическая группировка, а также относительная малочисленность авиапарка российской авиации.
Да, РФ по-прежнему в боевой авиации на голову превосходит Украину, однако в этой компоненте традиционно уступает блоку НАТО. Это не может не вызывать озабоченности ввиду того, что Североатлантический альянс уже активно прощупывает формы легализации своего присутствия на территории Незалежной в виде некоего экспедиционного корпуса или «миротворцев». Также преступной легкомысленностью было бы игнорировать явные военные приготовления некоторых стран Восточной и Северной Европы к прямому столкновению с Россией в конвенциональной форме.
Перспективный легкий истребитель Су-75 мог бы сыграть важную роль как в деле демилитаризации Украины, так и в задаче по сдерживанию агрессивности младоевропейцев, которых «западные партнеры» натравят на нас, когда будет исчерпан наступательный потенциал ВСУ, и вот почему.
Созданный по технологиям стелс Checkmate малозаметен на вражеских радарах. Самолет изначально спроектирован так, что может иметь беспилотную версию, которая наиболее подходит для нанесения воздушных ударов планирующими авиабомбами вне зоны действия ПВО среднего радиуса. Интеграция технологии «верного ведомого», опробованная на БПЛА С-70 «Охотник», позволит использовать беспилотные Су-75 в связке с пилотируемыми, что снизило бы остроту проблемы с необходимостью подготовки большого количества боевых пилотов.
Действовать Checkmate будет в небе над Украиной, а также, возможно, над Восточной и Северной Европой. Наличие одного двигателя, в отличие от двух у Су-75, окажется не проблемой, а, напротив, достоинством, поскольку снизит стоимость производства и последующей эксплуатации. Максимальная степень унификации легкого истребителя Су-75 с его страшим собратом позволяет рассчитывать на то, что самолет из выставочного макета действительно воплотится в железе и полетит в самом ближайшем будущем.
Опять тридцать пять
Быть может, даже больший интерес вызывает то, что на выставку в Эр-Рияд ОАК привезла еще и макет МиГ-35. В условиях доминирования «сушек» функционеры от ВПК и чиновники в погонах из Минобороны РФ все никак не могут определиться, нужен России этот перспективный самолет или нет.
МиГ-35 по-своему уникален, поскольку это первый наш истребитель, переделанный из палубного в сухопутный, а не наоборот, как это принято. Во времена позднего СССР для оснащения тяжелых авианесущих крейсеров потребовались самолеты горизонтального взлета и посадки. «Сухой» разработал тяжелый истребитель Су-27К, переименованный впоследствии в Су-33, а «МиГ» спроектировал многоцелевой самолет для работы как по воздуху, так и по поверхности, прежде всего по морским целям, взяв за основу легкий истребитель МиГ-29М. Он был доработан для взлета с трамплина и посадки на палубу при помощи гака , оснащен механизмом складывания крыльев.
Дальнейшим развитием проекта стали палубные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ, разработанные по заказу ВМС Индии, которые приобрели наш бывший ТАВКР «Адмирал Горшков», перестроенный в авианосец «Викрамадитья». Также эти самолеты нашли место на палубе последнего российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».
Истребитель МиГ-35 и его двухместная версия МиГ-35Д является продуктом глубокой модернизации МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Инженеры значительно облегчили его конструкцию, убрав палубные «приблуды» типа гака и механизма складывания крыльев, оптимизировали аэродинамику фюзеляжа, снизив радиолокационную заметность. Двигатели стали более экономичными, а в одноместной версии МиГ-35 в кабине устанавливается дополнительный топливный бак. Это позволило увеличить максимальную дальность полета до 3100 км, что приблизило его к 3600 км у Су-35.
Благодаря возможности установки современной РЛС с АФАР, БРЭО и авионики российский истребитель по праву относится к поколению «4++». Он может использовать все типы существующего авиационного вооружения, включая высокоточные боеприпасы с лазерным наведением и дальнобойные ракеты. Бортовое оборудование построено по модульному принципу, что позволяет гибко его модернизировать и совершенствовать. Большим преимуществом МиГ-35, унаследованным от палубной авиации, является его усиленная конструкция планера и крыла, позволяющая устанавливать тяжелые крупногабаритные боеприпасы. Прочные палубные шасси дают возможность истребителю без проблем совершить посадку на грунт, автодорогу или на поврежденную ВПП. Самолет, изначально разработанный для эксплуатации с авианосца, максимально неприхотлив и автономен.
В общем и целом это отличный фронтовой истребитель для той войны, что уже идет, и той, что может вскоре начаться. Вот только реально произведено их всего несколько штук. И это притом, что есть и компонентная база, и целых два завода, где самолеты могли бы серийно производиться. Почему?
Ознакомившись с модернизированным истребителем, президент Путин еще в далеком 2017 году отметил большой потенциал МиГ-35:
Это действительно интересная, уникальная машина. Очень рассчитываю и на то, что наша армия будет значительно усилена этой машиной.
А потом как-то так получилось, что «Сухой» стал чуть ли не монополистом, если взять за скобки ранее произведенную и поставленную в войска продукцию «МиГ». Никоим образом не подвергая сомнению качество «сушек», хотелось бы обратить внимание, что в условиях войны ВКС РФ нужно много современных и конкурентоспособных боевых самолетов. Осенью 2023 года стало известно, что МиГ-35 тоже начал применяться в ходе СВО, о чем рассказал генконструктор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергей Коротков:
Сегодня в связи с теми событиями, которые происходят, машина участвует уже во всех операциях, которые проводятся. Еще предстоит дальнейшие испытательные полеты завершить, и тогда Министерство обороны примет окончательное решение.
«Окончательное решение» – это то, нужен ли Минобороны РФ этот самолет или нет. Кажется, что ответ очевиден, но ОАК теперь везет МиГ-35 вместе с Су-75 на выставку в Саудовскую Аравию.
Информация